Проектная деятельность учителя. Из опыта работы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Лисина Галина Анатольевна

Материал для педагогов, созданный как обобщение теоретических и практических материалов на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost_uchitelya._iz_opyta_raboty.ppt457.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность учителя

Слайд 2

Проект «Словарные слова» 1. Запиши слово, поставь ударение. 2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове. 3. Отметь, где написание расходится с произношением. 4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова. 5. Составь предложение со словом. 6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова. 7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета. 8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом. 9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом. 10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Слайд 3

Запиши слово, поставь ударение. Медвѐдь. Определи количество букв, звуков, слогов в слове. Отметь, где написание расходится с произношением. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова. Составь предложение со словом. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом. Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Слайд 4

Образец работы ученика 1. Медвѐдь. 2. Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл. 3. М е две д ь. 4. Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами. 5. Медведь ест малину. 6. Медведь – медвежонок, медведица, медвежья. 7. Бродит, охотится, спит, ревет, добывает. 8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский. 9. Идет медведь между елками, Бредет медведь между березками, В овражки спускается, На пригорки поднимается. 10. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

Слайд 5

Смысл работы? Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.

Слайд 6

Работаем над проектом Возможные темы учебных проектов: • Зачем я говорю и пишу? • Гласные и согласные бывают такие опасные … • Звуки – «двойняшки» • Где поставить ударение? • Всегда ли мягкий мягкий знак? • Древняя письменность • Откуда растет корень слова? • Крылатые слова и выражения • Разделительные Ь и Ъ • В царстве трёх склонений • На что похоже наречие • Какие части речи я знаю • Как различать омонимы • Такие разные синонимы • Тайны морфемы • Пословицы в современном мире • Заимствованные слова

Слайд 7

Давайте побудем детьми! 1 группа Проект «Крылатые слова и выражения» 2 группа Проект «Пословицы в современном мире» Определите цель, задачи, проблему проекта, составьте план работы над проектом, поделитесь на группы, определите продукт проекта.

Слайд 8

Проект «Крылатые слова и выражения» Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека. Цель проекта: прививать любовь и уважение к родному языку. Задачи проекта: 1. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы. 2. Учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно. 3. Совершенствовать у детей навыки работы в группе. 4. Расширить представления детей о родном языке, о его многообразии. Проблемный вопрос: Может ли речь быть богатой?

Слайд 9

Проблемный вопрос: Может ли речь быть богатой? Работа в группах: 1. Создание кроссворда «Речь». 2. Исследование «Что любят читать мои одноклассники?» 3. Изготовление буклета «Эти многоликие слова» (однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение слов). 4. Создание мультимедийной презентации «Крылатые слова и выражения». (Какие слова и выражения называют «крылатыми»? Почему? Что такое фразеологизмы? Как они вошли в нашу речь? Рождаются фразеологизмы в наше время?) Оформление результатов работы: кроссворд, таблица с результатами исследований, буклеты, электронная презентация. Заслушивание устных сообщений по результатам работы каждой группы. Использование материалов проекта: • При изучении ряда тем по русскому языку («Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Крылатые слова и выражения») • Во внеклассной работе (при проведении викторин, читательских конференций, КВН и т.п.)

Слайд 10

Проект « Пословицы в современном мире» Цели проекта: • пополнить активный словарный запас учащихся пословицами; • уточнить смысл и значение каждой из них; • научиться применять их в речи; • самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками; • дать толкование пословицам; • нарисовать к пословицам иллюстрации. Задачи проекта: • провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 5 классов , • провести оценку полученных результатов, • разработать решения и соответствующие мероприятия; • научить школьников самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией; • развивать творческие способности учеников; • создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников нашего класса», • художественно его оформить.

Слайд 11

Проблемный вопрос: Как рождаются пословицы? Работа в группах: 1. Основные признаки и функции пословицы. 2. Пословицы народов мира. 3. Тематические пословицы. 4. Пословицы разных времен. 5. Пословицы с поэтическим и прозаическим складом. 6. Пословицы о пословицах. 7. Пословицы разных источников происхождения. 8. Прямой и переносный смысл пословиц. Оформление результатов детских исследований: Оформление книги пословиц, в которой каждый ученик представляет свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация). Подведение итогов: урок – презентация «Пословицы в современном мире».

Слайд 12

«ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? Урок-проект по произведению А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (2 часа) Цель урока: понять общечеловеческий смысл пьесы , идейно-художественное своеобразие драматического произведения, авторскую позицию. Цели урока-проекта по произведению А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»: 1)личностные: развитие и совершенствование готовности и способности учащихся к определению своей жизненной и нравственной позиции, формирование мотивации к оценке своих поступков в среде межличностных отношений на примере отношения к проблематике литературного произведения 19 века, ценностно-смысловых установок, способности ставить цели и строить жизненные планы, опираясь на этические нормы человеческих взаимоотношений; 2)метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), их использование в жизни, развитие самостоятельности и умения работать в группах, сотрудничества с педагогами и сверстниками, способности к построению индивидуального образовательного маршрута, освоение навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности; 3) предметные: обучение анализу драматического произведения, умению работать с текстом художественного произведения, сравнительной характеристике, совершенствование работы над проектом, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Слайд 13

Предварительная работа по проекту. Домашнее задание(по группам дается заранее): I Прочитать трагедию А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». II Подготовить сообщения (с использованием мультимедийных технологий) по темам (по 4 минуты): Жизненный путь А.А.Пушкина. Творческий путь А.С.Пушкина. Жизнь и творчество Моцарта. Жизнь и творчество Сальери. Отношение современников к Пушкину, Моцарту, Сальери.

Слайд 14

Задачи: Изучить текст трагедии. Использовать материал сообщений (домашнего задания) для работы по проекту. Изучив вехи жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, определить его позицию в отношении гениальности и злодейства. Сформировать свою позицию по теме и аргументировать ее. Подготовить продукт проекта.

Слайд 15

Реальные люди Годы жизни Семья Детство Интересы Основные темы творчества Любовь в жизни Отношение к музе Отношение к Богу Отношение к людям Количество созданных произведений А.С.Пушкин Моцарт Сальери Работа в группах

Слайд 16

Слушаются сообщения учеников (в ходе их выступлений используются материал презентаций, включающих портреты А.Пушкина, Моцарта, Сальери): Жизненный путь А.А.Пушкина. Творческий путь А.С.Пушкина. Жизнь и творчество Моцарта. Жизнь и творчество Сальери. Отношение современников к Пушкину, Моцарту, Сальери .

Слайд 17

Работа со словарем литературоведческих терминов Что такое трагедия? Что значит маленькая трагедия ? Выяснить толкование слов гений и злодейство. Какова цель проекта? Как будем ее достигать? Какой продукт произведем? Насколько эта тема актуальна в наше время? (Ученики формулируют сами)

Слайд 18

Цель проекта – исследовать текст трагедии и выяснить авторскую позицию, соотнести с современным представлением о гениальности и злодействе, обосновав актуальность данного произведения в 21 веке. Моцарт Сальери Я и детство Я и мир Я и люди Прост, нет спеси, чванства; ценит дружбу, щедр, доверчив; обладает чувством юмора и т.д. Чувствует глубоко обиду; гордый Я и слава Я и музыка О музыке говорит сдержанно, что он работает по ночам, что это огромная внутренняя работа, мучительный и томительный труд. Себя считает избранным, жрецом в искусстве; ему кажется оскорбительным, что простой скрипач играет Моцарта. Главный смысл его жизни – музыка, всё остальное – «праздные забавы». Добился искусной игры ежедневной работой, «алгеброй поверил гармонию» Я и Бог Я и жизнь Живёт насыщенной, наполненной жизнью. Открыт людям, радостен. Предупредителен с женой, любит сына. Убеждён, что правды нет ни на земле, ни на небе… Говорит, что «мало жизнь люблю…» Пренебрежительное отношение к простым людям Отношение друг к другу Ценит талант Сальери; считает его сыном гармонии Не сомневается в его гениальности, но считает, что «недостоин сам себя», называет «гулякой праздным»

Слайд 19

Варианты домашнего задания (завершающий этап проекта) Создать образ гения всех времен и народов (на основе маленькой трагедии А.Пушкина). Написать эссе на темы : «Тварь я дрожащая или право имею?», «К чему приводит гениальное злодейство?» Используя полученные знания, создать проект «Сильные мира сего: гении или злодеи?» (Наполеон, Гитлер, Ленин, др.)

Слайд 20

На прощание… Творите, дерзайте, экспериментируйте! Не ошибается только тот, кто ничего не делает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация проектной деятельности учителя" (из опыта работы).

Доклад подготовлен для  выступления на видеоконференции "Организация проектной деятельности учителя для повышения эффективности образовательного процесса"....

Основы проектной деятельности школьника (из опыта работы)

Данный материал описывает некоторые вопросы построения курса "Основы проектной деятельности" в школе....

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...

Проектная деятельность учителя. Из опыта работы

Из опыта работы по созданию проектов на уроках русского языка и литературы...