Рабочая программа Вокруг тебя мир
рабочая программа (5 класс) на тему

Умнова Виктория Михайловна

Программа предмета "Вокруг тебя мир" на 5,6 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtm_fgos.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предмета «Вокруг тебя мир»  на 5-6 классы  разработана на основе  образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовате-льных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования Рос-сийской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста,   и Методических рекомендаций  к учебнику  Вокруг тебя мир/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н.Пискунова: 5 класс. – М.: Наука/Интерпериодика, 1997

Все тексты произведений, изучаемые в курсе «Вокруг тебя – Мир», объединены общей гу-манистической  этико-философской проблематикой и имеют художественно- эстетическую ценность.

Данная программа:

  • Дополняет учебники основного курса литературы;
  • Согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;
  • Решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;
  • Способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся. их речи и т.п.)

Преподавание предмета «Вокруг тебя мир» направлено на достижение следующих целей

- подготовить детей к восприятию основ международного гуманитарного права;

- формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;

- формировать читательские навыки;

- развивать речь детей. 

                        Общая характеристика предмета «Вокруг тебя мир»

 Предмет «Вокруг тебя мир» дополняет учебники основного курса  литературы; согласован с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.).

Художественные и публицистические произведения, помещенные в пособие, отличается гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения.

Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе.

От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван  создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности.

Для пособия, по которому осуществляется обучение,  характерны:

- системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-7-го классов в целом; 

- развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.).

Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей подтверждают достижение первой и последней из указанных целей. Но цели формирования читателя в ребенке и навыка анализа текста, которые являются важнейшими в процессе преподавания литературы как школьного предмета, явно недостаточно реализуются в разработках конкретных уроков: в работе над текстом преобладает содержательный и смысловой анализ, а художественные достоинства того или иного рассказа или отрывка отодвинуты на второй план; совершенно не используются принципы сопоставления и опоры на изученный ранее литературный материал; вступительное слово учителя часто излишне дидактично.

Место предмета «Вокруг тебя мир» в учебном плане

В соответствии с учебным планом в 5, 6  классах отводится 35 часов (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные  и предметные  результаты изучения предмета «Вокруг тебя мир»

Личностные:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

                                     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Раздел 1. О правилах

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.

 Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа)

Т.Александрова "Светофорчик" (сказка)

Раздел 2. Об уважении и сострадании

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.

Анри Дюнан – основатель Красного Креста

Е.Носов "Трудный хлеб"  (рассказ) (А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль))

О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка)

Раздел 3. О войне

Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон  художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

 Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа)

Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника)

Последнее уничтожение на Бородинском поле

В.Катаев «Сын полка» (отрывки из повести)

Раздел 4. О деятельном сострадании

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. 

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.

А.Куприна "Чудесный доктор" (рассказ)

А.Лиханов «Мальчик, которому не больно»

В.Шукшин «Дядя Ермолай»

6 класс

Раздел I. Тогда и теперь.

Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких , которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное сохранение человечества.

Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория. Метонимия. Лексический анализ текста.

Развивающий компонент. Развитие навыков диалогового общения, пересказа и составление устного рассказа, развитие способности соотносить обсуждаемое на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

Вводимые понятия: обычай, правило, договор.

Гесиод. «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна)

Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» (сказка)

Раздел.II. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности, направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права.

Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

Развивающий компонент. Развитие исследовательских способностей учащихся: формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам, развитие навыка аргументации в устном ответе; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: соревнование, соперничество, конфликт.

В.Скотт «Айвенго» (отрывки из романа)

А.Дюма «Три мушкетера» (отрывки из романа)

Раздел III. Право безоружного

Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира. Даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства.

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - например, больные, раненые, пленные, - по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных . Уважение достоинства военнопленного без всяких различий.

Литературоведческий компонент. Формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам; развитие навыка аргументации в диалоговом общении; развитие навыка устного рассказывания: обучение пониманию правовой информации; обогащение словарного запаса; развитие ассоциативного мышления.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.

Дж. Ф. Купер «Последний из могикан»

В.Гроссман «Жизнь и судьба»

К.Воробьев «Немец в валенках»

Раздел IV «SOS!»

Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто претерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров.

Развивающий компонент. Развитие умения усваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный.

Г.-А. Бюргер «Песнь о Благородном человеке» (баллада)

Г.Бочаров «Что человек может» (очерк)

А.С.Новиков-Прибой «Цусима» (отрывки из романа)

Раздел V Порочный круг

Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто претерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров.

Развивающий компонент. Развитие умения усваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: выбор, месть, нравственность

«Повесть временных лет» (фрагмент о мести Ольги)

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (фрагменты из повести)

В.Солоухин «Мститель»( рассказ)

Раздел VI Жестокие игры

Гуманистический компонент. Любой человек может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий совершаемых поступков может ограничить проявление жестокости по отношению к сопернику.

Развивающий компонент. Развитие навыка диалогового общения, развитие навыка составления рассказа, обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: жертва, переосмысление.

Л.Н.Тольстой «Детство» (отрывок из повести «Глава XIX. Ивины»)

В.Железников «Чучело» (фрагменты из повести)

В.Распутин «Уроки французского» (отрывки из рассказа)

Раздел VII Твой выбор

Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающее чрезмерное насилие.

Развивающий компонент. Развитие умения составлять план, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей детей на основе решения речевой задачи.

Вводимые понятия: гуманный. Гуманитарный, гуманистический, гуманизм.

А.Грин «Победиитель» (рассказ)

Е.Носов «Тридцать зерен» (рассказ)

В.Шукшин «Срезал»(рассказ)

                                             Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

1. Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997.

2. «Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев- Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр.

3. Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16

Для учащихся:

1. Вокруг тебя - Мир…-Книга для чтения. 6 класс/ В.Ю Выборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996

Планируемые результаты.

В результате освоения программы  по предмету « Вокруг тебя – Мир» учащиеся должны достичь определённых результатов

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • усвоение гуманистических принципов;
  • формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • умение планировать и регулировать свою деятельность;
  • владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;
  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
  • знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции; основные направления деятельности МККК (защита и оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов: раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, гражданскому населению);
  • уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать сочинения по прочитанным произведениям
  • уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  • уметь правильно употреблять основные понятия МГП;
  • анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

                      Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

--Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;

--Тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;

--Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;

Учащиеся должны уметь:

--Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;

--Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;

--Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

--Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;

--Составлять план небольшого эпического произведения;

--Составлять устный рассказ о литературном герое;

--Пользоваться справочной литературой.


№ п/п

Дата

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование, ЭОР

Система контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Введение..

1 ч.

Урок усвое-ния новых зна-ний

Познакомиться со структурой  учебника, приёмами работы с книгой; познакомиться с особенностями озна-комительного и изуч-ающего чтения, со спецификой предмета, с основателем Между-народного Красного Креста и деятельно-стью этой организации

Использовать виды чтения (ознакомите-льное и изучающее) для работы учебной с книгой; вести самос-тоятельный поиск информации в СМИ адекватно восприни-мать на слух ин-формационные тек-сты; извлекать фактуальную инфор-мацию из текстов

Анализировать себя как слушате-ля

Лекция с элементами беседы, работа в парах по принципу «вопрос- ответ», устный рассказ, планирование ито-гового проекта

Найти в СМИ факты о деятельно-сти МККиКП.

                                                                                                                                О ПРАВИЛАХ

2

Общее сча-стье. Из фольклора народов Северного Кавказа

1 ч

Урок усвое-ния новых зна-ний

Познакомиться с правилами, регулиру-ющими отношения между людьми, позна-комиться  с текстом сказки

Уметь определять главную информа-цию в тексте, уметь передавать прочи-танный текст устно, строить устное вы-сказывание

Уважать духовно-нравственную ценность других народов,  форми-ровать уважите-льное отношение к семье

Работа с текстом, групповая работа, беседа по прочи-танному, словарная работа

Стр 23 задание 2

3

Общее сча-стье. Из фольклора народов Северного Кавказа

1 ч

Урок актуа-лизации зна-ний и уме-ний

Знать правила со-существования в се-мье, знать понятие «счастье»

Уметь превращать визуальную инфор- мацию в текстовую, уметь строить устное высказывание

Воспитание в себе счастливого человека, ценность семьи

Просмотр эпизодов сказки, беседа по вопросам, работа в парах

Экраниза-ция сказки

Стр 23 задание 3

4

Т.Александрова «Светофорчик»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать правила дорожного движения, знать понятия «ко- микс»

Уметь выразительно читать текст, извле-кать из прочитанного главную информа-цию, строить устный ответ

Ответственность человека в обще-стве, уважать пра-вила поведения

Работа с текстом сказки, беседа

Нарисовать комикс к данной сказке

5

Т.Александрова «Светофорчик

1 ч

Урок актуа-лизации зна-ний и уме-ний

Знать правила построения устного высказывания, уметь формулировать основ-ную мысль текста сказки

Уметь превращать письменную инфор-мацию в визуальную, уметь работать по плану

Ответственность за сказанное и изображенное

Работа в парах, анализ составленных комиксов

Стр 26 задание 3

6

Проверо- чная рабо- та по раз-делу «О правилах»

1 ч

Урок конт-роля

Проверить усвоение учащимися изученного материала

Уметь строить письменный текст в жанре письма, соблюдая правила построения текста

Способность к самооценке

Написание письма другу

Нарисовать иллюстра-цию к сказке «Светофор-чик»

                                                                                                           ОБ УВАЖЕНИИИ И СОСТРАДАНИИ

7

А.Плато-нов  «Не- известный цветок»

1 ч

Урок усвое-ния новых зна-ний

Знать понятие «сказка-быль», особенности композиции литерату-рной сказки, понятие «сострадание»,  «ува- жение»

Уметь грамотно строить дискуссию, выделять из текста заданные фрагменты, анализировать про-читанную информа-цию

Любовь к приро-де, сострадание  к слабому  

Чтение и обсуждение текста, дискуссия, словарная работа

Иллюстрации к сказке

Стр 31 задание 4

8

А.Плато-нов  «Не- известный цветок»

1 ч

Урок актуа-лизации зна-ний и уме-ний

Знать структуру сказки  уметь анализировать действия героя, уметь давать характеристику герою

Уметь составлять план текста, строить устное высказы-вание, уметь рабо-тать по плану

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания

Составление плана сказки, работа в группах

Иллюстрации к сказке

Стр 31 задание 7

9

А.Плато-нов  «Не- известный цветок»

1 ч

Урок актуа-лизации зна-ний и уме-ний

Знать понятие «афоризм» как малый жанр литературы

Уметь анализировать чужое высказывание, строить собственное высказывание, аргументируя  его

Уважение к богатству речи,  совершенствова-ние собственной речи

Устный рассказ, анализ афоризмов, анализ  эпизодов сказки

Стр 32 задание 9

10

О.Уайльд «Маль- чик-звез-да»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать структуру прои-зведения, признаки волшебной сказки; уметь анализировать поступки персонажей

Уметь вдумчиво и выразительно читать текст, составлять план прочитанного текста, строить устное высказывание

Стремление к красоте, ценность семьи, уважение к старшим

Работа с текстом, составление плана, беседа, словарная работа

Толковый словарь

Пересказ сказки

11

О.Уайльд «Маль- чик-звез-да»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать порядок харак-теристики персонажа, уметь анализировать эпизод

Уметь строить устный текст в соответствии с пра-вилами его построе-ния, превращать ви-зуальную информа-цию в вербальную

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания

Просмотр эпизодов сказки с их последующим анализом, работа в парах

Экрани- зация сказки

ivi.ruЗвездный мальчик

Индивидуа-льные задания

12

О.Уайльд «Маль- чик-звез-да»

1 ч

Урок актуа-лиза-ции зна-ний и уме-ний

Знать, что предста-вляет собой диафильм, уметь отражать глав-ные этапы повествова-ния в устной

Уметь работать по плану, уметь распо-лагать информацию в поэтапной последо-вательности, строить логическое рассуж-дение

Интерес к своему творчеству, эсте-тический вкус, формирование ус-тойчивой мотива-ции к работе в команде

Составление плана для диафильма, работа в группах

Нарисовать кадры для диафильма

13

О.Уайльд «Маль- чик-звез-да»

1 ч

Урок разви- тия речи

Знать понятие «афоризм» как малый жанр литературы

Уметь анализировать чужое высказывание, строить собственное высказывание, аргу-ментируя  его, уметь использовать в речи цитирование

Совершенствова-ние собственной речи, уважение к чужому высказыванию

Устный ответ, работа в парах

Письменная работа

14

Контрольная работа 1 (тест) по разделам «О прави-лах», «Об уважении и сострада-нии»

1 ч

Урок котро-ля

Проверить усвоение учащимися изученного материала

Уметь работать с тестовыми заданиями

Способность к самооценке

Выполнение заданий теста

Работа над итоговым проектом

                                                                                                                                            О  ВОЙНЕ

15

Война 1812 года и ее отра-жение в литературе

1 ч

Урок усвое-ния новых зна-ний

Знать о периоде, ходе и особенностях войны 1812 года, знать про- изведения на данную тему и их авторов

Уметь превращать услышанную инфор-мацию в текстовую, уметь грамотно отвечать на вопрос

Расширение кру-гозора, уважение к страницам исто-рии Росиии

Лекция учителя, беседа по вопросам

Презента-ция

Стр 50-57 пересказ

16

Л.Н.Толс-той. Отры-вки из ро-мана «Во-йна и мир»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать историческую основу и особенности произведения

Уметь анализировать прочитанное, воспро-изводить прочитан-ный текст, строить устное высказывание

Совершенствова-ние собственной речи, формирова-ние устойчивого интереса к работе в команде

Работа в группах, пересказ текста, беседа

Иллюстрации к роману

Стр 57-61 составить вопросы по тексту

17

Л.Н.Толс-той. Отры-вки из ро-мана «Во-йна и мир»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать правила анализа эпизода

Уметь работать по плану, уметь распо-лагать информацию в поэтапной последо-вательности, строить логическое рассуж-дение

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания

Работа в парах, анализ эпизода

Индивидуа-льные задания

18

Л.Н.Толс-той. Отры-вки из ро-мана «Во-йна и мир»

1 ч

Урок актуа-лиза-ции зна-ний и уме-ний

Знать роль художест-венной детали в произведении, уметь находить детали и характеризовать их при характеристики персонажа

Уметь строить устное высказыва-ние, извлекать фак-туальную информа-цию из прочитанного текста

Формирование устойчивого интереса к работе в команде, совер-шенствовать ре-чевые навыки

Характеристика персонажа, деталь-ный анализ эпизода

Стр 69 задание 4

19

Л.Н.Толс-той. Отры-вки из ро-мана «Во-йна и мир»

1 ч

Урок обоб- щения и сис- тема- тиза- ции

Знать афоризмы ве-ликих людей о жизни, уметь обобщать изученный материал, знать правила ведения дискусии

Уметь вести дискус- сию, уметь строить логическое высказы-вание, аргументиро- вать свою точку зрения

Ответственность за сказанное, ценность жизни, уважение челове-ка

Беседа, дискуссия, работа в парах

Стр 70 задание 6

20

Д.Давыдов 1812 г. От- рывки из дневника

1 ч

Урок усвое-ния новых зна-ний

Знать особенности жанра дневниковых записей, знать инфор-мацию об авторе и произведении

Извлекать фактуа-льную информацию из прочитанного те-кста, уметь вдумчиво читать и анализи-ровать текст

Уважение к стра-ницам истории Росиии, формиро-вание интереса к коллективной ра-боте

Беседа, работа с текстом, словарная работа

Иллюстрации к произведению

Пересказ отрывка

21

Д.Давыдов 1812 г. От- рывки из дневника

1 ч

Урок актуа-лиза-ции зна-ний и уме-ний

Знать правила пере-дачи авторского те-кста, уметь характери-зовать действия пер-сонажа

Уметь работать по плану, уметь распо-лагать информацию в поэтапной последо-вательности, строить логическое рассуж-дение

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания

Пересказ и анализ действий персонажей произведения, работа в группах

Письменная работа

22

Д.Давыдов 1812 г. От- рывки из дневника

1 ч

Урок обоб- щения и сис- тема- тиза- ции

Знать  план работы над  созданием устного высказывания, уметь работать с афоризмами

Уметь анализировать чужое высказывание, строить собственное высказывание, аргу-ментируя  его, уметь использовать в речи цитирование

Совершенствова-ние собственной речи, уважение к чужому высказыванию

Работа в парах, беседа

Стр 73 задание 2

23

Ф.Глинка «Послед- нее унич- тожение на Бородинс- ком поле»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать историческую основу и особенности произведения, сведе- ния об авторе

Уметь вдумчиво и выразительно читать произведение, соста-влять план текста, строить устное высказывание

Формирование устойчивого ин-тереса к работе в команде

Словарная работа, работа с текстом, беседа

Воспо- минания участника Бородинс-кого сражения

easyen.ruload…poslednee…na_borodinskom_pole/169

Составить вопросы к тексту

24

Ф.Глинка «Послед- нее унич- тожение на Бородинс- ком поле»

1 ч

Урок актуа-лиза-ции зна-ний и уме-ний

Знать  правила веде- ния  диалога в парах, функционально-сти-листические особен-ности диалогической речи

Уметь вычленять из текста главную информацию, уметь строить устное выс- казывание

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания

Работа в парах, беседа, устное высказывание

Стр 77 письменный ответ

25

Контрольная работа 2 (тест) по разделу «О войне»

1 ч

Урок котро-ля

Проверить усвоение учащимися изученного материала

Уметь работать с тестовыми заданиями

Способность к самоконтролю

Выполнение заданий теста

Нарисовать иллюстрации к любому произведению о войне

                                                                                                                  О ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТРАДАНИИ

26

А.И.Куп-рин «Чуде-сный до-ктор»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать понятие «сост-радание», особенности жанра рассказа

Уметь анализировать текст, уметь строить устное высказывание

Сострадательное отношение к бли-жнему, уважение к героям произве-дения

Чтение и обсуждение текста рассказа, работа  в парах, словарная работа

Стр 86 задание 1,2

27

А.И.Куп-рин «Чуде-сный до-ктор»

1 ч

Урок актуа-лиза-ции зна-ний и уме-ний

Знать поступки исто-рических личностей, уметь характеризовать персонажа, знать по-нятие «сострадание»

Уметь превращать визуальную инфор-мацию в текстовую, уметь строить устное высказывание

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания; сост-радание к страж-дущему

Просмотр эпизодов мультфильма, анализ поступков персонажа

Mult-Online.ruДетские…o-chudesnom-doktore.html

Стр 86 задание 3

28

А.И.Куп-рин «Чуде-сный до-ктор»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать афоризмы великих людей , уметь применять цитирова-ние при создании соб-ственного высказы-вания

Уметь анализировать чужое высказывание, уметь аргументиро-вать свою точку зрения

Совершенствова-ние собственной речи, уважение к чужому высказыванию

Беседа, работа в парах, письменная работа (задание 5)

Закончить письменную работу

29

Е.Носов «Трудный хлеб»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать способы выра-жения авторского от-ношения к персонажам

Уметь выделять заданную информа-цию из текста, уметь работать по плану

Формирование устойчивого ин-тереса к работе в команде

Работа в группах, чтение и анализ тек- ста рассказа, словарная работа

Иллюст- рации к рассказу

Стр 92 задание 2

30

Е.Носов «Трудный хлеб»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать афоризмы ве-ликих людей о дружбе,  уметь применять цити-рование при создании собственного высказы-вания

Уметь строить дока-зательное рассуж-дение на заданную тему

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания

Работа в парах, устный ответ

Иллюстра-ции к тексту

31

Е.Носов «Трудный хлеб»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать особенности жанра письма, жанра отзыва

Уметь строить собст-венное высказыва-ние, уметь применять изученный материал как подтверждение собственным мыслям

Совершенствование речевых навы-ков,  интерес к созданию собст-венного вы-сказывания

Беседа, письменная работа (написание письма)

Закончить письменную работу

32

Анри Дю-нан «Вос-поминание о битве при Соль-ферино»

1 ч

Ком- бини- рован- ный

Знать особенности жанров произведений, относящихся к вос-поминаниям

Уметь анализировать прочитанный текст, извлекать фактуаль-ную информацию из прочитанного

Ответственность за сказанное, ин-терес к созданию собственного вы-сказывания

Пересказ, беседа по вопросам, работа в парах

Работа над итоговым проектом

33

Итоговый урок «Во-круг тебя мир» Пре-зентация итоговых проектов

1 ч

Урок обоб-щения

Знать правила и формы представления своего мнения, знать основные понятия, изученные в 5 классе

Уметь составлять связный текст своей презентации, аргу-ментировать собст-венное мнение

Интерес к своему творчеству, ува-жение к творче-ству других

Представление творческих проектов

34

Итоговый урок «Во-круг тебя мир» Пре-зентация итоговых проектов

1 ч

Урок обоб-щения  

Знать правила и формы представления своего мнения, знать основные понятия, изученные в 5 классе

Уметь составлять связный текст своей презентации, аргу-ментировать собст-венное мнение

Интерес к своему творчеству, ува-жение к творче-ству других

Представление творческих проектов

35

Резервный урок

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса

Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа...

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС (И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова)...

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс...

Рабочая программа "Вокруг света"

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной...