Рабочая программа по кубановедению 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему

Британ Инна Владимировна

Рабочая программа по кубановедению 10 класс 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kubanovedeniyu_10_klass.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Преподавание Кубановедения в 2015–2016 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)

3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.

2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03. 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

16. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

17. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».

18. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2014 года № 47-1806/14-14 «О перечне профилей обучения, открываемых в общеобразовательных организациях в 2014-2015 учебном году».

19. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

20. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»

21. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013 года».

22. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015

23. Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А. А. Зайцева. – Краснодар: Перспективы образования, 2014.

Цель предмета – формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край.

Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:

а) представлений о Краснодар- формирование научно обоснованных о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы;

б) углубление знаний о природе родного края, развитие умения aнализировать последствия антропогенного влияния на природные континенты;

в) изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов;

г) понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства;

д) создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;

е) формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономически проектах и способностей к самореализации в этих проектах.

 Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету: 

В соответствии с законодательством Российской Федерации образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом и осуществляемый в интересах человека, общественно общества и государства, а также в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека.

При этом важнейшим принципом государственной образовательной политики является обеспечение единства образовательного пространства политики на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

На территории Краснодарского края обеспечение этого принципа осуществляется средством изучения курса «Кубановедение».

На ступени среднего общего образования -Х-XI классы-курс «Кубанoведение» сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися на предыдущих ступенях общего образования. Он завершает цикл концентрического изучения прошлого и настоящего Краснодарского края курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 10 классе учащиеся завершают изучение природных комплексов Краснодарского края (их происхождение, развитие и современное состояние).

 Историческая составляющая кубановедения на этой стадии обучения включает в себя развитие нашего региона с древнейших времен конца XIX в.

Курс предполагает расширение представлений учащихся о важнейших событиях истории Кубани как части общероссийской истории на протяжении веков, знакомство с геологическим прошлым, природным, экономическим своеобразием региона, а так же культурным наследием жителей многонационального края.  

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Кубановедение» в 10 классе изучается 35 часов, с периодичностью преподавания 1 час в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч)

Уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа.

Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации как перекрестка исторических путей племен и народов.

Этнокультурное своеобразие региона

Раздел I. Природа края и ее исследователи (6 ч)

Тема 1. Исследования природы Кубани 

Изучение территории Северного Кавказа в XVIII в. Экспедиции Российской Академии наук. Исследования И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа. Исследования природы края в период его заселения. М. С. Гулик, В. П. Колчигин.

Описание природы Кубани в трудах ученых и просветителей ХIХ-начала ХХ в. Ученые-исследователи Ф. А. Щербина, И. Д. Попко, Е. Д. Фелицын, Н. Я. Динник, В. В. Докучаев, Л. Я. Апостолов, М. Альбов и др. Деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).

Тема 2. Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа 

Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в разные геологические эпохи (эры) и периоды. Территория Кубани в докембрии; царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных.

Палеозойская эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменного угля.

Мезозойская эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных животных, появление рыб, водных динозавров. Образование гористых островов, толщ известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев.

Тема 3. Северо-Западный Кавказ в четвертичное время 

Кайнозойская эра, палеогеновый период. Появление морских млекопитающих (дюгони, мелкие зубатые киты, дельфины). Поднятие Кавказких гор, господство тропической растительности.

Неогеновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование Черного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суше холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий, млекопитающих.

Антропогеновый период. Появление человека. Ледниковые и межледниковые эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного растительного мира. Формирование современных природных зон.

Эволюция Черного и Азовского морей, история развития акватории от Тетиса до современного состояния.

Тема 4. Живой мир Кубани в настоящее время 

Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространенные виды растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности. Вымершие живые организмы, причины их исчезновения.

Тема 5. Изменение природных комплексов на территории Кубани 

Изменение облика ландшафтов под воздействием геологических, тектонических, климатообразующих процессов.

Воздействие человека на природные компоненты местности с момента освоения территории Кубани: сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых и др.

Изменение численности и видового состава организмов, обитающих в Азовском и Черном морях.

Ученые, исследователи, краеведы начала ХХ в. об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Раздел II. История региона в далеком прошлом (3 ч)

Тема 6. эпохи камня и бронзы на территории края 

Стоянки людей древнекаменного века (поселки за Родину, Ильский). Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897). Н.И. Beселовский.

Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры. Периoдизация. Ареал. Характерные черты.

Тема 7. Meоты и кочевники 

Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли. Meоты (союз племен: дандарии, досхи, синды, тарпеты и др.). Территория расселения. Занятия, общественный строй.

Роль меoтов в этногенезе адыгов: точки зрения ученых. Кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской общности (I в. э.). Аланы-предки осетин. Античные авторы о племенах Северного Кавказа.

Тема 8. Боспорское царство 

Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Боспорского царства со столицей в Пантикапее. Борьба правителей Боспора за присоединение синдского государства. Горгипия- крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства.

Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к Понтийскому царству. Митридат VI Евпатор и его войны с Римом. Утверждение династии Аспургов на боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие гуннов (IV в.). Упадок Боспорского царства.

Раздел III. Кубань в XI-XVII вв. (4 ч)

Тема 9. Tмутараканское княжество. Горцы и степняки. 

Установление господства гунно-болгарского союза племен в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и ее распад.

Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата (VII в.) Приход в степи Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата войсками киевского князя Святослава (964- 965). Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича (988-1036). Подчинение касогов.

Тмутаракань-крупный административный и экономический центр Киевской Руси на юге. Многонациональный состав Тмутараканского княжества. Tмутараканский камень. Писатель и летописец Никон в Тм таракани (1061-1074). Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмyтараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород-северского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»). Половецкие изваяния. Перемещение адыгов из Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа.

Татаро-монгольское нашествие(XIII в.). Сопротивление адыгских племен.

Тема 10. Колонизации итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XV вв.) 

Соперничество Генyи и Венеции за господство на Черном море. Основание генуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа (Кафа, Матрега, Мапа, Копа, Бальзамиха, Мавролaко и др.).

Миссионерская деятельность римско-католической церкви.

Торгово-экономические связи генуэзских колоний, их устав. Торговое сотрудничество адыской знати с генyэзцами. Негативное влияние работорговли на развитие адыгской народности.

Захват итальянских колоний на Черном и Азовском морях турками (последняя четверть XV в.)

Тема 11. Ногайцы и адыги на Кубани в XVI-XVII вв

Появление ногайских кочевий на Кубани (середина X в.). Распад нoгайской орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие торговых связей с Русским государством.

Усиление имущественного и социального неравенства у адыгов. Народности «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) и «аристократические» (бжедуги, хатукаевцы, бесленeевцы). Распространение ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая сущность.

Тема 12. Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв.

Укрепление позиций Турции на Кубани. Походы османов и крымских татар в адыгов. Рост в регионе авторитета Русского государства. Посольства западных адыгов и кабардинцев в Москву (1552, 1557) Объединенный русско-адыгский поход против крымско-турецких войск (1556). Борьба за влияние на адыгов между Россией и Турцией.

Раздел  IV. Освоение Кубани в конце XVII -XVIII в. (6 ч)

Тема 13. Освоение Кубани русскими переселенцами. 

Некрасовцы. Отголоски русской смуты на окраинах страны. Основные переселенческие потоки. Переселение казаков-раскольников во главе с Львом Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове своеобразной казачьей общины-«войска Кубанского».

Некрасовцы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царских войск против некрасовских казаков. Переселение некрасовцев в Турцию.

Тема 14. обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-80-х годах XVIII в. 

Усиление соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье. Русско-турецкая война 1768-1774 гг и Кубань. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 и его роль в разрешении «черноморской проблемы» для России. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии (1777).

А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса. Суворов как дипломат и военный инженер. Кубанская кордонная линия и ее стратегическое значение.

Военные провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика Шагин-Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин-Гирея (1782). Возвращение Крыма и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные военные и дипломатические шаги Турции.

Тема 15. Присоединение Прикубанья к России 

Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России (8 апреля 1783 г).

Приведение к присяге ногайских и татарских орд, кочевавших в верховых Кубани. План переселения ногайцев в другие районы России и его реализация. Восстание ногайцев и его подавление.

Признание Оттоманской Портой «подданства Крыма и Кубани Всероссийскому престолу». Историческое значение утверждения России в Крыму и Прикубанье.

Тема 16. Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 г.

Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба за Анапу. Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром турецкой эскадры Ф. Ф. Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790 г). Разгром турецкой армии Батал-паши русскими войсками генерала И.И. Германа (30 сентября 1790).

Взятие Анапы войсками генерала И. В. Гудовича (26 июня 1791 г). Ясский мирный договор (29 декабря 1791 г). Упрочение позиций России на Северном Кавказе.

Тема 17. Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья. 

Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней А. Потемкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон Головатый, Захарий Чепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова и острова Березань.

Переименование «Войска верных казаков» в черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во главе с А. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани  от Тамани до устья Лабы (30 июня 1792 г).

Переселение казаков на Кубань (1792-1793). Основание Екатеринодара (1793). «Порядок общей пользы»- документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Заселение северо-восточной территории Кубани (Старой линии) донскими казаками. Восстание донских полков и его подавление (1793-1794). Создание Кубанского линейного полка (1796).

Тема 18. Социальные выступления адыгов и казаков 

Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе (князья, дворяне, тфокотли). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II. Бзиюкская битва (29 июня 1796 г), роль в ее исходе казачьей артиллерии.

Участие казаков-черноморцев в Персидском походе (1796-1797). Его бесславный итог. Персидский бунт (1797) как проявление конфликта между рядовым казачеством и войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями.

Раздел V. Кубань в XIX столетии (10 ч)

Тема 19. освоение кубанских степей 

Народная и военно-казачья колонизации Черномории. Состав переселенцев (беглые крепостные, вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные крестьяне, представители различных этнических групп). Основание селения Армавир (1838), станиц Новодеревянковской, Новощербиновской, Лабинской, Урупской и др., Ейска города-порта (1848). Заселение северо-восточной части Кубани (Старой лини). Организация Кавказского линейного войска (1832).

Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное земледелие, скотоводство, садоводство и др.). Зарождение кубанской промышленности, развитие торговли. Торговля как фактор сближения горцев и казаков.

Тема 20. Начало Кавказской войны 

Превращение турецкой крепости Анапа в центр антирусской деятельности в регионе. Нападение горцев на Черноморскую оборонительную люнию. Борьба за Анапу. Адрианопольский мирный договор 1829 г. Нарушение его условий со стороны Турции и Англии. План создания черноморской береговой линии (ЧБЛ) и его реализация. А. А. Вельяминов. Деятельность Н. Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие русско-черкесских торговых связей.

Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг за защитников Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его памяти. Заселение линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шамиля Мухаммеда-Амина на Северо-Западный Кавказ (1848). Его попытки создания в Закубанье военно-религиозного государства.

Тема 21. Декабристы на Кубани.

Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания (разжалованных офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бестужева-Марлинского.

Тема 22. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны 

Активизация действий Мухаммеда-Амина, направленных на объединение горских народов под знаменем независимости. Уничтожение укреплений Черноморской береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в ответ на действия англо-французской Эскадры (1854-1855).

Соперничество за лидерство Сефер-бея с Мухаммедом-Амином в борьбе горцев за независимость. Безуспешные попытки Сефер-бея взять Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание Майкопа (1857).

Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда-Амина. Попытки создания военно-государственного союза черкесов, Сочинский меджлис. Встреча Александра II с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы.

Соединение русских войск в урочище Кбaада (ясная Поляна), торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864).

Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство).

Значение присоединения Закубанья к России.

Тема 23. кубанцы в боях за Отечество 

Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.

Казачьи формирования, участвовавшие в боевых действиях. Примеры воинской доблести черноморцев. А. Д. Безкровный, Н. С. Заводовский, А.Ф. и П.Ф. Бурсаки. Казачья тактика ведения боевых действий.

Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе Крымской войны (1853-1856). Сражение близ Балаклавы, на Малаховом кургане (1854-1855).

Картина В. Серова «пластуны под Севастополем».

Тема 24. Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы) 

Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах. Специфика земельной частной собственности на Кубани. Заселение закубанских земель.

Территориально-административные преобразования на Кубани. Образование кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии (1896).

Судебная и военная реформы.

Тема 25. Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения.

Изменение соотношения казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне и их положение.

Развитие водного и железнодорожного транспорта. Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (1872). Р.В. Штейнгель и его вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как фактор экономического подъема края.

Земельные и сословные отношения. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и адыгского крестьянства. Имение «Хуторок» баронов Штейнгелей как образцовое крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазаевы, Николенко и др.

Тема 26. Развитие сельского хозяйства и торговли 

Переход к трехпольным севооборотам, увеличение площади пахотных земель (1880-е годы). Начало культивирования подсолнечника и табака, рост посевов пшеницы.

Развитие виноградарства. Имение Абрау-Дюрсо.

Роль ярмарок и стационарной торговли в развитии сельского хозяйства и рыночных отношений. Рост товарности кубанской пшеницы.

Тема 27. Становление кубанской промышленности 

Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству. Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики И.П. Баев, И. А. и С. А. Аведовы. Екатеринодар-центр промышленного производства.

Кубань-родина нефтяной промышленности России. Первая буровая вышка в долине реки Кудако (1864), первый нефтяной фонтан (1866). А. Н. Новосильцев-пионер нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы.

Развитие цементного производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и «Черноморский». Первый металообрабатыющий завод К. Гусника (1886).

Изменение общественно-сословного и архитектурного облика Кубанских городов. Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедросовы, Дицманы, Аведовы и др. Создание первых банковских учреждений.

Тема 28. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни 

Участие кубанцев в освободительной войне южнославянских народов против османского владычества (1877-1878). Казачьи формирования в составе Кавказской дивизии генерала М. Д. Скобелева и Дунайской армии. Участие кубанских казаков в защите Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной.

Рост социальной напряженности вследствие проведения реформ в городах, станицах и аулах.

Распространение революционных идей на Кубани. Кружок «землевольцев» в Кубанской войсковой гимназии Екатеринодара во главе с Н.И. Вороновым. Революционная пропаганда на Кубани (Г. А.Попко, П. И. Андреюшкин). Марксистские кружки.

Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало общественной деятельности Ф.А. Щербины. Община «Криница» в Черноморском округе.

Раздел VI. Культура кубанского края (3 ч)

Тема 29. Народная культура казачества 

Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах. Приоритетное значение для казаков таких ценностей как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор.

Тема 30. Культурное наследие горских народов 

Обычаи и традиции: гостеприимство, кунaчество, аталычество. Духовная культура. Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных верований, христианства. Героический эпос «Нарты»-выдающееся достижение духовной культуры горских народов Закубанья. Материальная культура.

Тема 31. Профессиональная культура Кубани 

Народное просвещение. Деятельность К.В. Россинского (1775-1825) его вклад в развитие культуры и образования на Кубани. Развитие системы образования. Меры, предпринимаемые войсковыми властями по поддержке одаренной молодежи. Наука. Создание полковых историй в черноморском и Кавказском линейном войсках. Первый исследователь истории и быта черноморских кaзаков Я.Г. Кухаренко (1799-1862). Труды И.Д. Попко (1819-1893) по истории казаков и адыгов. Войсковой архивариус П. П. Короленко (1834-1913) и его наследие. Развитие адыгской национальной историографии. Султан Хан-Гирей (1808-1863), Шора Ногмов (1801-1844). Подвижническая деятельность Е.Д Фелицына- статистика, археолога, историка и этнографа. Вклад Ф. А. Щербины (1849-1903) в организацию научных исследований в крае. Создание Общества любителей изучения Кубанской области-ОЛИКО (1897).

Литература. Литературное творчество Я.Г. Кухаренко («Вороной конь», «Пластуны» и др.), В. С. Вареника («Слово о ружье», Страстная пятница»), Султана Казы-Гирея («Долина Ажитyraй»).

Искусство. Творчество П. С. Косолапа (1834-1910). Деятельность «кубанского Третьякова» Ф. А. Коваленко (1866-1919). Архитектуру кубанских городов. И. К. Мальгерб, А. П. Косякин, А. А. Козлов, В. А. Филиппов и их вклад в создание архитектурного облика населенных пунктов края.

Периодически печать. «Кубанские областные ведомости»-первый печатный орган на Кубани.

Заключение. Итоговое повторение (1 час)

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов)

 

Тема урока

Кол-во уроков

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Введение

1

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА КРАЯ И ЕЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ (6 ч)

Исследования природы Кубани

1

Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа

2

Северо-Западный Кавказ в четвертичное время

1

Живой мир Кубани в настоящее время

1

Изменение природных комплексов на территории Кубани

1

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ РЕГИОНА В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ (3 ч)

Эпохи камня и бронзы на территории края

1

Meоты и кочевники

1

Боспорское царство

1

РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В XI-XVII ВВ. (4 ч)

Tмутараканское княжество. Горцы и степняки.

1

Колонизации итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XV вв.)

1

Ногайцы и адыги на Кубани в XVI-XVII вв

1

Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв

1

РАЗДЕЛ  IV. ОСВОЕНИЕ КУБАНИ В КОНЦЕ XVII -XVIII В. (6 ч)

Освоение Кубани русскими переселенцами.

1

Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-80-х годах XVIII в.

1

Присоединение Прикубанья к России

1

Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 г.

1

Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья.

1

Социальные выступления адыгов и казаков

1

РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ В XIX СТОЛЕТИИ (10 ч)

Освоение кубанских степей

1

Начало Кавказской войны

1

Декабристы на Кубани.

1

Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны

1

Кубанцы в боях за Отечество

1

Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы)

1

Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения.

1

Развитие сельского хозяйства и торговли

1

Становление кубанской промышленности

1

Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни

1

РАЗДЕЛ VI. КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КРАЯ (3 ч)

Народная культура казачества

1

Культурное наследие горских народов

1

Профессиональная культура Кубани

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)

Заключение. Итоговое повторение  

1

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Печатные пособия

УМК:

  • Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А. А. Зайцева. – Краснодар: Перспективы образования, 2014.
  • Ратушняк В. Н. и др. Кубановедение: учебное пособие для 10 класса – Краснодар: Перспективы образования, 2013.
  • Кубановедение: Атлас с комплектом контурных карт. 10–11/ Разработка карт – А. М. Авраменко; разработка методического аппарата – Т. А. Науменко, И. А. Терская. – Краснодар: Перспективы образования, 2013.

2

Экранно-звуковые пособия

  • История Кубани. С древнейших времен до наших дней: учебный видиофильм. DVD (45 мин.)
  • География Краснодарского края: Природа. Население. Хозяйство. DVD (60 мин)

3

Технические средства обучения        

Компьютер, проектор

4

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет-рессурсы:

  1. Официальный сайт администрации Краснодарского края: admkrai.krasnodar.ru
  2. Законодательное Собрание Краснодарского края: www.kubzsk.ru/ 
  3. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края: www.kubangov.ru
  4.  Министерство образования и науки Краснодарского края: www.edukuban.ru
  5.  Министерство культуры Краснодарского края: http://kultura.kubangov.ru/
  6.  Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования: kkidppo.ru
  7.  Город Краснодар: krd.ru или www.ekaterinodar.com
  8.  Город Абинск: abinskcity.ru
  9.  Город Анапа: www.anapa-official.ru
  10.  Город Апшеронск: www.apsheronsk.bz
  11.  Город Армавир: www.armawir.ru
  12.  Город Белореченск: www.gorodbelorechensk.ru/
  13.  Город Геленджик: gelendzhik.org/
  14.  Город Горячий Ключ: www.gorkluch.ru
  15.  Город Гулькевичи: www.gulkevichi.com/
  16.  Город Ейск: adm-yeisk.ru/
  17.  Город Кореновск: korenovsk-gorod.ru/
  18.  Город Кропоткин: www.gorod-kropotkin.ru
  19.  Город Крымск:krymsk-region.ru
  20.  Город Курганинск: www.admkurganinsk.ru/
  21.  Город Лабинск: labinsk.ru/
  22.  Город Новокубанск: www.novokubansk.info/
  23.  Город Новороссийск: admnvrsk.ru/
  24.  Город Приморско-Ахтарск: prim-ahtarsk.ru/
  25.  Город Славянск-на-Кубани: cityslav.ru/
  26.  Город Сочи: sochiadm.ru/
  27.  Город Темрюк: www.temryuk.ru/
  28.  Город Тимашевск:www.timregion.ru/
  29.  Город Тихорецк: www.tihoretsk-gorod.ru/
  30.  Город Туапсе: www.adm.tuapse.ru/
  31.  Город Усть-Лабинск: gorod-ust-labinsk.ru/
  32.  Станица Каневская:www.kanevskaya.ru/
  33.  Информационный сайт о Таманском полуострове: www.tamanland.ru
  34.  История Кубани: История казачества: www.cossackdom.com
  35.  Хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках: www.kuban.retroportal.ru/index.html – на сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминанияочевидцев.
  36.  Культура Кубани: Кубанский Казачий хор: www.kkx.ru
  37.  Ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии: www.krinitza.ru
  38.  Екатеринодарская и Кубанская Епархия pravkuban.ru Ейская Епархия eisk-eparh.ru/
  39.  Новороссийская Епархия eparh.info/
  40.  Екатеринодар православный: www.darkaterina.narod.ru
  41.  Краснодарская краевая детская библиотека им. Братьев Игнатовых: www.ignatovka.ru
  42.  Центральная городская библиотека им. Н.А. Некрасова:neklib.kubannet.ru/
  43. Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина: www.pushkin.kubannet.ru
  44.  «Краснодарский государственный историко-археологический музей- заповедник им. Е.Д. Фелицына (в том числе Анапский, Таманский, Темрюкский, Тимашевский филиалы): http://www.museum-felicina.ru/
  45.  Информационный портал Краснодарского края: www.yuga.ru

5

Демонстрационные пособия

  • Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4л., А3). Краснодар, 2012

6

Натуральный фонд

Парты ученические - 15

Стулья ученические- 30

Стол учительский-1

Шкаф демонстрационный-2

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц -1

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

В результате обучения ученик научится:

- знать основные факты, процессы и явления, характеризующие историю Кубани в ее взаимосвязи с отечественной и всемирной историей

  - знать актуальную для нашего края терминологию в области истории, обществознания, литературы и искусства, в области географии, изучения биосферы природных объектов;

- знать обусловленность современных общественных, культурных и природных процессов предшествующими событиями и явлениями, а также их современными факторами;

  - знать тенденции развития кубанского общества как сложной динамичной системы в целом (экономика, политика, демография, культура, природный комплекс и т. д.), а также важнейших социальных институтов;

 -региональную специфику регулирования общественных отношений, социальных норм, правового регулирования

 -исследователей общественных и природных процессов на Кубани, выдающихся деятелей литературы и искусства, политических деятелей, других людей, оставивших заметный след в жизни края

- уметь ориентироваться в системе источников информации разного типа по вопросам прошлого, настоящего и перспектив жизнедеятельности  Кубани как в социокультурной и социально-экономической областях, так и сфере становления природного комплекса;

 - уметь добывать информацию о крае в различных источниках, анализировать и обобщать ее представлять полученную информацию в различных видах (текст карта, таблица, схема, картосхема, аудиовизуальный ряд);

  - уметь характеризовать (при необходимости сравнивать) основные социальные объекты, а также объекты живой и неживой природы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития и региональную специфику;

- уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения используя сведения по истории и современности, культурным традициям, местным говорам, особенностям природы родного края;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося в регионе гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

 -соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, этнокультурными традициями населяющих Кубань народов, осуществления на этой основе конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

 -понимания географической специфики региона проживания и адекватного выполнения правил деятельности в его природной среде;

 -эффективной ориентации в культурном пространстве региона, самостоятельного знакомства и понимания на этой основе явлений художественной культуры, определения своего круга чтения и оценки свое зоны развития в культурно-эстетической сфере.

В результате обучения ученик получит возможность научится:

- знать основные этапы становления человеческого общества на территории нашего края и развития его природного комплекса;

- знать современной версии и трактовки важнейших проблем региона и путей их решения;

- знать роль Кубани в российском и мировом сообществе;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых общественных, культурных и природных процессов и явлений;

 - уметь оценивать, применительно к региону, степень природных, антропогенных и техногенных изменении отдельных территорий и объектов;

- уметь участвовать в дискуссиях по проблемам кубановедения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей;

- уметь осуществлять проектную деятельность по вопросам на уроке и вне его;

 -обоснованного определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни края, исходя из их социальной, культурно-этической и природно-экологической обусловленности;

 -успешного выполнения типичных для региона социальных ролей и на этой основе решения практических жизненных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению в 7 классе

Рабочая программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 7, 8  класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края.  Авторы – составители: Галутво Л.М., Болдыре...

Рабочая программа по кубановедению, 6 класс

Рабочая программа по кубановедению  разработана на основе авторской программы по кубановедению для основного общего образования ,6 класс/ под ред. Галутво Л.М., Басий В.Н., Болдырева Ю.А. –...

Рабочая программа по кубановедению, 5 класс

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...

Рабочая программа по кубановедению, 8 класс

Рабочая программа по кубановедению разработана на основе программы по кубановедению для 8-х  классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко А.Г., Бенку И.В. и др. -Кра...

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы на 2012-2013 уч.год

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Кубановедение" для 5-9 классов, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур и др, 2012 г....

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс

рабочая программа по кубановедению 5-9 класс Л.Н.Галутво...

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...