Рабочая программа по кубановедению 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Британ Инна Владимировна

Рабочая программа по кубановедению 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kubanovedeniyu_8_kl.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Преподавание Кубановедения в 2015–2016 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)

3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.

2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03. 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

16. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

17. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».

18. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2014 года № 47-1806/14-14 «О перечне профилей обучения, открываемых в общеобразовательных организациях в 2014-2015 учебном году».

19. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

20. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»

21. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013 года».

22. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015

23.Кубановедение: программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края/А.А.Зайцев и др. – Краснодар: Перспективы образования, 2012. – 64с.

Цель предмета – систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как о самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.  

Задачи предмета: 

  • Комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;
  • Формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
  • Содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями разных этнических, религиозных и социальных групп;
  • Развитие познавательного интереса;
  • Воспитание бережного отношения  к родной природе;
  • Привитие чувства гордости за выдающие достижения кубанцев;
  • Социализация школьников;
  • Выработка навыков саморазвития и самообразования.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету: 

Определяется нацеленностью предмета «Кубановедения» на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции.

В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особое значение.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основой интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утвержденный решением коллегии депортамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004.

Предмет структурирован путем соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпрежметными связями.

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубановедение» - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, «Кубановедениие» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

Учитывая  интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел «Кубань – многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной программы, но не менее двух в каждой параллели. Включение в программу указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового занятий. Вводный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия обучающимися базовых ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения (что известно о Кубани как многонациональном крае) и воспитательных эффектов в процессе социализации школьников (какие поведенческие ориентиры выбирают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном пространстве Краснодарского края).

На ступени среднего общего образования на первый план выходят освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения народов, накопленным в ходе исторического развития российской государственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Главным унифицированным методическим принципом организации структуры курса является «трехуровневость» познавательной деятельности: получение школьниками готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Кубановедение» в 8 классе изучается 34 часа, с периодичностью преподавания 1 час в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

Итоги социально-экономического и политического развития Кубани к началу XIX в.

Особенности развития России в XIX в. Кризис традиционного общества. Черты эпохи модернизации. Россия в системе международных отношений.

Народы Кубани в многонациональном Российском государстве в XIX в. Формирование основ гражданского, национального сознания. Взаимовыгодное сотрудничество и общность исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России.

Раздел I. Традиционная культура

жителей Кубани и Черноморья (11 часов)

Тема 1. Освоение кубанских степей

«Народная» и «правительственная» колонизация. Рост населения в регионе. Иногороднее и оседлое крестьянство Кубани и Черноморья. Расширение национального состава населения Черномории (Северо-Западная Кубань): адыги, восточнославянское население, молдаване, крымские татары, греческие, армянские и грузинские поселенцы. Немецкие, польские и чешские колонисты. Элементы урбанизации. Заселение северо-восточной части Кубани. Укрепление Старой линии. Станицы Тифлисская (ныне Тбилисская), Ладожская, Казанская, Темижбекская, Воронежская.

Хозяйство. Основные отрасли производства. Особенности землепользования. Экстенсивное земледелие. Скотоводство. Зарождение мелкой кустарной промышленности. Торговые связи.

Тема 2. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья

Коммуникативные, интегрированные, культурно-познавательные свойства языка. Кавказкие, тюрские, семитские, финно-угорские и индоевропейские языки на территории края. Диалекты и говоры славянского населения Кубани и Черноморья и их значение в развитии языка и культуры, жанров фольклора. География говоров Кубани (с южнорусской основой, с украинской основой). Особенности разговорной речи восточнославянского населения Черноморского побережья.

Тема 3. Лексика  кубанских говоров

Особенности кубанских говоров. Диалектизмы. Этнографическая лексика. Местные названия видов рельефа, дорог, пастбищ, атмосферных явлений, грибов, ягод, растений, животных, птиц, построек, предметов быта, одежды, обуви и т. д. (изучение одной из лексико-тематических групп- по выбору учителя).

Местные названия понятий родства, обрядов, праздников, обычаев, коллективных трудовых процессов (изучение одной из лексико-тематических групп- по выбору учителя).

Топонимика Кубани. Криткие сведения из истории географических названий.

Использование диалектизмов в художественных произведениях кубанских авторов.

Тема 4. Повседневность и верования народов Кубани.

Казачьи традиции и уклад жизни. Военное мастерство. Особенности семейного быта. Воспитание детей.

Традиционная культура иногороднего крестьянства Кубани. Культура нерусских колонистов (немцы, чехи, молдаване, греки, армяне, болгары).

Тема 5. Материальная культура казачества.

Черноморцы. Поселения и жилища. Курени (станицы), защитные ограждения, постройки военного назначения. Общественные здания. Городская архитектура. Застройки казачьей усадьбы. Строительный материал и технологии. Типы жилица. Мабель, домашняя утварь.

Линейные кубанские казаки ( русская этнографическая группа). Поселения (станицы). Расположение и застройка. Типы двора, изгородей. Жилище. Материал и архитектурно-конструктивные приемы. Внутреннее убранство дома.

Предметы декоративно-прикладного искусства (керамика, вышивка, вязание кружев, ткачество; плетение из лозы, соломы, листьев кукурузных початков; резьба по дереву, ковань, роспись). Одежда казака и казачки, украшения (общее и особенное у черноморских и линейных казаков). Костюм как отражение социального статуса его обладателя.

Традиционная кухня.

Тема 6. Богатство музыкального кубанского фольклора. Обрядовые традиции.

Музыка народов многонациональной Кубани. Взаимопроникновение элементов русской, украинской и неславянских традиционных культур.

 Песни и танцы черноморских и линейных казаков: черты сходства и различия. Музыкальные образы родного края. Песенное воплощение темы патриотизма. Исторические песни. Своеобразие шуточных и плясовых песен черноморцев. Лирические песни линейцев. Строевые и походные песни.

Особенности костюмов исполнителей, певческой манеры, танцевальных движений. Народные музыкальные инструменты.

Музыкальная культура, танцевальная музыка, традиционные инструменты и мелодии народов Кубани.

Разнообразие обрядового фольклора. Православные праздники и обряды на Кубани. Рождественские колядки и щедровки, святки. Свадебный обряд, своеобразие; лиризм свадебных песен. Обряд проводов казаков на службу.

 Итоговое повторение и проектная деятельность (4 часа)

 Быт, материальная, духовная и художественная культура жителей Кубани. Взаимодействие различных этносов. Начало формирования новой этнокультуры. Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами населенного пункта. Посещение местного музея.

Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIX в. (4 часа)

Тема 7. Черноморцы в Отечественной войне 1812 

Казачьи формирования в войне с Наполеоном. Участие гвардейской Черноморской казачьей сотни и 9-го пешего Черноморского казачьего полка в заграничном походе русской армии. Казачья воинская доблесть. Казаки-герои А.Ф. Бурсак, П.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.С. Заводовский.

Тема 8. Декабристы на Кубани

Кавказская ссылка декабристов. Д.А. Арцыбашев, А.А. Бестужев- Марлинский, А.И. Одоевский, М.М. Нарышкин и др. Служба в армии, участие в строительстве фортов, укреплений, дорог. Отношения с местным населением. Просветительская деятельность. Вклад в историю, экономику и культуру Кубани.

Темы 9-10. Кавказ в международной политике первой половины и середины XIXв

Укрепление позиций России на Кавказе. Обострение «восточного вопроса». Интересы Англии и Франции. Русско-турецкие войны 1806-1812 и 1828- 1829 гг. Борьба за Анапу- ключ от азиатских берегов Черного и моря. А.Д. Безкровный. Закрепление во берега Черного моря от сточного устья Кубани до крепости Св. Николая (граница с Аджарией) «в вечном владении Российской империи».

Кавказская война (1817-1864). Геополитические интересы России в Закубанье. Строительство русских укреплений. Попытка установления мирных отношений с закубанскими горцами: меновые дворы. Борьба русского правительства с работорговлей. Организация крейсерской службы: удачи и просчеты. МП. Лазарев. Создание Черноморской береговой линии. А.А. Вельяминов. Н.Н. Раевский. Объединение отдельных полков линейных казаков в Кавказское линейное казачье войско (1832). Посещение Николаем I Геленджикской бухты и Анапы. Активизация боевых действий в районе Черноморской береговой линии. Обустройство Новой линии (Темиргоевское, Зассовское и другие укрепления).

Адыгское общество в условиях противостояния России. Раскол горцев на сторонников пророссийской ориентации, поборников вхождения в правоверную Турцию, борцов за независимость Черкесии. Шамиль. Хаджи-Мухаммед (Магомет). Сулейман Эфенди. Мухаммед- Амин. Создание военно-религиозного. «Война против не государства. верных»

Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853- 1856). Кавказский театр военных действий. Экспедиция русских войск в Геленджик. Боевая доблесть казаков-пластунов при обороне Севастополя. Фанагорийская экспедиция. Ликвидация укреплении черноморской береговой линии. Сефер-бей. Завершающий этап Кавказской войны. Судьбы горских лидеров.

Создание Кубанской области (черномория, западная часть Кавказкой линии, Закубанье; центр -Екатеринодар). образование Кубанского казачьего войска (1860).

Последние очаги Кавказской войны. Вмешательство англо-турецкой дипломатии. Попытки создания независимой Черкесии. Приезд на Кубань императора Александра II (1861). Присоединение Закубанья к Росии: его последствия, геополитическое и историческое значение. Переселение горцев в Турцию (мухаджирство).

Дискуссионные вопросы истории Кавказской войны.

Раздел III. кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)

Тема 11. Русские писатели первой половины ХIХ в. о Кубани

События, связанные с Tмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстислава и Редeди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамани в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачева» и в статье «Об "Истории Пугачевского бунта"».

Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» по вести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.

М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского.

Тема 12. Становление литературы Кубани 

К. В. Россинский- поэт проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г .

Я. Кухаренко-первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «казак-Мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я. Г. Кухаренко- драматург («Черноморский побыт на Кубани»).

Раздел IV. Кубань в пореформенный период (4 часа)

Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ 

Российская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устройство в 1864-1900. Утверждение герба Кубанской области (1874). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896). Система судопроизводства. Введение городского самоуправления в городах Екатеринодаре и Темрюке. Регламентация военной службы казаков.

Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в 

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Место Кубани среди аграрных окраин России.

Рост населения в регионе. Изменения в землепользовании.

Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово-Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало судоходства на Кубани.

Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские предприниматели: РВ. Штейнгель, Мазаевы, братья Николенко и др.

Становление промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен A.M Eрошов, Я.В. Попов и др. Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.

Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна. Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска- Георгиевское знамя с надписью «За отличие в турецкую войну 1877-1978 гг.».

Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине ХIХ.

Нарастание социальной напряженности в условиях  форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселении, «Противочумные беспорядки».

 Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов).

 «Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф. А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин).

 «Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально-экстремистских народовольческих идей (Г.А. Попко и П.И. Андреюшкин).

 Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы- члены столичных марксистских (М. Бруснев).

 Приезд на Кубань императора Александра III с наследником престола (1888). Празднование 200-летия Кубанского казачьего войска (1896).

 Раздел V. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)

Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.

Кубань в жизни и творчестве Г. И. Успенского. Очерк "Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».

 Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».

М. Горький на Кубани. Рассказ «дед Архип и Ленька», очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.

Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землей Кубани. Новороссийские зарисовки.

Тема 18. Развитие литературы Кубани 

«Речи», «приветствия» и стихотворения В.С. Вареника. Стихотворение «О Музо! Панночка любэнькa...», «Черноморский пластун», «Думка Черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений В.С. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды в прозе».

Очерки И. Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.

Писательская судьба В.С. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги»-яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. В.С Мова как переводчик.

Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий- рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.

Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева- автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина»- наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором,  достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряженность диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.

 Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в ХХ в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.

Раздел VI. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (4 часа)

Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в. 

Становление профессиональной культуры.

Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-православное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Россинский.

Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы. Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров.

Наука. Вклад российских ученых в изучение Кубани и развитие ее научного потенциала (В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков Н.И. Веселовский). Научные общества.

Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Просветители Кубани (Я.Г. Kухаренко, П.П.Короленко, Е.Д. Фелицын, Ф.А. Щербина и др). Адыгские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берcей, Адиль-Гирей Кешев и др.).

Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон.  Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина.

Музей. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д. Фелицын.

Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанский сборник»

Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.

Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки. А.А. Киселев на Кубани. Выставка картин «Товарищества передвижных художественных выставок».

 Кубанские сюжеты в творчестве известных русских жудожников. В. Серов. «Пластуны под Севастополем». И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Тема 21. Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIX в 

Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани. Жилищное строительство. Административные здания, основные стили в архитектуре Кубани ХIХ. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы куба (И.Д. и E.Д. Черники, И.К. Мальгерб , В.А. Филиппов и др.).

Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов). Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы.

Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в 

Создание певческого (К.В. Россинский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в ХIХ в. А.Д. Бигдай, Г.M. Концевич, П.А. Махровский.

Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани. Национальные творческие коллективы.

Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп. Первый кинотеатр в Новороссийске.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности культуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)

 

Тема урока

Кол-во уроков

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

Особенности развития Кубани к началу XIXв.

1

РАЗДЕЛ I. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ

(11 ЧАСОВ)

Освоение кубанских степей

2

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья

1

Лексика  кубанских говоров

1

Повседневность и верования народов Кубани.

2

Материальная культура казачества.

3

Богатство музыкального кубанского фольклора. Обрядовые традиции.

2

Итоговое повторение и проектная деятельность (4 часа)

Итоговое повторение и проектная деятельность

4

РАЗДЕЛ II. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУБАНИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

(4 ЧАСА)

Черноморцы в Отечественной войне 1812

1

Декабристы на Кубани

1

Кавказ в международной политике первой половины и середины XIXв

2

РАЗДЕЛ III. КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ (2 ЧАСА)

Русские писатели первой половины ХIХ в. о Кубани

1

 Становление литературы Кубани

1

РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (4 ЧАСА)

Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ

1

Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в

1

Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

1

Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине ХIХ.

1

РАЗДЕЛ V. КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ (2 ЧАСА)

Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.

1

Тема 18. Развитие литературы Кубани

1

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

РАЗДЕЛ VI. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КУБАНИ В XIX В.

(4 ЧАСА)

Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в.

Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.

Тема 21. Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIX в

Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Печатные пособия

УМК:

  • Кубановедение: программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края / А. А. Зайцев и др. Краснодар: Перспективы образования, 2012.
  • Трёхбратов Б. А. и др. Кубановедение: учебное пособие для 8 класса – Краснодар: Перспективы образования, 2011.
  • Близнюк Е. П., Гриценко Р. М. Рабочая тетрадь по кубановедению для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: Перспективы образования, 2013.
  • Голикова Н. Ю., Кушнарева Т. А., Полубабкина Л. И. Поурочное планирование с электронным приложением к учебнику кубановедения: 8 класс / Н. Ю. Голикова, Т. А. Кушнарева, Л. И. Полубабкина. – Краснодар: Традиция, 2014

2

Экранно-звуковые пособия

  • История Кубани. С древнейших времен до наших дней: учебный видиофильм. DVD (45 мин.)
  • География Краснодарского края: Природа. Население. Хозяйство. DVD (60 мин)

3

Технические средства обучения        

Компьютер, проектор

4

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет-рессурсы:

  1. Официальный сайт администрации Краснодарского края: admkrai.krasnodar.ru
  2. Законодательное Собрание Краснодарского края: www.kubzsk.ru/ 
  3. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края: www.kubangov.ru
  4.  Министерство образования и науки Краснодарского края: www.edukuban.ru
  5.  Министерство культуры Краснодарского края: http://kultura.kubangov.ru/
  6.  Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования: kkidppo.ru
  7.  Город Краснодар: krd.ru или www.ekaterinodar.com
  8.  Город Абинск: abinskcity.ru
  9.  Город Анапа: www.anapa-official.ru
  10.  Город Апшеронск: www.apsheronsk.bz
  11.  Город Армавир: www.armawir.ru
  12.  Город Белореченск: www.gorodbelorechensk.ru/
  13.  Город Геленджик: gelendzhik.org/
  14.  Город Горячий Ключ: www.gorkluch.ru
  15.  Город Гулькевичи: www.gulkevichi.com/
  16.  Город Ейск: adm-yeisk.ru/
  17.  Город Кореновск: korenovsk-gorod.ru/
  18.  Город Кропоткин: www.gorod-kropotkin.ru
  19.  Город Крымск:krymsk-region.ru
  20.  Город Курганинск: www.admkurganinsk.ru/
  21.  Город Лабинск: labinsk.ru/
  22.  Город Новокубанск: www.novokubansk.info/
  23.  Город Новороссийск: admnvrsk.ru/
  24.  Город Приморско-Ахтарск: prim-ahtarsk.ru/
  25.  Город Славянск-на-Кубани: cityslav.ru/
  26.  Город Сочи: sochiadm.ru/
  27.  Город Темрюк: www.temryuk.ru/
  28.  Город Тимашевск:www.timregion.ru/
  29.  Город Тихорецк: www.tihoretsk-gorod.ru/
  30.  Город Туапсе: www.adm.tuapse.ru/
  31.  Город Усть-Лабинск: gorod-ust-labinsk.ru/
  32.  Станица Каневская:www.kanevskaya.ru/
  33.  Информационный сайт о Таманском полуострове: www.tamanland.ru
  34.  История Кубани: История казачества: www.cossackdom.com
  35.  Хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках: www.kuban.retroportal.ru/index.html – на сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминанияочевидцев.
  36.  Культура Кубани: Кубанский Казачий хор: www.kkx.ru
  37.  Ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии: www.krinitza.ru
  38.  Екатеринодарская и Кубанская Епархия pravkuban.ru Ейская Епархия eisk-eparh.ru/
  39.  Новороссийская Епархия eparh.info/
  40.  Екатеринодар православный: www.darkaterina.narod.ru
  41.  Краснодарская краевая детская библиотека им. Братьев Игнатовых: www.ignatovka.ru
  42.  Центральная городская библиотека им. Н.А. Некрасова:neklib.kubannet.ru/
  43. Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина: www.pushkin.kubannet.ru
  44.  «Краснодарский государственный историко-археологический музей- заповедник им. Е.Д. Фелицына (в том числе Анапский, Таманский, Темрюкский, Тимашевский филиалы): http://www.museum-felicina.ru/
  45.  Информационный портал Краснодарского края: www.yuga.ru

5

Демонстрационные пособия

  • Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4л., А3). Краснодар, 2012

6

Натуральный фонд

Парты ученические - 15

Стулья ученические- 30

Стол учительский-1

Шкаф демонстрационный-2

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц -1

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

В результате обучения ученик научится:

- понимать основные этапы и ключевые события истории Кубани ХIХ в. в контексте российской истории;

 -историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);

 -причины «языкового разнообразия» Кубани и Черноморья;

  -литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;

 -фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населявших Кубань в XIX в.;    

 -особенности народного и декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;

- уметь осуществлять поиск информации по краеведческой теме на различных носителях (материалы СМИ, Интернета, учебные тексты и местных другие адаптированные источники); дифференцировать факты и мнения;

-понимать образный язык видов искусства, оценивать творчество народных мастеров Кубани;

-познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России;

 - уважать и бережно отношения к культурным и историческим традициям своего народа;

 -общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов.

В результате обучения ученик получит возможность научится:

- понимать целостность процесса развития социумов (семья, населенный пункт, край, страна, мир);

- понимать факты, связанные с пребыванием известных деятелей науки и культуры на земле Кубани, и содержание их отзывов о нашем крае;

- уметь реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе в XIX в.;

- уметь объяснять происхождение топонимов, названий природно-климатических явлений, сущность этнографических понятий;

- уметь формировать свое отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани и ее видным деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

- уметь понимать образный язык видов искусства, оценивать творчество народных мастеров Кубани;

-познать себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению в 7 классе

Рабочая программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 7, 8  класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края.  Авторы – составители: Галутво Л.М., Болдыре...

Рабочая программа по кубановедению, 6 класс

Рабочая программа по кубановедению  разработана на основе авторской программы по кубановедению для основного общего образования ,6 класс/ под ред. Галутво Л.М., Басий В.Н., Болдырева Ю.А. –...

Рабочая программа по кубановедению, 5 класс

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...

Рабочая программа по кубановедению, 8 класс

Рабочая программа по кубановедению разработана на основе программы по кубановедению для 8-х  классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко А.Г., Бенку И.В. и др. -Кра...

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы на 2012-2013 уч.год

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Кубановедение" для 5-9 классов, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур и др, 2012 г....

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс

рабочая программа по кубановедению 5-9 класс Л.Н.Галутво...

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...