Рабочая программа по кубановедению 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Британ Инна Владимировна

Рабочая программа по кубановедению 9 класс 2015 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kubanobeneniyu_9_klass.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Преподавание Кубановедения в 2015–2016 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)

3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.

2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03. 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

16. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

17. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».

18. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2014 года № 47-1806/14-14 «О перечне профилей обучения, открываемых в общеобразовательных организациях в 2014-2015 учебном году».

19. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

20. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»

21. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013 года».

22. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015

23.Кубановедение: программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края/А.А.Зайцев и др. – Краснодар: Перспективы образования, 2012. – 64с.

Цель предмета – систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как о самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.  

Задачи предмета: 

  • Комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;
  • Формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
  • Содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями разных этнических, религиозных и социальных групп;
  • Развитие познавательного интереса;
  • Воспитание бережного отношения  к родной природе;
  • Привитие чувства гордости за выдающие достижения кубанцев;
  • Социализация школьников;
  • Выработка навыков саморазвития и самообразования.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету: 

Определяется нацеленностью предмета «Кубановедения» на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции.

В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особое значение.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основой интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утвержденный решением коллегии депортамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004.

Предмет структурирован путем соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпрежметными связями.

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубановедение» - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, «Кубановедениие» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

Учитывая  интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел «Кубань – многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной программы, но не менее двух в каждой параллели. Включение в программу указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового занятий. Вводный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия обучающимися базовых ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения (что известно о Кубани как многонациональном крае) и воспитательных эффектов в процессе социализации школьников (какие поведенческие ориентиры выбирают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном пространстве Краснодарского края).

На ступени среднего общего образования на первый план выходят освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения народов, накопленным в ходе исторического развития российской государственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Главным унифицированным методическим принципом организации структуры курса является «трехуровневость» познавательной деятельности: получение школьниками готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Кубановедение» в 9 классе изучается 34 часа, с периодичностью преподавания 1 час в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

Кубань в ХХ-XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Национально-государственное строительство на Кубани, развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь период военных испытаний. Взаимовлияние этнических культур в регионе. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего края.

Раздел I. Наш край на карте России. Природно- ресурсный потенциал региона (3 часа)

Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)

Положение края на юге Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административное устрой Площадь территории, численность, состав и структура населения.

Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2 часа)

Природные ресурсы Краснодарского края: солнечное тепло, термальные источники, агроклиматические, почвенные, водные рекреационные, земельные ресурсы. Равнинный характер территории. Предгорья и горы Западного Кавказа.

Ресурсы растительного и животного мира. Полезные ископаемые: нефть, газ, йодобромные воды, ртутные руды, сырье для производства строительных материалов (мергель, гипс, песок, глина). Охрана природных богатств Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Экономико-географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края. Демографическая ситуация. Географическое положение, природные ресурсы и население вашей местности. Природные мероприятия и экологические программы.

Раздел II. Кубань в 1900 конце 1930-х гг. (9 часов)

Тема 3. кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг 

Кубань в составе Российской империи. Социальный и национальный состав, рост численности населения; казачество, иногородние, инородцы. Различия между Черноморской губернией и Кубанской областью. Экономика Кубани. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспортная система. Политическая борьба и общественное движение в Кубанской области  и Черноморской губернии. Конституционные и монархические надежды значительной части населения. Возникновение и деятельность демократических, либеральных, анархистских и монархических организаций. Стачки, забастовки и вооруженные выступления на Кубани в годы революции 1905-1907 гг. Новороссийская и Сочинская республики.

Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. Попытки местных властей нормализовать ситуацию.

Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войне.

Казачьи формирования и горские добровольцы в составе вооруженных сил России в годы Русско-японской войны. Сор средств на нужды армии.

Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем. Ратные подвиги кубанцев.

Влияние войны на социальный состав населения, уровень жизни, экономику, общественные настроения.

Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900-1917 гг. 

Развитие образования. Типы образовательных учреждений. Сословные и национальные особенности получения образования. Горские школы. Развитие женского образования. Профессиональное образование на Кубани. Подготовка педагогических кадров. Просветительные учреждения, библиотеки, народные дома. Создание первой библиотеки в адыгейском ауле. Б. Шарданов.

Развитие музейного дела в городах Кубани.

Здравоохранение. Новые лечебные учреждения. Обеспеченность регионов медицинскими кадрами. Выдающиеся врачи и организаторы здравохранения. С.В. Очаповский. Развитие санаторно-курортного комплекса Кубани и Черноморья. В.А. Будзинский.

 Развитие науки. Археологические исследования в регионе. Н.И. Bеселовский. Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Ф.А. Щербина. «История Кубанского казачьего войска».

Развитие агрономии. Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, oпытное поле «Круглик» и др.

Периодически печать. Литература. Ратные подвиги и повседневная жизнь кубанцев в творчестве кубанских литераторов-Н. Канивецкого, П. Орлова и др. Поэт и фольклорист А. Пивень. История и культура горских народов в произведениях адыгских литераторов. Кубань и Черноморье в судьбах писателей В. Короленко, Ф. Гладкова, М Шагинян.

 Музыкальная жизнь. Хор и оркестр Кубанского казачьего войска-ведущие музыкальные коллективы Кубани. Г.М. Концевич. Я.М. Тараненко. Народные хоры. Деятельность Екатеринодарского отделения императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы и музыкальное училище ИРМО. А.Дроздов. М. Гнесин. Праздники современного искусства в Екатеринодаре. Гастроли знамени музыкантов.

Театры и зрелища. Строительство специализированных зимних и летних театральных зданий. Гастроли театральных коллективов. Театральные постановки Черкесского благотворительного общества. Цирковые представления. И. Поддубный. Развитие кинематографа. Первые массовые спортивные состязания.

Изобразительное искусство. Ф.А. Коваленко и развитие изобразительного искусства в регионе. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Творчество художников-кубанцев (Т. Аветисьян, Р. Колесников Н. Шариков и др.). Пейзажи A. Селева. Развитие художественного образования на Кубани. Школа Е.И Посполитaки.

Архитектурный облик городов. Преобладающие архитектурные стили. Эклектизм и модерн. Новые культовые и гражданские сооружения в городах Кубани и Черноморья. И.И. Мальгерб и его вклад в формирование облика кубанской столицы. Кубанские архитекторы А.П. Косякин, А.А. Козлов, В.А. Филиппов и др.

Открытие памятников Екатерине II (1907) и казакам, высадившимся на Тамани 25 октября 1792 (1911).

Тема 6. События революции 1917 на Кубани 

Сохранение органов казачьей администрации. Возрождение выборных войсковых институтов казачества (рада, атаман, провительсьвл). Гражданские комитеты, комиссары Временного правительства. Советы рабочих, солдатских и казачьих депутатов.

Комиссар Временного правительства К.Л. Бардиж. Выбор «третьего пути». Кубанский областной Совет- высший орган гражданской власти в области. Преобладание органов казачьего самоуправления в станицах и хуторах. Кубанская войсковая рада (Н.С.Рябовол). Временное Кубанское войсковое правительство (А.П. Филимонов). Советы в Черноморской губернии.

Попытка передачи всей полноты власти Кубанскому войсковому правительству. Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани в будущем: федералисты («черноморцы»); Кубань в составе единой и неделимой России («линейцы»). Противоречия между казаками и иногородними.

«Временное положение о высших органах власти в Кубанском крае». Кубанская рада, Законодательная рада, войсковой атаман, краевое правительство. Усиление революционно-демократических настроений. Большевизация Советов.

Октябрьский переворот и изменение расстановки политических сил. Победа советской власти в Черноморской губернии. Переход всей полноты власти в крае к органам кубанской казачьей государственности.

Тема 7. Гражданская война на Кубани 

Приоритеты казаков: от самостоятельных настроений и благожелательного нейтралитета в отношении большевиков (1917) через вооруженные выступления «за» (весна 1918) и «против» советской власти (лето 1918-осень 1919 г.) до капитуляции перед Красной Армией и примирения с большевиками (весна 1920 г.). Просоветская ориентация иногороднего крестьянства и пролетариата Кубани.

Провозглашение Кубанской области республикой. Вооруженное противостояние большевиками. I съезд Советов Кубанской области. Установление советской власти в регионе (март-август 1918 г). Образование Кубано-Черноморской Советской республики. 1-й («JIедяной») и 2-й Кубанский походы добровольческой армии. Противоречия между казаками и лидерами Белого движения. «Железный поток» Таманской армии. Белый и красный террор. Окончательное установление советской власти регионе. Разгром десанта Врангеля на Кубани

Тема 8. культурная жизнь Кубани в 1917-1920 гг

Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в период революции- гражданской войны. Массовый приток интеллигенции в регион как фактор интенсификации культурной жизни.

Образование. Особенности функционирования образовательных учреждений в условиях политической нестабильности. Создание высшей школы. Б.Л. Розинг.

Научная жизнь. Создание (декабрь 1917 г) и основные направления деятельности Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В.И. Вернадский на Кубани. Майкопский период жизни первой российской женщины-академика П.С. Уваровой.

Борьба за сохранение памятников и музейных собраний.

Печать. Литература. Газетный «бум» на Кубани. «Вольная Кубань» орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С.Я. Маршак)- фельетонист газеты «Утро Юга». Литературно-художественные журналы и сборники. Литературная и политическая деятельность российских писателей (Е. Чириков, И. Наживин). Выступления А. Аверченко, М. Волошина.

Музыка. Театр и зрелища. Искусство и политика: репертуар музыкальных коллективов, театров и зрелищных предприятий. Проведение этнографических концертов.

Выдающиеся деятели искусства Кубани. Концерты А. Вертинского. Гастроли Московского художественного театра (1919-1920).

Развитие изобразительного искусства. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Основание художественной школы в Новороссийске. Кубанские страницы биографии художников И. Похитонова, Н. Харитонова, А. Юнгера и др.

Тема 9. Кубань в 1920-х гг Нэп 

Особенности «военного коммунизма» на Кубани и его последствия. Продразверстка и «расказачивание». Кубано-Черноморский ревком (Я. Полyян). Большевистская пропаганда. Чрезвычайные меры. Повстанческое движение в 1920-1924 гг.

Особенности нэпа на Кубани. От продразвёрстки к продналогу: рост посевных площадей. Сдача мелких средних предприятий в аренду. увеличение частного и кооперативного секторов в торговле. Земельная реформа на Кубани. Развитие сельскохозяйственной кооперации. Внутрикрестьянские переделы. Общественно-политическая жизнь.

Наступление на «старый мир».

10. кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация. 

Коллективизация преобразования. Северо-Кавказский край- Азово-Черноморский край- Краснодарский край и Адыгейская автономная область.

Особенность индустриализации на Кубани- зависимость от нужд сельского хозяйства. Электрификация края. Основные отрасли местной промышленности. Приоритетное развитие цементной и нефтяной промышленности.

 Строительство и реконструкция промышленных предприятий. Хозяйственные объекты государственного масштаба (завод им. М. Седина, маргариновый и маслоэкстракционный заводы (Краснодар); мясокомбинат ст. Тихорецкая); Адыгейский консервный комбинат (пос. Яблоновский); порт (Туапсе) и др.).

«Великий перелом». Насильственная коллективизация на Кубани и ее последствия. Хлебозаготовки 1932-1933 гг. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л.М. Кагановичем и ее деятельность на Северном Кавказе. Система «черных досок». Голод на Кубани. Политические репрессии.

Тема 11. Культура Кубани в 1920-1930-х 

Централизация руководства культурой. Формирование нового человека-строителя социализма-основная задача учреждений культуры.

Образование. Культурно-просветительная работа. Изменения в школьной системе. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Национальные школы. Переход к всеобучу. Создание адыгейской письменности.

Влияние украинизации Kyбани на образовательную политику.

Развитие среднего профессионального и высшего образования. Реформирование вузов.

Новые формы досуга. Развитие сети библиотек и клубных учреждений. Апогей пропаганды атеизма. Съемки кинохроники и работа радиовещательной станции в Краснодаре. Новые музеи и музейные экспозиции.

Развитие массового спорта. Конноспортивные состязания. Новые спортивные сооружения. Стадион «Динамо» в Краснодаре.

Наука. Деятельность ОЛИКО, Общества изучения Адыгейской автономной области. Кубано-Черноморский краевой научно-исследовательский институт-преемник Совета обследования и изучения Кубанского края.

Деятельность выдающихся ученых. И.Г. Савченко. Н.Ф. Мельников- Разведенков. Медицинские отряды С.В. Очаповского.

Уникальные селекционные опыты В.С. Пустовойта, П.П. Лукьяненко.

Печать, издательское дело, литература. Монополия партийно-советской печати. Объединение литературных сил вокруг периодических и изданий. Ф. Градков, А. Рославлев, Л. Ленч. Кооперативное издательство «Буревестник». Основание первого адыгейского национального издательства (1928).

Первое революционное десятилетие на Кубани в творчестве советских писателей («Цемент» Ф. Гладкова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А. Толстого и др.)

Кубанский период творчества В. Овечкина. Романы А. Первенцева «Кочубей» (1937), «Над Кубанью» (1940). Публикация Краснодаре романа А. Степанова «Порт-Артур»

Н. Островский в Сочи.

Театральная и музыкальная жизнь. Театры революционной сатиры, красноармейские театры. В. Мейерхольд-организатор театральной жизни в Новороссийске. Театр для детей в Екатеринодаре. С. Маршак.

Усиление государственного контроля за репертуаром. Формирование передвижных трупп, самодеятельных театральных студий, строительство новых театральных помещений в городах Кубани. Театр музыкальной комедии, кукольный театр. Национальные театральные труппы. Адыгейский театральный техникум и подготовка кадров для адыгейского театра.

Национализация музыкальных коллективов. Музыкальный техникум как центр музыкальной жизни.

Создание адыгейского ансамбля песни и пляски. Воссоздание первого кубанского казачьего хора. Гастроли знаменитых музыкантов (Л. Собинов, А. Нежданова и др.). Оперный певец В. Дровяников уроженец Кубани. Основание Краснодарской филармонии (1939).

Изобразительное искусство, скульптура, архитектура. Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников.

Краснодарский художественный музей им. Луначарского преемник Екатеринодарской картинной галереи Ф.А. Коваленко. Р.К. Войцик. Пополнение коллекции из фондов столичных музеев.

Развитие художественного образования. Первая художественная школа в Армавире. Самодеятельные художественные студии. Основные сюжеты в творчестве кубанских мастеров изобразительного искусства.

Создание Краснодарского отделения Союза советских художников. Новые тенденции в архитектурном облике городов и станиц Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

 Кубань в период революции 1917. События гражданской войны на Кубани. Строительство нового общества. Раскулачивание.

 «Серебряный век» и культурная революция в регионе. Историческая судьба художественного наследия дореволюционной Кубани и вашего населенного пункта (станицы, села, города, района).

Раздел III. Кубань в 1940-х гг. (5 часов)

Тема 12. Краснодарский край годы Великой Отечественной войны

Мобилизация. Формирование добровольческих казачьих соединений. Перевод производства на военный лад. Кубанцы на полях сражений Вееликой Отечественной войны.

Боевые действия на территории Краснодарского края. Героическое сопротивление в районе станиц Кущевской, Шкуринской и Канеловской. Оборонительные сражения на Новороссийском, Туапсинском и Армавиро-Майкопском рубежах. Бои за Краснодар.

Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанская война на Кубани. Кубанское подполье. Братья Игнатовы.

Наступательные операции войск Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля. Ц.Л. Куников. Бои на «Голубой линии». Воздушные сражения. Новороссийско-Таманская операция. Черноморский флот и Азовская военная флотилия. А.И. Покрышкин. Женский полк ночных бомбардировщиков. Е.Д. Бершанская. Е.А. Жигуленко.

Начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины.

Тема 13. Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны

Просвещение. Наука. Особенности учебного процесса в условиях военного времени. Музейная и библиотечная сеть в годы войны. Оживление религиозной жизни на Кубани.

Ученые Кубани-фронту. Производство боеприпасов, средств дезинфекции и др. Помощь госпиталям. Борьба с эпидемиями.

Литература. Кубанские писатели на фронтах Великой Отечественной. Сражающаяся Кубань в стихотворениях И. Сельвинского, фронтовых репортажах К. Симонова, публицистике Л. Леонова. Герой Советского Союза адыгейский поэт Х. Андрухаев.

Теотрально-концертная, музыкальная жизнь. Изобразительное искусство. Создание объединенного краевого театра и передвижного театра миниатюр. Фронтовые концертные бригады. Восстановление инфраструктуры театра и кино после изгнания оккупантов. Эвакуация и реэвакуации Краснодарского художественного музея. Выставки военного времени.

Ратный подвиг кубанцев в литературе военных лет: Евг. Петров. «Птенчики» майора Зайцева»; В. Катаев. «Семья Игнатовых».

Тема 14. Восстановление и развитие края в 1945-1953 гг Политика и идеология в послевоенное время 

Послевоенное восстановление городов и населенных пунктов. Перевод промышленности на «мирные рельсы». Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. Герои трудовых будней. К.А. Борин. Колхозы, совхозы и МТС. Достижения и трудности. Проблемы восстановительно периода: упадокживотноводства; нехватка рабочих рук; гонения на личное подсобное хозяйство; отток населения в города; нехватка жилья; денежная реформа 1947 г. Послевоенные успехи Кубани. Восстановление довоенных объемов производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольно-суконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Расширение сети общественного транспорта: троллейбусное движение в Краснодаре, трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары.

 Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационно-пропагандистской работы. Политика «закручивания гаек». Выборы в местные Советы 1953 и их итоги.

Тема 15. Культура Кубани в послевоенные годы (1945-1953) 

Образование. Наука. Увеличение численности студентов и Воссоздание Кубанского сельскохозяйственного института. Создание педагогического института на базе на базе Майкопского учительского. Успехи кубанских ученых в области селекции зерновых и масличных культур. П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт.

Периодическая печать. Издательское дело. Литература. Газеты «Советская Кубань»,  «Адыгейская правда», «Социалистическая Адыгея». Возобновление издания молодежной газеты «Комсомолец Кубани» основание литературно-художественного альманаха «Кубань». «Записки партизана» П. Игнатова. Поэма А. Кирия «Братья-партизаны».

Театрально- концертная жизнь. Изобразительное искусство. Театр  и художественные коллективы Кубани. Г. М. Плотниченко-хормейстер и композитор. Воплощение социального заказа в творчестве художников.

Кино. Съемки фильма «Кубанские казаки» в Курганинском районе Краснодарского края.

Строительство. Архитектура. Восстановление разрушенных и сооружение новых зданий. Благоустройство городов. Строительство зданий, железнодорожных вокзалов Краснодара, Сочи, Ейска.

Спорт. Восстановление спортивной инфраструктуры. Развитие спортивной гимнастики, акробатики. I летия Спартакиада Кубани (1950) Кубанские спортсмены в составе сборной команды СССР на Олимпийских играх в Хельсинки (1952).

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Летопись боевой славы: ваш населенный пункт в годы войны. Земляки защитники отечества. Великая Отечественная война в произведениях искусства. Скульптурные памятники героям Кубани (на примере населенных пунктов края)

Раздел IV. Кубань в 1950-1990-х гг. (6 часов)

Тема 16. Реформы в политике и экономике (1953-1964) 

Реабилитация репрессированных кубанцев. Ротация кадров. Реорганизация управления: Краснодарский совнархоз (Н.К. Байбаков). Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков; снижение налогов; повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Внешнеэкономические связи Краснодарского края. Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической системы: Белореченская, Краснополянская, Майкoпская гидроэлектроцентрали; Армавирская, Краснодарская теплоэлектростанции. Массовое строительство жилья. Курортно-санаторное дело. Пионерский лагерь «Орленок».

Корректировка политического и экономического курсов. Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона.

Тема 17. Культурная жизнь Кубани в период «оттепели» 

Образование. Просвещение. Реформирование школы: возврат к совместному обучению, введение обязательного восьмилетнего образования, «профессионализация».

Развитие сети учреждений среднего специального и высшего образования. Открытие Армавирского педагогического института.

Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий. Музей В.Г Короленко в Джанхоте.

Наука. Исследование космоса. Кубанские ученые-аграрии признанные лидеры в области селекции. Создание новых сортов кукурузы. М.И. Хаджинов. Г.С. Галеев.

Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полетов. Н.Г. Чернышев-«первый химик космонавтики». Д.И. Козлов и создание пepвых ракетно-космических комплексов. Космонавты-кубанцы (В.В. Гopбатко, В.И.Севастьянов, А.Н. Березовой, Г.И. Падалка, С.Е. Трешев).

Литература. Новое поколение кубанских литераторов: Ю. Абдашев, и. Варавва, В. Бакалдин, В. Логинов, Л. Пасенюк, Б. Тумасов. А. Знаменский, Ю. Санников. Начало кубанского периода творчества В. Лихоносова.

Жизнь адыгейского ала в произведениях T. Keрашева и А. Евтыха.

Театрально-концертная жизнь. Телевидение. Кино. М.А. Куликовский-главный режиссер Краснодарского драматического театра. Создание телецентров в Краснодаре, Сочи, Армавире. Строительство в крае современных кинотеатров.

Изобразительное искусство. Выставочная деятельность кубанских художников. Образы сельской Кубани в творчестве художников.

Спорт. Строительство стадиона «Кубань» и спорткомплекса «Стартак» в Краснодаре. Кубанцы-призеры Олимпийских игр в Мельбурне (1956) и Риме (1960).

Строительство. Архитектура. От «сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». Массовая застройка городов Кубани. Благоустройство курортной зоны.

Тема 18. Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе 

Кубань-житница России. Достижения в сельском хозяйстве. Укрупнение сельскохозяйственного производства. Животноводческие комплексы, птицефабрики, агропромышленные объединения. «Миллион тонн» кубанского риса. Рисoсовхоз «Красноармейский» (А.И. Майстренко). Строительство Краснодарского водохранилища. Экологические проблемы. Руководители краснодарского края (С.Ф. Медунов, В.И. Воротников, И.К. Полозков).

Ведущие отрасли промышленности. Реконструкция и строительство новыхпредприятий. Завод им. М Седана в Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов. Кропоткинский машиностроительный завод. Хлобчатобумажный комбинат (Краснодар). Химические предприятия (белореченск и Кропоткин). Увеличение мощности Краснодарской ТЭЦ. Электроэнергетика и транспортная система края.

Здравоохранение и курорты.

Негативные тенденции в экономике и общественной жизни. Снижение темпов роста уровня жизни населения. Нехватка товаров народного потребления.

Тема 19. Культурная жизнь в середине 60- середине 80-х rодов 

Просвещение, наука, краеведение. Переход к обязательному среднему образованию. Реализация программ профессиональной ориентации молодежи.

Появление новых вузов: институты культуры и физической культуры. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет.

Расширение библиотечной и музейной сети. Музей Е.Ф. Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героев в Крымском районе. Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани, Мемориальный музей И. Поддубного в Ейске.

Возрождение интереса к истории родного края, культуре казачества. Изучение фольклора и этнографии Кубани и Адыгеи.

Литература. Произведения кубанских писателей. Л. Пасенюк-писатель-путешественник. Исторические романы Б. Tумасова. Творчество В. Лихоносова.

Кубанские поэты: В. Бакалдин, С. Хохлов, В. Подкопaев. Фольклорные мотивы в поэзии И. Вараввы.

Уроженец Кубани поэт Ю. Кузнецов. Ю. Селезнев и его вклад в литературоведение.

История адыгов в художественном осмыслении И. Машбаш, т. Кеташев).Телевидение. Развитие телесети.

Театрально-концертная жизнь. Краснодарский театр драмы. Театр оперетты. Адыгейский драматический театр. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Возрождение Кубанского казачьего хора. В.Г. Захарченко. Композитор Г.Ф. Пономаренко

Изобразительное искусство. Творчество кубанских художников В. Мордовина, В. Сидорова, В. Мурашко и др. Искусство андеграунда на Кубани Е. Цей. Участие художников в оформлении интерьеров и фасадов новых зданий.

Скульптурные работы И. Шмагуна, В. Жданова.

Архитектура. Строительство. "Эпоха типовых проектов». Проблема сохранения исторической части городов. Дальнейшее развитие «функциональной архитектуры».

Спорт. Кубанские спортсмены-олимпийские чемпионы Л.Брагина, В. Невзоров, В. Гaссий, Ш. Сабиров, Л. Чернова, Е. Липеев. Чемпионы мира: В. Мачуга, В. Почивалов, Е. Янес, Е. Яковенко.

Строительство новых и реконструкция старых спортивных сооружений. Пропаганда здорового образа жизни.

Тема 20. Перестройка. Политика и общество 

Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В.Н. Дьяконов, Н.Д. Егоров, Е.М. Харитонов, Н.И. Кондратенко.

Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов.

Возрождение казачества. Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада. В.П Громов. Закон «О реабилитации кубанского казачества»

Становление кубанского парламентаризма. Законодательное собрание Краснодарского края (А.И. Багмут, В.А. Бекетов).

Обретение государственного суверенитета Адыгеей (А.А. Джаримов, Х.М. Совмен, А.К. Тхакушинов). Реорганизация системы местного самоуправления. Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Краснодарского края»

 Тема 21. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов ХХ-начало ХХI в.) 

Освоение культурного наследия. Центр народной культуpы Кубани. Возвращение регалий кубанского казачьего войска, документов по истории казачества.

Трудности и успехи в музейном строительстве. Массовое закрытие народных музеев. Литературный музей Кубани. Археологический отдел Таманского музейного комплекса. Коллекции и экспонаты из фондов Краснодарского края как часть международных музейных проектов. Восстановление ранее разрушенных и возведение новых памятников.

Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре.

Образование. Наука. Дискуссии о реформировании образования. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы. Научный потенциал региона. Вклaд ученых-гуманитapиев в исследование истории и культуры Кубани.

Средства массовой информации. Литература. Кино. Разнообразие газетно-журнальной продукции как следствие демократизации общества. Появление негосударственных СМИ.

Кинокризис 1990-х и поиски путей его преодоления. Кинофестиваль «Кинотавр» (Сочи), «Киношок» (Анапа). Тематические кинофестивали в городах Кубани.

Роман В. Лихоносова «Наш маленький Париж». осмысление судеб казачества в романе А. Знаменского «Красные дни». Поэтические сборники И. Вараввы «Казачья бандура», «Казачий кобзарь» и др.

Театрально-концертная жизнь. Творческое объединение «Премьера» под руководством Л. Гатова и его место в театральной и музыкальной жизни края. Кубанский казачий хор и пропаганда народного искусства Кубани. Фестивали искусств на Кубани.

Изобразительное искусство. Краснодарская краевая организация Союза художников России. Многообразие стилей и направлений в творчестве кубанских художников.  Творчество А. Паршкова, С. Воржева, Л. Самокиша и др.

Кубанские скульпторы А. Аполлонов, В. Жданов, А. Корнаев.

Спорт. Успехи кубанских спортсменов на Олимпиадах. Гандболист А. Лавров, батутисты И. Караваева и А. Москаленко, теннисист Е. Кафельников, борец М. Карданов. В. Крамник чемпион мира по шахматам (2000).

Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Предстоящая зимняя Олимпиада 2014 в Сочи- важный стимулирующий фактор развития спортивной инфраструктуры края.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Культурные и спортивные достижения кубанцев, в том числе жителей вашего населенного пункта. Музеи и творческие коллективы муниципального образования.

Раздел V. краснодарский край в XXI в. (4 часа)

22. Краснодарский край -многонациональный регион Российской Федерации 

Кубань на пороге XXI в. Выборы главы администрации Краснодарского края.  А.Н. Ткачев. Органы государственной власти и местное самоуправление. Государстве символы Краснодарского края (флаг и герб вашего населенного пункта). Краевое законодательство и принципы законотворчества. Устав Краснодарскоrо края. Закон «о местном само- правлении в Краснодарском крае».

Краевой бюджет и система социальных гарантий. Реализация национальных проектов. Краевые программы адресной социальной помощи: «Старшее поколение», «дети Кубани», «Остров детства»; помощь молодым, многодетным и малообеспеченным семьям. Система образования Краснодарского края. Наука. Краснодарский край-победитель приоритетного национального проекта «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». «Детский» закон.

Создание условий для развития поликультурности и толерантности в Краснодарском крае.

Тема 23. Особенности экономического развития региона 

Формирование новых экономических отношений и собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае».

Топливно- отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топлевноэнергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, легкая, пищевая, производство строительных материалов. Ведущие промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности.

Агропромышленный комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство- ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Зерновые и технические культуры, виноградарство овощеводство и садоводство, субтропические культуры. Животноводство, отраслевой состав, рыбоводство.

Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали «Дон», «Кавказ». Аэропорты: Пашковский (Краснодар), Витязево (Анапа), Геленджик. Морские порты: Новороссийск, Туапсе, порт Кавказ, Ейск, Темрюк, Сочи. Трубопроводный транспорт, нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), газопровод «голубой поток».

Курорты и туризм. Бальнеологические, грязевые, горно-климатические курорты. Краснодарский край- южные ворота России. Проблемы и перспективы развития хозяйственного комплекса Кубани. Олимпиада 2014 года в Сочи.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Основные тенденции экономического и социального развития Кубани в ХХ- начале ХХI в. Место и значение региона в жизни Российской Федерации.

Этноконфессиональная ситуация. Межкультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства. Профилактика межнациональных конфликтов, гармонизация отношений между народами Кубни, привитие навыков поликультуры и толерантности.

Заключение (1 час)

Разнообразие природных условий и богатства ресурсов Краснодарского края. Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Кубань-жемчужина, житница и здравница России. Перспективы развития курортной отрасли.

Портрет современной Кубани. Радушие и гостеприимство черты характера жителей многонационального региона. Взаимовлияние культур. Боевое братство народов, населяющих Кубань, в годы Великой Отечественной войны. Подвиг Хусена Андрухаева.

 Возвращение казачьих регалий на Кубань-символ возрождения казачества. Участие кубанцев в реализации национальных проектов и целевых программ («Кубань-Качество», «Дети Кубани», «Гармонизация межнациональных отношении и развитие национальных культур в Краснодарском крае» и др.)

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)

 

Тема урока

Кол-во уроков

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Кубань в ХХ-XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия.

1

РАЗДЕЛ I. НАШ КРАЙ НА КАРТЕ РОССИИ. ПРИРОДНО - РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА (3 часа)

Особенности географического положения Краснодарского края

1

Природные ресурсы и их рациональное использование

2

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

РАЗДЕЛ II. КУБАНЬ В 1900 КОНЦЕ 1930-Х ГГ. (9 часов)

Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг

1

Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войне.

1

Культурная жизнь Кубани в 1900-1917 гг.

1

События революции 1917 на Кубани

1

Гражданская война на Кубани

1

Культурная жизнь Кубани в 1917-1920 гг

1

 Кубань в 1920-х гг Нэп

1

Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация

1

Культура Кубани в 1920-1930-х

1

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1940-Х ГГ. (5 часов)

Краснодарский край годы Великой Отечественной войны

2

Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны

1

Восстановление и развитие края в 1945-1953 гг Политика и идеология в послевоенное время

1

Культура Кубани в послевоенные годы (1945-1953)

1

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ В 1950-1990-Х ГГ. (6 часов)

Реформы в политике и экономике (1953-1964)

1

Культурная жизнь Кубани в период «оттепели»

1

Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе

1

 Культурная жизнь в середине 60- середине 80-х годов

1

 Перестройка. Политика и общество

1

Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов ХХ-начало ХХI в.)

1

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

РАЗДЕЛ V. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI В. (4 часа)

Краснодарский край -многонациональный регион Российской Федерации

2

Особенности экономического развития региона

2

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)

Заключение

1

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Печатные пособия

УМК:

  • Кубановедение: программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края / А. А. Зайцев и др. Краснодар: Перспективы образования, 2012.
  • Зайцев А. А. и др. Кубановедение: учебное пособие для 9 класса – Краснодар: Перспективы образования, 2012.
  • Хамцова О. А., Терская И. А. Рабочая тетрадь по кубановедению для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: Перспективы образования, 2014. 

2

Экранно-звуковые пособия

  • История Кубани. С древнейших времен до наших дней: учебный видиофильм. DVD (45 мин.)
  • География Краснодарского края: Природа. Население. Хозяйство. DVD (60 мин)

3

Технические средства обучения        

Компьютер, проектор

4

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет-рессурсы:

  1. Официальный сайт администрации Краснодарского края: admkrai.krasnodar.ru
  2. Законодательное Собрание Краснодарского края: www.kubzsk.ru/ 
  3. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края: www.kubangov.ru
  4.  Министерство образования и науки Краснодарского края: www.edukuban.ru
  5.  Министерство культуры Краснодарского края: http://kultura.kubangov.ru/
  6.  Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования: kkidppo.ru
  7.  Город Краснодар: krd.ru или www.ekaterinodar.com
  8.  Город Абинск: abinskcity.ru
  9.  Город Анапа: www.anapa-official.ru
  10.  Город Апшеронск: www.apsheronsk.bz
  11.  Город Армавир: www.armawir.ru
  12.  Город Белореченск: www.gorodbelorechensk.ru/
  13.  Город Геленджик: gelendzhik.org/
  14.  Город Горячий Ключ: www.gorkluch.ru
  15.  Город Гулькевичи: www.gulkevichi.com/
  16.  Город Ейск: adm-yeisk.ru/
  17.  Город Кореновск: korenovsk-gorod.ru/
  18.  Город Кропоткин: www.gorod-kropotkin.ru
  19.  Город Крымск:krymsk-region.ru
  20.  Город Курганинск: www.admkurganinsk.ru/
  21.  Город Лабинск: labinsk.ru/
  22.  Город Новокубанск: www.novokubansk.info/
  23.  Город Новороссийск: admnvrsk.ru/
  24.  Город Приморско-Ахтарск: prim-ahtarsk.ru/
  25.  Город Славянск-на-Кубани: cityslav.ru/
  26.  Город Сочи: sochiadm.ru/
  27.  Город Темрюк: www.temryuk.ru/
  28.  Город Тимашевск:www.timregion.ru/
  29.  Город Тихорецк: www.tihoretsk-gorod.ru/
  30.  Город Туапсе: www.adm.tuapse.ru/
  31.  Город Усть-Лабинск: gorod-ust-labinsk.ru/
  32.  Станица Каневская:www.kanevskaya.ru/
  33.  Информационный сайт о Таманском полуострове: www.tamanland.ru
  34.  История Кубани: История казачества: www.cossackdom.com
  35.  Хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках: www.kuban.retroportal.ru/index.html – на сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминанияочевидцев.
  36.  Культура Кубани: Кубанский Казачий хор: www.kkx.ru
  37.  Ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии: www.krinitza.ru
  38.  Екатеринодарская и Кубанская Епархия pravkuban.ru Ейская Епархия eisk-eparh.ru/
  39.  Новороссийская Епархия eparh.info/
  40.  Екатеринодар православный: www.darkaterina.narod.ru
  41.  Краснодарская краевая детская библиотека им. Братьев Игнатовых: www.ignatovka.ru
  42.  Центральная городская библиотека им. Н.А. Некрасова:neklib.kubannet.ru/
  43. Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина: www.pushkin.kubannet.ru
  44.  «Краснодарский государственный историко-археологический музей- заповедник им. Е.Д. Фелицына (в том числе Анапский, Таманский, Темрюкский, Тимашевский филиалы): http://www.museum-felicina.ru/
  45.  Информационный портал Краснодарского края: www.yuga.ru

5

Демонстрационные пособия

  • Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4л., А3). Краснодар, 2012

6

Натуральный фонд

Парты ученические - 15

Стулья ученические- 30

Стол учительский-1

Шкаф демонстрационный-2

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц -1

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

В результате обучения выпускник научится:

- знать основные этапы и ключевые события истории Кубани ХХ в. контексте российской истории;

-этнополитическую историю Кубани;

 -историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);

 -литературные и музыкальные произведения, отражающие кубанскую тематику;

 -культурное наследие народов, населявших Кубань в ХХ в.;

 -уровень социально-экономического развития Краснодарского края и своей местности на современном этапе;

 -открытия кубанских ученых и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки;

- уметь осуществлять поиск информации по краеведческой теме на различных носителях (материалы местных СМИ, интернета, учебные тексты и другие адаптированные источники); сопоставлять оценку фактов, предложенную в учебнике, с другими подходами;

-формирования уважения и бережного отношения к историческим традициям своего народа;

 -общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов;

 -воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию

В результате обучения ученик получит возможность научится:

- уметь предлагать собственные решения проблем современности; аргументировать свою точку зрения;

-применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

-использовать полученную информацию для личностного и профессионального самоопределения;

-познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению в 7 классе

Рабочая программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 7, 8  класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края.  Авторы – составители: Галутво Л.М., Болдыре...

Рабочая программа по кубановедению, 6 класс

Рабочая программа по кубановедению  разработана на основе авторской программы по кубановедению для основного общего образования ,6 класс/ под ред. Галутво Л.М., Басий В.Н., Болдырева Ю.А. –...

Рабочая программа по кубановедению, 5 класс

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...

Рабочая программа по кубановедению, 8 класс

Рабочая программа по кубановедению разработана на основе программы по кубановедению для 8-х  классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко А.Г., Бенку И.В. и др. -Кра...

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы на 2012-2013 уч.год

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Кубановедение" для 5-9 классов, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур и др, 2012 г....

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс

рабочая программа по кубановедению 5-9 класс Л.Н.Галутво...

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...