Программа развития для ДОУ
материал на тему

моргачева ксения юрьевна

Презентация для программы развития ДОУ и готовая программа развития для ДОУ с требованиями ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Муниципального  бюджетного  дошкольного

 образовательного учреждения

детский сад  «Колокольчик» с.Тербуны

Тербунского муниципального района

 Липецкой области

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на 2015-2020гг.

«Модель инновационных технологий обучения и

развития детей дошкольного возраста»

Адрес учреждения: 399540 Липецкая область,

с.Тербуны  ул.Коммунальная  д.15

                                                                                                                                          Разработала

                                                                                                                                          ______________

                                                                                                                                          К.Ю.Моргачева

с.Тербуны

2015 г.

Содержание

Паспорт Программы развития

Введение

I  раздел. Аналитический.

1.Информационная справка о ДОУ

2.Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

II  раздел. Концептуально-прогностическая часть.

1. Концептуальные основы развития ДОУ на   2015-2020 г.г.

1.1 Стратегия и тактика перехода ДОУ в новое состояние: основные

      направления, этапы осуществления инноваций. Прогнозируемый

      результат.        

1.2. Конкретный план действий по реализации программы развития        

        

III. Заключение.

IV. Литература.

Паспорт Программы развития  МБДОУ детский сад «Колокольчик»  с.Тербуны

Основания

для разработки программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
  •  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  •  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам общеобразовательным программам дошкольного образования»

Назначение программы

  • Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного  учреждения на основе анализа  работы  ДОУ за предыдущий период.
  • В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

Проблема

  • Развитие ДОУ в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
  • Объективное ухудшение  здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на  получении ими качественного образования
  • Необходимость  интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2015-2020 гг.

Нормативные

документы

Конституция РФ

Конвенция о правах ребенка.

Бюджетный кодекс РФ;

Трудовой кодекс РФ;

приказ от 30.08.2013. № 1014 Минобрнауки РФ «Об  утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам дошкольного образования»;

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования

 и науки РФ от 17.11.2013.№ 1155;

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, вступившего в силу с 01 сентября 2013г.;

устав МБДОУ;

локальные акты, регламентирующие деятельность МБДОУ.

Название 

 

  Программа развития   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колокольчик» с.Тербуны

Цель

  Переход к инновационному качеству педагогического процесса, соответствующего  требованиям Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения.

Задачи

 

- обновление содержания образования и педагогических технологий через введение ФГОС дошкольного образования;

- обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива, развитие кадрового потенциала ДОУ;

- формирование и развитие оценки качества образования с учётом новых требований;

- совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  деятельности организации, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников на основе использования научных, современных технологий;

- совершенствование системы работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

- совершенствование и обновление системы взаимодействия с семьями воспитанников, содействие повышению роли родителей  в образовании ребенка дошкольного возраста;

- совершенствование системы социального партнёрства;

- приведение в соответствие с требованиями предметно-развивающей среды и модернизация материально-технической базы ДОУ.

Финансовое обеспечение программы

Рациональное использование бюджета;

спонсорская помощь, благотворительность;

внебюджетные источники

Ожидаемые результаты:

 

Соответствие образовательному заказу общества:

  • Введение ФГОС ДО в практику ДОУ.
  • Повышение профессиональной компетентности персонала ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
  • Развитие  материальной  базы  ДОУ  как среды творческого развития  детей и педагогов, содействие  оснащению  ДОУ современным оборудованием в контексте федеральных ориентиров
  • Создание  условий для обновление предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Совершенствование системы работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
  • Совершенствование и обновление системы взаимодействия с семьями воспитанников, содействие повышению роли родителей  в образовании ребенка дошкольного возраста;

Исполнители

программы

  Коллектив ДОУ «Колокольчик»

Введение

Актуальность  разработки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в  дошкольном образовании страны связанными с вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением федерального  государственного стандарта дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» признает  дошкольное образование  как новый уровень общего образования в России, тем самым  определяет значимость системы дошкольного образования.

Термин «инновационный потенциал» чаще используется в отношении к промышленным и коммерческим предприятиям. Однако при глубоком толковании понятия становится ясно его употребление и для дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). В современном мире с учетом изменений традиционной системы образования стоит пересмотреть существующие стереотипы. Именно поэтому возникла необходимость в том, чтобы в ДОУ «Колокольчик»  была направлена работа на разработку инновационных материалов.

Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника.       Программа развития   ДОУ на 2015-2020гг. является управленческим документом.

Основными приоритетами развития  образования в национальной образовательной инициативе названы:

1. Обновление образовательных стандартов.

2. Система поддержки талантливых детей.

3. Развитие воспитательского потенциала.

4. Здоровье дошкольников.

5. Обеспечение местами всех детей дошкольного возраста.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.

Именно поэтому,  возникла необходимость введения данной Программы, которая также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Период до 2020 года в стратегии развития ДОУ рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.

Раздел I. Аналитический.

1. Информационная справка о ДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с.Тербуны является дошкольным учреждением  общеразвивающего вида.  ДОУ функционирует с 1967 года.

Форма собственности.

Муниципальная. Оперативное управление. ДОУ арендаторов не имеет

Учредителем ДОУ является Отдел образования администрации Тербунского района Липецкой области.

Адрес: Липецкая область, с.Тербуны  ул.Ленина д.84

Телефоны: начальник отдела образования  2-13-46, приемная 2-13-47.

Фактический (юридический) адрес: 399540, Липецкая область, с.Тербуны, ул.Коммунальная  д.15

Лицензия на право ведения образовательной деятельности   регистрационный №552 от 17.01.2012г., выдана Управлением образования и науки Липецкой области, бессрочно. 

Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.30 до17.30 часов.

Учреждение расположено в двухэтажном здании, рассчитано на 115 мест. В учреждении функционирует  6 возрастных групп.

Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества большая  часть родителей (законных представителей) хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; 53 %  хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; около половины родителей (законных представителей) заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.

Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования.

Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в селе Тербуны, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

Исходя из выше сказанного, Программа развития отражает приоритетные направления развития ДОУ д/с «Колокольчик». В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование ДОУ. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.

Ближайшее окружение ДОУ (социум) – жилые дома, районная  библиотека, центр внешкольников, культурно-спортивный комплекс.

   Целью деятельности ДОУ д/с «Колокольчик» является:

- воспитание детей дошкольного возраста;

- охрана и укрепление их физического и психического здоровья;

- развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушений развития.

   Основными задачами ДОУ д/с  «Колокольчик» являются:

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного,  художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции в  развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  Предметом деятельности ДОУ д/с«Колокольчик» является:

- обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 1 года 5 месяцев  до 7 лет; создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

-реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности;

- взаимодействие с семьями детей, посещающих ДОУ.

2. Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Необходимость разработки программы развития  ДОУ на период 2015 -2020 годов обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для успешного существования и развития в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу.

Для этого требуется:

- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную  информационно-педагогическую среду;

- разработка и внедрение новых инновационных  педагогических технологий;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ;

     - духовно нравственное воспитание детей.

Первостепенной задачей на протяжении многих лет является охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие.

Для достижения целей оздоровления детей необходимо  применять следующие группы средств:

- средства двигательной направленности (физкультминутки, двигательный режим, динамические паузы);

- оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, арома-, витаминотерапия, кварцевание воздуха);

 - гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

Актуальность создания  данной Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.

Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей,  которые желают  поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.

Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ д/с «Колокольчик», можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала ДОУ.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ:

Основными элементами инновационного потенциала являются:

 • материально-технические ресурсы;

 • финансовые ресурсы;

 • интеллектуальные ресурсы;

 • социально-психологические факторы и т. д.

Показатели инновационного потенциала ДОУ:

 • научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса и на развитие самообразования и самопознания на одного сотрудника);

 • инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Меры по обеспечению инновационного процесса ДОУ:

Организационно-управленческое обеспечение инновационного процесса ДОУ достигается путем принятия различных мер, среди которых:

 • налаживание тесных связей с учреждениями для привлечения их к спонсорской деятельности, консультации со специалистами по различным вопросам;

 • использование педагогических приемов, позволяющих результативно управлять образовательным процессом (на этой основе функционируют образовательные программы нового поколения);

 • организация кооперированных связей с другими ДОУ по внедрению и апробированию новых моделей образовательных программ;

 • развитие координационного и демократического стиля управления, для которого характерны формы и методы, помогающие раскрытию способностей подчиненных, стимулирующие творчество, побудительные мотивы к новаторству, поиск новых решений, ориентированных на существенное повышение эффективности работы, восприимчивостью к нововведениям, желанием познавать и внедрять свои знания в практическую деятельность. Кроме того, правильно организовывать деятельность, направленную. на формирование высокой коммуникативной компетентности, и давать возможность коллективу заниматься инновационной деятельностью. Атмосфера поиска, творчества, доброжелательность, благоприятные условия для саморазвития должны  отличать коллектив ДОУ от остальных дошкольных учреждений.

 • оплата подготовки и переподготовки специалистов.

 Финансовые ресурсы помогут правильно оценить качества сотрудников, распределить материальные поощрения среди коллектива. Одним из стимулирующих факторов  будет являться н-процентная надбавка педагогам за работу в экспериментальном режиме (на основании приказов вышестоящих органов и заведующей), возможность оплаты самоокупаемых курсов повышения квалификации, повышения разрядности (на основании Положения о доплатах и надбавках).  Участие в  педагогических конкурсах на интернет-сайтах, общих мероприятиях, выполнение дополнительных обязанностей, расширение сферы деятельности с дополнительной оплатой. Рациональное распределение нагрузки среди сотрудников позволит повысить уровень заработной платы в коллективе в рамках установленного фонда оплаты труда.

 Для грамотного и эффективного управления людьми должны использоваться следующие инструменты:

 • мониторинг социально-психологических процессов в педагогическом коллективе, моделирование и реализация их в практической деятельности;

 • моральное стимулирование повышения качества и эффективности работы сотрудников.

 Правильность направления инновационного процесса определяется качеством образования в ДОУ. Его показателем является непосредственный результат образовательного процесса в целом, который зависит от уровня квалификации педагогических кадров, состояния материально-технической базы.

 Подчеркну, что инновационный потенциал любого ДОУ позволяет рассматривать образование как деятельность, целью которой служит развитие личности ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости. Современные исследователи утверждают, что будущее образования – в субъектности, диалогичности, интегрированности и развивающей направленности образовательного процесса, а также в фундаментальности подготовки педагогических кадров. По их мнению, эти составные части приведут к конкурентной способности учреждения, развитию духовно-нравственных начал у детей, расширению содержания образовательного процесса и разнообразию инновационных технологий.

Раздел II. Концептуально-прогностическая часть

1. Концептуальные основы развития ДОУ на 2015-2020 гг.

Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Актуальность программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:

- введение новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования;

- изменение стратегии развития системы образования ,  в которой выделены задачи, являющиеся приоритетными для реализации модели устойчивого развития дошкольного образования,   среди которых - введение полноценных,  вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольные учреждения  влияющих на уровень предшкольной подготовки детей, организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники, необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Программа Развития ДОУ учитывает и создает условия для реализации данных направлений.

- тиражирование опыта ДОУ в Липецкой области, целью которого является совершенствование системы дошкольного образования  в контексте новых ФГОС и федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования и в соответствии с социальными ожиданиями, образовательными запросами детей и родителей.

Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным  потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности  ДОУ  по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же  создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель  взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.

Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно –ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.

В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:

Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;

Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;

Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;

Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)

Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;

Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

Ценность качества образовательного процесса для ДОУ  напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны – профессиональное создание  оптимальных условий  для его развития в образовательном процессе.

Исходя из всего вышесказанного,  концептуальными направлениями развития деятельности ДОУ д/с «Колокольчик» служат:

- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования  инновационных средств информатизации в образовательном процессе, направленной  на формирование ключевых компетенций дошкольников;

- использование здоровье сберегающих технологий;

- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;

- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе и платных)

- укрепление материально–технической базы ДОУ.

Руководствуясь законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,  Конвенцией о правах детей, деятельность ДОУ основывается на принципе гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка.

При этом происходит повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда, совершенствование социокультурной, предметно-игровой развивающей среды, жизненного пространства в ДОУ, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социальным заказом родителей (законных представителей); содержания и форм совместной деятельности с детьми,  интеграции различных видов деятельности; демократизация , предполагающая совместное участие воспитателей  специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.

Дифференциация и интеграция предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности,  решение следующих задач:

·  психологическое и физическое здоровье ребёнка;

·  формирование начал личности.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых инновационных развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.

Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество.

Принцип активности  предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.

Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в возрасте от 1,5 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур.

Характеризуя  особенности построения образовательного процесса учитывается специфика населенного пункта, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка.

Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.

Первый аспект Программы развития ДОУ - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. Система оздоровительной и физкультурной работы подробно определена в Программе «Здоровье».

В этой связи необходимо:

·  внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей;

· использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости;

· проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни;

· для детей с особыми проблемами в развитии, со сложными заболеваниями разработать индивидуальные маршруты развития, а для их родителей организовать лекотеки, где наряду с педагогами будут работать специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед.

Опираясь на  право  ДОУ в выборе образовательных программ и технологий необходимо учесть, что вариативность современных образовательных программ и технологий является предпосылкой для решения принципа технологичности. Существующие программы и педагогическая технология позволяют создать систему образовательных услуг ДОУ, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребёнка в совместной работе специалистов, педагогов ДОУ, руководителей дополнительного образования.

В основу реализации Программы положен современный инновационный  метод. Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация инновационных проектов, овладение педагогическим мониторингом.

Предполагается, что Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет создать стройную систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе.

Как я уже отмечала главная направленность работы ДОУ  и родителей (законных представителей) ребенка - содействие развитию воспитанника как личности, которая  осознает необходимость пожизненного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей.

Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и ДОУ. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем  воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия (консультации, ширмы). В последнее время необходимо так разнообразить работу с родителями - организовать встречу со специалистами, совместные мероприятия при которых родитель встал бы в позицию активного участника этих встреч.  Поэтому необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни,  образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, цель  разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в ДОУ.

Цели и задачи программы развития ДОУ д/с «Колокольчик»

Целью программы развития ДОУ д/с «Колокольчик»на период до 2020 года является переход к инновационному качеству педагогического процесса, соответствующего  требованиям Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения, т.е.  совершенствование   системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.  

Основными задачами развития выступают:

- обновление содержания образования и педагогических технологий через введение ФГОС дошкольного образования;

- обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива, развитие кадрового потенциала ДОУ;

- формирование и развитие оценки качества образования с учётом новых требований;

- совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  деятельности организации, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников на основе использования научных, современных технологий;

- совершенствование системы работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

- совершенствование и обновление системы взаимодействия с семьями воспитанников, содействие повышению роли родителей  в образовании ребенка дошкольного возраста; ·

 -     развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:

- обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения;

- формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (владение современным арсеналом приёмов и методов обучения, информатизации образования);

 - готовность работать с детьми–инвалидами, выстраивать индивидуальные маршруты развития, опираясь на совместную работу ДОУ, специалистов и семьи;

- овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения оценки качества образования;

- совершенствование системы социального партнёрства;

- приведение в соответствие с требованиями предметно-развивающей среды и модернизация материально-технической базы ДОУ;

- создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность.

Прогнозируемый  результат программы развития                                                ДОУ д/с «Колокольчик»:

Предполагается что:

1. Для воспитанников и родителей (законных представителей):

- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста

- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования

- обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе

- каждой семье будет предоставлена  консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества   образовательной программы ДОУ,

- качество сформированности ключевых компетенций детей  будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе

- система дополнительного образования доступна и качественна

 2. Для педагогов:

- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства и улучшения благополучия

-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника

- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий, а также для реализации потребности в трансляции опыта

- поддержка инновационной деятельности

3. Для ДОУ д/с «Колокольчик»

- будет налажена система управления качеством образования дошкольников

- органы государственного и общественного самоуправления    учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств

- развитие сотрудничества с другими социальными системами

- будут обновляться, и развиваться материально – технические и медикосоциальные условия пребывания детей в ДОУ д/с «Колокольчик»

Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ  в большей степени социально ориентированным.

Элементы риска развития программы ДОУ д/с «Колокольчик»

При реализации программы развития могут возникнуть  следующие риски:

- недостаточный образовательный уровень родителей (законных представителей) воспитанников,

- недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми  с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования,

- быстрый переход на новую программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива

- организация дополнительного образования на платной основе может затруднить его доступность.

1.1. Стратегия и тактика перехода МБДОУ в новое состояние:                                   основные направления, этапы осуществления инноваций

ДОУ д/с «Колокольчик» является частью образовательной системы  с.Тербуны

Программа развития ДОУ – локальная образовательная система и её содержание определяется программами развития образовательной системы.  

Программа развития опирается на следующие нормативные документы:

Современная концепция развития ДОУ д/с «Колокольчик» опирается на:

- учет образовательных, социально-педагогических потребностей  общества

- индивидуальный подход в развитии каждого ребёнка

- рациональное использование ресурсов образовательной системы

- учёт социокультурной среды развития  образовательной деятельности

- взаимосотрудничество с другими образовательными учреждениями, структурами.

Позитивное развитие ДОУ д/с «Колокольчик» успешно при повышении уровня социально-экономических условий населенного пункта.

Программа строится на основе анализа социально-экономического состояния и развития ДОУ д/с «Колокольчик», учитывая проблемы, успехи образовательной системы, результативность в существующих социально-экономических условиях.

Программа должна стать стержневым документом при планировании целей, задач работы ДОУ и реализации их в будущем.

Центральной частью программы развития ДОУ д/с «Колокольчик» являются Целевые программы, имеющие  собственную конструктивную реализацию

Программа будет успешно реализоваться, если поставленные задачи будут своевременны, конкретны, эффективны  

Программа развития ДОУ учитывает

- цели и задачи местной образовательной системы

- постановку конкретных задач, соответствующих направлениям деятельности

1.2. Конкретный план действий по реализации программы развития

I этап (подготовительный)

2015г.

Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы

Задачи этапа:

  • создать организационные условия для осуществления качественного образовательного  процесса и реализации основного этапа

II этап (основной)

2016г.- 2020г.

Цель: создание оптимальных условий для внедрения ФГОС в образовательный процесс.

Задачи этапа:

  • создание новой модели образовательного процесса в условиях ФГОС;
  • корректировка мероприятий по реализации Программы в соответствии с результатами мониторинга

III этап

(завершающий)

2020г.

Цель:  анализ

полученных

результатов.

Задачи этапа:

  • анализ эффективности  механизмов  реализации ФГОС ДО
  • анализ результатов реализации программы
  • представление аналитических материалов на педсовете, общем родительском собрании, размещение на сайте учреждения.

План реализации Программы

Стратегия развития ДОУ  рассчитана на период до 2020 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада.

«Обновление содержания образования»

Мероприятия

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Приведение нормативно-правовой базы ДОО в соответствии ФГОС дошкольного образования

2015г.

Заведующий

Корректировка основной образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2015г.

Старший воспитатель

Участие членов педагогического коллектива и воспитанников в семинарах  разного уровня: муниципальном, региональном, федеральном

2015-2020г.

Участники образовательного процесса

Работа по оснащению оборудованием помещений учреждения в соответствии с требованиями ФГОС

2015-2020г.

Администрация

Родители

Сотрудники

Проведение методических мероприятий по введению ФГОС дошкольного образования

2015-2020г.

администрация

Оценка результатов

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения  Образовательной Программы ОУ.

Мониторинг  введения в деятельность ОУ ФГОС дошкольного образования

Мониторинг личных достижений воспитанников и членов педагогического коллектива.

Ежегодно

Администрация,

педагоги

Прогнозируемые результаты:

  • Обновление нормативно-правовой базы;
  • Создание обновленной образовательной программы;
  • Увеличение доли педагогов и воспитанников в мероприятиях разного уровня;
  • Соответствие помещений ОУ требованиям ФГОС ДО;
  • Реализация развивающей модели дошкольного образования.

«Система оценки качества образования»

Оценка качества образования – это определение степени соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Компетентный подход к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет по-иному взглянуть на систему оценки качества образования в нашем учреждении. Чрезвычайно важно, чтобы оценка качества компетенций детей осуществлялась в интересах социально-психологического развития детей, была адекватной и объективной.

Поэтому цель работы в данном направлении – это совершенствование системы оценки качества образования. Основными задачами реализации этого направления являются следующие:

  • создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;
  • получение объективной информации о состоянии качества образования;
  • повышение объективности контроля и оценки интегративных качеств воспитанников;
  • формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего потребность в получении независимой оценки;
  • определение результативности образовательного процесса соответствию требованиям стандарта;
  • оценка уровня индивидуальных достижений дошкольников;
  • разработка методических материалов по оценке качества образования.

Мероприятия

Мероприятия

сроки

исполнители

Мониторинг введения в деятельность детского сада ФГОС дошкольного образования

2015-2016г.

Администрация

Формирование и апробация системы оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС дошкольного образования: уровень освоения детьми ООП, уровень развития интегративных качеств; оценка профессиональной компетентности педагогов; оценка предметно-развивающей среды.

2016-2017г.

Педагогический коллектив

Совершенствование системы мониторинга качества образования

2015-2017г.

Администрация, старший воспитатель

Сбор, обработка, представление информации о состоянии и результатах оценки качества образования

2015-2020г.

Старший воспитатель

Мониторинг родительской общественности об удовлетворенности качеством оказания услуг

ежегодно

Старший воспитатель

Оценка результатов

Формирование нормативной базы документов по качеству образования

2016г.

Администрация

       

 Прогнозируемые результаты:

  • повышение качества образования в учреждении;
  • система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • повышение мотивации всех участников образовательного процесса;
  • разработка и внедрение целостной системы оценки качества образования.

«Сохранение и укрепление здоровья детей»

   Целевые ориентиры:

  • Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение  воспитанников.
  • Разработка и корректировка индивидуальных образовательных программ  на основе объективного мониторинга и профессиональной оценки функциональных резервов и адаптационных способностей детей.
  • Снижение последствий выявленных патологий у детей раннего и дошкольного возраста на основании комплексного мониторинга состояния их соматического, психофизического здоровья и развития,
  • Повышение валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Мероприятия

Мероприятия

сроки  

исполнители

Организация  и проведение мероприятий с детьми валеологической, здоровьесберегающей направленности.

2015-2020г.

Старший воспитатель,

 педагоги

Работа с родителями по направлению сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

2015-2020г.

Педагогический

коллектив

Внедрение здоровьесберегающих технологий

2015-2020г.

Инструктор по физической культуре, старший воспитатель

Оценка результатов

Комплексный мониторинг состояния соматического, психофизического здоровья и развития детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления у них  нарушений в развитии.

Оценка эффективность внедряемых программ  и технологий на состояние  здоровья и развитие детей.

ежегодно

Старший воспитатель,

педагоги.

 

Прогнозируемые результаты: положительная динамика в физическом развитии и здоровье детей.

«Информационно-компьютерные технологии в образовании»

    Современное образовательное учреждение невозможно представить без новых информационных  инновационных технологий. Повышение компьютерной грамотности педагогов, использование в образовательном процессе современных инновационных информационных технологий даст принципиально новые возможности качества образования.

Данная работа  направлена на:

  • совершенствование работы локальной сети учреждения;
  • создание информационного банка данных образовательного ресурса учреждения, используемого в целях освоения программ разного уровня;
  • разработка, апробация и внедрение методик организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, методик оценивания достижений воспитанников, а также методики психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Мероприятия

мероприятия

сроки

исполнители

Пополнение библиотечного фонда, мультимедиатеки современными учебно-методическими комплексами, информационными цифровыми ресурсами

2015-2020г.

Администрация

Создание информационного банка данных образовательного ресурса

2015-2020г.

Старший

воспитатель

Использование ИКТ в работе с родителями

2015-2020г.

Администрация

Продуктивное использование информационно-коммуникативных  технологий в образовательном процессе:

-   приобретение мультимедийных комплексов и их широкое использование в образовательном процессе

-обучение педагогов

-создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов

-реализация коллективной проектной деятельности с применением ИКТ

2015-2020г.

Старший

воспитатель

Прогнозируемые результаты:

  • повышение информационной культуры участников образовательного процесса;
  • развитие образовательных услуг с использованием ИКТ:
  • доступность ресурсов для всех участников образовательного процесса;
  • увеличение доли педагогов, мотивированных на участие в инновационной деятельности.

«Совершенствование и обновление системы взаимодействия

 с семьями воспитанников»

Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. Социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, проблемы материального обеспечения, недостаточно высокий уровень педагогического потенциала родителей – вот немногие из причин, ведущие к утрате родительской ответственности за судьбу ребенка.

Проблемы современной российской семьи иллюстрируют следующие тенденции:

Увеличение

- неполных семей;

- доли повторных браков;

- родителей-одиночек;

- количество одиноких людей;

Сокращение

- количество детей в семье.

Сотрудничество семьи и ДОУ должно заключаться в установлении доверительных отношений между педагогами и родителями; в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке; в совместном решении проблем общения с ребенком в семье и социуме; в обеспечении успешности ребенка к дальнейшему обучению.

В качестве перспектив работы с семьями воспитанников мы выделяем преодоление существующих противоречий, выражающихся в виде формализма (приверженности традиционным формам работы); кризиса доверия; внешней активизации работы с семьей, измеряемой количественными признаками.

Наши направления взаимодействия семьи и ДОУ:

  • помощь родителям в воспитании детей как субъекта общественных отношений;
  • информационно-педагогическое просвещение семьи;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • развитие инициатив родителей;
  • физическое воспитание ребенка и его семьи;
  • воспитание эстетических чувств ребенка;
  • формирование и воспитание культуры досуга семьи.

Мероприятия

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Использование в работе с родителями интерактивных методов (тренинги, акции, мастер-классы, проекты)

2015-2020г.

Администрация, педагоги

Создание консультативного пункта по оказанию помощи родителям в воспитании детей раннего возраста

2016-2017г.

Старший

воспитатель

Использование ИКТ в работе с родителями

2015-2020г.

Администрация

Оценка результатов

Мониторинг удовлетворенности родителей работой ОУ

ежегодно

Старший

воспитатель

Ориентирами оценки деятельности ОУ в работе с семьей служат следующие критерии:

- активность субъектов взаимодействия, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать;

- способность реализовывать учреждением и семьей полноценную субъектную позицию: предоставление свободы выбора и действий, ответственность и самостоятельность;

- результативность взаимодействия: степень достижения поставленных целей, эффективность достижения результата, оптимальность соотношения приложенных усилий и полученных результатов, удовлетворенность участвующих сторон процессом и результатами совместной деятельности;

- продуктивность взаимодействия: видимые результаты совместной деятельности ОУ и семьи, помощь семьи в развитии ОУ, вклад учреждения в развитие семьи;

- удовлетворенность субъектов взаимодействия: отсутствие конфликтных и стрессовых ситуаций, соблюдение принципа «не навреди» по отношению к физическому и психическому здоровью участников взаимодействия.

Прогнозируемые  результаты:

  • создание позитивного «образа ближайшего будущего» для уверенного вхождения родителей и детей в мир школы;
  • оптимальный уровень готовности детей к успешному и систематическому обучению в школе;
  • педагогическая компетентность родителей в аспекте готовности и адаптации детей к школьному обучению;
  • готовность родителей к постоянному повышению уровня педагогического образования;
  • нахождение эффективных форм и современного содержания взаимодействия педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты

 1. Функционирование ДОУ как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечивающей свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности.

 2. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям  ФГОС ДО.

 3. Положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей. Снижение заболеваемости, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

4. Обновление содержания и технологий работы с детьми.

5. Общая  готовность детей к обучению в школе.

6. Стабильное функционирование службы мониторинга (образовательного процесса и детского развития).

7. Повышение профессиональной компетентности педагогов и умения работать на запланированный результат.

8. Мотивированность родителей к взаимодействию с ДОУ, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей воспитанников

III. Заключение

Предлагаемая  Программа  развитие является результатом творческой деятельности коллектива. Идеи, заложенные в программе, появились несколько лет назад, но реальностью становятся только в последние годы. Этому способствуют изменения в образовании. У меня было время для серьёзного обдумывания идей и планов. Это определило  важные особенности программы как реалистичность, целостность, обоснованность. Я понимаю, что предполагаемая модель развития не является идеальной, я с коллективом готовы её совершенствовать и уточнять. Кроме того, судьба программы, степень её реализации во многом  будет определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования.

 

 

IV. Литература

  1. ФГОС ДО
  2. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методические пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.
  3. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методическое рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.
  4. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. -320 с.
  5. Лазарев  В.С.,  Поташник М.М. Как разработать программу развития школы, - Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М., - 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по...

Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...