Рабочая программа по предмету Ритмика
рабочая программа по теме

Глушкова Наталья Викторовна

Для хороеграфичских отделений школ искусств (1-2 год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ritmika_fgt.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИСЕКОГО ИСКУСТСВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕКСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программа по учебному предмету

ПО.01. Хореографическое исполнительство: УП.01 «Ритмика»

2012 год

 «Одобрено»                        «Утверждаю»

Методическим  советом        Директор       Горина Н.В.

образовательного учреждения                               (подпись)

дата рассмотрения                    дата утверждения

Разработчики - Глушкова Наталья Викторовна, преподаватель  хореографического отделения

                            Головнина Ирина Михайловна - концертмейстер

Рецензент –

Рецензент -

Пояснительная записка.

1.Характеристика учебного предмета, его роль  и место в образовательном процессе.

В настоящее время актуальность приобретает музыкально-ритмическое воспитание детей. Ритмика в школах искусств входит  в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Музыкально-ритмические движения являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка. На уроках ритмики закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатываются правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. Организация начальных классов при школе искусств ставит своей главной  задачей приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить навыки и умения слушать музыку и передавать в движении её образное содержание. Музыка и движение открывают для ребенка богатый мир красоты, добра и света. Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающихся передаче средствами движения.

2. Программа рассчитана на 2 года обучения. Изучаемый курс ориентирован на учащихся 7-9 лет (1-2 классы хореографического отделения).

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализация учебного предмета с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеурочную, (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия.

Вид учебной деятельности

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

130

В том числе

Практические занятия

126

Контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

4

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая и мелкогрупповая.

5.Цели и задачи учебного предмета.

Целью активизация музыкального мышления детей через движение, музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей через обучение хореографии.

Пути достижения этой цели возможны с решением следующих задач:

-приобретение и совершенствование учащимися исполнительских навыков и умений;

-формирование всесторонне развитой творческой личности;

-расширение художественного и общекультурного кругозора;

-удержания интереса к хореографии

Очень важна связь ритмики со смежными музыкальными дисциплинами. Необходимо, чтобы педагоги знали программы этих дисциплин и соблюдали последовательность в прохождении материала.

Содержание курса.

1 год обучения

(1 класс)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

1.

Музыкально-ритмические упражнения

12

20

2.

Диагонали и прыжки

6

24

3.

Контрольные мероприятия

2

Итого

64

Для успешного выполнения программных требований следует уделить особое внимание развитию двигательных навыков, которые складываются из ряда элементов: основных движений (ходьба, бег, подскоки), различных построений и перестроений, игр, плясок, танцев.

Во всех упражнениях необходимо следить за правильной осанкой, что предусматривает нормальное положение позвоночника, слегка отведенные назад плечи, втянутый живот и немного приподнятую голову. При движении необходимо соблюдать правильную координацию рук и ног, следить за равномерным дыханием. При выполнении гимнастических упражнений следует добиваться осознанного отношения к взаимосвязи движения и музыки, выразительности, пластичности в исполнении. Музыка не должна являться фоном, она органично слита с движением.

Определенное место на уроке отводится изучению элементов танцевальных движений и танцев. Элементы танцевальных движений прорабатываются в специальных упражнениях и в дальнейшем используются в танцах, играх, а также в свободном творчестве детей.

Необходимо также выделить определенное место для национальных народных плясок и танцев, используя соответствующий музыкальный материал.

Игры – любимый вид деятельности детей. Они могут быть сюжетные и ролевые. В игре особенно проявляются отношение к музыке, воплощаемому ими образу, формируется характер ребенка, выявляются его творческие возможности, индивидуальность. Особенно проявляется фантазия ребенка и его инициатива в сюжетных играх. Ритмические игры воспитывают в детях находчивость, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, наблюдательность.

1. Музыкально - ритмические  упражнения

- знакомство с музыкой, различной по характеру

(бодрой, энергичной, спокойной, веселой, плавной, отрывистой) и по жанру (марш, танец, песня).

- отражение в движении различных по характеру музыкальных произведений или их частей. Привлечение внимания детей к отдельным музыкально-выразительным средствам (темп, динамика, регистры, лад).

- знакомство с темпами: allegro (быстро), moderato (умеренно, спокойно), andante (не спеша).

- умение с прекращением музыки сохранить движение в предложенном темпе (использование дирижерского жеста как способа, помогающего сохранить заданный темп)

- выявление динамических оттенков в прослушанной музыке и передача их в движении (в одном произведении или при сопоставлении разных по характеру произведений).

- передача акцентов в движении в виде хлопка, притопа, прыжка.

- ощущение и передача в движении равномерной пульсации в размере 2/4 и 3/4.

- фиксация сильных долей в этих размерах (например, передача какого-либо предмета по кругу на сильные доли).

- определение на слух размеров 2/4 и 3/4.

- знакомство с длительностями: четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинные с точкой, целые.

- выполнение ритмических рисунков, включающих эти длительности, хлопками, шагами.

- выполнение простейших ритмических рисунков шагами

-уметь строиться в колонну по росту, в звеньевые колонны, в шеренгу, в круг, в несколько кружков, сужать и расширять круг, соблюдая равнение, при «рассыпном» построении уметь занять все свободное пространство помещения. При любых построениях и перестроениях соблюдать интервалы и равнение.

2.Диагонали и прыжки

-прыжки по VI позиции и по VI-II позициям.

-temps leve sauté по I позиции на середине зала.

- танцевальный шаг с носка

- шаг с высоким подъемом колена вперед

- шаг на полупальцах

- бег, сгибая ноги сзади

- бег с высоким подъемом колена вперед

- галоп

- подскоки

- shasse по III позиции.

Требования к уровню подготовки  учащихся  I класса.

По окончании первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

- уметь определять темп и характер музыкального произведения

- уметь определять музыкальный размер 2/4 и 3/4

- знать понятия сильно и слабой доли и уметь ее отметить при помощи хлопка, притопа и т.д.

- уметь выполнять простейших ритмических рисунки шагами

- уметь ориентироваться в пространстве и перестраиваться в рисунок, соблюдая интервал

- иметь навыки исполнения элементарных танцевальных движений в различных темпах.

2 год обучения

(2 класс)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

1.

Музыкально-ритмические упражнения

12

20

2.

Диагонали и прыжки

6

26

3.

Контрольные мероприятия

2

Итого

66

Учитывая опыт, полученный детьми в первом классе, во втором классе детям дается больше самостоятельности в анализе характера музыкальных произведений, а также предъявляется больше требований в отношении качества, законченности и выразительности движений.

Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: например, плавным пластичным движением рук, передачей мяча, движением с лентами на legato, а также различными видами прыжков, резкими, резкими короткими движениями и отрывистым бегом на носках на staccato.

При изучении размера 4/4 дети знакомятся с понятием «сложный размер». Они должны услышать третью, относительно сильную долю такта. Можно отметить её ударом пальца о палец, а сильную долю – хлопком.

В творческих заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и характер произведения, а также национальные особенности данной музыки. Дети придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации, а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх. При выполнении определенной роли они создают зафиксированные движения, которые потом могут быть включены в постановки.

Выработка двигательных навыков во втором классе является продолжением работы, проделанной в первом классе, на более качественном уровне и на более сложном материале. Во втором классе разучиваются более сложные элементы танцевальных движений и танцы.

1.Музыкально - ритмические  упражнения

- анализ несложных произведений на слух.

- передача в движении характера музыкальных произведений.

- движение в различных темпах.

- умение удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдение четкости движения при ускорении и замедлении в музыке.

- выполнение различных динамических оттенков, акцентов.

- различать характер движения соответственно штрихам музыки (legato, staccato).

- изучение размера 4/4 на слух как сложного размера.

- работа над развитием творческих навыков (двигательная импровизация под музыку и сочинение танцевальных и других движений) под музыку разных жанров, выявление национальных особенностей в танцевальном творчестве разных народов)

2.Диагонали

- элементы вальса (вальсовая дорожка)

- подготовка к tour chaines

-комбинации  в ритме вальса, построенные на вальсовой дорожке и разнообразных  рисунках

- комбинации в ритме польки

Требования к уровню подготовки  учащихся  2 класса.

По окончании второго года обучения учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

- знать названия темпов: allegro – быстро, moderato – умеренно, andante

– не спеша, шагом; и их изменений: accelerando – ускоряя, ritenuto –

замедляя.

- знать обозначения ритмических оттенков: piano – тихо, forte – громко, fortissimo – очень громко, crescendo – усиливая, diminuendo – ослабляя,- названия штрихов legato – связно, staccato – отрывисто.

- уметь согласовывать движения со строением музыкального произведения;

- иметь навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;

- иметь навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями

- уметь исполнять простые танцевальные движения народных танцев.

- уметь исполнять «па» польки и вальса.

- знать основные понятия, связанные с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;

- знать понятия лада в музыке (мажор, минор) и уметь отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;

- иметь представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;

- уметь согласовывать движения со строением музыкального произведения;

- иметь навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;

-научиться сочетать музыкально-ритмические упражнения с танцевальными движениями.

Формы  и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели , виды, формы, содержание

Контроль  знаний  умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и  выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корригирующую функцию.

Аттестации по предмету «Ритмика»: промежуточная.

Промежуточная  аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании каждого полугодия на протяжении всего курса изучения предмета.

Основной формой промежуточной аттестации является - контрольный урок.

Промежуточная аттестация проводится в присутствии преподавателей отделения. Промежуточная аттестация по предмету «Ритмика» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

-качества реализации образовательного процесса;

-степени подготовки по предмету;

-сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

  1. Критерии оценки

 На «5»(отлично)

-музыкальность исполнения движений;

-точность и правильность исполнения и движений;

-выразительность исполнения;

На «4»(хорошо)

-не большие погрешности исполнения движений, нарушения ритма;

На «3» (удовлетворительно)

-слабое исполнение движений.

3. Контрольные требования

1 год обучения (1класс)

Характер музыки. Уметь отражать в движении различные по характеру музыкальные произведения или их части. Знать понятия музыкально-выразительных средств (темп, динамика, регистры, лад).

Темп. Знать темпы: allegro (быстро), moderato (умеренно, спокойно), andante (не спеша). Уметь с прекращением музыки сохранить движение в предложенном темпе.

Динамика. Уметь передавать динамические оттенки в движении (в одном произведении или при сопоставлении разных по характеру произведений). Передача акцентов в движении в виде хлопка, притопа, прыжка.

Метроритм. Ощущение и передача в движении равномерной пульсации в размере 2/4 и 3/4. Фиксация сильных долей в этих размерах (например, передача какого-либо предмета по кругу на сильные доли). Определение на слух размеров 2/4 и 3/4. Выполнение ритмического рисунка прослушанной музыки (фразы, предложения) по памяти хлопками или шагами.

Музыкальная форма. Определение на слух в небольших двухчастных и трехчастных репризных произведениях логического членения на фразы, части; понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве (преимущественно в танцах и хороводах).

Теоретические сведения. Понятия: сильные и слабые доли; длительности – половинные, четвертные, восьмые, ноты, целые, шестнадцатые, половинные с точкой; размеры – 2/4, 3/4; ритмический рисунок, пауза, фраза, часть, вступление, куплет, запев, припев, темп, регистр.

Развитие двигательных навыков. Уметь следить за осанкой (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках и пружинить при подскоках, правильно выполнять гимнастические упражнения и     упражнения с предметами).

Уметь строиться в колонну по росту, в звеньевые колонны, в шеренгу, в круг, в несколько кружков, сужать и расширять круг, соблюдая равнение, при «рассыпном» построении уметь занять все свободное пространство помещения. При любых построениях и перестроениях соблюдать интервалы и равнение.

Знать простейшие танцевальные движения и уметь их разнообразить в свободных плясках и играх, учитывая строение музыкального произведения.

Научиться выполнять примерные плясовые движения: шаги – хороводный, переменный, прыжки на месте и с продвижением вперед, подскоки, легкий бег, боковой галоп.

В игре передавать характер музыки и ее выразительные особенности, соблюдать правила игры.

Добиваться качества выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх.

2 год обучения (2 класс)

Программные требования по ритмике во втором классе остаются, в основном, те же, что и в первом классе, но осуществляются они на более сложном музыкальном материале; в основном расширяются программные требования по теме «Метроритм».

Характер музыки. Анализировать несложных произведений на слух.

Темп. Уметь двигаться  в различных темпах. Уметь удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдать четкости движения при ускорении и замедлении в музыке.

Различать характер движения соответственно штрихам музыки (legato, staccato).

Метроритм. Выполнять ритмические рисунки с включением

группы из четырех шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Уметь определять доли и длительности в затакте и уметь его просчитать.

Музыкальная форма. Анализировать примеры, построенные в форме периода.

Работа над развитием творческих навыков. Уметь импровизировать под музыку и сочинять танцевальные движения под музыку разных жанров. Уметь определить национальные особенности в танцевальном творчестве разных народов.

Теоретические сведения.Знать названия темпов: allegro – быстро, moderato – умеренно, andante – не спеша, шагом; и их изменений: accelerando – ускоряя, ritenuto – замедляя.

Знать обозначения ритмических оттенков: piano – тихо, forte – громко, fortissimo – очень громко, crescendo – усиливая, diminuendo – ослабляя. Названия штрихов legato – связно, staccato – отрывисто.

Развитие двигательных навыков.Выполнять комплекс гимнастических упражнений.

Выполнять различных игровых упражнений и упражнений с предметами. Усвоить простые танцевальные движения, этюды. (Например, русский народный танец «Травушка-муравушка».) Уметь сочинить танец на музыку современных композиторов, где гимнастические движения сочетаются с танцевальными.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Работа по ритмике ведется в двух направлениях:

1. Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся

следующие темы: восприятие характера музыки, темпа, динамики,

регистровой окраски, метроритма и структуры музыкальных произведений ,что не исключает, однако, работы над целостным восприятием музыкального произведения.

2. Работа над совершенствованием движений. На занятиях используются:

упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными задачами,

гимнастические упражнения, музыкально-ритмические игры,

танцевальные элементы, танцы и этюды. В зависимости от задач, поставленных педагогом, подбирается соответствующий музыкальный материал.

Занятия в первом классе следует строить по следующему принципу: учитывая возрастные особенности детей, их быструю утомляемость и неустойчивое внимание, педагог должен чередовать различные виды деятельности, активизируя внимание детей и поддерживая их

заинтересованность.

Работая над восприятием характера музыки, педагог должен способствовать развитию отзывчивости на музыку, помогая детям через движение проникнуть в образное содержание данного произведения. При знакомстве с новым произведением, уточняется его название, выясняется каким движением лучше его передать. Например, бег мелкими шагами, широким шагом, шагом медленным, кружением и т.д. Работа над темпом не

проводится изолированно, она связана с работой над характером и выразительными особенностями данного произведения.

В работе над динамикой следует учесть, что выполнение динамических оттенков в движении зависит от мышечного напряжения и расслабленности. С усилием звучания увеличивается мускульная нагрузка, а также объём движения. Дети должны научиться владеть своим телом, распределяя нагрузку в соответствии с динамикой.

Работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамики

проводится в тесном единстве. На занятиях по ритмике учитываются и другие компоненты музыкального языка: мелодическая линия, ладовая, регистровая окраска.

Работая над разделом «Метроритм» педагог знакомит детей с длительностями (четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинная с точкой). Выполнение ритмического рисунка проводится в виде материалов для подготовительных групп. Однако, разнообразие видов и методов работы допускает повторение ряда программных требований для подготовительных групп, так как строится как на новом, более сложном музыкальном материале, способствуя продвижению в развитии детей.

Знакомство с размерами 2/4 и 3/4 осуществляется с помощью прохлопывания в ладоши сильных долей и дирижирования. При определении длительностей по дирижерскому жесту следует обратить внимание детей на то, сколько звуков приходится на каждую долю: одна четверть или две восьмых, а какой звук тянется две или три доли.    

При знакомстве с затактовым построением дети определяют его на слух и готовят руки для дирижирования в положение, предшествующее началу мелодии. Соответственно надо и заканчивать движением рук вместе с музыкой.

В работе над развитием ритмической памяти даются упражнения «эхо»: повторение хлопками, шагами или проигрывание на детских музыкальных инструментах исполненной педагогом мелодии. Паузы дети отмечают ударами пальца о палец или тихим хлопком.

При исполнении ритмического рисунка шагами на паузу делается остановка. Можно отмечать паузу разведением рук чуть-чуть в сторону, ладонями вверх.

Структура музыкальных произведений должна рассматриваться не формально, а в связи с развитием и изменением характера музыки. Знакомясь с музыкальными фразами, дети узнают, что фразы могут быть одинаковыми по ритму, но разными по мелодии, а также различными по протяженности. В работе можно использовать разнообразные приемы:

-поочередно прохлопывать в ладоши ритмический рисунок каждой фразы,

-отмечать легким хлопком начало фразы или в конце фразы сказать «вот»;

Предлагаемые условные обозначения длительностей:

четверть – движение вертикально ребром руки на каждую четверть сверху-вниз;

восьмые – хлопки в ладоши на каждую восьмую;

половинные – руки кладутся на пояс;

целые – руки закладываются за спину;

шестнадцатые – вращение кистями рук перед грудью.

Теоретические сведения даются в соответствии с действующей программой по сольфеджио и должны быть тесно связаны с музыкально - слуховым и двигательным опытом учащихся.

Развитие двигательных навыков

Для успешного выполнения программных требований следует уделить особое внимание развитию двигательных навыков, которые складываются из ряда элементов: основных движений (ходьба, бег, подскоки), гимнастических (общеразвивающих упражнений), упражнений с предметами, различных построений и перестроений, игр, плясок, танцев.

Во всех упражнениях необходимо следить за правильной осанкой, что

предусматривает нормальное положение позвоночника, слегка отведенные

назад плечи, втянутый живот и немного приподнятую голову. При движении

необходимо соблюдать правильную координацию рук и ног, следить за равномерным дыханием. При выполнении гимнастических упражнений следует добиваться осознанного отношения к взаимосвязи движения и музыки, выразительности, пластичности в исполнении. Музыка не должна являться фоном, она органично слита с движением.

При выполнении ходьбы под марш движения следует начинать с левой ноги (как на физкультуре). Ритмические упражнения и танцы с правой ноги. В выполнении ритмических рисунков при остановке нога не приставляется.

Игры – любимый вид деятельности детей. Они могут быть сюжетные и

рольные. В игре особенно проявляются отношение к музыке, воплощаемому ими образу, формируется характер ребенка, выявляются его творческие возможности, индивидуальность. Особенно проявляется фантазия ребенка и его инициатива в сюжетных играх. Ритмические игры воспитывают в детях находчивость, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, наблюдательность.

Начиная занятия во втором классе, следует в целях сохранения преемственности первые уроки посвятить проверке усвоенных знаний и навыков, приобретенных детьми в первом классе. Кроме того, некоторые упражнения, этюды, ритмические игры, танцы, которые особенно полюбились на уроках в первом классе, рекомендуется повторить. Это

повысит интерес к занятиям.

Учитывая опыт, полученный детьми в первом классе, во втором классе детям дается больше самостоятельности в анализе характера музыкальных произведений, а также предъявляется больше требований в отношении качества, законченности и выразительности движений.

В работе над динамическими контрастами даются более короткие фразы и мотивы, например, выполняемые энергичными подскоками (на ff), ударами в ладоши (на sf).

Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами:

например, плавным пластичным движением рук, передачей мяча, движением с лентами на legato, а также различными видами прыжков, резкими, резкими короткими движениями и отрывистым бегом на носках на staccato.

При знакомстве с ритмической группой из четырех шестнадцатых вначале дается определение её на слух. Выясняется, на какой доле такта она находится. При показе этой ритмической группы условными движениями она изображается вращением кистей чуть поднятых рук, а также – выполняется легким бегом или хлопками. При знакомстве с группой «четверть с точкой и восьмая» рекомендуется прохлопывание ритмического рисунка с включением этой группы в выполнение её шагами вначале без дирижирования. Следует сначала использовать примеры, где эта группа приходится на сильную долю такта. При выполнении данного ритмического рисунка шагами с дирижированием (вначале в размере на две четверти) внимание детей обращается на удлинение первой доли за счет точки, – таким образом, второй шаг на восьмую не совпадает с дирижерским жестом. Примеры на выполнение этой ритмической группы даются в сопоставлении с

движением четвертями или восьмыми.

При изучении размера 4/4; дети знакомятся с понятием «сложный размер». Они должны услышать третью, относительно сильную долю такта. Можно отметить её ударом пальца о палец, а сильную долю – хлопком.

Дается прием дирижирования на четыре четверти. Следует подобрать пьесы с ярко выраженным по характеру четырехдольным размером в медленном темпе.

Рекомендуются также простейшие двухголосные ритмические партитуры с исполнением их двумя группами. Можно предложить одной группе прохлопывать свою партию, а другой – пройти шагами, проработав их предварительно отдельно или дать выполнить двухголосие разными инструментами детского оркестра. Можно поставить детей в два

концентрических круга, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя «противоходом».

В творческих заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и

характер произведения, а также национальные особенности данной музыки.

Дети придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах

соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации,

а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх. При

выполнении определенной роли они создают зафиксированные движения, которые потом могут быть включены в постановки.

Выработка двигательных навыков во втором классе является продолжением работы, проделанной в первом классе, на более качественном уровне и на более сложном материале. В связи с сокращением во втором классе количества сюжетных игр

рекомендуется вводить больше игровых и творческих заданий на придумывание упражнений и танцев.

Список литературы (для преподавателя)

  1. Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1983г.
  2. Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1984г.
  3. Бекина С.И., Ритмическая гимнастика и игровой танец, г. С-Петербург, «Аллегро», 1993г.
  4. Константинова А.И., «Игровой стретчинг».- Спб.,1993
  5. Руднева С., Фиш Э., Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение,1972
  6. Франко Г.С., Ритмика в ДШИ, г. Москва, «Пресс-соло», 1997г.
  7. Франко Г.С., Ритмика. Программа, г. Москва, «Музыка», 2005г.
  8. Франко Г.С., Ритмика и танец. Примерная программа, г. Москва, «Музыка», 2006г.
  9. Франко Г.С., Методическое пособие по ритмике, г. Москва, «Музыка», 1995г.
  10. Яновская В. Ритмика . – М.: Музыка, 1979

Нотное приложение:

  1. «Куранты» муз. В.Щербачёва;
  2. «Детская полька» муз. М.Глинки;
  3. «Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа;
  4. «Колыбельная медведицы» муз. П.Чайковского;
  5. «Новая кукла» муз. П .Чайковского;
  6. «Колыбельная» муз. В. Моцарта;
  7. «Краковяк» народная польская музыка;
  8. Русский народный танец;
  9. «Крыжачок» Белорусский народный танец;
  10.  «Летка-енка» муз. Лехтинен;
  11. «Танец разбойников» муз. А. Гладкого;
  12. «Как у наших у ворот»  русская народная музыка;
  13.  «Янка» белорусская народная полька;
  14. «Красная шапочка» муз. П. Чайковского;
  15. «Бубенцы» муз. В.Виткина;
  16. «Полька» муз. М. Глинка;
  17. «Болезнь куклы» муз. П. Чайковского;
  18. «Антошка» В. Шаинского;
  19. «Русский танец» муз. М. Феркельман;
  20. «Галоп» муз. М Глинки;
  21. «Ветер» муз. Закарпатская;
  22. «Вальс» муз. Э. Вальдтейфель;
  23. «Маленький вальс» муз. Н. Леви;
  24. «Платочек» муз. Т.Ломовой;
  25. «Хоровод» муз. М Красёв;
  26. Романс» муз. П. Чайковского:

Средства обеспечения необходимые для реализации программы.

В наличие необходима методическая и нотная литература последних лет издания. Литература необходимая для обеспечения учебного процесса:

Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1984г.

Бекина С.И., Ритмическая гимнастика и игровой танец, г. С-Петербург, «Аллегро», 1993г.

Константинова А.И., «Игровой стретчинг».- Спб.,1993

Пинаева Е.А. Ритмика. В 2-х частях. Часть 1.- Пермь,1997.

Прутова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

      Руднева С., Фиш Э., Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение,1972

Франио Г.С. Ритмика для 1-2 классов детских музыкальных школ и школ искусств.- М., 1997.

Кроме того, дополнительная литература, находящаяся в собственности преподавателя. Преподаватель также может воспользоваться аудио и видеозаписями.

               Работа по программе ведётся одним преподавателем школы и концертмейстером. Для проведения занятий необходим отдельный оборудованный класс. В наличие должны быть коврики, для работы на полу, специальный станок, для работы у станка, музыкальный инструмент (фортепиано, рояль или баян), аудио и видео аппаратура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по предмету "Ритмика и танец"

   Дисциплина "Ритмика и танец" является первой ступенью в хореографическом образовании. Её освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, развитию двига...

Рабочая программа по коррекционной ритмике 1-4 классы

Рабочая  программа  по  ритмике  в  1-4  классах   составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы  VII- вида дл...

Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа для внеурочной деятельности по фонетической ритмике для работы в 3 (специальном) коррекционном классе 7 вида...

Рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Музыка и Ритмика".

В рабочую программу включины следующие разделы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения. Классы с 1-4 по 70 часов в год, 2 раза в неделю....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" для ученика надомного обучения со сложной структурой дефекта

Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" разработана для ученика со сложной структурой дефекта: атипичный аутизм, глубокая умственная отсталость, грубое нарушение зрения, полное ...

Рабочая программа по предмету "РИТМИКА" 1-3 кл.

Рабочая программа по предмету "РИТМИКА" для коррекционной школы VIII  вида  г.Брянск...