Сказка в школе – инструмент формирования поликультурного сознания
статья на тему

 Елена Кирилловна Белова

Описание механизма воздействия сказок как средства формирования поликультурного сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка в школе – инструмент формирования поликультурного сознания

Сегодняшняя историческая ситуация в мире определяется двумя разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, всемирно расширяются контакты между государствами, усиливается взаимодействие между нациями, чему способствуют интеграция в сфере политики и экономики, миграционные процессы,  международный туризм, взаимообмены в области художественной культуры, образования, науки. С другой стороны, по-прежнему сохраняется и порой усиливается разобщенность народов по национальному, религиозному признакам.               В связи с этим можно говорить о необычайной актуальности сказок, которые традиционно изучаются в начальной школе, а ввиду их специфики, являются хорошим материалом для расширения знаний о национальных культурах.         

Почему же сказки становятся благодарным материалом для формирования не только нравственности, но и поликультурного сознания     в современных условиях?

Чтобы изучить самим, а тем более научить детей правильно понимать и воспринимать сказку, целесообразно определить, что же это такое.

В.Я. Пропп выделяет ряд черт, присущих только сказкам и тем самым отличающим ее от других форм повествования:

         1. специфичность поэтики сказки;

       2. форма бытования: только устная передача рассказа из поколения в поколение;

       3. развлекательная направленность сказки;

       4. “необычайность фантастическая” и “необычайность житейская”;

       5. в действительность происходящего никто не верит.

Основной признак, по которому сказку можно отличить сказку от всех других смежных жанров, является несбыточность происходящих событий, то есть слушатель не верит в  их действительность. Смежными жанрами В.Я.  Пропп называет миф, быль, легенду, сказание, народную книгу, сказ и анекдот. Однако, рассматривая  отношение сказки к анекдоту, автор выражает свое мнение так: анекдоты всегда имеют только юмористическую направленность, хотя фольклорные особенности анекдота не противоречат жанровым признакам сказки. Следовательно, часть анекдотов, но не все, можно отнести к сказкам. Критерием в данном случае является их социальность.

Следует отметить также связь между сказкой и мифом. Миф – первичный продукт повествовательной формы человеческой деятельности. Именно мифы стали источником сказочной литературы. Но общие черты не дают объединять эти два жанра. Главное отличие одного от другого – назначение: у мифов – сакральное, а у сказок – развлекательное.

Итак, сказка – один из древних жанров повествования, преследующий исключительно развлекательные цели. Для того, чтобы более детально разобраться в самобытном характере сказок, кратко обратимся к теории появления сказок, разработанную А.Н. Веселовским.

Как было сказано выше, сказка зародилась на основе мифа. Но на основе чего появился миф?

А.Н. Веселовский пишет о том, что посредством мифов человек первоначально отвечал на вопросы, которые ставила перед ним природа или запечатлевал важные события действительности. То есть, мотив появления повествования определялся реальной жизнью и дополнялся неспособностью объяснить то или иное явление. Отсюда появились однородные мотивы в разных племенах, живших в сходных условиях, и, вероятно, в одно и то же время. Такая схожесть объясняется “однородностью бытовых условий и отложившихся в них психических процессов”,  а вовсе не заимствованием.

С развитием человечества мотивы усложнялись, появились сюжеты – “сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности”. С этим соединена уже и оценка действия, положительная или отрицательная.

Посредством такого рода контоминантности (комбинации мотивов, сюжетов, их схематизация), зародилась основа, которая стала некоей платформой для сказочных впоследствии сюжетов. Повторимся, что далее сказка развивалась как отдельная ветвь народного творчества, как носитель мифологических черт, но не продолжатель мифологических традиций.

Таким образом, изучение сказки – “часть изучения народного творчества”. Сказка, ее сюжет и развитие, тесно связана с социальной и политической историей страны. Следовательно, изучая сказки отдельных стран, возможно получить представление и о самом народе, его самобытности с одной стороны и межнациональном единстве с другой.

В частности, в бытовых сказках говорится об отношениях между людьми, вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Каждая сказка представляет собой некую ситуацию, в которой умом или хитростью одерживается победа над глупостью, жадностью, ленью и другими человеческими пороками.

        Сказки – это неисчерпаемый источник знаний и, действительно, драгоценность, доставшаяся нам от предков.

Список использованной литературы:

  1. Адоньева С.Б. – Сказочный текст и традиционная культура, - 181 с.,2000.        
  2. Веселовский А.Н.- О методе и задачах истории литературы как науки.

     3. Наговицын А.Е., Пономарева В.И.  - Типология сказки, 2011.

     4. Пропп В.Я. - Исторические корни волшебной сказки, 2000.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Статья  посвящена проблеме толерантности и экстремизма, консолидации гражданского общества, поддержки разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Толерантность - это ценность и социа...

Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования

Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...

Формирование воспитательного пространства сельской школы в условиях поликультурного региона

Это проект, который содержит проблему и обоснование её решения, цель, задачи, этапы реализации проекта, реализаторов, источники финансирования, ожидаемые результаты, принципы реализации. Так же выдели...

Элективные профильные курсы как один из способов формирования поликультурной личности учащихся в средней общеобразовательной школе.

АннотацияДанная статья посвящена проблеме профильного обучения в средней общеобразовательной школе. На примере конкретной авторской программы «Деловое общение на английском, русском и татарском ...

Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"

В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...