программа ансамбль лицей 20
методическая разработка на тему

Поликарпов Александр Анатольевич

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ansambl_litsey_20.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; -Срок реализации учебного предмета; -Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; -Форма проведения учебных аудиторных занятий; -Цель и задачи учебного предмета; -Обоснование структуры программы учебного предмета; -Методы обучения; -Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

-Сведения о затратах учебного времени; -Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание; -Критерии оценки; -Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам; -Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература; -Нотная литература для переложений; -Ансамбли для смешанного состава; -Методическая литература; -Учебная литература для балалаечников;


I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные эстрадные ансамбли широко распространяются в учебной практике.

   Предлагаемая программа предназначена для учащихся МБОУ ДОД Лицей №20, занимающихся во внеурочное время в составе эстрадного ансамбля.  

    Возраст детей 12-14, 14-16 лет.

   Актуальность программы обусловлена социокультурной потребностью общества в решении проблем сохранения и развития лучших традиций отечественной культуры, повышения уровня художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, его ранней профориентации и рациональной организации досуга.

      На музыкальных занятиях в эстрадном ансамбле учащиеся получат знания о современной эстрадной музыке, познакомятся с творчеством популярных отечественных и зарубежных композиторов и  исполнителей.

    Музыка всегда считалась одним из могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Мелодия и ритм изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние. Аристотель считал, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний.

     В настоящее время главной задачей музыкального воспитания в детских учреждениях нужно считать не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на нравственность детей. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность.

Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоционально-образное воздействие на ребенка, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности ребенка.

    Программа не ставит своей задачей воспитать профессиональных музыкантов, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развить музыкальные и творческие способности учащихся.

   

 Цель программы: способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей, расширению их кругозора, воспитание эстетического вкуса ,музыкальной грамотности и  культуры в целом. 

    Задачи программы:

 научить ребенка навыкам и умениям игры на музыкальных инструментах как акустических, так и электро;  

 научить исполнять песни или музыкальные композиции как сольно(в сопровождении фонограммы), так и в ансамбле;

 научить ребенка слушать и понимать классическую, эстрадную и этническую музыку ;

  овладеть технологией певческого дыхания;

 развить музыкальный слух и голос;

 развить творческий подход к исполняемому  произведению;

 создать атмосферу творчества и взаимопонимания.

   Срок реализации программы 3 года (из расчета 324 часа  в год). Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки детей:2 раза в неделю по 2 часа и 1 раз в неделю общее занятие с перерывом на отдых.

        Основу учебно-педагогического репертуара должны составлять классические и эстрадные произведения Российских и зарубежных авторов. По мере взросления учащихся в его репертуар  все чаще включаются более сложные песни. Рассказ педагога об изучаемом произведении должен включать краткие сведения о композиторе, его биографические и творческие данные, необходимые для более глубокого понимания и качественного исполнения конкретного произведения. Прослушивание изучаемого произведения в живом исполнении педагога либо в аудиозаписи профессиональных исполнителей может стать очень существенным фактором глубокого и полного постижения учащимися эмоционально-смыслового содержания произведения и способов ее современного сценического воплощения.

    Примечание: последовательность и пропорциональное соотношение частей урока могут меняться в зависимости от поставленных учителем задач.

      Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому музицированию и развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении музыкального репертуара, необходимо систематическое музыкальное образование. В начале реализации программы закладывается основная база общих знаний и исполнительских умений и  навыков, в завершении программы происходит их конкретизация и дальнейшее развитие.  


       Форма контроля за реализацией программы:

 Педагогическое наблюдение в ходе каждого занятия;

 Участие в мероприятиях школы, а также в районных и окружных      мероприятиях (фестивалях, конкурсах)  

        Для проверки эффективности обучения  данной программы, нами были разработаны критерии оценки уровня знаний, умений, навыков: высокий средний, низкий.

Высокий уровень: Дети знакомы с музыкальной культурой России и разных стран мира.  Знают  музыкальную терминологию. Свободно и расковано ведут себя на сцене. Исполняют репертуар повышенной сложности (с широким диапазоном),  умеют обращаться с микрофоном и электро-музыкальными инструментами. Чисто интонируют, музицируют сольно, дуэтом, а также в любом составе. Четко и качественно выполняют требования учителя. Привлекательным для них является не только конечный результат, но и творческий процесс.

Средний уровень: Дети имеют неполные знания о музыкальной культуре России и других стран, а также музыкальной терминологии. Немного скованно ведут себя на сцене. Чистота интонации средняя, иногда играют и поют фальшиво. Исполняют не сложный репертуар. Не очень хорошо владеют инструментом, но есть огромное желание научиться музицировать.

Низкий уровень:  Познавательный интерес к занятиям у таких детей выражен слабо. Основными музыкальными и вокальными понятиями  они не владеют. Отсутствует стремление качественно выполнить творческую работу. К конечному результату своей работы относятся равнодушно.

Условия реализации программы

      Для реализации программы необходимо:

 Материально-технические условия – просторное, удобное помещение с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.

 Музыкальное оборудование: инструменты, звукоусиливающая аппаратура, микрофоны.

 Организационные условия – занятия должны проводиться два раза в неделю по два академических часа.

 Кадровое обеспечение – учитель музыки.

 Методическая литература – методические пособия, ноты.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Возраст

12-14 лет

14-16 лет 

Максимальная учебная нагрузка (часов в год)

162

162

Количество часов на аудиторные занятия (часов в год)

78

78

Количество часов на внеаудиторные занятия (часов в год)

78

78

Консультации (часов в год)

8

8

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

         

        Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 5 человек). Рекомендуемая продолжительность урока -40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
  • • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
  • воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества -ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

      Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся
  • промежуточная аттестация

•         итоговая аттестация

       Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

-отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

-качество выполнения предложенных заданий;

-инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах.

Тематическое планирование

(1 год обучения)

Название разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2 часа

2

Разбор музыкальных произведений

18 часов

Работа над партиями музыкальных произведений

20 часов

Знакомство с направлениями и стилями музицирования

12 часов

Сольное и концертное музицирование

10 часов

Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой

14 часов

Итоговое занятие

2 часа

Всего:

78 часов

Тематическое планирование

(2 год обучения)

Название разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2 часа

2

Разбор музыкальных произведений

20 часов

Работа над партиями музыкальных произведений

22 часоа

Знакомство с направлениями и стилями музицирования

8 часов

Сольное и концертное музицирование

10 часов

Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой

14 часов

Итоговое занятие

2 часа

Всего:

78 часов

Тематическое планирование

(3 год обучения)

Название разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2 часа

2

Разбор музыкальных произведений

18 часов

Работа над партиями музыкальных произведений

20 часов

Знакомство с направлениями и стилями музицирования

12 часов

Сольное и концертное музицирование

10 часов

Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой

14 часов

Итоговое занятие

2 часа

Всего:

78 часов

Примечание  

     В календарно-тематическом плане указывается только новый материал, вводимый в каждый урок, структура которого включает:      

1 часть -  подготовительная - краткие сведения о композиторах, исполнителях, группах, по истории и теории музыки. Знакомство с культурой различных стран. (15 минут)  

2 часть -  подключение и настройка инструментов (15 минут)

3 часть – разыгрывание на основе упражнений для музыкальных инструментов. (5 минут)

4 часть - Основная. Разучивание произведения: (25 минут)

- разучивание мелодической и гармонической составляющей произведения;

- работа над звукоизвлечением и звукообразованием;

- работа над интонацией и артикуляцией;

- работа над динамикой и  нюансировкой;    

 (Перерыв на отдых 5 минут)

5 часть – работа над произведением (30 минут)

6 часть – заключительная.   (30 минут)

Список литературы:

1. Дмитриева Л.Г. “Методика музыкального воспитания  в школе”.

               М., “Просвещение”, 1989г.

2. Вайкль Б. “О пении и прочем умении”. Издательство “Аграф”           2002г.

3. Румер М.А. “О детском музыкальном творчестве” // Музыкальное                  воспитание в школе. – М., 1970г. – Выпуск 14

4. Луканин В.П. “Обучение и воспитание молодого музыканта”. – М.,    “Музыка” 1977г.

5. Кузнецов А.А. “Работа с самодеятельной эстрадной группой”. – М.,    “Музыка” 1986г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ансамбль. Инструмент домра"

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры С...

Рабочая программа "Ансамбль в классе флейты"

Рабочая программа для ДМШ (1-7 классы)...

Дополнительная общеобразовательная программа "Ансамбль"

Программа обучения детей по предмету ансамбль в студии "Гармония"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»

Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...

Презентация Введение в программу Ансамбль ударных инструментов

Цели:Ознакомить с программой отдельной дисциплины дополнительных образовательных программ «Ансамбль ударных инструментов».Повысить интерес к предмету.Основные задачи: 1. Образовательная:- расска...

адаптированная программа "Ансамбль гитаристов Лицей 20"

Адаптированная программа для гитарных ансамблей с учётом специфики приподавания в Лицее....