адаптированная программа "Ансамбль гитаристов Лицей 20"
рабочая программа
Адаптированная программа для гитарных ансамблей с учётом специфики приподавания в Лицее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ansambl_litsey_20_2019.docx | 87.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
Администрация Междуреченского городского округа
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием Междуреченского городского округа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Программа учебного предмета «Ансамбль»
Исполнитель:
Поликарпов Александр Анатольевич
Педагог дополнительного образования
Лицей №20, г.Междуреченск, Междуреченский городской округ
(8(923)622-53-75, sanich098@mail.ru)
Междуреенск 2019
Содержание
- Введение -3
- Характеристика учебного предмета,-3 стр.
- Содержание учебного предмета -8 стр.
- Требования к уровню подготовки обучающихся -9 стр.
- Формы и методы контроля, система оценок -12 стр.
- Заключение - 13 стр.
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы – 14 стр.
Введение
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Предлагаемая программа предназначена для учащихся МБОУ Лицей №20, занимающихся во внеурочное время в составе эстрадного ансамбля.
Возраст детей 12-14, 14-16 лет.
Срок реализации программы 3 года (из расчета 324 часа в год). Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки детей:2 раза в неделю по 2 часа и 1 раз в неделю общее занятие с перерывом на отдых.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные эстрадные ансамбли широко распространяются в учебной практике.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся МБОУ ДОД Лицей №20, занимающихся во внеурочное время в составе эстрадного ансамбля.
Возраст детей 12-14, 14-16 лет.
Актуальность программы обусловлена социокультурной потребностью общества в решении проблем сохранения и развития лучших традиций отечественной культуры, повышения уровня художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, его ранней профориентации и рациональной организации досуга.
На музыкальных занятиях в эстрадном ансамбле учащиеся получат знания о современной эстрадной музыке, познакомятся с творчеством популярных отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.
Музыка всегда считалась одним из могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Мелодия и ритм изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние. Аристотель считал, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний.
В настоящее время главной задачей музыкального воспитания в детских учреждениях нужно считать не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на нравственность детей. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность.
Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоционально-образное воздействие на ребенка, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности ребенка.
Программа не ставит своей задачей воспитать профессиональных музыкантов, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развить музыкальные и творческие способности учащихся.
Цель программы: способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей, расширению их кругозора, воспитание эстетического вкуса ,музыкальной грамотности и культуры в целом.
Задачи программы:
✔ научить ребенка навыкам и умениям игры на музыкальных инструментах как акустических, так и электро;
✔ научить исполнять песни или музыкальные композиции как сольно(в сопровождении фонограммы), так и в ансамбле;
✔ научить ребенка слушать и понимать классическую, эстрадную и этническую музыку ;
✔ овладеть технологией певческого дыхания;
✔ развить музыкальный слух и голос;
✔ развить творческий подход к исполняемому произведению;
✔ создать атмосферу творчества и взаимопонимания.
Срок реализации программы 3 года (из расчета 324 часа в год). Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки детей:2 раза в неделю по 2 часа и 1 раз в неделю общее занятие с перерывом на отдых.
Основу учебно-педагогического репертуара должны составлять классические и эстрадные произведения Российских и зарубежных авторов. По мере взросления учащихся в его репертуар все чаще включаются более сложные песни. Рассказ педагога об изучаемом произведении должен включать краткие сведения о композиторе, его биографические и творческие данные, необходимые для более глубокого понимания и качественного исполнения конкретного произведения. Прослушивание изучаемого произведения в живом исполнении педагога либо в аудиозаписи профессиональных исполнителей может стать очень существенным фактором глубокого и полного постижения учащимися эмоционально-смыслового содержания произведения и способов ее современного сценического воплощения.
Примечание: последовательность и пропорциональное соотношение частей урока могут меняться в зависимости от поставленных учителем задач.
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому музицированию и развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении музыкального репертуара, необходимо систематическое музыкальное образование. В начале реализации программы закладывается основная база общих знаний и исполнительских умений и навыков, в завершении программы происходит их конкретизация и дальнейшее развитие.
Форма контроля за реализацией программы:
✔ Педагогическое наблюдение в ходе каждого занятия;
✔ Участие в мероприятиях школы, а также в районных и окружных мероприятиях (фестивалях, конкурсах)
Для проверки эффективности обучения данной программы, нами были разработаны критерии оценки уровня знаний, умений, навыков: высокий средний, низкий.
Высокий уровень: Дети знакомы с музыкальной культурой России и разных стран мира. Знают музыкальную терминологию. Свободно и расковано ведут себя на сцене. Исполняют репертуар повышенной сложности (с широким диапазоном), умеют обращаться с микрофоном и электро-музыкальными инструментами. Чисто интонируют, музицируют сольно, дуэтом, а также в любом составе. Четко и качественно выполняют требования учителя. Привлекательным для них является не только конечный результат, но и творческий процесс.
Средний уровень: Дети имеют неполные знания о музыкальной культуре России и других стран, а также музыкальной терминологии. Немного скованно ведут себя на сцене. Чистота интонации средняя, иногда играют и поют фальшиво. Исполняют не сложный репертуар. Не очень хорошо владеют инструментом, но есть огромное желание научиться музицировать.
Низкий уровень: Познавательный интерес к занятиям у таких детей выражен слабо. Основными музыкальными и вокальными понятиями они не владеют. Отсутствует стремление качественно выполнить творческую работу. К конечному результату своей работы относятся равнодушно.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо:
✔ Материально-технические условия – просторное, удобное помещение с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.
✔ Музыкальное оборудование: инструменты, звукоусиливающая аппаратура, микрофоны.
✔ Организационные условия – занятия должны проводиться два раза в неделю по два академических часа.
✔ Кадровое обеспечение – учитель музыки.
✔ Методическая литература – методические пособия, ноты.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Возраст | 12-14 лет | 14-16 лет |
Максимальная учебная нагрузка (часов в год) | 162 | 162 |
Количество часов на аудиторные занятия (часов в год) | 78 | 78 |
Количество часов на внеаудиторные занятия (часов в год) | 78 | 78 |
Консультации (часов в год) | 8 | 8 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 5 человек). Рекомендуемая продолжительность урока -40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
- • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
- воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества -ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточная аттестация
• итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
-отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
-качество выполнения предложенных заданий;
-инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах.
Тематическое планирование
(1 год обучения)
№ | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 часа |
2 | Разбор музыкальных произведений | 18 часов |
№ | Работа над партиями музыкальных произведений | 20 часов |
№ | Знакомство с направлениями и стилями музицирования | 12 часов |
№ | Сольное и концертное музицирование | 10 часов |
№ | Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой | 14 часов |
№ | Итоговое занятие | 2 часа |
Всего: | 78 часов |
Тематическое планирование
(2 год обучения)
№ | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 часа |
2 | Разбор музыкальных произведений | 20 часов |
№ | Работа над партиями музыкальных произведений | 22 часоа |
№ | Знакомство с направлениями и стилями музицирования | 8 часов |
№ | Сольное и концертное музицирование | 10 часов |
№ | Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой | 14 часов |
№ | Итоговое занятие | 2 часа |
Всего: | 78 часов |
Тематическое планирование
(3 год обучения)
№ | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 часа |
2 | Разбор музыкальных произведений | 18 часов |
№ | Работа над партиями музыкальных произведений | 20 часов |
№ | Знакомство с направлениями и стилями музицирования | 12 часов |
№ | Сольное и концертное музицирование | 10 часов |
№ | Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой | 14 часов |
№ | Итоговое занятие | 2 часа |
Всего: | 78 часов |
Примечание
В календарно-тематическом плане указывается только новый материал, вводимый в каждый урок, структура которого включает:
1 часть - подготовительная - краткие сведения о композиторах, исполнителях, группах, по истории и теории музыки. Знакомство с культурой различных стран. (15 минут)
2 часть - подключение и настройка инструментов (15 минут)
3 часть – разыгрывание на основе упражнений для музыкальных инструментов. (5 минут)
4 часть - Основная. Разучивание произведения: (25 минут)
- разучивание мелодической и гармонической составляющей произведения;
- работа над звукоизвлечением и звукообразованием;
- работа над интонацией и артикуляцией;
- работа над динамикой и нюансировкой;
(Перерыв на отдых 5 минут)
5 часть – работа над произведением (30 минут)
6 часть – заключительная. (30 минут)
Заключение:
с помощью данной программы удалось достичь следующих результатов:
- развили музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
- • стимулировали развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- Формировали у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- Расширили кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
- Решили коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- Развитили чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- Обучились навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
- Приобрели обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
Данную программу рекомендую использовать в школах среднего образования для детей среднего и старшего возраста в качестве внеурочного учебного процесса.
Список литературы:
1. Дмитриева Л.Г. “Методика музыкального воспитания в школе”.
М., “Просвещение”, 1989г.
2. Вайкль Б. “О пении и прочем умении”. Издательство “Аграф” 2002г.
3. Румер М.А. “О детском музыкальном творчестве” // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1970г. – Выпуск 14
4. Луканин В.П. “Обучение и воспитание молодого музыканта”. – М., “Музыка” 1977г.
5. Кузнецов А.А. “Работа с самодеятельной эстрадной группой”. – М., “Музыка” 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"
Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...
Трио гитаристов
Данная работа посвящена творчеству музыкального коллектива «Трио гитаристов Урала». Цель работы: познакомится с творчеством уральского композитора В. В. Козлова и уч...
Методические рекомендации по подготовке отчетного концерта объединения гитаристов «Звонкие струны».
Методическая разработка содержит в себе рекомендации по подготовке концертов для родителей и сценарий концерта для родителей "Любимые мелодии" объединения "Звонкие струны" (авторский бардо...
«Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»
Методический доклад на тему «Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»...
Сценарий отчетного концерта гитаристов 1 года обучения "Времена года"
Отчетный концерт для обучающихся 1 года обучения объединения "Клуб любителей гитары "Орион"...
Сценарий отчетного гитаристов 2 года обучения "Ради чего"
Отчетный концерт обучающихся 2 года обучения объединения "Клуб любителей гитары "Орион" "Ради чего"....
Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».
Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....