адаптированная программа "Ансамбль гитаристов Лицей 20"
рабочая программа

Поликарпов Александр Анатольевич

Адаптированная программа для гитарных ансамблей с учётом специфики приподавания в Лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ansambl_litsey_20_2019.docx87.74 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Администрация Междуреченского городского округа

Муниципальное казенное учреждение

 «Управление образованием Междуреченского городского округа»

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

Программа учебного предмета «Ансамбль»

 Исполнитель:

Поликарпов Александр Анатольевич

Педагог дополнительного образования

Лицей №20, г.Междуреченск, Междуреченский городской округ

 (8(923)622-53-75, sanich098@mail.ru)

Междуреенск  2019

Содержание

  1. Введение -3
  2. Характеристика учебного предмета,-3 стр.
  3. Содержание учебного предмета        -8 стр.
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся -9 стр.
  5. Формы и методы контроля, система оценок     -12 стр.
  6. Заключение -  13 стр.
  7. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы – 14 стр.

Введение

     Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

   Предлагаемая программа предназначена для учащихся МБОУ Лицей №20, занимающихся во внеурочное время в составе эстрадного ансамбля.  

    Возраст детей 12-14, 14-16 лет.

 

 Срок реализации программы 3 года (из расчета 324 часа  в год). Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки детей:2 раза в неделю по 2 часа и 1 раз в неделю общее занятие с перерывом на отдых.


Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные эстрадные ансамбли широко распространяются в учебной практике.

   Предлагаемая программа предназначена для учащихся МБОУ ДОД Лицей №20, занимающихся во внеурочное время в составе эстрадного ансамбля.  

    Возраст детей 12-14, 14-16 лет.

   Актуальность программы  обусловлена социокультурной потребностью общества в решении проблем сохранения и развития лучших традиций отечественной культуры, повышения уровня художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, его ранней профориентации и рациональной организации досуга.

      На музыкальных занятиях в эстрадном ансамбле учащиеся получат знания о современной эстрадной музыке, познакомятся с творчеством популярных отечественных и зарубежных композиторов и  исполнителей.

    Музыка всегда считалась одним из могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Мелодия и ритм изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние. Аристотель считал, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний.

     В настоящее время главной задачей музыкального воспитания в детских учреждениях нужно считать не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на нравственность детей. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность.

Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоционально-образное воздействие на ребенка, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности ребенка.

    Программа не ставит своей задачей воспитать профессиональных музыкантов, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развить музыкальные и творческие способности учащихся.

   

 Цель программы: способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей, расширению их кругозора, воспитание эстетического вкуса ,музыкальной грамотности и  культуры в целом. 

    Задачи программы:

 научить ребенка навыкам и умениям игры на музыкальных инструментах как акустических, так и электро;  

 научить исполнять песни или музыкальные композиции как сольно(в сопровождении фонограммы), так и в ансамбле;

 научить ребенка слушать и понимать классическую, эстрадную и этническую музыку ;

  овладеть технологией певческого дыхания;

 развить музыкальный слух и голос;

 развить творческий подход к исполняемому  произведению;

 создать атмосферу творчества и взаимопонимания.

   Срок реализации программы 3 года (из расчета 324 часа  в год). Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки детей:2 раза в неделю по 2 часа и 1 раз в неделю общее занятие с перерывом на отдых.

        Основу учебно-педагогического репертуара должны составлять классические и эстрадные произведения Российских и зарубежных авторов. По мере взросления учащихся в его репертуар  все чаще включаются более сложные песни. Рассказ педагога об изучаемом произведении должен включать краткие сведения о композиторе, его биографические и творческие данные, необходимые для более глубокого понимания и качественного исполнения конкретного произведения. Прослушивание изучаемого произведения в живом исполнении педагога либо в аудиозаписи профессиональных исполнителей может стать очень существенным фактором глубокого и полного постижения учащимися эмоционально-смыслового содержания произведения и способов ее современного сценического воплощения.

    Примечание: последовательность и пропорциональное соотношение частей урока могут меняться в зависимости от поставленных учителем задач.

      Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому музицированию и развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении музыкального репертуара, необходимо систематическое музыкальное образование. В начале реализации программы закладывается основная база общих знаний и исполнительских умений и  навыков, в завершении программы происходит их конкретизация и дальнейшее развитие.  


       Форма контроля за реализацией программы:

 Педагогическое наблюдение в ходе каждого занятия;

 Участие в мероприятиях школы, а также в районных и окружных      мероприятиях (фестивалях, конкурсах)  

        Для проверки эффективности обучения  данной программы, нами были разработаны критерии оценки уровня знаний, умений, навыков: высокий средний, низкий.

Высокий уровень: Дети знакомы с музыкальной культурой России и разных стран мира.  Знают  музыкальную терминологию. Свободно и расковано ведут себя на сцене. Исполняют репертуар повышенной сложности (с широким диапазоном),  умеют обращаться с микрофоном и электро-музыкальными инструментами. Чисто интонируют, музицируют сольно, дуэтом, а также в любом составе. Четко и качественно выполняют требования учителя. Привлекательным для них является не только конечный результат, но и творческий процесс.

Средний уровень: Дети имеют неполные знания о музыкальной культуре России и других стран, а также музыкальной терминологии. Немного скованно ведут себя на сцене. Чистота интонации средняя, иногда играют и поют фальшиво. Исполняют не сложный репертуар. Не очень хорошо владеют инструментом, но есть огромное желание научиться музицировать.

Низкий уровень:  Познавательный интерес к занятиям у таких детей выражен слабо. Основными музыкальными и вокальными понятиями  они не владеют. Отсутствует стремление качественно выполнить творческую работу. К конечному результату своей работы относятся равнодушно.

Условия реализации программы

      Для реализации программы необходимо:

 Материально-технические условия – просторное, удобное помещение с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.

 Музыкальное оборудование: инструменты, звукоусиливающая аппаратура, микрофоны.

 Организационные условия – занятия должны проводиться два раза в неделю по два академических часа.

 Кадровое обеспечение – учитель музыки.

 Методическая литература – методические пособия, ноты.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Возраст

12-14 лет

14-16 лет 

Максимальная учебная нагрузка (часов в год)

162

162

Количество часов на аудиторные занятия (часов в год)

78

78

Количество часов на внеаудиторные занятия (часов в год)

78

78

Консультации (часов в год)

8

8

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

         

        Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 5 человек). Рекомендуемая продолжительность урока -40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
  • • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
  • воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества -ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

      Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся
  • промежуточная аттестация

•         итоговая аттестация

       Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

-отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

-качество выполнения предложенных заданий;

-инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах.

Тематическое планирование

(1 год обучения)

Название разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2 часа

2

Разбор музыкальных произведений

18 часов

Работа над партиями музыкальных произведений

20 часов

Знакомство с направлениями и стилями музицирования

12 часов

Сольное и концертное музицирование

10 часов

Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой

14 часов

Итоговое занятие

2 часа

Всего:

78 часов

Тематическое планирование

(2 год обучения)

Название разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2 часа

2

Разбор музыкальных произведений

20 часов

Работа над партиями музыкальных произведений

22 часоа

Знакомство с направлениями и стилями музицирования

8 часов

Сольное и концертное музицирование

10 часов

Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой

14 часов

Итоговое занятие

2 часа

Всего:

78 часов

Тематическое планирование

(3 год обучения)

Название разделов

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2 часа

2

Разбор музыкальных произведений

18 часов

Работа над партиями музыкальных произведений

20 часов

Знакомство с направлениями и стилями музицирования

12 часов

Сольное и концертное музицирование

10 часов

Работа со звукоусиливающей и настроечной аппаратурой

14 часов

Итоговое занятие

2 часа

Всего:

78 часов

Примечание  

     В календарно-тематическом плане указывается только новый материал, вводимый в каждый урок, структура которого включает:      

1 часть -  подготовительная - краткие сведения о композиторах, исполнителях, группах, по истории и теории музыки. Знакомство с культурой различных стран. (15 минут)  

2 часть -  подключение и настройка инструментов (15 минут)

3 часть – разыгрывание на основе упражнений для музыкальных инструментов. (5 минут)

4 часть - Основная. Разучивание произведения: (25 минут)

- разучивание мелодической и гармонической составляющей произведения;

- работа над звукоизвлечением и звукообразованием;

- работа над интонацией и артикуляцией;

- работа над динамикой и  нюансировкой;    

 (Перерыв на отдых 5 минут)

5 часть – работа над произведением (30 минут)

6 часть – заключительная.   (30 минут)

Заключение:

с помощью данной программы удалось достичь следующих результатов:

  • развили музыкально-творческих способностей учащегося на основе         приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
  • • стимулировали  развития эмоциональности, памяти, мышления,

      воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • Формировали  у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • Расширили  кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • Решили  коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • Развитили  чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • Обучились  навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • Приобрели  обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Данную программу рекомендую использовать в школах среднего образования для детей среднего и старшего возраста в качестве внеурочного учебного процесса.

Список литературы:

1. Дмитриева Л.Г. “Методика музыкального воспитания  в школе”.

               М., “Просвещение”, 1989г.

2. Вайкль Б. “О пении и прочем умении”. Издательство “Аграф”           2002г.

3. Румер М.А. “О детском музыкальном творчестве” // Музыкальное                  воспитание в школе. – М., 1970г. – Выпуск 14

4. Луканин В.П. “Обучение и воспитание молодого музыканта”. – М.,    “Музыка” 1977г.

5. Кузнецов А.А. “Работа с самодеятельной эстрадной группой”. – М.,    “Музыка” 1986г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

Трио гитаристов

Данная работа посвящена творчеству музыкального коллектива «Трио гитаристов Урала».     Цель работы:  познакомится с творчеством уральского композитора В. В. Козлова и уч...

Методические рекомендации по подготовке отчетного концерта объединения гитаристов «Звонкие струны».

Методическая разработка  содержит в себе  рекомендации по подготовке концертов для родителей и сценарий концерта для родителей "Любимые мелодии" объединения "Звонкие струны" (авторский бардо...

«Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»

Методический доклад на тему «Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения»...

Сценарий отчетного концерта гитаристов 1 года обучения "Времена года"

Отчетный концерт для обучающихся 1 года обучения  объединения "Клуб любителей гитары "Орион"...

Сценарий отчетного гитаристов 2 года обучения "Ради чего"

Отчетный концерт обучающихся 2 года обучения объединения "Клуб любителей гитары "Орион" "Ради чего"....

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....