Методическая разработка по дисциплинам «Информатика» и «Основы социологии и политологии» Тема: Зачетная работа по офисным технологиям: Выборы в Государственную Думу РФ. Политические партии РФ.
методическая разработка на тему

Бабич Любовь Владимировна

Рассматривается методика организации и проведения интегрированного урока по информатике и основам социологии, политологии, направленного на формирование активной гражданской позиции с применением современных педагогических технологий обучения (проекты, презентации проектов, дебаты, работа малыми группами, работа с электронным учебником и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_polnyy.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство  по  образованию

ФГОУ СПО «Комсомольский –на -Амуре

политехнический техникум»

Методическая разработка

по дисциплинам «Информатика» и «Основы социологии и политологии»

Тема: Зачетная работа по офисным технологиям:

Выборы в Государственную Думу РФ. Политические партии РФ.

Комсомольск-на-Амуре 2010г.

«Зачетная работа по офисным технологиям: Выборы в Государственную Думу РФ. Политические партии РФ»: Методическая разработка открытого урока по информатике и основам социологии, политологии. \  Сост. Бабич Л.В., Перекрест Е.В.– Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский на Амуре полит. техникум, 2010г. – 19c.

Рассматривается методика организации и проведения интегрированного урока по информатике и основам социологии, политологии, направленного на формирование активной гражданской позиции с применением современных педагогических технологий обучения (проекты, презентации проектов, дебаты, работа малыми группами, работа с электронным учебником и т.д.).

Методическая разработка предназначена для преподавателей.

Рассмотрено и рекомендовано ПЦК «Информатики и ВТ», «Социально-экономических дисциплин»

Председатель ПЦК_______________________/Сычева Л.В./

Председатель ПЦК_______________________/Шкроб С.В./


План урока.

Тема: Зачетная работа по офисным технологиям: Выборы в Государственную Думу РФ. Политические партии РФ.

2. Цель:

  • Образовательная цель: Применить знания, умения и навыки для создания и представления проектов предвыборных кампаний политических партий КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, с использованием информационных компьютерных технологий.  Выявить и оценить уровень знаний политических партий, структуры выборов и порядок проведения избирательных кампаний в РФ, а также  знания и умения использовать офисные информационные технологии для решения поставленных задач.
  • Развивающая цель: содействовать формированию и развитию мыслительных способностей, способности к суждению, творческого мышления, коллективного подхода к решению проблемы, творческой индивидуальности студентов, удовлетворенности познанием.
  • Воспитывающая цель: способствовать воспитанию активной гражданской позиции, политической зрелости, патриотизма,  интереса к изучаемому предмету, способствовать формированию коммуникативных умений в работе на персональном компьютере.
  • Методическая цель: показать одну из прикладных возможностей применения информатики в преподавании социально-экономических дисциплин. Применение информационных технологий при организации современного урока. Мотивация студентов к учебной деятельности, расширению кругозора и участию в общественно-политической жизни страны.

3. Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков, с элементами контроля. Вид урока: ролевая игра.

4. Продолжительность урока: 120 минут.

5. Средства обучения:

  • ПЭВМ;
  • Электронный учебник KNAPT «Информатика», «Социология и политология»;
  • Программа MS Word;
  • Программа MS Excel;
  • Программа MS PowerPoint;
  • Глобальная сеть Internet;
  • Мультимедийный комплекс;
  • Электронные диаграммы, таблицы, схемы;
  • Конституция РФ

6. Структура занятия:

Время

Этапы урока

3 мин

Организационный момент. Объявление темы, целей и задач урока.

7 мин

Видео ролик «Выборы и Я». Постановка проблемной задачи. Мотивация работы.

7 мин

Выступление Председателя Избирательной комиссии. Выяснение структуры работы и плана действий.

35 мин

Основная часть. Работа студентов по презентации своих политических партий и участию в  брифинге.

3 мин

Голосование.

7 мин

Программный тестовый опрос студентов по темам «Политические партии. Выборы в органы государственной власти», «Программа MS PowerPoint». Выставление оценок.

5 мин

Установление   итогов голосования, определение результатов выборов. 

10 мин

Обзор политических партий в сети Internet.

3мин

Подведение итогов урока. Анализ проделанной работы.  Рефлексия «Эмоциональный фон урока».


Введение

Современный период общественного развития характеризуется возрастающей ролью политики. Она сегодня охватывает все сферы жизни общества, оказывает глубокое влияние на их функционирование. Ведь именно политика является той областью общественной жизни, где концентрируются и осмысливаются все общественные проблемы, где они соотносятся с интересами классов и социальных групп, где вырабатываются механизмы и способы их решения, где идеи переводятся на язык общественной практики.

Во времена зарождения политики её синонимом в греческом полисе было «знание». Политическое образование является первым условием для того, чтобы превратить наше общество из объекта политики в её субъект. Политические знания помогут каждому «перевести» идеи и действия политиков с «государственного языка» на «человеческий».

Цель ознакомления с политологией как раз и состоит в том, чтобы лучше и со знанием дела участвовать в политической жизни страны. Если человек не просвещён политически, он не в состоянии сделать осознанный выбор своего представителя в системе власти, тогда могут быть избраны случайные люди, не способные к разумным решениям, а это неизбежно принесёт человеку новые лишения.  

Опыт показывает, что большинство студентов не интересуются политической жизнью страны. Опрос, проведённый среди студентов 2 курсов, выявил, что 8% студентов регулярно следят за развитием событий в стране, ещё 10-12% делают это от случая к случаю. Таким образом, подавляющее большинство молодых людей слабо ориентируются в политической ситуации. На уроках социологии и политологии, посвящённых политической сфере жизни общества, активность студентов, как правило, не велика. Студенты не осознают практической значимости материала, изучаемого на уроке. Данные мониторинга, проводимого в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, показали, что только одна треть студентов готова принимать активное участие в политической жизни страны.

С целью повышения интереса молодёжи к проблемам политики, углубления их представлений о политической сфере общественной жизни, формирования у них демократической политической культуры была задумана и проведена ролевая учебная игра «Политические партии РФ. Выборы в Государственную думу РФ».

Повысить интерес подрастающего поколения, в том числе и к проблемам политической жизни общества, можно посредством интегрированных уроков социально – экономического цикла и информатики.

Информатика – как общеобразовательная область, является ведущей в подготовке специалистов высокого класса не только в плане образования, но и в плане подготовки к реальной обстановке в жизни.

Информатику характеризует высокий уровень работы с техникой, совершенно новые подходы к организации собственного труда.

Достижения этой дисциплины должны служить на пользу самым различным учебным предметам, а ее компоненты должны органично входить в них. В этом состоит современная парадигма информатики.

Парадигма – это совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

Анализируя сущность данного понятия и сложившееся положение информатики в образовании, можно сказать, что информатика стала необходимым компонентом современного профессионального образования.  

Одной из задач в преподавании предмета  информатика является осуществление непосредственной связи дисциплины с будущей профессиональной и социально-политической  деятельностью студента.

Настоящая разработка урока показывает возможность использования программных  продуктов MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, W-s Movie Maker, Paint  для обработки и представления информации, а так же использование сети Internet для ее поиска.

На уроке решается задача, предложенная преподавателем политологии  по созданию презентации политических партий для участия в избирательной кампании. Задача  позволяет собрать информацию, проанализировать, обработать с помощью различных программных продуктов и представить для дальнейшего использования. Решение данной задачи систематизирует и обобщает знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин «информатика» и «социология и политология».

Данная разработка является примером связи информатики и социально-экономических  дисциплин.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие студентов и гостей, несколько слов об актуальности урока, актуальность решения задач по социально-политическим дисциплинам с помощью информатики.

Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Зачетная работа по офисным технологиям: Выборы в Государственную думу РФ. Политические партии РФ».

Цель урока:  Применить знания, умения и навыки для создания презентаций избирательных кампаний политических партий ЛДПР, КПРФ, Единая Россия, а также для проведения и обработки результатов выборов.

Выявить и оценить:

  1. уровень знаний, умений и навыков работы в редакторе PowerPoint, умение использовать программные продукты MS Word, MS Excel, W-s Movie Maker, Paint, а также владение  навыками работы в глобальной сети Internet;
  2. уровень знаний политических партий, порядок проведения избирательных кампаний; принципов выборов.
  3. Применить полученные знания на практике.

Формы  деятельности студентов: групповая работа по созданию презентаций, индивидуальная работа, тестовый контроль, защита проектов презентаций, брифинг, рефлексия, анализ деятельности.

  1. Актуальность темы, мотивация работы.

Актуальность темы урока подтверждается посредством показа видео ролика «Мы и политика». Видеоролик снят и монтирован студентами группы, которые провели опрос студентов и преподавателей политехникума. Мотивом, побуждающим деятельность студентов, служат предстоящие выборы в ГД РФ.

Постановка проблемной задачи.

Опрос, проведенный в стенах политехникума, показал, что уровень политической грамотности опрошенных оставляет желать лучшего.  Если  люди старшего поколения показали заинтересованность в политический жизни страны, то у большинства студентов политический кругозор минимален. Это мотивировало преподавателей социально-экономических дисциплин смоделировать предвыборную кампанию и избирательный процесс,  с целью повышения политической активности студентов. В качестве одного из  средств сбора и обработки информации, было предложено использование информационных технологий, изученных на уроках информатики.

Перед студентами была поставлена проблемная задача: продумать и провести избирательную кампанию одной из политических партий, и представить проект предвыборной агитации в виде интерактивной презентации.

В презентацию политической партии необходимо включить:

  •  Основные сведения: символика политической партии, историческая справка, лидеры партии, основные положения программы партии.
  • Дополнительные сведения: социальный состав партии, молодежные организации, парламентская деятельность и т.д.

Студенты группы предварительно были разделены на три команды, каждая из которых должна отразить интересы  предложенных им политических партий (КПРФ, ЛДПР, Единая Россия).

Теперь перед студентами стояла задача по сбору материалов для отражения в презентации. Вся информация была обработана в различных программных приложениях (MS Word, MS Excel, Paint, Imaging, W-s Movie Maker) и созданы интерактивные презентации в редакторе  MS PowerPoint на подготовительном этапе.  

3. Основная часть.

  1. Выступление Председателя Центризбиркома, который оглашает правила  проведения предвыборной кампании и выборов, опираясь на законодательную базу.
  2. Проведение предвыборной кампании политическими партиями с использованием всех доступных средств агитации.
  3. Брифинг (краткая пресс-конференция) на вопросы избирателей. В качестве избирателей выступают все присутствующие на уроке.
  4. Голосование. Ассистент Председателя Центризбиркома собирает в избирательную урну заполненные бюллетени. Затем Избирком обрабатывает результаты выборов и готовит отчет.
  5. Программный тестовый опрос студентов по теме «Программа PowerPoint. Основные принципы работы», «Политические партии. Выборы  в РФ». Выставление оценок.
  6. Оглашение результатов выборов. Анализ деятельности политических партий в ходе избирательной компании.
  7. Работа в сети Internet по обзору политических партий РФ, не представленных на уроке. Заполнение таблицы. Получение и обсуждение домашнего задания.
  1. Подведение итогов: анализируем работу на уроке, полученный результат.
  2. Рефлексия «Эмоциональный фон урока». Аудитория оформлена гирляндами из красно-бело-синих шаров. В завершении урока, студентам предлагается выразить свое эмоциональное состояние при помощи воздушного шарика, нужного цвета (красный - понравилось, синий – не понравилось, белый – остался равнодушен).


Вопросы для анализа проделанной работы.

  • Какие знания, умения, навыки применялись при подготовке и в ходе уроке?
  • Достигнуты ли поставленные цели?
  • Каким образом документы, выполненные в других программных приложениях, можно использовать при создании презентаций?
  • Какая наука обеспечивает такую поддержку и можно ли без нее обойтись?
  • Побудил ли урок к активизации гражданской позиции и участию в политической жизни страны?

При разборе указанных вопросов, преподаватели формулируют их более подробно, обращаясь к каждому студенту. Например: что вы узнали, чему научились и т.п.

Вывод: предмет информатика не случаен, с его помощью можно рационально организовать любую работу на высоком профессиональном уровне, а знания, полученные при изучении политологии, практически значимы.

Студентам выставляются оценки в журнал (результаты тестирования). Поощряется работа по созданию и защите проекта презентации. Поставленная цель достигнута.

Спасибо за работу, урок окончен!


Приложение


Тест «Политические партии. Выборы в РФ».

Оценка

Выполнил (группа, ФИО)

Проверил

1.  Назовите основной отличительный признак политической партии:

Принцип демократического централизма
Притязание на политическую власть
Социальная база
Программа

2. Консервативная партия Великобритании не имеет программы и устава, строится на основании избирательных округов, членство в партии не оформляется, власть сосредоточена в руках парламентской фракции. Определите тип партии:

Мобилизующая
Жестко централизованная
Кадровая
Массовая

3. Какое суждение является правильным?

В Германии существует двухпартийная система
В США существует многопартийная система
В Индии существует однопартийная система
Во Франции существует многопартийная система

4. С каким из приведенных суждений Вы согласны?

Деятельность партий сводится к подготовке и проведению выборов
Все партии ориентированы на борьбу за государственную власть
Все партии имеют индивидуальное фиксированное членство
Все партии делятся по классовому признаку

5. Когда возникли массовые политические партии?

В древнем Риме
В середине XVIII в
После Первой мировой войны
В конце XIX в

6. Для чего в ряде стран устанавливается максимум предвыборных расходов?

Проконтролировать доходы кандидатов
Обеспечить равенство возможностей кандидатов
Не допустить полного разорения кандидатов
Экономии бюджетных средств

7. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права?

С рождения
С 21 года
С 18 лет
С 16 лет

8. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?

Пропорциональной
Смешанной
Мажоритарной

9. Политические партии не выполняют следующие функции:

электоральную
исполнительскую
представительскую
политическую

10. Под избирательным правом понимается:

право гражданина обращаться в высшие судебные инстанции при обжаловании приговора
право гражданина менять место жительства в соответствии со своими предпочтениями
право гражданина участвовать в выборах, избирать и быть избранным
совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов...



Тест «Программа Power Point».

  1. Основным элементом презентации является?
  • слайд
  • презентация
  • текстовый документ
  • электронная таблица
  1. Какого пункта меню программы Power Point не существует?
  • формат
  • вид
  • данные
  • окно
  1. Какого из предложенных режимов презентации не существует?
  • обычный
  • сортировщик слайдов
  • показ слайдов
  • демонстрация слайдов
  1. Преимущества Мастера перед ручным созданием презентации:
  • заготовки шаблонов содержания
  • заготовки шаблонов оформления
  • заготовки шаблонов анимации
  • заготовки звукового сопровождения
  1. Что такое колонтитул?
  • особый вид текста
  • особый вид графики
  • особый вид анимации
  • встроенная таблица
  1. Настройка времени демонстрации презентации производится в пункте меню:
  • сервис
  • показ слайдов
  • формат
  • настройка
  1. Упорядочивание слайдов удобней производить в режиме:
  • структура слайдов
  • показ слайдов
  • сортировщик слайдов
  • обычный
  1. Что такое гиперссылка?
  • особый вид текста
  • видеоклип
  • анимация
  • слайд
  1. В каком пункте меню происходит настройка режима смены слайдов:
  • сервис
  • формат
  • показ слайдов
  • вид
  1. Настройку элементов интерфейса можно выполнить через пункт меню:
  • формат
  • сервис
  • вид
  • окно

Критерии оценки: 5-6 правильных ответов -«3», 7-9 правильных ответов –«4», 10 правильных ответов – «5».


Вопросы для БРИФИНГА

  1. Каковы источники финансирования вашей избирательной кампании?
  2. Вы получили сообщение о том, что лидер соперничающей партии злоупотребляет спиртным и является деспотом в семье. Что на ваш взгляд, необходимо сделать? (каждой)
  3. Вы предлагаете ипотечное кредитование на срок до 50 лет, по статистике средняя продолжительность жизни 57 лет, срок кредитоспособности с 25 лет. Каким образом будет возвращаться кредит? (ЛДПР)
  4. За счет каких средств вы собираетесь решить жилищную проблему для Россиян? (КПРФ)
  5. Почему символика вашей партии изменилась: вместо бурого медведя, на эмблеме – белый? (ЕР)
  6. Я – гражданин иностранного государства, поддерживающий взгляды вашей партии. Хочу оказать материальную помощь в проведении избирательной кампании. Каким образом я могу это сделать? (А если – анонимно?)
  7. Какими достижениями вы можете гордиться? (каждой)
  8. Я – домохозяйка, не интересуюсь политикой. Приведите аргументы, исходя из которых, я должна проголосовать за вашу партию (каждой).
  9. Почему вы называетесь политической партией, а не общественной организацией?
  10. Какие отрицательные и положительные моменты вы можете отметить в пропорциональной и мажоритарной избирательных системах? (Избирком)


Избирательный бюллетень

Отметьте  каким-либо знаком, за какую политическую партию Вы отдаете свой голос.

Политические партии

КПРФ

ЛДПР

Единая Россия

Против всех

К рассмотрению не принимаются испорченные бюллетени. Испорченным считается бюллетень, в котором  отмечено более одного варианта, а так же незаполненные.

Спасибо за участие в выборах!


     Протокол заседания

     Избирательной комиссии

Политические партии

количество голосов

количество голосов %

КПРФ

15

31,9%

ЛДПР

10

21,3%

Единая Россия

20

42,6%

Против всех

2

4,3%

количество голосовавших

47

100,0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое обеспечение курса "Основы социологии и политологии"

Методическая разработка курса содержит:лекции по каждой теме, раскрывающие основные вопросы курса, содержащие как теоретический, так и личностно-ориентированный материал;схемы и таблицы, иллюстрирующи...

Методическая разработка интегративного внеклассного мероприятия – игры «Хочу всё знать» по теме «История ЭВМ. Средства информационных технологий. Графический редактор Open Office Draw»

Данная методическая разработка составлена для преподавателей дисциплин «Информатика и ИКТ» и «Информатика».Представленная разработка содержит методическую разработку интегративного внеклассного ...

Урок-деловая игра "Выборы в Государственную думу"

Мероприятие направлено на воспитание политической грамотности учащихся и подготовку будущего электората страны. В презентации представлены этапы формирования парламента страны....

План игры для учащихся 9-х классов "Выборы в Государственную Думу"

План интерактивной обучающей игры "Выборы в Государственую Думу"...

Календарно-тематический план по дисциплине "Основы социологии и политологии"

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной  программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.Программа учебной дисциплины может быть использо...