Программы по профилактике для учащихся общеобразовательных школ
рабочая программа на тему

Арван Евгения Юрьевна

1.  Программа  «Педагогическое сопровождение семьи, находящейся в зоне социального риска»

2. ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, НАРКОТИЧЕСКОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ

3. Программа  «Профилактика правонарушений, безнадзорности  и беспризорности»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_profilakticheskie_2012_god.docx75.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено                                    Согласовано                     Утверждаю:

на заседании МО                            зам. директора по ВР:                                    Директор ОУ:

классных руководителей                ________/Е.Ю. Арван/                _______/М.К. Абрамова/

протокол № _____                          «____» _______ 2012г.                       «____»______2012 г.                                                                                            

от «____»_____2012года                                                                            

Программа
«Педагогическое сопровождение семьи, находящейся в зоне социального риска»

2012

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эффективный учебно-воспитательный процесс предполагает активную включенность в образовательно-развивающую деятельность не только педагогов и учащихся, но и родителей. Школа работает в непосредственном диалоге с семьей, поскольку всякая семья, имея определенный уровень общечеловеческой культуры и смыслоценностных установок, транслирует их своему ребенку.

Реализация тезиса «школа — центр села» приводит к замыканию на школе многих вопросов социально-педагогической работы в социуме без дополнительного ресурсного обеспечения. Работая, педагогический коллектив стремиться добиться нравственного, культурного, педагогического оздоровления социальной среды, что благотворно сказывается на детях и их семьях и, в свою очередь, помогает повысить уровень и качество обучения. Однако объективно при этом на школу перекладываются многие семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждения от целенаправленной работы по социализации детей, их интеграции в общество как полноправных и полноценных его граждан

Эффективное взаимодействие семьи и школы не только оптимизирует учебный процесс, формирует внутреннюю мотивацию участников к учебе, а также выступает как эффективное средство успешной социализации личности ребенка.

Каждый ребенок до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере внимания семьи и образовательного учреждения. Сферой деятельности педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). Приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении. Важно предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана).

Объектом особой заботы  педагогов являются:

дети (сироты), оставшиеся без попечения одного или обоих родителей;

дети, проживающие в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

дети в семьях беженцев, вынужденных переселенцев;

дети, родители которых имеют статус безработных,

К семье, находящейся в зоне социального риска, в первую очередь относится социально-неблагополучная семья, имеющая в своем составе несовершеннолетних детей — семья, в которой родители уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, больны алкоголизмом или наркоманией, отсутствует надзор за несовершеннолетними

Также в зону социального риска попадает семья, в которой ребенка воспитывает одинокий родитель. Это чаще одинокая мать, для которой ребенок может являться помехой для устройства личной жизни. Реже — одинокий отец.

Проанализировав возможные социальные риски, педагоги школы выделяют для сопровождения следующие категории семей в зоне социального риска.

Неблагополучные семьи.

Неполные семьи.

Малообеспеченные семьи.

Многодетные семьи.

Опекаемые семьи.

Семьи с детьми-инвалидами.

Семьи с родителями-инвалидами.

Семьи с детьми, имеющими хронические заболевания

Семьи, в которых дети находятся на индивидуальном обучении.

Семьи участников военных действий.

По результатам мониторинга в школе в 2011-2012  учебном году выявлены и нуждаются в сопровождении: неполные семьи (33); малообеспеченные семьи (37); социально-неблагополучные семьи (7); многодетные семьи (14); семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей (5); семьи с родителями-инвалидами (1).

Основой составления программы стали следующие нормативно-правовые документы.

1.        Конституция РФ.

2.        Семейный кодекс РФ.

3.        Гражданский кодекс РФ.

4.        Закон РФ «Об образовании».

5.        Конвенция ООН о правах детей.

6.        Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

7.        Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства».

8.        Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики».

9.        Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10.        Устав МБОУ «Клюевская СОШ»

11.        Локальные акты

Цель программы.

Формирование социально-адаптивной и социально-ответственной личности ребенка через создание оптимальных условий в семье группы риска.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач.

1.        Внедрение комплекса мероприятий по сопровождению семей социального риска.

2.        Содействие в социализации детей из семей, находящихся в социально-неблагоприятном положении.

3.        Обеспечение целенаправленного педагогического влияния и создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в просветительской и профилактической работе с семьями зоны риска.

4.        Оказание адресной помощи, правовой и социально-психологической поддержки силами служб школы, а также посредством взаимодействия со специалистами различных социальных служб и учреждений села и района, призванных оказывать содействие семьям, оказавшимся в трудной ситуации.

5.        Внедрение комплекса просветительских мероприятий для семей зоны риска по вопросам правового просвещения, внутрисемейных отношений, охраны жизни и здоровья детей и родителей.

6.        Внедрение комплекса профилактических мероприятий для семей зоны риска, направленных на профилактику насилия в семье, безнадзорности детей, вовлечения детей в раннюю алкоголизацию и привитие антиобщественной модели поведения.

7.        Привлечение семей учащихся к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций, включение родителей семей зоны риска в учебно-воспитательную работу.

8.        Распознавание, диагностирование и оказание помощи в разрешении внутрисемейных конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.

9.        Координация взаимодействия специалистов школы с семьями учащихся.

В основу программы заложены принципы:

конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется;

адресности, ориентированности на целевую группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой группе он предназначается;

добровольности: все виды просветительской и профилактической деятельности ориентированы на право выбора личности (за исключением мероприятий, предусмотренных законодательными актами);

законности;

комплексности;

непрерывности: мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно.

Основные направления реализации программы: сопровождение семей зоны социального риска.

1.        Социально-педагогическая диагностика:

изучение социальных особенностей семей (выявление категорий семей, их материального обеспечения, состава семей, социального статуса родителей, особенностей и стилей воспитания и др.)

выявление семей зоны социального риска (неблагополучных семей, семей в которых воспитываются дети-сироты и дети без попечения родителей, семей с ребенком-инвалидом, малообеспеченных семей, семей беженцев, неполных семей др.).

Методы и инструментарий: опрос, наблюдение и посещение семей, анкетирование, собеседования, индивидуальное консультирование.

Продукт деятельности: социальные паспорта семей, классов, школы.

2.        Профилактическая работа.

Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, аддиктивного поведения детей;

предупреждение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

3.        Просветительская деятельность: по вопросам воспитания детей.

4.        Оказание адресной материальной, правовой помощи семьям зоны риска.

5.        Организация социально — значимой деятельности детей и родителей: спортивная деятельность как «разрядочная», сплачивающая и, одновременно, развивающая форма совместной деятельности субъектов семьи; участие семей зоны риска в организации и проведении общешкольных мероприятий

Реализация программы рассчитана на 5 лет

2012-2013 учебный год: — анализ социальных проблем и обновление банка данных семей зоны риска. Определение  взаимосвязей с внешними структурами. Разработка и апробирование диагностического инструментария.

2013–2014 учебный год: Реализация программных мероприятий.

2015–2016 учебный год: Реализация программных мероприятий.

2017–2018 учебный год: Анализ результатов работы. Мониторинг.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты.

Улучшение социально-бытовых условий жизни детей из семей зоны риска.

Положительная динамика уровня комфортности ребенка во внутрисемейной среде.

Качественное изменение отношений детей из семей зоны риска базовым социальным ценностям.

Положительная динамика включенности семей зоны риска в различные виды социально-значимой деятельности в социуме.

Повышение уровня информированности членов семьей зоны риска в области правовых знаний, эффективных и гуманных методов воспитания ребенка в семье.

Формирование эффективных поведенческих стратегий, навыков здорового образа жизни субъектов семей зоны риска.

В процессе выполнения программы сопровождения семей зоны риска предусматривается взаимодействие  педагогов со следующими внутренними структурами.

1.        Администрация: согласование, координация и утверждение работы  с семьями зоны риска.

2.        Воспитательная служба: организация, проведение совместных культурно-массовых, просветительских мероприятий.

3.        Зам. директора по ВР: совместное сопровождение семей зоны риска, кризисных ситуаций в семье и др.

4.        Классные руководители: составление социального паспорта класса, осуществление обратной связи по различным вопросам, касающимся семей учащихся, взаимодействие по организации и проведению классных часов и родительских собраний.

5.        Другие службы (бухгалтерия, столовая по вопросам бесплатного питания и оказания материальной помощи).

А также взаимодействие с внешними службами по работе с семьей:

6.        Органы социальной защиты населения (взаимодействие по вопросам, касающимся учащихся, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, посредничество и представление интересов ребенка в разрешении споров родителей).

7.        Инспекция по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, информирование по правовым вопросам).

8.        Комиссия по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, различных отклонений в поведении учащихся).

10.        ГУСО  «Клюевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

11.        ГУ «Центр социальной защиты населения» (взаимодействие по трудоустройству несовершеннолетних детей из малообеспеченных, многодетных и пр. семей, испытывающих материальные затруднения).

12.        Клюевская АОВП по вопросам информирования и профилактики различных негативных проявлений.

Основные понятия:

∙        несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

∙        безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

∙        беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

∙        несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

∙        антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

∙        семья зоны социального риска — семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; испытывающая материальные трудности; семья, в которой члены имеют алкогольную зависимость, ведут аморальный образ жизни и т. п.

∙        индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

∙        профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Целевая группа

Сроки

1. Нормативно-правовая база профилактической программы

Нормативно-правовая база профилактической программы

Педагоги школы, родители, ученики

В течение года

2. Социально-педагогическая диагностика

2.1

Выявление семей, находящихся в зоне социального риска, через систематическое педагогическое наблюдение за учащимися

Ученики 1–11-х
классов

В течение года

2.2

Установление причин социального риска семьи

В течение года

2.3

Анкетирование и тестирование учащихся с целью изучения внутрисемейных взаимоотношений и уровня комфортности ребенка в семье

Ученики из семей зоны риска

Конец каждого года

2.4

Составление и коррекция банка данных семей зоны социального риска

Весь период действия программы

3. Комплекс профилактических мероприятий

3.1

Проведение индивидуальной профилактической работы с членами семей зоны социального риска социальным педагогом, классным руководителем

Все категории семей зоны риска

Весь период действия программы

3.2

Посещение семей с целью обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних детей

Неблагополучные
семьи, семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей

2 раза
в год (осень, весна);

По необходимости

3.3

Подготовка информационных стендов

В теч.года

3.4

Совет профилактики

Неблагополучные
семьи

1 раз в четверть

3.5

Разработка методических рекомендаций для родителей.

Все семьи риска

Неполные семьи

Весь период действия программы

3.6

Тематические родительские собрания профилактической направленности:

«Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей»;

«Подросток в мире вредных привычек»;

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Неблагополучные
семьи

Семьи зоны риска

По плану в.р. классного руководителя

3.7

Родительский лекторий:

«Предотвращение насилия в семье»;

«Закон и ответственность»;

«Подростковый суицид» и т.д.

Семьи зоны риска

2012-2014

3.8

Круглый стол «Как уберечь ребенка от алкоголя и курения»

2012

3.9

Беседы с инспектором ИДН

Неблагополучные
семьи, семьи беженцев

В течение года

3.10

«День полезного кино»

Просмотр фильмов профилактического содержания

Категории риска в зависимости от тематики фильма

2 раза в год

4. Комплекс просветительских мероприятий

4.1

Тематические просветительские семинары для педагогов:

«Методы работы с семьями зоны социального риска»

Педагоги школы

Ежегодно

4.2

Разработка методических рекомендаций к осуществлению сопровождения семей зоны риска для классных руководителей

Классные руководители

Весь период действия программы

4.3

Консультации членов семей зоны риска по проблемам, связанным с воспитанием и учебной деятельностью детей, защите их прав

Категории риска в зависимости от содержания проблемы

В течение года

4.4

Подбор библиотеки и видеотеки правового содержания

Весь период действия программы

4.5

Декада «Правовых знаний»

Семьи зоны риска

Ежегодно

4.6

Тематические просветительские родительские собрания:

«Семья — здоровый стиль»;

«Этот трудный подростковый возраст»;

«Психофизическое развитие подростков»;

«Роль семьи в формировании личности».

Семьи зоны риска

По плану в.р. кл. рук-ля

4.7

Лекции:

«Ответственность родителей за воспитание детей»;

«Взаимоотношения в семье».

Неблагополучные семьи

2013

4.8

«День полезного кино»

Просмотр фильмов профилактического содержания

Категории риска в зависимости от проблематики фильма

2 раза в год

5. Оказание адресной помощи семьям зоны риска

5.1

Оказание материальной помощи из фонда всеобуча учащимся из семей зоны риска

Малообеспеченные, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, с детьми, оставшимися без попечения родителей

По мере поступления средств

5.2

Благотворительные акции

Малообеспеченные семьи

Многодетные семьи

2 раза в год (август, сентябрь и май)

5.3

Беседы с привлеченными специалистами медиками по вопросам здоровьесберегающих методов воспитания

Семьи с детьми, имеющими хронические заболевания.

Семьи, в которых дети находятся на индивидуальном обучении

Ежегодно

5.4

Беседы с родителями  «Рекомендации по уходу и воспитанию ребенка-инвалида»

Семьи с детьми-инвалидами

по  необходимости

6. Социально — значимая деятельность семей зоны риска

6.1

Озеленение пришкольной территории

Семьи зоны риска

Ежегодно

6.2

Участие в общешкольных семейных мероприятиях

Ежегодно

6.3

Спортивные соревнования «Мама, папа, я —дружная  семья»

Категории риска
в зависимости от содержания проблемы

Ежегодно

6.4

Конкурс семейной художественной самодеятельности «Мама, папа, я — умелая семья»

Семьи зоны риска

По плану в.р.

6.5

Ярмарки:

«Дары осени»;

«Масленица»

Семьи зоны риска

Ежегодно

МБОУ «Клюевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено                                    Согласовано                     Утверждаю:

на заседании МО                            зам. директора по ВР:                                    Директор ОУ:

классных руководителей                ________/Е.Ю. Арван/                _______/М.К. Абрамова/

протокол № _____                          «____» _______ 2012г.                       «____»______2012 г.                                                                                            

от «____»_____2012года                                                                            

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, НАРКОТИЧЕСКОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ

2012

Паспорт программы

- срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года

- ожидаемые результаты:

- улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения   ценностной ориентации школьников;

- снижение числа курильщиков среди  учащихся.

-активное участие школьников в мероприятиях по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.

1 Введение

В последнее десятилетие  для России употребление  молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ,  превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Злоупотребление алкоголем, наркотиками, табакокурением и другими психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии.

По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн.человек.

Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы. А по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микро-группам населения, семьям, личностям.

Проблема наркомании и алкоголизма в Бурятии не менее актуальна.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании, алкоголизма, табакокурения одно из первых мест занимает легкая доступность. Следующей причиной употребления алкоголя и наркотиков является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. В перечень причин алкоголизма и наркомании следует отнести низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных  групп лиц, работающих с подрастающим поколением, главной задачей которых является организация профилактической деятельности. Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями  педагогов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Главной целью профилактической работы с детьми является предупреждение возникновения алкогольной и наркотической зависимости, табакокурения.

Настоящая программа определяет:

- цели и задачи

- участников программы

- модель профилактической деятельности

- алгоритм шагов в реализации системной профилактической деятельности

- план мероприятий

- ожидаемые результаты.

2 Цели и задачи:

Цели программы - изменение ценностного отношения учащихся  к наркотикам, алкоголю, табакокурению, формирование личной ответственности за свое поведение, приобщение к ЗОЖ.

Задачи:

Внедрение комплекса мероприятий по профилактике  курения, алкоголизма, наркомании,  направленных на выявление имеющихся личностных ресурсов учащихся, способствующих формированию здорового образа жизни, позволяющих избежать или отсрочить появление вредных привычек.

1.        Повышение уровня информированности учащихся, педагогов и родителей о проблеме курения, алкоголизма и наркомании.

2.        Формирование знаний и представлений учащихся о вреде данных привычек, различных нарушениях и формах заболеваний, связанных с ними;

3.        Изменение отношения участников образовательного процесса к заявленной проблематике.

4.        Выработка и развитие навыков сохранения собственного здоровья.

5.        Формирование мотивации к сохранению здоровья.

6.        Подготовка лидеров в области профилактики, организующих и проводящих непосредственную профилактическую работу.

7.        Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в профилактической работе.

Основные принципы, на которых основывается программа

1.        Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (родители, педагоги, дети) или возрастной (учащиеся начальной, средней или старшей школы) группе он предназначается.

2.        Принцип добровольности: все виды профилактической деятельности ориентированы на право выбора личности (кроме профилактических разделов в курсе предметов школьного цикла).

3.        Принцип открытости информации.

4.        Принцип доступности.

5.        Принцип непрерывности: мероприятия профилактического цикла проводятся ежегодно.

6.        Принцип конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется (тоже касается и продуктов деятельности участников).

7.        Принцип компетентности: активные формы работы реализуются не только специально подготовленными специалистами школы, но и педагогами за подготовку к данному виду работы отвечают кураторы программы.

3.Участники

Участниками программы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения являются школьники, педагоги, врачи, сотрудники правоохранительных структур.  

4.Основные модели профилактики

Образовательная модель направлена на обеспечение школьников полной информацией о проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании и обеспечение свободы выбора  при максимальной информированности. Обеспечение учащихся  возможными видами досуга – спортивной и творческой деятельности.

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и алкоголизма, и предусматривает в основном информирование детей о негативных последствиях приема наркотических и иных психотропных средств на физическое и психическое здоровье.

Психосоциальная модель направлена на развитие определенных психологических навыков в  противостоянии групповому давлению, в принятии решения в конфликтной ситуации, в  умении сделать правильный выбор в ситуации предложения  употребления ПАВ.

5.Алгоритм шагов в реализации профилактической деятельности

1шаг - социально - психологический мониторинг.

          - отношение учащихся к ПАВ

          - вредные привычки в молодежной среде

          - отношение семьи к табакокурению и алкоголю.

2 шаг - анкетирование, разработка комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании,  табакокурения.

3 шаг организация профилактической деятельности: вовлечение в профилактическую  деятельность  учащихся, родителей,    общественность.

4 шаг – взаимодействие с различными государственными, общественными учреждениями и организациями со СМИ;

5 шаг – анализ работы всех структур.

6.План мероприятий

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Теоретическое и организационно-методическое обеспечение программы

Разработка рекомендаций по проведению социально-психологического мониторинга «Отношение студентов к ПАВ», «Мои вредные привычки», «Отношение семьи к табакокурению и алкоголю»

сентябрь

Администрация, классные руководители

Внедрение элементов профилактики курения, алкоголизма, наркомании через преподавание общепрофессиональных (история, право) и специальных дисциплин (валеология, ОБЖ)

По плану

Учителя

Разработка системы показателей мониторинга

сентябрь

Администрация

 Разработка и внедрение занятий по истории возникновения курения, алкоголизма и наркомании в России.

Один раз в четверть

Зам. директора по ВР

Обеспечение эффективного выполнения требований нормативных правовых документов и методических рекомендаций Министерства образования по недопущению курения среди учащихся и работников учреждения.

В течение года

Администрация

Локальные акты

Администрация

Выпуск информационных бюллетеней

«Молодежь против  наркотиков»

Пресс-центр

Выпуск специализированных буклетов, брошюр, плакатов.

Пресс-центр

Организация и проведение курса занятий  «Научись говорить нет!»

В течение года

Зам. директора по ВР

Культурно-просветительная работа

Организация и проведение круглого стола «Ученику курить - здоровью вредить»

Два раза в в год

Центр «Спорт и здоровье»

Просмотр фильмов о вреде алкоголя,  сигарет

Два раза в год

Пресс-центр

Конкурс сочинений «Здоровая семья – крепкая семья»

По плану

Учителя русского языка

Организация и проведения акции «Пачка сигарет – на пачку леденцов»

1 раз в полугодие

Центр «Досуг»

Акция «За учреждение образования,  свободное от табачного дыма»

В течение года

Классные руководители

Конкурс рекламных роликов  «Здоровье нации и в твоих руках»

май

Зам. директора по ВР

День рекламы. Перед лекционным занятием демонстрируется рекламный ролик о вреде пива и сигарет.

май

Кл. руководители

Проведение профилактической недели «Антитабачная тусовка»- демонстрация видеофильмов, встреча со специалистами, врачами, дискуссии, ролевые игры.

Одна неделя в четверть

Администрация, кл. рук-ли

Тематические просветительские родительские собрания:

«Проблемы профилактики табакокурения»;

«Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей»;

«Курение и статистика»;

«Семья — здоровый стиль»;

«Подросток в мире вредных привычек»

В течение года

Родители учащихся

7 Ожидаемые результаты

-улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации студентов;

- снижение числа курильщиков среди учащихся;

-активное участие учащихся в мероприятиях по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения;

- организация волонтерских групп для проведения профилактической работы;

- сотрудничество с организациями и медицинскими учреждениями, занимающимися профилактикой употребления наркотических, алкогольных и иных веществ, табакокурения.

МБОУ «Клюевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено                                    Согласовано                     Утверждаю:

на заседании МО                            зам. директора по ВР:                                    Директор ОУ:

классных руководителей                ________/Е.Ю. Арван/                _______/М.К. Абрамова/

протокол № _____                          «____» _______ 2012г.                       «____»______2012 г.                                                                                            

Программа
«Профилактика правонарушений, безнадзорности
и беспризорности»

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности в обществе серьезно обозначили проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в системе общественных отношений.

Давно подсчитано, что предупреждением правонарушений несовершеннолетних на конкретном территориальном уровне непосредственно занимаются 40 различных государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований; отдельные должностные лица и граждане. Столь впечатляющие показатели численности участников воспитательно-профилактической деятельности на первый взгляд дают основание предполагать ее высокую обеспеченность необходимым потенциалом. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике правонарушений заставляет не спешить с таким выводом. Непрерывный рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, юристов, общественность. Необходимо искать выход из создавшегося положения. Вот почему социальная профилактика этого явления занимает ведущее место в деятельности нашей школы. И особое внимание в профилактической работе мы уделяем формированию правовой культуры подростков, многие из которых, достигнув 14-летия, еще не осознали всю серьезность своей юридической и правовой ответственности в структуре общественных отношений.

Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и определяет формы поведения людей. Поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, поэтому от общего уровня человеческой культуры, от индивидуальных особенностей интеллектуального и эмоционального развития личности в решающей степени зависит и выбор поведения. Сознание индивида формируется в процессе активной социальной деятельности, что позволяет говорить о едином понимании культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений.

Мы предлагаем школьникам представить «дом» в три этажа, где на первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Второй этаж обозначает отношение к праву. А третий — поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое содержание. Как и всякий дом, наш опирается на «фундамент». «Фундаментом» правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды и убеждения. От того, насколько добротно сложен фундамент, во многом зависит:

качество правовых знаний и умение ими пользоваться;

характер отношения к Закону (чувство уважения к нему, чувство высокой социальной ответственности);

готовность исполнять правовые нормы, активно содействовать укреплению законности и правопорядка.

Правовая культура человека — явление уникальное, субкультурное. Ее уникальность заключается в тесной связи основных мировоззренческих представлений, причем у каждого человека эта связь своеобразна и неповторима. Правовая культура человека основана на политических и нравственных убеждениях: нерасторжимом единстве глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение само знание права и глубокое уважение к нему.

Необходимость ведения в школе работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних связана с ухудшением криминогенной обстановки среди несовершеннолетних в городе, омоложением возраста правонарушителей, незанятостью значительного числа подростков, увеличением числа несовершеннолетних употребляющих алкоголь, токсические вещества и наркотики, социальной нестабильностью ситуаций во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.

Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд следующих неблагополучных факторов, их определяющих:

  1. социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
  2. медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  3. социально-демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
  4. социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  5. криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве в своем означает возникновение социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.

Приоритетной задачей в деятельности образовательного учреждения становится организация комплексной профилактической работы во всех основных сферах жизнедеятельности детей и подростков, выстроенная в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Система межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (статья 9 Федерального Закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

В нашей школе на всех этапах школьного обучения и воспитания ведется профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности, начиная с начального звена обучения. Данная работа включает взаимодействие узких специалистов, классных руководителей, родителей, а также  взаимодействие школы с  внешними организациями и учреждениями.

Цель программы

 Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Задачи программы.

  1. Внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся.
  2. Повышение уровня информированности учащихся, педагогов и родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
  3. Защита прав и законных интересов детей и подростков.
  4. Снижение подростковой преступности.
  5. Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
  6. Осуществление индивидуального подхода к исправлению девиантных форм поведения несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей.
  7. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
  8. Координация деятельности и создание механизма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  9. Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
  10. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.
  11. Выявление внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей «группы риска», уровня сформированности их нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции.
  12. Формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся.
  13. Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки.
  14. -Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы.
  15. -Создание условий для вовлечения детей группы «риска» в общественно полезную деятельность, воспитание навыков неконфликтного поведения и общения.
  16. Обеспечение педагогической поддержки учащимся в деятельности по самопознанию и самостроительству своей личности.
  17. Оказание социально-психологической помощи детям в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности.
  18. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.
  19. Воспитание культуры половых отношений;

Целевые группы:

педагоги;

родители;

учащиеся начальной школы;

учащиеся средней школы;

учащиеся старшей школы.

Реализация программы рассчитана на 5 лет

2012-2013 учебный год: — анализ социальных проблем и обновление банка данных семей зоны риска. Определение  взаимосвязей с внешними структурами. Разработка и апробирование диагностического инструментария.

2013–2014 учебный год: Реализация программных мероприятий.

2015–2016 учебный год: Реализация программных мероприятий.

2017–2018 учебный год: Анализ результатов работы. Мониторинг.

Основные принципы, на которых основывается программа

  • Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (родители, педагоги, дети) или возрастной (учащиеся начальной, средней или старшей школы) группе он предназначается.
  • Принцип доступности.
  • Принцип непрерывности: мероприятия профилактического цикла проводятся ежегодно.
  • Принцип конфиденциальности: информация о участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется (то же касается продуктов деятельности участников)
  • Принцип компетентности: активные формы работы реализуются не только специально подготовленными специалистами школы, но и педагогами за подготовку к данному виду работы отвечают кураторы программы.
  • Принцип своевременности: означает стремление к более раннему выявлению семейного неблагополучия, предотвратить серьезные отклонения в жизни семьи и ребенка, не дать им перерасти в асоциальные, противоправные формы.
  • Принцип гуманизма: который отражает направленность на достижение семейного благополучия, защиту прав и интересов ребенка, акцент на предупреждение.

Основные направления реализации программы

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

В соответствии с Федеральным законом № 120 от 21.03.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

Программа предусматривает объединение усилий всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведение мероприятий по нравственному воспитанию учащихся.

  • Раннее выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Трудоустройство и занятость несовершеннолетних.
  • Расширение форм досуга детей и подростков с максимальным привлечением их к занятиям физической культурой и спортом.
  • Работа по совершенствованию форм внеклассной и внешкольной работы.
  • Привлечение общественности, трудовых коллективов к воздействию на родителей и/или/лиц, заменяющих их, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.

Ожидаемые результаты.

При выполнении комплекса мероприятий, направленных на правовое просвещение учащихся, проведении программных мероприятий по нравственному воспитанию учащихся, объединении усилий всех организаций, учреждений и служб, заинтересованных в решении проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возможно:

  • создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди подростков;
  • обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • снижение уровня безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • развитие ответственности у родителей за воспитание, обучение и содержание несовершеннолетних детей;
  • частичное решение трудоустройства несовершеннолетних и временная занятость несовершеннолетних;
  • привлечение широких слоев детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни;
  • повышение эффективности социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, совершившими противоправные действия.

Основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Целевая группа

Сроки

Исполнители

1. Мероприятия, регулируемые федеральной и региональной законодательной базой, реализуемые в течение учебного года

1.1

Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

анкетирование и тестирование учащихся;

анализ медицинских карт;

составление картотеки с базой данных по детям «группы риска»;

систематическое педагогическое наблюдение за учащимися;

установление причин педагогической запущенности;

изучение положения ребенка в семье, классе и школе;

определение круга общения подростка;

межведомственная профилактическая операция «Подросток»;

операция «Школа для всех!» (выявление детей, не приступивших к занятиям в новом учебном году);

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

выявление обучающихся, склонных к пропускам занятий без уважительных причин;

выявление безнадзорных детей и детей, склонных к правонарушениям (девиантного, делинквентного поведения), курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ;

выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей

Учащиеся начальной, средней, старшей школы

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители

1.2

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся:

диагностика детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами;

создание психолого-медико-педагогической комиссии, которая выявляет несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в поведении либо проблемы в обучении;

проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ

Учащиеся начальной, средней, старшей школы

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители

1.3

Социально-профилактическая и просветительская работа:

проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних: выявление безнадзорных и беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, которого наступает административная ответственность; находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;

подготовка информационных стендов по теме: «Права ребенка в новом веке», «Защити себя»;

подбор библиотечек правовой направленности;

выступление на родительских собраниях;

декада «Правовых знаний»;

подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев;

обеспечение организации в образовательном учреждении общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

проведение систематических профилактических бесед, встреч, лекций с работниками медицинских учреждений, УВД, КДН

проведение социального патронажа детей из асоциальных семей на дому

Педагоги, родители, учащиеся начальной, средней, старшей школы

В течение года

Зам.директора по ВР, классные руководители

1.4

Экспертная работа:

Совет профилактики

Учащиеся школы

1.5

Контроль.

Осуществление учета и контроля за несовершеннолетними, не посещающими или систематически пропускающими занятия по неуважительным причинам, в том числе несовершеннолетними, склонными к правонарушениям, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования

Учащиеся начальной, средней, старшей школы

В течение года

классные руководители

1.6.

Социо-консультационная работа:

консультации с классными руководителями «Работа классных руководителей с детьми из «неблагополучных» семей;

консультации с родителями по проблемам, связанным с воспитанием и учебной деятельностью детей, защите их прав;

индивидуальная работа с учащимися, склонными к пропускам занятий, имеющим затруднения в области обучения, социализации;

семинары для классных руководителей

Педагоги, родители, учащиеся начальной, средней, старшей школы

В течение года

2. Мероприятия, проводимые в рамках программы

2.1

Поддержка социально-ценных инициатив и интересов школьников, забота о вовлечении детей из «группы риска» в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций

Педагоги, родители, учащиеся начальной, средней, старшей школы

В течение года

2.2

Внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Педагоги

В течение года

2.3

Проект «Азбука правоведения». Проведение конкурсов  по вопросам правового просвещения учащихся, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений

учащиеся средней, старшей школы

В течение года

2.4

Создание теле- и видеофильмов об опыте деятельности образовательного учреждения в системе профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности.

Педагоги, учащиеся старшей школы.

В течение года

2.5

Формирование школьной видеотеки профилактических фильмов

Педагоги, учащиеся старшей школы

В течение года

2.6

Издание методического сборника для классных руководителей, родителей по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних

Педагоги, родители

В течение года

2.7

Разработка и издание буклетов для подростков, родителей, педагогов по проблеме профилактики правонарушений, безнадзорности

Педагоги, учащиеся старшей школы

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности для студентов младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательных школ.

Программа кружка по ОБЖ разработана для студентов младших курсов и учащихся общеобразовательных школ разработана для выработки умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни...

Рабочая учебная программа по геометрии для основной общеобразовательной школы ориентирована на учащихся 7-9-ых классов

Программа реализуется на основе УМК (авторы  Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., учебник  Геометрия 7-9. М.: Просвещение, 2009)....

Рабочая учебная программа по алгебре для основной общеобразовательной школы ориентирована на учащихся 7-9-ых классов

Программа реализуется на основе УМК (авторы  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник  Алгебра -8;9)....

План мероприятий по профилактике экстремизма в общеобразовательной школе

Задача учителя  - создать такую атмосферу, в которой не было бы места актам насилия и жестокости. У  обучающегося необходимо вырабатывать толерантность, объясняя ему, что на нашей планете жи...

Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...