Классный час Декабристы в Сибири для 5 класс
презентация к уроку на тему

Гернер Надежда Дмитриевна

Классный час Декабристы в Сибири для 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час Декабристы в Сибири для 5 класс

Тема урока: Декабристы в Сибири

Основополагающий вопроc -  Неизбежно ли было восстание декабристов?

Проблемные вопросы  учебной темы:

  •  Почему в восстании участвовали лучшие представители дворянских фамилий?
  •  Могли ли они поступить иначе?
  •  Как сложилась бы их судьба, если бы они не участвовали в восстании?

Частные вопросы:

  •  Как сложились судьбы декабристов после отбытия ими каторги?
  •  Как они распорядились своими знаниями в области агрономии, сельского хозяйства, горного дела, языкознания и т. д.?
  •  Остались ли следы деятельности декабристов  в наше время?
  •  Почему присутствие декабристов так  важно было именно в тот период, когда они остались жить в Сибири?

Цель урока: показать важность и значимость  для коренного населения присутствие декабристов в Сибири

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием «декабристы», показать их роль в освоении Сибири

Развивающая: развивать творческие способности учащихся

Воспитательная: воспитывать чувства гордости и сострадания за своих соотечественников

Оборудование: портреты декабристов, карта Красноярского края, костюмы учащихся, кроссворд

Тип урока: урок – ролевая игра

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей и задач урока
  3. Изучение нового материала

Учитель:

        1825 год. Декабрь. В Петербурге, в тогдашней столице Российского государства, вспыхнуло восстание против царя и крепостных порядков. Его организаторами были молодые офицеры и передовые люди русского общества. Восстание произошло зимой, в декабре, поэтому его участников и называют декабристами.

        Декабристов было мало. Они не решились поднять против царя народ, рассчитывая справиться собственными силами. Но этого не получилось. Восстание было жестоко подавлено.

        Давайте перенесемся в один из дамских московских салонов. Посмотрим, послушаем.

Картина 1. «Дамский салон в Москве»

1 дама:

- Дорогие гостьи! Вы слышали?! Вы слышали?!

2 дама:

- Да что случилось, милая кузина? На вас даже лица нет!

1 дама:

- В Петербурге – то мятеж произошел! Бунт! Офицеры восстали!

3 дама:

- Бунт против Государя?! Да как они могли?!

2 дама:

- Зачем они восстали?

3 дама:

- Говорят, хотели простому народу жизнь улучшить. Крепостное право отменить … Царя свергнуть!..

2 дама:

- А как же мы без крепостных жить будем? Придумали тоже.

1 дама:

- А крепостные останутся, и порядки старые останутся! Наш государь –батюшка переловил всех разбойников!

3 дама:

- И где они сейчас?

1 дама:

- Одних повесили, других отправили на каторгу в Сибирь, третьи отправились рядовыми солдатами на Кавказ. Все у них отобрали: и имя, и звания, и деньги…

2 дама:

- Всего лишили? Ах! (падает в обморок)

Учитель:

        Пятеро лучших людей России были повешены, остальные отправлены в Сибирь, на Кавказ… Судьба этих людей горячо волновала разные слои российского общества. И друг многих декабристов великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение, посвященное своим друзьям.

Картина П. «А.С. Пушкин в доме Муравьевых»

А.С. Пушкин:

- Позвольте, дорогая Александрин, выразить Вам свое почтение!

Александра Муравьева:

- Благодарю Вас, Александр Сергеевич! Хотелось перед отъездом в Сибирь повидаться с Вами. Наверное, больше Вас не увижу!

А. С. Пушкин:

- Восхищен Вашим мужеством: ведь столько препонов Вам государь ставил – не хотел отпускать к мужу в Сибирь!

Александра Муравьева:

- Ничего, мой друг! Все в порядке! Скоро увижу Его, своего ненаглядного! Мою судьбу! А Вы, Александр Сергеевич, напоследок порадуйте нас своими виршами…

А.С. Пушкин:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

        Несчастью верная сестра,

        Надежда в мрачном подземелье

        Разбудит бодрость и веселье,

        Придет желанная пора.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

        Оковы тяжкие падут,

        Темницы рухнут -  свобода

        Вас примет радостно у входа,

        И братья меч вам отдадут

Не сочтите за труд, передайте это стихотворение моим друзьям, всем, кто попал в сибирские застенки!

Александра Муравьева:

- Непременно! И прощайте, прощайте, мой друг!...

Учитель:

        Много сил и лишений вынесли жены декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь. Холод, непривычная обстановка, лишение привычного уклада жизни, хамство и оскорбления чиновников – они вынесли все… И вот Александра Муравьева прибыла в Читу. И в Читинском остроге передала мужу послание Пушкина.

Картина Ш. «Ответное слово Пушкину»

1 декабрист:

- Товарищи! Друзья! От Пушкина послание!

2 декабрист:

- Не забывает нас наш милый друг!

Декабрист Одоевский:

- Наш долг – ответить. Пусть Пушкин знает, что мы не забыли его:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли.

К мечам рванулись наши руки,

И  - лишь оковы обрели.

        Но будь покоен, бард! – цепями,

        Своей судьбой гордимся мы,

        И за затворами тюрьмы

        В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Соберется под святое знамя.

        Мечи скуем мы из цепей

        И пламя вновь зажжем свободы!

        Она нагрянет на царей,

        И радостно вздохнут народы!

Учитель:

        Ответное стихотворение Александра Одоевского  всколыхнуло всю Россию. Но шли года… Кто-то из декабристов умер на каторге, кто-то умер в ссылке. Многие вернулись на родину, а некоторые из декабристов остались в Сибири навсегда.

Картина 1У. «Мужской клуб в Петербурге»

1 господин:

- Вы слышали, господа, что Волконские вернулись из ссылки?

2 господин:

- Хоть родину перед смертью повидают, сердешные!

3 господин:

- Таких немного осталось…

1 господин:

- А те, которые не собираются возвращаться? Чем они занимаются?

2 господин:

- О! это очень интересная тема! Мне доподлинно известно, что Иван Якушкин, братья Бестужевы и многие другие открыли школы для детей и учили их письму, арифметике, истории, географии.

3 господин:

- А доктор Вольф бесплатно лечит людей!

2 господин:

- Николай Бестужев сделал множество рисунков  своих товарищей по несчастью. Он рисовал места, в которых они живут, изображал тюрьмы, в которых они томились

3 господин:

- Братья Борисовы изучали местную природу, собрали уникальнейшую коллекцию растений и насекомых Сибири

1 господин:

- А Фаленберг знатные сигары делает: разводит табак, целую плантацию завел

3 господин:

- Семена они из Петербурга выписывают, раздают их крестьянам

4 господин:

- Стихи пишут, прозу, научные труды

5 господин:

- Батеньков и вовсе размахнулся: рассмотрел и создал концепцию  вольной крестьянской колонизации

1 господин:

- Да, господа, поле деятельности у них огромное – вся Енисейская губерния!

Учитель:

        Федор Шаховской ходатайствовал перед императором о разрешении «основать опытную ферму … для ведения всех усовершенствований землепашества, … подавая полезные примеры жителям, у которых хлебопашество находится еще в большом младенчестве». Также он занимался лечением людей и скота.

        Декабрист Николай Лисовский, находясь в ссылке в Туруханском крае, способствовал развитию промыслов и торговли

        Александр Якубович и барон Владимир Иванович Штейнгель  занимались научными исследованиями

        Иван Аврамов занимался организацией торговли в крае

        Будучи людьми образованными и неравнодушными, декабристы многое сделали для развития образования, науки и культуры, стали новаторами в сельском хозяйстве. Поэтому неслучайно их именами названы многие улицы городов и поселков Красноярского края

        В 1910 году была издана работа Н. Н. Козьмина «Очерки прошлого и настоящего Сибири», в которой он отмечает прогрессивное влияние декабристов на жителей Сибири. «Кто из нас, сибиряков, в своей семье или семье знакомых не знает благотворного, культурного воздействия декабристов. Наши бабушки, матери учились у них музыке, живописи, учились интересоваться книгой, получали навык к чтению. Наши деды и отцы  имели в лице этих людей первых наставников, - и если в последующей жизни сохраняли искру божью, то часто относили все это сохранившееся хорошее на счет влияния своих учителей».

        Декабрист Николай Басаргин писал: «Сибирь на своим огромном пространстве представляет так много разнообразного, так много любопытного, ее ожидает такая блестящая будущность, если только люди и правительство будут уметь воспользоваться дарами природы, коими она наделена».

        Его строки характерны и для нашего времени

  1. Закрепление изученного материала:

а/ разгадывание кроссворда «Декабристы»

Компетентность разрешения проблем, аспект действия по решению проблемы, уровень второй

1 Предварительно вам было дано задание  познакомиться с материалами из жизни декабристов

2.  Просмотрев выступления учащихся и выслушав сообщения учителя, решите данный кроссворд

1 А

 Л

 Е

 К

 С

 А

 Н

2 Д

 Р

 А

 Е

3 П

 У

 Ш

 К

 И

 Н

 А

 Б

 Р

4 О

 Д

 О

 Е

 В

 С

 К

 И

 Й

 С

5 М

 Я

 Т

 Е

 Ж

По горизонтали:

  1. Имя жены декабриста Муравьева, которая привезла в Сибирь стихотворение  известного поэта, посвященное декабристам
  1. Автор  стихотворения  «В Сибирь»
  2. Автор стихотворения «Струн вещих пламенные звуки …»
  3. Так называли восстание декабристов официальные документы царствования Николая 1

По вертикали:

  1. Название домашнего цветка

б/ опрос учащихся:

???

Кто такие декабристы?

Почему их так называют?

Почему декабристы решили восстать против царя?

Чем закончилось восстание?

Как царь наказал декабристов?

Почему царь так жестоко расправился с восставшими?

Как отреагировали семьи восставших на восстание?

Почему некоторые из жен декабристов поехали за ним в Сибирь?

Легким ли было их путешествие в Сибирь?

Какие препятствия им чинили власти?

Почему?

Почему именно декабристы привнесли новую струю в жизнь жителей Енисейской губернии?

Какие добрые дела совершали декабристы, находясь в сибирской ссылке?

Как  ты лично относишься  к  восстанию декабристов?

Было ли оно необходимо?

Можно ли было избежать карательных мер со стороны царского правительства в отношении восставших и покоренных людей?

Почему?

Фамилии каких декабристов  вам запомнились?

Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

5. Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из декабристов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декабристы в сибири

Разработка методического материала....

Урок "Декабристы в Сибири".

В декабре 2010-го года исполнилось 185 лет со дня Восстания декабристов. 121-го декабриста (из 579 человек, привлечённых к следствию) предали суду и отправили на каторгу в Сибирь.  В Тоболь...

сценарий театрализованного урока:" Посвящение декабристам" для учеников 8 класса

Для учителей, творчески подходящих к проведению социально значимых уроков....

Фото материал для урока, внеклассного мероприятия по теме "Декабристы в Сибири"

Данный фото материал можно использовать для урока или внеклассного мероприятия по теме "Декабристы в Сибири"...

Классный час "Дерево в Сибири живет"

Конспект краеведческого классного часа для обучающихся 6-8 классов...

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...

Разработка урока "Наш край - частица России. Декабристы в Сибири".

Урок-закрепление "Наш край - частица России. Декабристы в Сибири" с применением краевого материала....