Классный час "Дерево в Сибири живет"
классный час по краеведению на тему

Кремер Татьяна Евгеньевна

Конспект краеведческого классного часа для обучающихся 6-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_derevo_v_sibiri.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект классного часа (для 6-8 класса)

Тема: Дерево в Сибири живет. История деревянного строительства.

Цели:

Образовательные: Расширить знания об истории строительства жилых домов в Сибири.

                                Приобщить к участию в учебно-исследовательской деятельности.

Развивающие:        Развивать умения работать с печатными источниками.

                                Развивать творческие способности.

Воспитательные:   Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры и быта

                                разных эпох.

                                Воспитывать толерантное отношение к партнеру по работе.

План занятия.

  1. Введение в тему занятия.

Я помню могучие кедры
Бескрайний таёжный простор
И запах пьянящий нас вербы,
И тонких берёз разговор.

Лишь солнце лучами коснётся
Верхушек деревьев в лесу
И сразу вокруг всё проснётся,
И жизнью наполнит тайгу.

Лес для русского человека – это жизнь. Он дает нам многое. Как именно человек использует лесные богатства?

- Один из ваших ответов говорит о строительстве. И наше занятие сегодня называется «Дерево в Сибири живет» (Открываются ставни нарисованной избы, там написана тема занятия). Мы поговорим о строительстве домов нашими предками и результатом нашей работы станет книжка-раскладушка с материалом по этой теме.

  1. Актуализация ранее приобретенных знаний .

Существуют различные виды поселений. Какие вы можете назвать? Соотнесите названия поселений с их характеристикой. (Карточки. Проверка – на слайде)

12-13 века:

Село – давно обжитый поселок.

Сельцо – небольшое обжитое поселение.

Деревня – новый поселок для отселяемых общинников.

Погост – центральное поселение округи.

Двор – усадьба владельца окрестных земель.

Чаще всего в летописях встречается слово «село».  Такое же поселение меньших размеров – сельцо. Когда обитатели разросшегося села решали отселить часть общинников, они строили новый поселок – деревню. На погосте располагались склады, конюшни, церковь и кладбище.

Как называется деревенский дом? (Изба).

Рассказ обучающегося: Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение. Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.

Так какими же были избы в разные времена? Назовите примерно века, для которых характерны такие строения (тексты на слайде):

12-13 века – Небольшие дома 4 на 4 метра. Полуземлянки, рубленные из бревен, с дощатой крышей, часто засыпанной землей. По весне такая крыша зеленела травой. Рядом с зимней полуземлянкой могли построить летний сруб.

14 век – Изба-пятистенка. Большая клеть – жилая комната и меньшая – сени. Печь в углу. «Красный угол» с иконами.

16 век – У состоятельных людей – терема с двускатной крышей. Фасады украшены цветными изразцами. Слюдяные окошки.

17 век – Дом мелкого боярина – стоит на подклете (полуподвальном этаже), имеет горницу и сени. Неподалеку погреб, амбар, баня, конюшня. Усадьба обнесена деревянным забором.

Работа с афоризмами.

Дом – это жилище человека. Толковый словарь Ожегова дает 5 различных толкований этого слова. А что для вас означает слово «дом»?

Существуют различные пословицы  о доме (На доске). Какая из них вам ближе? Почему?

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Не бойся, что дом тесен, бойся, что сердце тесно.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Без хозяина дом - сирота.

Порядок в доме есть - хозяину честь.

  1. Рассказ учителя.

   Из дерева на Руси строили все: храмы, крепости, хоромы, крестьянские избы, хозяйственные постройки. Почему?

   Наиболее широкое применение имела сосна. Стены состояли из горизонтально уложенных друг на друга бревен, сплоченных между собой разными способами: В охряпку, в охлуп, в обло с остатком, в лапу, в режь (показ иллюстраций).

   Веками поколения плотников совершенствовали свои умения. Они позволяли русским плотникам возводить постройки в короткие сроки, а также перевозить здания с место на место в разобранном виде и быстро собирать их на новом месте. Вот как описывается крестьянский двор в 1593 году: «…А на дворе изба на подклете, да сени с подсением, да повалуша с подклетом, да сенник с двома хлева, да амбар с подклетом, да мыльня».

   Проемы в стенах делали невысокими. Окна изнутри задвигались затворкой (заволакивались), отсюда и название – волоковые. Через среднее повышенное оконце выходил дым, скапливающийся наверху, так как избы топились по-черному.      Фундаментов под деревянные здания не делали, а нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы и середину стен клали большие камни или ставили стулья из толстых бревен.  Вплоть до 20 века на строительство лес шел только рубленый.

   Все крепления  были очень надежны. Выражение «сделано на гвоздях» означало тогда плохую, некачественную работу. Вплоть до 20 века на строительство лес шел только рубленый, а не пиленый. Хотя пила была известна еще в глубокой древности, она не получила распространения. Люди заметили, что пиленые бревна и доски легче впитывают влагу и быстрее гниют.

   Крыльцо с высокой крышей составляло предмет гордости хозяина дома. Ну и конечно, русский человек всегда стремился к красоте. Поэтому резьба обязательно присутствовала на всех элементах дома: фасадах, балках, наличниках, воротах. И самым популярным украшением всегда были солярные знаки – солнечные (показ иллюстраций).

    Они говорят проходящему мимо человеку: «Здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце встает рано и своими лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти утепленные поры зерна труда моего».  

Очень много интересного вы еще можете узнать из различных источников о строительстве изб. Эти источники нам сегодня помогут в нашей работе. Прежде чем приступить к заданиям, давайте вспомним, как можно рационально организовать свою работу. Ознакомимся с памяткой:

Как делать выписки

        Выписать – найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.  

Выписки — наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего использования нужные, важные места из учебника, книги, журнальной статьи, брошюры, текста. Обычно выписывают отдельные положения, факты, цифровой, другой фактический и иллюстративный материал. Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников.

  1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
  3. Стремись к краткости записи.
  4. Отделяй одну мысль от другой.
  5. Закончив работу, выпиши все данные источника.

4. Самостоятельная творческая работа с текстами в парах.

Каждой паре обучающихся даются печатные материалы, содержащие различную информацию по истории строительства. Задания индивидуальные. Обучающиеся находят требующуюся информацию, перерабатывают ее и оформляют на отдельном листе.

Готовые листы составляют книжку-раскладушку.

5.Представление исследовательской работы обучающегося по теме.

 Юлия более подробно работала с этой темой. Сегодня свою работу она представляет вам (Выступление с презентацией).

6. Итог занятия.

Интересна ли для вас была данная тема? Чем именно? Утрачивается ли роль дерева в качестве строительного материала в наши дни? Задание по данной теме: встретиться с жителями домов, которые представлены на слайдах презентации и расспросить их об истории появления и украшения дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”.

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”....

Классный час-викторина "Живет в нашем мире вежливость!"

Классный час-викторина "Живет в нашем мире вежливость!". Материал оформлен в виде презентации. Можно использовать конкурсы для мальчишек на 23 Февраля....

"Живет на свете красота" Классный час

Цели:1.  Формирование у детей положительных черт характера;2. Коррекция речи учащихся, умения мыслить, рассуждать;3. Способствовать процессу самопознания через создание условия для самовыра...

Классный час в 5 (ССД) классе на тему: "В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу?"

В данном материале представлена информация о обитателях леса в форме загадок....

Классный час "Кто хорошо жует, тот долго живет"

Классный час проведен в рамках реализации здоровьесберегабщей программы "Школа - территория здоровья". Предназначен для учащихся 5-6 классов...

классный час (биология, психология) «Любовь живет в наших сердцах..»

Разработка классного часа рассчитана для детей с органичными возможностями (для детей с нарушениями слуха).Подрастающее поколение живет в интересном, прогрессирующем мире, в мире, где с огро...

Классный час "Победа в сердце каждого живет"

Классный час посвящен Дню победы. Нужно помнить те страшные события Второй мировой и рассказывать о них детям....