Главные вкладки

    Классный час "Кто хорошо жует, тот долго живет"
    классный час (5 класс) на тему

    Осовская Татьяна Викторовна

    Классный час проведен в рамках реализации здоровьесберегабщей программы "Школа - территория здоровья". Предназначен для учащихся 5-6 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon классный час, здоровое питание70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие

    «Кто хорошо жуёт, тот долго живёт»

    Класс: 5-8

    Цели:

    1. Формирование понимания роли правильного питания в жизни человека, необходимости регулярного питания.
    2. Расширить представление о режиме питания человека, важности соблюдения режима питания.
    3. Развивать мышление учащихся, умение работать в группе.
    4. Воспитывать приверженность здоровому образу жизни.

    Ход занятия

    Занятие в форме интеллектуального соревнования 2 команд. Слайды с заданиями для команд имеют розовый фон. Между заданиями для команд – познавательный материал для всех присутствующих на занятии (голубые слайды). Занятие подготовлено на основе методического пособия «Разговор о правильном питании».

    1. Слово учителя

    Все мы хотим быть здоровыми и счастливыми.

    • А что нужно делать для того, чтобы сохранить своё здоровье?

    Чтобы сохранить здоровье на долгие годы необходимо вести физически активный образ жизни, гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня, выполнять требования гигиены, концентрироваться на добрых мыслях и правильно питаться.

    Слайд 2 (с гиперссылками). Основные разделы занятия.

    1.  Как правильно есть.
    2. Сервировка стола.
    3. Режим питания.
    4. Завтрак.
    5. Обед.
    6. Полдник.
    7. Ужин.
    8. Хорошее настроение.

    «Брюхо не мешок, в запас не наешь» (как правильно есть).

    1. Продолжи пословицу

    Значение правильного питания в жизни человека люди отметили давно. Недаром в нашем языке живёт столько пословиц и крылатых выражений о значении питания.

    Слайд 3 (с триггерами: при нажатии на первую часть пословицы - появляется её конец)

    1 задание для команд. Учащимся предлагается дополнить пословицу (выигрывает команда, правильно дополнившая большее количество пословиц).

    • Кто хорошо жуёт,… (тот долго живёт).
    • Кто не умерен в еде -… (враг себе).
    • Хочешь есть калачи -… (не сиди на печи).
    • Когда я ем -… (я глух и нем).
    • Ужин не нужен,… (был бы обед).
    • Снег на полях -… (хлеб в закромах).
    1. Слово учителя

    Но важно не только, что есть, но и когда, сколько и как. Этому и будет посвящено наше занятие. А в качестве названия мы возьмём пословицу: «Кто хорошо жуёт, тот долго живёт».

    • Подумайте, о чём эта пословица?
    1. Почему заболел герой?

    Слайд 4. Задание предлагается зрителям. Учитель читает стихотворение К.И.Чуковского «Барабек»:

    Робин Бобин Барабек

    Скушал сорок человек,

    И корову, и быка,

    И кривого мясника,

    И телегу, и дугу,

    И метлу, и кочергу,

    Скушал церковь, скушал дом,

    И кузницу с кузнецом,

    А потом и говорит:

    «У меня живот болит».

    1. Беседа

    Слайд 5. Вот видите, к чему приводит нарушение количества питания. Но опасно не только переедание, но и недоедание.

    • Чем опасно недоедание и переедание?

    При недоедании замедляется рост и развитие организма.

    При переедании нарушается обмен веществ, происходят изменения в различных органах. Превышение веса человека на 10% приводит к росту заболеваемости в 2 раза. Сегодня 20% детей в России страдают от переедания.

    1. Слово учителя

    Слайд 6.

    Многие люди страдают избыточным весом из-за того, что ежедневно переедают. Вот несколько интересных фактов. Русские цари всегда славились размахом пиршеств. Так, в царствование Екатерины II ежедневный обед состоял из 80 блюд. Не отставали и подданные. Братья Бобовы прославились своим обжорством. На обед им жарили три гуся, два поросёнка, подавали десяток тарелок борща, гречневую кашу. После такого обеда один брат начинал вздыхать, а другой утешал его: «Не вздыхай, мы ещё ужинать будем».

    «Из порожнего не пьют, не едят…» (сервировка стола).

    1. Второе задание командам - «Сервировка стола»

    Слайд 7. Раз сегодня мы говорим об еде, проверим, умеете ли вы сервировать стол. Командам выдаются тарелка, ложка, вилка, нож, кружка, салфетка. Выигрывает команда, правильно расставившая приборы. Правильная сервировка: кладут салфетку, ставят тарелку, справа кладут нож и ложку, слева вилку. Кружка располагается справа от тарелки.

    Правильность выполнения задания проверяется: на слайде есть триггеры, при нажатии на которые прибор занимает нужное место.

    «Добрый повар стоит доктора» (режим питания).

    1. Слово учителя

    Слайд 8. Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но также когда и как часто.

    Режим питания предполагает приём пищи в определённое время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается.

    Слайд 9. Распределение калорийности суточного рациона питания: 25-30% - завтрак; 35-50% - обед; 5-10% - полдник; 20-25% - ужин.

    1. Задание командам. Тест.

    Слайд 10. Командам предлагается ответить на вопросы теста (на каждый вопрос предложены 3 варианта ответа). После выполнения проверяется правильность: слайд с триггерами.

    «Кашу маслом не испортишь» (завтрак).

    1. Слово учителя

    Слайд 11. Завтрак - обязательный компонент питания, потому что регулярный приём пищи снижает риск желудочно-кишечных заболеваний, завтракающие люди устойчивы к стрессам, умственным и психо-эмоциональным нагрузкам, завтрак способствует сохранению нормального веса. Согласно исследованиям учёных, 44% полных мальчиков и 20% полных девочек не завтракают.

    1. Беседа
    • Из каких блюд обычно состоит меню на завтрак?

    Обычное меню завтрака включает в себя каши, творог, блюда из яиц, сыр, рыбу, сосиски.

    1. Задание командам. «Угадай сказку».

    Слайд 12 (триггеры: при нажатии на цифру). Учащимся предлагается послушать отрывки литературных произведений, в которых описывается каша. Задание: назовите произведение и автора.

    Отрывок 1: Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал. (Русская народная сказка «Каша из топора»)

    Отрывок 2: Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

    - Раз, два, три,

    Горшочек, вари!

    Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек всё варит и варит кашу. Как его остановить? (Братья Гримм «Горшочек каши»)

    Отрывок 3: Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится. Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет. (Н.Носов «Мишкина каша»).

    1. Слово учителя

    Слайд 13. Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.

    При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересолённая, которую должен был съесть молодой отец.

    Слайд 14. Знаменитый рецепт суворовской каши родился во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось «чуть-чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить истощённых солдат, Суворов отдал приказ – всё варить в общем котле, добавив масла и лука. Оказалось, это очень вкусно  и полезно.

    Слайд 15. У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

    1. Задание командам «Конкурс знатоков».

    Слайд 16. Учащимся предлагается определить, какую крупу изготавливают из какого растения. (При нажатии на крупу возникает стрелка, соединяющая её с растением.)

    «Не будет хлеба, не будет и обеда» (обед).

    1. Слово учителя

    Слайд 17. Обед обычно состоит из 4 блюд: закуски, первого, второго и третьего блюд. Закуска (салаты) вызывает сокогонный эффект, подготавливает желудочно-кишечный тракт к процессу пищеварения. Первое (супы, бульоны) и второе блюдо обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ. Третье блюдо (соки, компоты) поддерживают водный баланс организма, содержат витамины.

    Слайд 18. Ни один обед не обходится без хлеба. Учёные утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет. Изобрели рецепт «кислого» хлеба (на дрожжах) египтяне. Одному из хлебопёков в древнем Риме Марку Вергилию Эврисаку 2 тысячи лет назад был воздвигнут тринадцатиметровый монумент.

    Слайд 19. 400 лет назад на Руси на рынках и торжках дежурили специальные хлебные приставы, которые следили за тем, чтобы торговцы продавали высококачественный хлеб. Нарушившие правила подвергались телесным наказаниям.

    1. Задание командам «Составь пословицу»

    Слайд 20. (При нажатии на слово «Проверка» появляются стрелки, соединяющие две части пословицы).  Командам предлагается составить пословицы о хлебе из частей.

    Хлебушко -

    пирогу дедушка

    Без печки холодно -

    без хлеба голодно

    Не в пору обед,

    коли хлеба нет

    Много снега -

    много хлеба

    Покуда есть хлеб да вода,

    всё не беда

    Всё приедается,

    а хлеб - нет

    Хлеб -

    всему голова

    Хлеб на стол -

    и стол престол

    1. Слово учителя

    Слайд 21. «Вторым хлебом» сегодня называют картофель. 300 лет назад Пётр I привёз клубни картофеля в Россию. Но крестьяне отказывались выращивать его, называя «ведьминой ягодой». Крестьяне не знали, что съедобны клубни, и поэтому ели плоды картофеля – маленькие ягоды, содержащие ядовитые вещества. Из-за того, что картофель распространяли насильно, на Руси возникали «картофельные бунты».

    Слайд 22. Во Франции картофель долго являлся не съедобным, декоративным растением. Придворные дамы украшали свои платья букетиками из цветов картофеля.

    «Полдень-то будет, было бы что полдничать» (полдник).

    Слайд 23. Полдник обычно бывает лёгким и включает молоко и кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия (печенье, вафли).

    1. Задание командам «Конкурс знатоков»

    Слайд 24 (триггеры: при нажатии на продукт появляется стрелка). Задание: определить, из какого молока вырабатывается национальный продукт. Учащимся предлагаются названия молочных продуктов: брынза (овечье молоко), кумыс (кобылье), шубат (верблюжье), катык (коровье).

    «Всякому нужен и обед, и ужин» (ужин).

    1. Слово учителя

    Слайд 25. Ужин – обязательный компонент ежедневного рациона питания. На ужин следует использовать примерно такие же блюда, что и на завтрак, исключая мясные и рыбные блюда, поскольку богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребёнка и медленно переваривается. Особенно рекомендуют на ужин молочные и творожные блюда. Очень важно соблюдение времени ужина. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2,5 часов до сна. Оптимальное время для ужина – 7 часов вечера.

    1. Задание командам «Вкусные загадки»

    Слайд 26 (триггеры: при нажатии на овал появляется отгадка). Командам по очереди предлагаются загадки, если одна не отвечает, то право дополнительного ответа – у другой.

    Загадки:

    Как начнёт говорить-разговаривать,

    Надо чай поскорее заваривать. (Чайник.)

    Четыре ноги, два уха,

    Один нос и брюхо. (Самовар)

    Бел, как снег,

    В чести у всех,

    В рот попал,

    Там и пропал. (Сахар)

    Оно течёт, но не вода.

    Оно, как снег, бело всегда.

    На вкус узнать его легко,

    Ведь это в крынке… (Молоко)

    Дяденька смеётся,

    На нём шубонька трясётся. (Кисель)

    Фрукты, ягоды сварились,

    Вкусно елись, сладко пились. (Компот)

    1. Подведение итога. Беседа
    • Чему было посвящено занятие?
    • Что нового мы узнали?
    • Чему научились?

    Хорошее настроение.

    1. «Хорошее настроение». Подбери рифму (задание всем присутствующим)

    Слайд 27 (триггеры: при нажатии на фигуру открывается слово)

    Стихотворение Д.Хармса, Н. Г.Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

    Я захотел устроить бал,

    И я гостей к себе…

    Купил муки, купил творог,

    Испёк рассыпчатый…

    Пирог, ножи и вилки тут,

    Но что-то гости не…

    Я ждал, пока хватило сил,

    Потом кусочек…

    Потом подвинул стул и сел,

    И весь пирог в минуту…

    Когда же гости подошли,

    То даже крошки не…

    Список литературы

    1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
    2. Пословицы о еде http://posloviz.ru/category/o-sytosti-golode-pishe-ede/page5.html 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал к выставке литературы"Хорошие книги живут долго"

    Материал участника конкурса "Учитель года 2012" "Созвездие" в номинации "Досуг моей библиотеки....

    Презентация к выставе литературы"Хорошие книги живут долго"

    Презентация к книжной выставкре-ностальгии "Хорошие книги живут долго". Материал к конкурсу "Созвездие" "Досуг моей библиотеки"....

    Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”.

    Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”....

    Классный час по теме:"Человек долга."

    Классный час раскрывает перед учащимися глубину понятия "человек долга"...

    классный час "Хорошие помощники"

    Классный час "Хорошие помощники"  поможет обучающимся вспомнить ПДД, основные дорожные знаки....

    Классный час "Победа в сердце каждого живет"

    Классный час посвящен Дню победы. Нужно помнить те страшные события Второй мировой и рассказывать о них детям....

    Классный час "Хорошо, что мы такие разные".

    В ходе классного часа "Хорошо, что мы такие разные" формируется положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам; развивается чувство собственного достоинства и терпимости по отношению к другим...