Методическая статья "Экологическое воспитание"
статья на тему

Кислова Татьяна Николаевна

Методическая статья для конференции по теме "Экологическое воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное образование Тимашевский район, станица Медведовская

                    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

    Общеобразовательная школа№13 им. Г.К. Кулика

     Муниципального образования Тимашевский район

    Муниципальный конкурс методических статей

               «Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения»

            Тема: Экологическое воспитание

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                   учитель истории и обществозния

                                                                                                   МБОУ СОШ №13 Кислова Т.Н.

                                             Тимашевск 2015

     Несомненно школа всегда была тем местом, где человек не только получает  основные знания и учится считать и писать. Но и местом, где он мало- помалу вступает в самостоятельную жизнь. Строит отношения с учителями, сверстниками решает такие большие на его взгляд проблемы. И в этом несомненно помогает ему учитель. Еще до введения ФГОС учитель старался элементарно привить ребенку не только знания по определенным наукам но и что называется «сделать человека». Познакомить  С элементарными правилами  поведения в обществе, понятием что такое хорошо и что такое плохо. Это несомненно было и нет смысла отрицать очевидное. Но с внедрением ФГОС учитель получил более широкий диапазон действий в воспитании того самого ответственного гражданина, патриота своей страны. А ведь любовь начинается с малого вот и любовь к Родине начинается прежде всего с уважительного отношения к природе. А попросту  экологическое воспитание ребенка. В современном мире вопрос взаимодействия человека и природы привел к необратимым процессам уничтожения окружающей среды. Т.о. человек начинает убивать самого себя. И одной из главных  задач воспитания подрастающего  поколения становится формирование  ответственного отношения к природе, желании защитить и улучшить окружающий мир.  Знания которые начнут приходить к ребенку начиная с самого младшего возраста постепенно трансформируются в прочные убеждения о важности этой проблемы. Недаром  Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и «логос» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Несомненно каждому должно быть важно, что происходит в его доме.  Предупреждая о возможных последствиях нарастающего  вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли» . [1]   Потребительское отношение человека к природе вероятно появилось далеко не в XX веке, когда экологические вопросы стали подниматься на серьезном уровне. . Оно возникло с его появлением на свет. Сегодня следует согласиться, что найти на земле тот клочок земли, где не ступала нога человека а главное рука не пыталась получить от природы максимум возможного будет невероятно сложно.  Связь экологии и культуры она сама собой разумеющаяся.  Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в  культуре природопользования, без того чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться  новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания. Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.   Целую научную систему, в которой воспитание мыслилось как всестороннее развитие человека, формирование его «во всех отношениях» на основе изучения и раскрытия природы человека во всех ее сложных аспектах, во всем многообразии отношений человека с себя  подобными, с природной и социальной средой  разработал К.Д. Ушинский.[2] Ему принадлежит идея народности в воспитании, традиции, обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой.  В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой.  По его мнению, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала  общества. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности. В  организованной  им  Яснополянской школе Л.Н. Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде.

 В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому.

         Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа  сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в  фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы: мыслительную (по Сухомлинскому), художественную, трудовую, природоохранную. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.

         Один из методологических принципов педагогической системы В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом». В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. [3] Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников. Как уже говорилось выше ФГОС дал возможность углубить знания по экологическому воспитанию за счет внеурочной деятельности. Благо поле деятельности велико…здесь нам помогут экскурсии в  природу. Выставки различных плакатов как то тема « Природа-наш дом». Опытническая работа на пришкольном участке. Со старшеклассниками можно проводить более серьезную работу. Например трудовой десант по уборке  мусора… расчистке какой либо территории. Можно устроить кружки экологов, туристов. Формы работы разнообразны, но в конечном счете цель одна.. сформировать у подрастающего поколения знания о экологии и привить нравственное отношение к окружающей среде. Но также не следует забывать, учитель учит тому, о чем ему самому не следует забывать!


[1]   Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей.

[2] http://www.referat.ru/referat/ekologicheskoe-vospitanie-19019

[3] http://www.skachatreferat.ru/referaty/Формирование-Экологической-Культуры-Подрастающего-Поколения-в/298219.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие "Воспитание патриотизма и гражданственности у суворовцев Ульяновского ГСВУ"

Актуальность исследуемой автором проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего развития действенной системы патриотического и гражданского воспитания будущих офицеров, особенно в период осознания...

Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)

В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...

Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)

Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...

Методическая разработка "Воспитание заботы и милосердия".

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственноесчастье”....

Методический доклад "Воспитание осознанного отношения учащегося к работе над музыкальным произведением на различных ее этапах"

Доклад о работе над музыкальным произведением. Характеристика отдельных этапов работы. Рекомендации к успешному овладению музыкальным произведением....

Методическая тема "ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ"

В своей работе я раскоываю понятие "воля", признаки волевого поведения, что такое оптимальное концертное состояние и методы овладения им....

Методическая тема "Воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями"

Моя методическая тема " Воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями"...