Коррекция речевого развития у ребенка с ограниченными возможностями
статья на тему

Щеблыкина Вера Леонидовна

 Выступление на VI краевой научно-практической конференции "Актуальные вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 25.04.2014 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.Л.Щеблыкина учитель-логопед

МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

МО Новопкровский район

          Коррекция речевого развития у ребенка с ограниченными возможностями.


     Речь у детей с ограниченными возможностями формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова  после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдается множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.                                              Прежде, чем работать с ребенком по преодолению недостатков его развития, необходимо провести консультацию  с родителями.                                                                                
Самое важное, о чем должны помнить родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нужно поддерживать в семье спокойные, ровные отношения.    Тяжело сказывается на семейных отношениях нарушение социальных связей, когда один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологической помощи, позволяющей противостоять стрессу. А больной ребенок – это всегда стресс. Желательно, чтобы ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему предъявляют и все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. А при совместной работе даже самые небольшие успехи приносят большую семейную радость.                                                                    

Бытует мнение, что с логопедической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинать регулярные занятия с малышом надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а систематически, изо дня в день. В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Однако практика показывает, что компенсаторные возможности детей дошкольного возраста очень высокие. Важно подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением. Другие родители завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать.
 Ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его проблем. Подобное отношение, способствующее установлению взаимного контакта между больным ребенком и остальными членами семьи, позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде. Не имеет значения, что в будущем он не станет физически полноценным, но сумеет без особых конфликтов и разногласий войти в мир, стать добрым, отзывчивым и полезным для окружающих, - что, собственно, и делает человека человеком. Как здоровый, так и больной от рождения ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье. Даже учеба легче дается тому ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и уверенно.

            С чего начинать работу по активизации речевого развития ребенка? С тех компонентов, которые участвуют в процессе речи.                                                                  Это прежде всего формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи, необходимой при произношении звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
У неговорящих детей речевой выдох резко укорочен, поэтому: необходимо научить ребенка сдувать ватку с книги; дуть на кораблик в тазу с водой, чтобы привести его в движение (язык распластанный, воздух проходит по центральной линии языка); играть на дудочке; надувать шары. Протяжное произношение гласных с разведением рук в стороны также стимулирует развитие голоса и выдоха. Вы произносите звук и объясняете его артикуляцию: «Смотри, я широко открываю рот и пою песенку — а-а. Теперь я делаю губы колесом и пою песенку — у-у. Я улыбаюсь, показываю зубы и пою песенку — и-и. А теперь давай вместе со мной споем эти песенки».
А теперь я буду показывать губами, какую песенку тебе петь – у-у.                            Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.  Прежде чем перейти к отработке артикуляции согласных, перед зеркалом проделайте с ребенком
упражнения для развития подвижности языка и губ: смыкайте и размыкайте зубы (открывайте и закрывайте «домик»); смыкайте и размыкайте губы, произнося при этом звуки п и м; языком проделывайте движения, подобные тем, которые делает кошка, когда пьет («полакаешь, как кошка»); приподнимайте язык ложечкой.
Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить согласные звуки без специальной постановочной работы логопеда.

Тренировку в произнесении согласных свяжите с определенными образами: с-с-с — так льется вода, з-з-з — пищит комар, ж-ж-ж — это жужжит жук, ш-ш-ш — шипит гусь, ф-ф-ф — фырчит ежик, в-в-в — звук далеко летящего самолета и т. п. Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый из них с соответствующей картинкой.
Работа над звукопроизношением предполагает, что у ребенка уже есть устойчивое внимание. Иными словами, заниматься этим следует начинать только после того, как малыш стал относительно организованным, усидчивым и оказался способным к целенаправленной деятельности.
Для того чтобы малыш научился понимать обращенную к нему речь, как можно чаще называйте интересующие его предметы, яркие игрушки, движущиеся машины и связанные с ними действия, имена окружающих. Если вы заметили, что ребенок внимательно смотрит на какой-либо предмет, тянется к нему, обращается с лепетом к кому-либо из взрослых, не упустите возможность, пообщайтесь с малышом, расскажите об интересующем его предмете, задайте ему простые вопросы, попытайтесь получить от него ответ.          
Познания ребенка об окружающем его мире еще невелики, поэтому постарайтесь, чтобы он усвоил названия частей тела, игрушек, посуды. Чем интереснее для него предмет, чем ближе и всестороннее он сможет познакомиться с ним, тем скорее он соотнесет словесное обозначение с реальной вещью или действием. Поэтому приучайте ребенка не только смотреть на игрушку или какую-либо вещь, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать ее, стучать и т. п. С помощью таких приемов он научится узнавать, а затем и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушки —те предметы, которыми он постоянно пользуется. Он сможет строить простые предложения, состоящие из 2—3 слов.
Произносите слова и фразы только в том случае, если ребенок акцентирует внимание на данном предмете или производит с ним какие-то действия. Неправильно поступает мать, когда делает одно (помогает ребенку одеться), а говорит о другом (о том, куда они пойдут гулять). В этом случае у малыша не возникает устойчивой связи между словом и предметом, словом и действием.
Приучайте детей выполнять ваши просьбы, ориентироваться в окружающей их обстановке: «покажи, где шкаф», «принеси из кухни чашку» и т. п. Сначала вы просите выполнить задание в комнате, квартире, а затем обращаетесь с просьбой к ребенку что-то сделать на прогулке, во дворе. Таким образом, у вашего малыша постепенно расширяются представления о мире.
Иногда случается так, что вы не понимаете ребенка. Что бы он ни говорил, с вашей стороны малыш должен встречать только поддержку и поощрение. Вы, наверное, уже заметили, что вначале ребенок действием, мимикой и жестом реагировал на ваши речь и движения. Затем он попытался подражать вам в произношении звуков, слов и фраз. Не упустите возможность похвалить его, постоянно стимулируйте его речевую активность.
Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, отсутствие интереса к окружающему — все это замедляет развитие речи. Поэтому организуйте занятия с малышом так, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо, задать вопрос и т. п. Например, создайте такую ситуацию, когда для выполнения аппликации не хватает клея или цветной бумаги. Ребенок будет должен попросить недостающий предмет. Вы совершаете большую ошибку, если стараетесь предупредить любую попытку ребенка к самостоятельным действиям. Тем самым вы лишаете его общения с окружающими.

Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества - песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из водички»; «Кораблик плывет по водичке», «Черепашка идет по песочку». Игры для упражнений в словоизменении: «Большой - маленький» (рисовать на песке большие предметы и маленькие - для формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Лодочки» (для согласования числительных с существительными) и т.д. Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.
Если вы вышли вместе с ребенком на прогулку, старайтесь все время разговаривать с ним. У малыша появляются разнообразные впечатления от увиденного, объясните ребенку то, что вызывает его интерес. Вначале старайтесь гулять около вашего дома, обращайте внимание малыша на здание, на то, как убирают снег или подметают дорогу, какие деревья растут рядом. Такие дети очень редко задают вопросы, поэтому сами расскажите малышу о происходящем вокруг. При этом постоянно возвращайтесь к опыту ребенка, к тому, что он уже видел, чему он радовался.
Итак, ваш малыш уже знаком с какими-то предметами, у него есть определенные представления об окружающем мире. Теперь вы можете строить занятия с использованием картинок.   Для занятий вам потребуются различные наборы картинок с изображением предметов посуды, мебели, овощей, животных. Благо, сейчас достаточно красивых, ярких и развивающих книг. Научите малыша называть нарисованный предмет и соотносить его с реальным объектом. Со временем ваш ребенок должен уметь классифицировать картинки и пользоваться обобщающими словами. Например, вы просите ребенка одеть куклу на прогулку. Он выбирает картинки с изображением предметов одежды, называет каждый из них и определяет отобранное одним словом «одежда». Вашего ребенка может заинтересовать игра «В огороде». Попросите малыша собрать в корзинку картинки с изображением того, что растет в огороде, и назвать группу предметов одним словом («овощи»). Старайтесь вводить в речь ребенка обобщающие слова и следите за правильным их употреблением.
Теперь вы приступаете к работе с простыми сюжетными картинками. Вопросы по картинке должны быть короткие и ясные. Если ребенок не умеет говорить, то вы можете довольствоваться тем, что он показывает на предмет, внимательно слушает ваши объяснения. Например, вы кладете перед ним картинку и рассказываете: «Это мальчики. Это большой мальчик, а это маленький мальчик. Большой мальчик читает книгу. Маленький мальчик играет в мяч». После этого обратитесь с просьбой: «Покажи, где большой мальчик. Где маленький мальчик? Покажи, кто читает» и т. п. Такие занятия развивают у ребенка понимание обиходной речи.
Вы научили ребенка рассматривать отдельную картинку и называть изображенное на ней. Далее переходите к работе с серией картинок, связанных простым содержанием. Для этого дайте малышу 3— 4 картинки, которые сначала надо разложить в порядке развертывания сюжета, а потом составить рассказ. Это задание сложное. Помогите ребенку рассматривать картинки, определите вместе с ним последовательность их расположения. Однако заключительная часть задания — рассказ, — как правило, не под силу малышу. В лучшем случае он перечислит отдельные предметы или действия, не связав их между собой. Не огорчайтесь. Если ваши занятия будут систематическими, то с каждым разом связных высказываний становится больше и со временем малыш без особого труда будет справляться с подобными заданиями. Маленькие дети очень любят яркие предметы, картинки.                                                                                                                                         И чем больше книг с яркими, красочными картинками вы будете читать вашему ребенку, тем раньше он сможет соотносить прочитанное с иллюстрациями, отвечать на поставленные вопросы. Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как им очень нравится наблюдать за муравьями и жуками (при изучении темы «Насекомые»), трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев (при изучении темы «Деревья»), рассматривать цветы (при изучении темы «Цветы») и т.д. Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения, повторять короткие рассказы и самим их составлять из двух-трех предложений.

Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Список использованной литературы:

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000.

2.Широкова Р.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2004

3.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для до-школьников. М., 1990

4.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990

5.Шошина Т.В. Развиваем речь ребенка в игре. Ж.Практическая психология и  логопедия. №3,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...

Дополнительное образование, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями.

В статье даются рекомендации о необходимости включения воспитанников с особыми образовательными потребностия в различные виды внеурочной деятельности....

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»

Общая незрелость личности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вы­ражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...

Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...

Буклет "Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Информационный буклет об особенностях речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья....