Программа по социализации «Секреты кулинарии»
рабочая программа на тему

Федосеева Алена Николаевна

Занятия по «Кулинарии» направлены на практическую подготовку воспитанниц социальной гостиницы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kulinarii.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития и труда Астраханской области

Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»

УТВЕРЖДАЮ:

Врио директора государственного

специализированного казенного

учреждения Астраханской области

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»

__________________Н.Г.Карчагина

 «____»  _______________2015   года

Программа по социализации

«Секреты кулинарии»

Автор:

Федосеева А.Н.,

 воспитатель

Нариманов, 2015

Пояснительная записка

Актуальность

     Занятия по «Кулинарии» направлены на практическую подготовку воспитанниц социальной гостиницы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

     Настоящая программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у девочек необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, приготовления разнообразной и здоровой пищи, навыки эстетического оформления и подачи блюд, что положительно скажется на их дальнейшей самостоятельной жизни. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми и развитию художественного вкуса.

     Занятия по кулинарии целесообразно проводить группами из 4—8 человек. Это позволит каждому воспитаннику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами приготовления пищи, научиться составлять меню, рассчитывать количество продуктов и т.д. В зависимости от задач занятий и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение воспитанниками всех операций под руководством воспитателя). На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком, огнем.

Принципами построения программы являются:

  • непрерывность;
  • целенаправленность;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность.

Программа рассчитана на 1 (один) учебный год.

Участники программы:

Подростки от 12 до 18 лет.

Цель программы: подготовить воспитанников к овладению элементарными практическими навыками приготовления здоровой пищи, воспитать  гражданскую компетенцию в области кулинарного искусства, прививать первоначально жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство.

Задачи программы:

  1. Расширять знания нравственного поведения, норм этики в ближайшем семейном окружении в обществе.

  2. Расширить знания у воспитанниц в кулинарии.

  3. Познакомить девочек с особенностями национальной кухни, искусством оформления блюд.

  4. Формировать у каждой воспитанницы правила ведения семейного хозяйства, практические умения, связанные с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи.

  5. Воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитывать желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношение к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Методы и формы работы:

  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Мастер-класс;
  • Демонстрация учебных видеоматериалов;
  • Индивидуальное занятие;
  • Деловая игра;
  • Практическое занятие;
  • Интегрированное занятие;
  • Конкурс;
  • Интеллектуальная игра.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап.

Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности воспитанниц, знания и умения, полученные ранее.

2. Стартово-мотивационный этап.

Предполагает пробное включение воспитанниц в данную деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с подростками.

3. Содержательно-деятельностный этап.

Обеспечивает возможности для самореализации воспитанниц. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области социализации.

Содержание программы:  

Содержание

Цели и задачи

Форма проведения

Сроки

«Кулинарное искусство»

Расширять и обогащать знания воспитанников о значении продуктов питания для здоровья человека, о необходимости правильного выбора продуктов.

Закрепить правила техники безопасности.

Познакомить с правилами сервировки стола и нормами этикета.

1.Беседа на тему:

«Техника безопасности на кухне»

Сентябрь

2.Беседа на тему: «Требования санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи»

3.Лекция-беседа:

«Правила при выборе продуктов питания. Особенности и их значение»

Практическоезанятие:

Складывание салфеток разными способами

4.Занятие на тему:

«Сервировка стола».

Практическое занятие

Сервировка стола

«Украинская кухня»

Познакомить девочек с историей и традициями украинской кухни, ее характерными особенностями и традиционными блюдами. Рассказать технологию приготовления данных блюд, о пищевой ценности продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий украинской кухни.

1. Практическое занятие:

«Суп с галушками»

Октябрь

2. Мастер-класс:

«Холодец»

3.Практическое занятие:

«Котлеты по-киевски»

4.Практическое занятие:

«Вареники»

«Японская кухня»

Познакомить с многовековой историей, традициями и обычаями японской кухни. Рассказать о философском отношении японцев к пище, о важности соевого соуса, без которого нельзя приготовить не одно японское блюдо.

Познакомить детей с церемонией чаепития.

1.Мастер-класс:

«Роллы»

Ноябрь

2. Интегрированное занятие «Чираши суши»

3. Практическое занятие:

«Суши»

4.Практическое занятие:

«Тэмпура из креветок с овощами»

«Кавказская кухня»

Познакомить с историей и традициями Кавказа. Отличительными особенностями и простотой приготовления Кавказских блюд. Обилие специй, трав, ароматная выпечка, много мяса, острые и пряные соусы – отличительные элементы Кавказской  кухни.

1. Практическое занятие: грузинское блюдо

Суп «Харчо»

Декабрь

2. Интегрированное занятие «Дагестанское Чуду»

3. Практическое занятие: дагестанское блюдо

 «Хинкал» (аварский)

4. Практическое занятие: блюдо карачаевцев и болгарцев

«Хычины» с сыром и картошкой

«Казахская кухня»

Познакомить детей с историей и развитием казахской кухни, ее особенностями в технологии приготовления блюд. Рассказать о значении названия блюд и традициях приема пищи, о развитии полуфабрикатов (в соленом и вяленом виде) для хранения продуктов из мяса и молока.

1.Практическое занятие с использованием ИКТ:

«Бешбармак»

Январь

2. Интегрированное занятие «Лепешки Ак-Нак»

3. Практическое занятие:

«Куырдак»

4. Практическое занятие:

«Баурсаки»

«Татарская кухня»

Познакомить детей с особенностями татарской кухни, ее разнообразием в выпечке из разных видов теста, широким разнообразием начинок и оформлением изделия из выпечки.

Развивать интерес к национальным традициям.

1. Практическое занятие:

«Гуляш по-татарски»

Февраль

2.Мастер-класс: «Тунтерма» (омлет)

3. Практическое занятие:

«Кайнары»

4. Практическое занятие:

«Чак-чак»

«Русская кухня»

Вместе с детьми провести исследование главных блюд традиционной русской кухни (характеристика сырья, пищевой и энергетической ценности блюд, тепловая обработка мяса, оформление и подача блюд). Проанализироватьтребований к качеству и технологическому процессу приготовления пищи.

1. Практическое занятие:

«Борщ»

Март

2.Занятие с использованием ИКТ «Кулебяка»

3. Практическое занятие:

«Сырники»

4. Практическое занятие:

«Блинчики»,

«Кисель»

«Вегетарианская кухня»

Познакомить воспитанниц еще с одним стилем питания, это вегетарианская кухня. Рассказать о разнообразии использования растительных продуктов и отказа от продуктов животного происхождения. Рассказать о полезных свойствах на здоровье человека и о традиционных способах приготовления.

Мотивировать девочек на здоровое питание.

1. Практическое занятие:

«Окрошка»

Апрель

2.Мастер-класс «Салат Цезарь»

3..Практическое занятие: салат из овощей

«Винегрет»

4. Практическое занятие:

«Картофель с овощами в горшочках»

«Мастерство оформления блюд»

Познакомить детей с популярным, в последнее время, искусством «Карвинг», резьбой из овощей и фруктов для украшения праздничных блюд;развивать в детях любовь к искусству, творческое воображение и художественный вкус.

1.«Карвинг» из овощей и фруктов

Практическое занятие:

украшение из овощей

Май

2.Мастер-класс: оформление мясной нарезки «Хризантема»

3. Оформление детских блюд

Практическое занятие:

украшение блюда для ребенка

4.Оформление праздничного стола Практическое занятие:

украшение блюд на праздничный стол

Критерии оценки:

1) Стартовая:

- результаты первичной диагностики ЗУН;

2) Промежуточная:

-мониторинг освоения знаний, умений и навыков;

- наблюдения результатов практических занятий;

3) Итоговая:

-  презентация творческого проекта.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемыми результатами реализации данной программы будут являться:

  • приобретение и практическое использование воспитанницами группы знаний,  умений и навыков в постинтернатный  период социальной адаптации;
  • приобретение уверенности в будущем жизнеустройстве;
  • искоренение иждивенческих наклонностей;
  • расширение круга социальных коммуникаций;
  • приобретение умения адекватно оценивать результаты труда.

Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности воспитанниц к самостоятельной жизни и социальной адаптации в обществе.

Риски:

  • низкая активность воспитанниц в участии мероприятий по социализации;
  • снижение мотивации в связи с психофизиологическими особенностями подросткового возраста воспитанниц;
  • недостаточное обеспечение продуктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа предпрофильного курса по кулинарии"Чудо повар Ешка"

Программа предпрофильного курса по кулинарии для 9 класса "Чудо повар Ешка" 17 часов предназначен для девушек и юношей....

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК....

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

программа внеурочной деятельности "Секреты пластилина"

рабочая  программа  организации  внеурочной  деятельности для учащихся 1-2 классов  включает  в  себя  пояснительную  записку, календарно-тематическое ...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Кулинария и здоровье"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Кулинария и здоровье"В системе воспитания детей, важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколе...

Программа внеурочной деятельности "Юный кулинар"

Программа дополнительного образования...