Разработка интегрированного занятия "Куклы-обереги"
план-конспект на тему

Анцупова Анжелика Юрьевна

Интегрированное занятие (формирование целостной картины мира и ручной труд) для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukly_-_oberegi.doc29.5 КБ
Package icon kukly_-_oberegi.zip1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Куклы-обереги»

(к неделе «Игры и игрушки»)

воспитатель подготовительной группы

Анцупова Анжелика Юрьевна

Цель: Познакомить детей с историей русской куклы: куклой-оберегом.                                                    Задачи:   научить изготавливать куклу – оберег из ткани и ниток , развивать у детей навык работы с тканью и нитками, воспитывать уважение к истории своего народа; аккуратность в работе;                 умение организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы; чувство товарищества, умение оказать помощь другому при выполнении работы.                                   Оборудование:  кукла- оберег «зайчик на пальчик»,заготовки для изготовления куклы-оберега «зайчик на пальчик» (ткань, нитки, синтепон), презентация)

Ход занятия.

1 Беседа по теме с использованием презентации.

Кукла- первая среди игрушек.

Слайд 2 Самая первая кукла – свёрнутый пучок соломы, который девочкипеленали и баюкали, подражая своей маме.

В наш век куклы – это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. Раньше куклы были оберегами и выполняли свои обязанности. Тряпичная кукла была в каждом доме. Ткань изготавливали вручную, поэтому дети донашивали одежду взрослых, а на куклы оставалась изношенная ткань. Она легко рвалась руками, что важно в обережных куклах, так как считалось, что при их изготовлении нельзя применять железные, режущие и колющие предметы. Считалось, что ношеная одежда уже является обережной. Она хранит тепло души человека, который её носил.

Куклам приписывались волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, несчастья, помочь хорошему урожаю. Куклы бережно  хранились в семье, передавались из поколения в поколение. А когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку кукольному рукоделию.

Слайд 3 Куклу Зернушку почитали за то, что она отвечала за хороший урожай. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в семье.

Слайд 4 Сделать это без куклы Богатьки никак не получится. В основании она имела палочку (столбик), за что её называли Столбушкой. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», её прятали от посторонних глаз.

Слайд 5 Защитить ребёнка от злых духов и успокоить в колыбели  была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу – оберег мама скручивала из двух лоскутков и подкладывала в люльку ребёнка,  приговаривая при этом: « Сонница -бессоница, не играй моим дитяткой,  а играй куколкой!»

Слайд 6 Кукла Пеленашка – это младенчик в платочке, перевязанный лентой. Его клали в колыбель, чтобы оберегать сон малыша и защищать от болезней.

Слайд 7 Лихоманки должны были забирать всё «лихое»: болезни, недуги. Их должно быть ровно двенадцать.

Слайд 8 Кукла Кувадка должна была отгонять всё плохое от ребёнка.

Слайд 9 Почему у куклы такое имя- Утешница? С маленьким ребёнком могли произойти разные неприятности во время игр. Мама или бабушка успокаивали малыша. А потом доставали из кармана куклу и утирали слёзки юбочкой, предлагали поиграть.

Слайд 10 Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга. Он одевается на пальчики всегда рядом с ребёнком. Эту игрушку давали детям, когда родители уходили из дома. С ним можно поиграть, поговорить с ним или пожаловаться. Это и друг и оберег.

2. Изготовление игрушки – оберега « Зайчик на пальчик» с детьми.

3 Подведение итогов работы.



Подписи к слайдам:

Анцупова Анжелика Юрьевнавоспитатель МБДОУ №2 «Вишенка» п. Ставрово Собинский район

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

Разработка интегрированного урока

Общая характеристика истории ХХ века...

Разработка интегрированного урока по изо и прикладному творчеству

урок направлен на повторение пройденного материала по изобразительному искусству и изучению  материала по прикладному творчеству " Изготовления цветка из ракушек"...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Разработка интегрированного спецкурса по творчеству Р. Бернса

Интегрированный спецкурс проходит через  несколько лет обучения по концентрической системе и охватывает всех участников образовательного процесса....

Разработка интегрированного урока информатика+физика

Единственный недостаток - в целях экономии пришлось удалить видеоролики - это номера приложений 6, 7. В принципе кому интересно, можете вставить любые ролики демонстрирующие явление электромагнитной и...