В.А.Сухомлинский
методическая разработка на тему

Козюрина Ольга Геннадьевна

Сухомлинский Василий Александрович  как основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.a.suhomlinskiy.docx59.2 КБ
Office presentation icon va_suhomlinskiy.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 города Белово»

IV  педагогические чтения

                                                                                   

Сухомлинский Василий Александрович  как основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе.

                                        Белово 2014

Выполнила

Козюрина О.Г. учитель истории и обществознания.


                                                           

Сухомлинский Василий Александрович  как основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе.

   В 1969 году вышла книга В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям. Это  Педагогический Манифест века, явившийся итогом многолетней работы автора в школе — «итогом раздумий, забот, тревог, волнений», как он сам писал. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»

 

   Цель моего выступления – рассмотреть общепедагогические позиции    В.А. Сухомлинского В.А. о воспитании.

Актуальность. Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В. А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского  имеют непреходящую ценность. Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

   В.А. Сухомлинский - педагог со своим индивидуальным почерком. Он разработал многие вопросы воспитания, в т.ч. проблему всесторонне-развитой личности, вопросы политехнического образования, вопросы общей дидактики семейного воспитания, вопросы профессионального мастерства учителя и т.д. Самое главное отношение к ребёнку.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года неподалеку от Павлыша (это на Украине, под Кременчугом), в селе Омельник; умер он 2 сентября 1970 года - в самом начале нового учебного года. Последняя его работа - годовой план школы на новый учебный год; последние его ученики - шестилетки, с которыми он занимался в созданной им «Школе радости»; последняя его прижизненная статья -в «Правде». Она была опубликована за день до смерти.

В 1933 году Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт...На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года; в 1935 году, 17 лет от роду, он стал учителем начальной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и окончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского.

     Сначала работал учителем, затем завучем. Потом добровольно идёт на фронт:«каждому из нас, мужчин, надо твердо помнить: у меня две специальности: первая - то ли учитель, то ли агроном, инженер... а вторая у всех одна и та же - защитник Родины». Василий Александрович попал в Москву в политучилище и, когда началась Отечественная война, пошел на фронт политруком. Рассказать о том, что пережил и перенес Василий Александрович в годы войны, почти невозможно - он очень мало писал об этом времени своей жизни. Надо сказать, он вообще никогда не писал о своих трудностях и о том, как их преодолевал. Можно подумать, что все ему давалось легко и просто, все выходило само собой. Но надо понять, что перед нами характер необыкновенный. Сухомлинский не рассказывал о своих трудностях потому, что привык справляться с ними сам и терпеть не мог говорить о них вслух,- видимо, ему казалось, что это может быть воспринято как жалоба. Он никогда не старался привлечь внимания к себе как к человеку. Он просто работал. Когда Сухомлинский почувствовал себя тяжело больным, то прежде всего попросил не говорить в учительской о болезнях. Никто в школе не знал, что он смертельно болен...

...На фронте Василий Александрович был тяжело ранен. Осколки снаряда остались в его груди навсегда. Когда вышел из Увинского госпиталя (это в Удмуртии), он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Его назначили директором средней школы в Уве. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районо.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился назад, в школу. Просьбу его удовлетворили, и так Василий Александрович Сухомлинский занял один из самых высоких педагогических постов в нашей стране - пост директора Павлышской средней школы. В то время это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны; знаменитой ее сделал Сухомлинский.

   Военная и послевоенная школа  Удмуртия, Украина. Похоронки в каждой семье, разруха.Эвакуированные. Беженцы. Беспризорные  – это лишь в советских книжках они существовали только в гражданскую. Жуткий, нечеловеческий гнет скудного быта. Мешок муки  – сокровище. Послевоенные годы, медленно восстанавливающаяся жизнь. Банды в городах. Сироты, сироты, сироты. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь. Поверьте, что года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился — работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот — горем… Я взялся за иностранные языки — овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским. Как один из героев «Поднятой целины», я мечтал о том, что когда-нибудь я окажусь нужным на земле, выкормившей зверей — фашистов, и там понадобится немецкий язык. Я мечтал о мести, я знаю, что и сейчас жив офицер, выколовший глаз жене и истязавший ее. И я изучил немецкий язык в совершенстве, наверное, знаю его, проклятый, лучше, чем иной немец. Потом изучил чешский и польский, потом — французский и английский. Написал свыше 300 (точнее, сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное — это то, что я народный учитель. Творить человека — это высшее счастье…» 

     Признание, звания, книги, герой социалистического труда  – все это будет много позже. А там, вначале, – жизнь на пепелище. Жизнь, в которой можно было и разувериться, но не разуверился. Все это говорит о том, что настоящая педагогика не рождается от одних лишь добрых намерений, от блаженной легкости сердца. невозможно видеть, как страдают дети. невозможно вынести, что живут они в беспросветном мире, в котором тяготы ожесточают, а не закаляют. нельзя, невыносимо смотреть на это детство без детства, на маленьких взрослых, на приговоры судьбы, кажется, не подлежащие обжалованию.

    Если не видеть в ребенке лучшее, педагогу просто нечего делать, и жизнь его, вместе с жизнью его подопечных, обречена на бессмысленные мучения.

    Научную работу ВА Сухомлинский начинает вести еще до войны, а продолжает  в послевоенное время. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. 
   Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах.
  Педагогическая наука периода 40-х— 60-х гг. XX в. — период  интенсивных научных изысканий в области подготовки учителя (исследовались педагогическое мастерство, общепедагогическая подготовка и этика учителя его роль в воспитании учащихся).

Симон Львович Соловейчик, хорошо знающий творчество Сухомлинского и много сделавший для популяризации его наследия пишет: «Сухомлинский не так прост, как иным кажется при беглом чтении. Это педагог мирового класса... Он так же загадочен, как и все воспитание» (Первоесентября. 1993. 28 сент.).

Каковы истоки педагогической системы В.А. Сухомлинского? Исследователи подчеркивают огромное влияние на него идей великого французского просветителя XVIII в. Жан Жака Руссо, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты. Глубокое влияние на формирование взглядов В.А.Сухомлинского оказали и такие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, как  Песталоцци, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Сухомлинский обладал удивительной способностью, впитывая идеи предшественников, перерабатывать этот огромный опыт с позиций гуманизма, не на йоту не отступая от гуманистических принципов. Так, Василий Александрович активно и бескомпромиссно выступал против наказаний в школе: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших советских детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний...», «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне и глубоко верю: человека можно воспитывать только добром» (Юность. 1972. № 4).И в педагогической теории, и в повседневной практике он отстаивал центральное определяющее положение, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких людей могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.

    В.А. Сухомлинский любил творчество Федора Михайловича Достоевского и часто обращался к нему. В философии Ф.М. Достоевского его привлекало отношение к человеку как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский постоянно культивировал у своих учеников способность к сочувствию, состраданию. И это у него от Ф.М.Достоевского. Вот что писал он своей дочери:

«...Когда я рассказываю ребятам о его произведениях, мои мысли заняты не

столько самим содержанием романа, сколько тем, как его воспримут

воспитанники, что они будут думать о себе... Эта мысль не выходит у меня из

головы и при подготовке к уроку, и на самом уроке. Я все время думаю, как

пробудить в сознании учеников гражданские мысли: что же такое истинный

человек? Что такое честь, совесть, достоинство? Что обо мне думают люди? Для чего я живу на свете? Изучение произведений Достоевского важно не столько для того, чтобы ученики могли бойко рассказать содержание изученного, сколько именно для того, чтобы в их сознании возникли подобные вопросы. Без этого нет самовоспитания, а значит, немыслимо и гражданское воспитание...» (Избр. произв. Т.5. С. 397— 398).Огромное влияние на становление и развитие педагогических взглядов В.А.Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Я. Корчака, с работами которого («Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким») он знакомился еще до войны. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский писал:

«...Януш Корчак, человек необыкновенной нравственной красоты, писал в книге «Когда я снова стану маленьким», что никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреоборимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в черной классной доске, или мир, плывущий за стеклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребенка, к его особенностям, стремлениям, потребностям. Мне запомнились на всю жизнь эти слова из маленькой книжечки в серой обложке на польском языке. Когда я вскоре после войны узнал о героическом подвиге Януша Корчака, его слова стали для меня заветом на всю жизнь. Януш Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь

без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал

смерть. «Господин Гольдшмидт, — сказал ему гестаповец, — мы знаем вас как хорошего врача, вам не обязательно идти в Треблинку». — «Я не торгую совестью»,— ответил Януш Корчак. Герой пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1979—1980.

— Т. 3. - С. 14—15).

   Именно величайшая гуманистичность педагогики В.А. Сухомлинского привлекла к нему не слабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском,польском, испанском, японском и многих других языках. Российские педагоги, Российская академия образования вправе гордиться В.А. Сухомлинским, членом которой он состоял. 

   Школа в Павлыше. Неказистое здание, построенное еще до революции за счет земства; маленькие домики, выстроенные в основном учителями и учениками: узенькие коридорчики, разошедшиеся дощатые полы, небольшие классы. 

   Наша школа расположена на окраине большого села, находящегося в 15 километрах от города Кременчуга. Школьный участок площадью около 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям колхоза, к реке Омельник - небольшому притоку Днепра, огибающему этот участок с южной стороны. Здесь река запружена, создано большое водохранилище. (11, 107)

Село утопает в садах. Между школьным участком и колхозными полями мы заложили несколько полезащитных дубрав и рощ. Рядом со школой - спортивный стадион, обсаженный яблонями. С северо-западной стороны школьного участка чернел овраг. Мы обсадили его дубками, а на склонах посадили кусты сирени. Возникла дубрава и чудесная сиреневая роща. (11, 107)

Учебные занятия в нашей школе проводятся в четырех зданиях. В каждом доме живет как бы небольшая семья, в которой все дети знают друг друга, постепенно они входят в жизнь и общешкольного коллектива. Нет суеты, толкотни, от которой маленький ребенок быстро устает. Из своего дома ребенок выбегает сразу же в сад, на зеленые лужайки; по бетонированным дорожкам он в любую погоду, буквально не замочив ног, может добраться в любое здание- к своим старшим или младшим товарищам. (11, 109)

В главном учебном корпусе, кроме классных комнат, находятся также математический кабинет, кабинет языка и литературы, кабинет иностранных языков с фонотекой, радиолаборатория (со школьным радиоузлом), музыкальная комната, пионерская комната, комсомольская комната, школьный музей, методический кабинет, уголок для родителей, фотолаборатория, уголок изобразительных искусств, спортивный зал, тихий уголок (здесь ученик может уединиться, чтобы подумать, помечтать, поговорить с товарищем, почитать книгу или газеты), склад инвентаря для самообслуживания. (11, 112)

В кабинете языка и литературы - двести художественных произведений, которые нужно прочитать каждому в школьные годы, чтобы быть художественно образованным Списку произведений, который мы рекомендуем прочитать несколько раз, предпослано следующее обращение:

«Юноши и девушки. Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человечества. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красоту искусства». (11, 112)

В учительской, кроме расписания уроков, нет ничего, что напоминало бы школьную обстановку: на столе- аквариум; рядом - зеленый уголок, находящиеся в нем растения (лимонные деревья, лавр) освежают воздух; вокруг стола - мягкие стулья, на столе - журналы, шахматы. (11, 116)

В каждом учебном здании есть склад инвентаря для самообслуживания. Каждый класс имеет свое ведро, поливалку для цветов, щетки для стирания пыли со стен, тряпки. На каждый этаж - пылесос. Каждая вещь имеет свое место.

Перед входом в школу ученик дважды моет обувь: первый раз у забора, в бассейне для мытья обуви, потом, пройдя по бетонной дорожке, в другом бассейне, перед входом в здание школы, начисто. Дежурные проверяют чистоту обуви: ученик становится на белую холстинку и вытирает подошвы, если на холстинке не остается следа, значит, можно заходить в школу. Если холстинка загрязняется, ученик идет снова мыть обувь, забирая с собой для стирки и загрязненную холстинку

Школьная электростанция состоит из двух отделений:гальваническая ванна, электроплавильная печь, электросварочный аппарат, фрезерный станок, точильная установка, циркульная пила - они размещены здесь, чтобы при учебном запуске электростанция не работала вхолостую.

Рядом с электростанцией помещаются «литейный цех» и кузнечный горн. (11, 121)

Почти все, что есть в кабинетах, рабочих комнатах и мастерских, сделано руками учеников и учителей.

Южную, западную и северную части школьного участка занимает плодовый сад площадью 2 гектара, в нем растут все виды плодовых деревьев, которые культивируются на Украине (яблоня, груша, слива, абрикос, персик, вишня, черешня, орех). Заложенный учениками 20 лет назад, сад с каждым годом расширяется. Рядом с главным учебным корпусом - виноградник (его площадь 0,2 гектара) - любимое детище учеников и педагогического коллектива. С мая по ноябрь дети любуются сначала морем густой листвы, потом созревающими гроздьями. (11, 123)

Между плодовым садом и виноградником находятся теплица № 1 и зеленая лаборатория. В теплице выращиваются цветы и овощи, ставятся опыты. Один из стеллажей расположен в центре теплицы, вокруг него складные скамейки, рабочие места для класса. Теплицу построили ученики, они же провели сюда центральное отопление и водопровод. В самые холодные зимние дни температура в теплице держится не ниже 27 градусов. (11, 123)

За учебно-опытным участком - здание кабинета машиноведения и гараж для двух учебных автомашин и двух тракторов. Здесь стоят также сельскохозяйственные машины и механизмы (сеялки, плуги, культиватор, опрыскиватели плодовых деревьев и др.). Здание кабинета и гаражи (кроме основного, есть маленький гараж для двух микролитражных автомашин, сконструированных кружковцами) построили тоже ученики старших классов. При малом гараже рабочий уголок кружка юных мотористов; здесь же хранятся инструменты для ремонта двигателей, материалы для моделирования. В рабочем уголке идет увлекательная работа - создается малая механизация, конструируются и монтируются механизмы, использующие электрическую энергию для замены ручного труда. (11, 126)

На школьном участке много цветов, цветочных аллей, рощ. Аллея роз - любимое место прогулок. В саду, в персиковой роще, в дубовой роще не меньше 30 укромных уголков, где благоухают цветы и можно помечтать, поговорить. Все, что связано с жизнью человека, должно быть красивым, вот почему мы уделяем столь большое внимание красоте внешней обстановки. (11, 126)

В формировании духовного облика ребенка большое значение имеет то, что он видит вокруг себя - на стенке в школьном коридоре, в классе, в мастерской. Здесь ничего не должно быть случайного. Обстановка, окружающая ребенка, должна его к чему-то призывать, чему-то учить. И мы стремимся к тому, чтобы каждый рисунок, каждое слово, которое прочитает ребенок, пробуждало у него мысли о самом себе, о товарищах. (11, 130)

При входе на второй этаж, где занимаются старшие классы, панно, озаглавленное следующим обращением: «Юноши и девушки! Вы стоите на пороге самостоятельной жизни. Чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать самого себя. Вдумайтесь в слова выдающихся людей о самовоспитании». Под этим заголовком помещены высказывания выдающихся людей... (11, 140) Против входа — красочное панно. На голубом фоне выделяются слова,' обращенные к ученику:

«Самое главное, что ты должен найти в нашей школе, — это цель жизни. Задумайся над словами, сказанными выдающимися людьми».

Под этим обращением помещены портреты выдающихся людей, а рядом с портретами — их высказывания:

« «В тот момент, когда я окажусь не в состоянии бороться, пусть дано мне будет умереть» (Энгельс).

 «Скажи, о чем ты мечтаешь, и я тебе скажу, кто ты» (Немирович-Данченко).

«Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях» (И. П. Павлов).

 «Все человеческое умение — не что иное, как смесь терпения и времени» (Бальзак).

«Не бывает великих дел без великих препятствий» (Вольтер).

«Бесполезная жизнь равносильна ранней смерти» (Гете).

«Человек, делающий других счастливыми, не может быть сам несчастным» (Гельвеций).

 «Все радости жизни — в творчестве. Творить — значит убивать смерть» (Ромен Роллан).

Мы стремимся к тому, чтобы в школе и стены говорили.

Воспроизведенные на плакатах и панно глубокие мысли проникают в духовную жизнь учеников, вызывают соответствующие переживания в первую очередь потому, что они - частица системы нашего нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания. Если бы смысл перечисленных высказываний не связывался с тем, чем живет в настоящее время коллектив, все эти слова проходили бы мимо ума и сердца наших питомцев, оставались бы для них пустым звуком. Все эти стенды, плакаты время от времени меняются в зависимости от содержания воспитательной работы. (11, 138)

 Традиции школы стали ежегодные встречи выпускников прошлых лет, Праздник матери. К нему долго готовится каждый ученик. Накануне праздника, вечером 7 марта, матерям преподносятся подарки: альбомы с рисунками и стихами или скромные изделия ручного труда, обязательно сделанные собственными руками. Праздник девочек. Проводится в первое воскресенье зимних каникул. Мальчики в этот день преподносят девочкам подарки — цветы, рисунки.

Весенние праздники — Праздник песни, Праздник цветов. Праздник птиц. Праздник птиц проводится, когда прилетают ласточки. Это праздник малышей. Они выпускают на волю птиц, подобранных зимой полузамерзшими и выхоженных потом в птичьей лечебнице. В этот день дети также дарят друг другу голубей. Эти традиции воспитывают добрые чувства — нравственные и эстетические, углубляют отношения дружбы и товарищества, воспитывают любовь и бережливое отношение к природе.

День памяти Зои Космодемьянской, имя которой носит наша пионерская дружина.

Рапорт друзьям. У нашего школьного коллектива давняя дружба с белорусскими школьниками Кормянского района Гомельской области. Раз в год, обычно в сентябре, в начале занятий, составляется коллективное письмо друзьям, в котором каждый пионерский отряд рассказывает обо всем хорошем, что им сделано, пережито. Эта традиция — хорошее средство воспитания чувств интернациональной дружбы.

День Неизвестного героя.

Новогодняя елка для самых маленьких. В школу на елку приглашаются самые маленькие граждане, только что научившиеся ходить и говорить. Их приводят мамы. Детям вручаются подарки, для них проводится представление кукольного театра, выступление художественной самодеятельности их старших товарищей — первоклассников. (Это, наверное, самое ценное и интересное в данной традиции: первоклассники выступают в роли старших, они заблаговременно готовят своих маленьких друзей к предстоящему празднику, учат их читать стихотворения. Каждый малыш читает здесь стихотворение в первый раз.)

Зимний праздник снежного городка. В этом празднике участвуют не только малыши и подростки, но и старшеклассники. На опушке леса, на лугу дети сооружают из снега городок деда-мороза— домики, башни. Стало традицией в этот день обедать в снежном городке, возле построенных домиков, холодный обед всегда кажется очень вкусным. В дальнейшем в снежном городке играют дошкольники, пока солнце его не растопит.

Важной задачей коллектив нашей школы считает воспитание у учащихся товарищеской взаимопомощи, стремления к взаимной поддержке и выручке. Мы стараемся пробудить уже у маленьких чувство беспокойства о судьбе товарища; научить воспринимать его горе как горе всего коллектива; выработать коллективное чувство солидарности и готовности к взаимопомощи — важнейшее условие предупреждения эгоизма. У каждого ребенка за годы его пребывания в школе бывает какое-нибудь горе: один заболел сам, у другого заболела мать, у третьего ураган разрушил гнездо голубей, у четвертого пропала собачка — все это требует товарищеского участия, сочувствия. С малых лет мы приучаем детей делать добро товарищу, у которого случилось несчастье. У одной девочки две недели тяжело болела, а потом умерла бабушка. Дети попросили учительницу не проверять заданий, не вызывать к доске эту девочку, пока она не придет в себя. Но все это время товарищи — мальчики и девочки — ежедневно занимались с ней, чтобы она не отстала.

«Если умеешь сам, а товарищ твой не умеет, научи товарища»— эту мысль мы внушаем детям с первых шагов их школьной жизни. В рабочих комнатах, мастерских, лабораториях есть специальные столики для товарищеской взаимопомощи.

      Внешне ни школа, ни учителя ее, ни дети ничем от других школ, учителей и детей не отличаются пишет исследователь наследия  В.А. Сухомлинского, СЛ Соловейчик. Когда на урок приходят гости (а в Павлышской школе гости не переводятся), то, если это учителя, они уходят с уроков в недоумении: «Ничего не понимаем. такой же урок, такой же план... и мы такие же уроки даем... Но почему же дети знают предмет лучше и учатся охотнее?» те же уроки, те же программы – никакого новаторства, ничего, что можно было бы объявить «опытом Сухомлинского» и потом с могучей силой внедрять по всем школам, рассыпая выговоры за не внедрение. Опыт Сухомлинского невозможно внедрять, преодолевая противодействие. его можно лишь принять, если учитель любит детей, и не принять, если не любит. В этой школе все «то же самое», только...только  с  последним  звонком классы и коридоры замирают: ни один ученик, ни один учитель не имеет права и пяти минут задержаться в школе. Домой! Отдыхать! Читать книги! работать в саду, готовиться к кружкам и факультативам! Дополнительные занятия? их нет, они сведены к необязательным консультациям до уроков. Совещания учителей? Не чаще, чем раз в неделю. Школа живет свободным временем учителя и учеников – вот одна из мыслей Сухомлинского, подступ ко всем его другим открытиям. Чтобы учителя хорошо учили, а дети хорошо учились, и у тех и у других должно быть как можно больше свободного времени. Успех ученика зависит не от того, что он сидит над уроками 4–5 часов в день, а от того, каково его общее развитие, как много он читает, как много времени у него для занятий любимым предметом. Поменьше времени на уроки, побольше на занятия, избранные по собственному увлечению!

Часто спрашивают: «Где Сухомлинский нашел таких учителей, как в Павлышской средней?»Сухомлинский увидел их в обычных учителях, он их вырастил, он воспитал их.

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком.

Хороший учитель — это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонт — новейшие открытия, исследования, достижения. Гордостью школы становится учитель, который, в дополнение к сказанному, сам неравнодушен к проблемам, над которыми бьется его наука, обладает способностью к самостоятельному исследованию. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы. Учебный предмет для него — лишь азбука науки. Глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки — все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета, науки, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не толь* ко преподаватель, но и воспитатель. Для учителя начальных классов важно не только всестороннее образование, но и особенный интерес к какой-нибудь определенной науке, отрасли знаний.

Хороший учитель — это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель — это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела. Очень важно, чтобы в школе был и прекрасный садовод, и человек, влюбленный в машины, и мастер электротехники, и столяр, и растениевод, любящий копаться на учебно-опытном участке. В хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.

Все достижения Павлышской школы явились результатом совместных усилий лучших ее учителей, и многие книги Сухомлинского целиком посвящены описанию их опыта. О себе как учителе и воспитателе, о своем опыте он стал писать примерно после тридцати лет работы.

Сухомлинский  учил учителей. Если он идет на уроки, то на 10-15 уроков подряд, не иначе, и разбирает сначала каждый урок, потом всю «систему уроков» вместе. Если начинает учить молодого учителя, то посещает и разбирает его уроки, составляет для него задания, дает ему - одному! - собственные открытые уроки, готовясь к ним так же, как если бы он ждал сорок учителей, и делает это не год, не два, не три - в течение шести - восьми лет! Если Сухомлинский разговаривает с учителем, то не торопясь, иногда часами; а если берется руководить научной работой учителей, то почти все учителя оказываются авторами научных статей... Да еще в школе издается рукописный журнал педагогических работ учителей, и он его редактор.

Один старый павлышский учитель (32 года стажа) задумчиво произносит:

- Я на каждый урок иду с удовольствием...

А что еще надо? Просто, чтобы все учителя шли на урок с удовольствием.

Сухомлинский сделал открытие «для себя», для «внутреннего употребления», он исходил из чисто практических нужд. ему необходимо учить всех детей, которые пришли к нему в школу, и он обнаружил, что лучший способ учить и развивать их – это постоянными успехами возбуждать страсть к учению. Уже через несколько лет после того, как Сухомлинский принял школу в Павлыше, он поставил перед своими учителями такой вопрос: как сделать, чтобы все ребята испытывали страсть к учению? Не интерес  – страсть! Почему, спрашивал директор школы Сухомлинский, дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонек постепенно угасает? В чем дело? В чем секрет? Ничего не поделаешь? Вот с этим-то Сухомлинский и не мог примириться.

Сухомлинский начинает титанический труд – ищет ответ на вопрос, который его мучит. Каждый день он ходит с урока на урок – то в первый класс, то в пятый, то в седьмой, то во второй... Почему дети теряют охоту к учению? Как воспитать страсть учиться? И не только директор бьется над этим вопросом – он сумел увлечь всех учителей в школе. Каждый пересматривал свой труд, даже самые опытные, те, что преподавали уже по тридцать лет и, казалось,

все знали и все умели .И вот что постепенно стало выясняться. Для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным, не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудного. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел  – сегодня научился. Вот в чем счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они... хорошо учились?

   Сухомлинский изменяет центр тяжести всей педагогической системы.«если человек становится только школьником, он во многих отношниях перестает быть человеком», – писал Сухомлинский. Видеть перед собой не школьника, а человека – вот суть педагогики Сухомлинского и вот обязательное требование для тех, кто хочет учить всех детей. Логика Сухомлинского такова: учите ребенка человечности – тогда он полюбит и труд, а полюбит труд, научится быть усердным и станет лучше учиться, ибо усердие обостряет ум. Никогда еще мечта педагогов о слиянии обучения и воспитания не воплощалась так полно, как в педагогике Сухомлинского. Для него ничто не самоцель: он воспитывает, чтобы вызвать желание учиться, и учит, чтобы вызвать стремление быть хорошим человеком. Сухомлинский не просто нашел некую разумную меру, не просто«не впал в крайность», нет, он нашел принципиально новое решение вопроса.

    Он ведет ребенка к знанию, учит его серьезно и основательно, исходя не из случайных детских интересов, а из требований  государственной программы, но главная его забота – вызывать у ребенка желание учиться. Он воспитывает, но прежде всего воспитывает «желание стать хорошим».

    Не поддерживая в ребенке чувство собственного достоинства, не

помогая ему преодолевать трудности и гордиться успехом, нельзя увеличить его способности, какие бы прогрессивные методы преподавания ни применялись.

   Воспитывать – значит создавать, и только создавать. Каждым шагом

и каждым словом создавать представление ребенка о себе самом как о достойном человеке. Найти в человеке человека – не в этом ли смысл воспитания?

    Школа должна давать, об этом писал и Сухомлинский, – возможность проявить себя, чтобы постоянно путались ранжирные карты: в учении первый – этот, в спорте – этот, в школьном театре – этот, в самоуправлении – этот.

   Истинная, настоящая радость в учении, истинный успех и самое ценное для педагога переживание – в труде мысли. Умственный труд – это вовсе не всякое сидение на уроке или дома за книжкой. Зубрежка – не умственный труд, это просто зубрежка. труд памяти – не умственный труд, умственный труд – усилие мысли, и только это усилие! Вся методика Сухомлинского направлена на одно: увеличить долю умственного труда ребенка, заставить, изучить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду,.

В школе была организована Работа с родителями: Главная миссия в школе – это укрепить авторитет родителей в глазах детей. Если бы меня спросили :  «Что самое трудное в нашей работе? Я бы ответил: говорить с ребенком о его отце и матери. Здесь малейшее неумение, оплошность, неточность могут привести к пагубным последствиям». Семейное воспитание было поднято до общественного уровня. Была организована школа для родителей: где были отделения для родителей детей разного возраста. Школа брала под контроль воспитание детей ещё дошкольного возраста. Занятия проводились 2 раза в месяц по 1,5 часа (даже бабушки, мамы и папы). Проводились индивидуальные консультации по воспитанию детей. В школе воспитывался культ матери. Плакат «Дети берегите своих матерей» висел в вестибюле школы. Дети дарили своей матери цветы в «День матери» или то, что сделали своими руками. Проводился и «Праздник отцов». Взаимосвязь семьи и школы строилась на взаимном уважении. Миссия школы – укреплять семью. Миссия школы в том, чтобы каждый ребёнок мог достичь успеха в школе. Дети из школы должны приносить домой радость. Школа этого добивалась. Учитель должен быть деликатным в разговоре с родителями. В каждом ребёнке нужно поддерживать силу в его способности. Если ребёнок потеряет веру, то он выйдет из-под влияния школы, семья перестанет быть помощником. «Нет такого ребёнка, которого нельзя было бы правильно воспитывать». Все дети разные. Воспитание – это человековедение. Без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитание не достигает  поставленной цели. «Каждый ребёнок – это особый, неповторимый мир», - говорил он. Помню, к нам в школу, в V класс, поступил строптивый, издерганный, чем-то очень озлобленный мальчик. Он делал все наперекор учителям. Я посоветовал педагогам: нужно найти общий интерес с мальчиком, и перед нами раскроется его сердце, мы узнаем о ребенке то, что нам надо узнать. Начинаются поиски интересов. Ищет весь коллектив. Я был уверен, что где-нибудь мы обязательно встретимся с этим строптивым пятиклассником: или в литературно-творческом кружке, или в кружке юных исследрвателей природных богатств родного края, или в клубе юных путешественников (мы время от времени собирались в своем «Северном Робинзоне»), или в зеленой лаборатории, в кружке юных электротехников и радиотехников, юных мотористов, юных биохимиков, юных животноводов.

И я с ним встретился дважды: первый раз — в кружке юных исследователей природы, второй раз — в обществе любителей научной фантастики (у нас есть и такое общество). Нам долго не удавалось акклиматизировать в нашей местности южное благородное растение — персик. Наконец, мы попробовали привить несколько почек этого теплолюбивого дерева к морозоустойчивому абрикосу. Пришла весна. Каждый день наиболее нетерпеливые бегали на участок смотреть, не распускаются ли почки. Я ходил на участок рано утром. И вот однажды я увидел мальчика, присевшего возле абрикоса. Мне показалось, что он затаил дыхание, боясь, как бы не повредить блестящий зеленый росток, только что появившийся из почки в это солнечное утро. Меня тоже взволновал этот первый росток настолько, что сразу не подумал, кто же пришел в сад раньше меня. Затем я поднял голову, наверное, чтобы поделиться радостью с этим другим. Он в это мгновение тоже поднял глаза, видимо, тоже хотел поделиться радостью со мной. Наши глаза встретились — это был он, Володя Н. Мы обняли друг друга и с тех пор стали друзьями. Передо мной открылось не только сердце этого умного, изумительно чуткого, душевного ребенка, но и то страшное, что уже успело искалечить его душу, заронить неверие в человека...

Особая ответственность лежит на учителе начальной школы, который должен знать духовный мир ребёнка. У них должны быть общие увлечения, стремления. От учителя начальной школы зависит будущая судьба ребёнка. Учитель должен заметить все трудности ребёнка, помочь ему их преодолеть. Нужно уважать личность ребёнка. Учитель в начальной школе не должен ставить двойки. Учитель должен оценивать знания, а не незнания.

   В 1953 году Сухомлинский провёл эксперимент, летом собрал шестилеток и своём селе. И родителям сказал, что хочет подготовить их к школе. Он организовал «Школу радости» для 6-леток. Это была школа под голубым небом. Большая часть занятий проводилась вне школы, на лоне природы. Он проводил уроки, например, за восходом или закатом солнца; совершались прогулки аппетитные. Дети брали с собой еду на природу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребёнка. Дети учились считать, писать через игру. На этих уроках учитель учил детей мыслить, наблюдать за окружающей средой. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей природы, беречь её. Дети учились сочинять свои сказки, работать над словом. Каждый год в школе проводился «Праздник сказки». Они выпускали школьные рукописные журналы. Свою работу с 6-летками Сухомлинский описал в книге: «Сердце отдаю детям», «Школа радости»; «Воспитание гражданина» – 2-ая книга; «Письма к сыну». Сборник «Павлышская средняя школа» «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», «Родительская педагогика», «Трудные судьбы» и т.д. Главная задача школы – воспитать интерес к учению. Секрет успеха учителя лежит в успехах детей. Нужно научить детей учиться, научить их мыслить. Источник желания учиться лежит в самом характере детского ума. Нежелание учиться – это неумение работать. Главное средство предупреждения лени – научить воспитанника самостоятельно трудиться ещё в младшем возрасте. Мышление начинается тогда, когда у ученика появляется потребность ответить на поставленный вопрос. Учитель должен беречь огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Каждый учитель – предметник должен стремиться в каждом классе создать интеллектуальный фон класса. Сухомлинский считал: «Дети должны обязательно посещать кружки, музыкальную школу, спортивный городок и т.д.» Он советовал детям вставать в 6 утра и готовить домашнее задание до учёбы (утром). Вторая половина дня отводилась для кружков. В Павлышской школе осуществлялось проблемно обучение. Он выступал против зубрёжки; каждый учитель должен точно разграничить материал: что нужно запомнить на всю жизнь, а что просто понять. Он верил в воспитательную силу книги, слова. У детей воспитывалась любовь к чтению книги. Была заведена традиция – каждый ученик за 10 лет обучения должен был прочитать 200 книг из Золотого фонда. Трудовое воспитание должно стоять в центре внимания школы и семьи. В труде человек утверждает себя как деятеля, он должен испытать радость созидания. Труд воспитывает только тогда, когда он не лёгок. Он должен быть постоянным, повседневным. Необходимо сочетать физический и умственный труд. Любой вид труда должен включать в себя элементы поиска, эксперимента. Нужно сочетать различные виды труда (промышленный и сельскохозяйственный, учебный и производственный, краткосрочный и долгосрочный, платный и бесплатный, ручной и механизированный).  

   Сухомлинский осторожно относиться к наказаниям. Он считал, что они ожесточают детей, главное – любовь к детям. Главное гуманизм, чуткое отношение к ребёнку. Его педагогика – это педагогика 21-ого века. Нравственность воспитания, любовь к людям осуществлялась через деятельные поступки к людям.

    Воспитать нравственность человека, любовь ко всему живому, добрые чувства (которые своими корнями уходят в детство всегда). Ребёнок должен жить в мире игры, сказки, фантазии, творчестве. Без всего этого ребёнок – это засушенный цветок.

В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости, познает мир не только умом, но и сердцем.

С помощью старших школьников мы оборудовали в школе «Комнату сказки». Много пришлось потрудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем детстве. Вот жилище злой Бабы-яги — избушка на курьих ножках, окруженная таинственными деревьями и пнями, рядом фигурки персонажей — Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу — хата дедушки и бабушки, в небе — гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика Ивасика-Телесика. В третьем углу — синее-синее море-океан, на берегу которого ветхое жилище доброго старика и злой старухи, у порога — старое корыто, на завалинке сидят старик со старухой, а в море плавает золотая рыбка. В четвертом углу — зимний лес, высокие сугробы, среди которых пробирается, утопая в снегу, маленькая девочка — мачеха послала ее в зимнюю стужу за ягодами... Из окна избушки выглядывает козлик. А вот огромная рукавичка, в которой живёт мышка... Все это мы сделали сами.

    В «Комнату сказки» я вожу детей не часто — раз в неделю, а то и в две. Эстетическая потребность не должна удовлетворяться до пресыщения. В этой комнате сказки звучат для детей по-особому. Вот в окошках избушки вспыхивает огонек, на небе загораются звезды, поднимается из-за леса луна. Комната озаряется слабым светом, а по углам становится еще темнее. 

Большое и маленькое

   У коровы Лыски родился Телёночек. Он ещё маленький, даже дрожит. Припал Телёночек к матери, напился молока, и захотелось Телёночку погулять.

     Пошёл он по двору, видит - сидит маленький зверёк. Дотронулся Телёночек до маленького зверька, а на нём пух мягкий-мягкий, мягче, чем материнское вымя.

Дивится маленький зверёк на огромного зверя - телёнка, сжался и сидит себе тихо-тихо.

- Кто ты такой? - спрашивает Телёночек.

- Я старая Крольчиха, - отвечает маленький зверёк.

- Неужто ты старая Крольчиха? - удивляется Телёночек. - Значит, у тебя и детки есть?

- Есть у меня маленькие детки - крольчата. А ты кто?

- Я маленький Телёночек, - отвечает Телёночек. - Я только что родился.

- Неужто ты только что родился? - удивилась старая Крольчиха. - Чудно: ты ж ещё маленький, а уже такой огромный…

- А ты уже старая Крольчиха, а такая маленькая, - ещё больше удивился Телёночек. - Неужели всё на свете такое чудное?

...В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь Сухомлинский — гуманист и педагог. 

Цитаты и афоризмы В. Сухомлинского

♦ В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

♦ Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

♦ В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

♦ Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.

♦ Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

♦ Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

♦ Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

♦ Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.

♦ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

♦ Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

♦ Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

♦ Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.

Список литературы.

1.     Сухомлинский В.А. Избранные  произведения.: В 5 т. — Киев, 1979—1980.

2.     Сухомлинский В.А. Избранные  произведения.: В 3 т. — М., 1979—1981.

3.     Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1990.

4.     Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа,1987.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Письмо Сухомлинскому от учителей

В помощь учителю математики при проведении внеклассных мроприятий...

Урок по чтению в 3 классе: "Пусть будут и соловей, и жук" В. Сухомлинский.

Урок по чтению на тему: "Пусть будут и соловей, и жук" В. Сухомлинского. Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения пользоваться толковым...

Сухомлинские чтения: "Добрая половина заботы педагога-воспитание здорового ребенка"

Необходимость применения здоровьсберегающих технологий в школе...

Урок-обобщение "Сказки В.А. Сухомлинского" по чувашскому языку в 4 классе.

Юлташна В. A. Gyxомлинскин хăш юмахĕ килĕшет? Ыйтса пĕл.          ...

Открытый урок-обобщение "Сказки В.А. Сухомлинского" по чувашскому языку в 4 классе.

Юлташна В. A. Gyxомлинскин хăш юмахĕ килĕшет? Ыйтса пĕл.          ...

«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории

Программа кружка «Юный математик» реализовывалась  для «младших» школьников  6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...