Урок по чтению в 3 классе: "Пусть будут и соловей, и жук" В. Сухомлинский.
методическая разработка по теме

Царева Юлия Николаевна

Урок по чтению на тему: "Пусть будут и соловей, и жук" В. Сухомлинского. Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения пользоваться толковым словарём. Данный урок даёт возможность развивать у детей память, внимание, мышление, а также аналитико - синтетическую деятельность при чтении и разборе текста. Данный текст воспитывает любовь к птицам, насекомым и ко всему живому; любовь к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по чтению и развитию речи 3 «Б» класс.

Тема: «Пусть будут и соловей, и жук» В. Сухомлинский.

Тип урока: урок изучения нового материала.

                                           

                                                  Провела:

                                                                     учитель 2 категории

                                                               Малыгина Ю. Н.

             

Тема: «Пусть будут и соловей, и жук» В. Сухомлинский.

Цель урока:

Совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения пользоваться толковым словарём.

Задачи урока:

1. Обучающие:

- Формировать навык выразительного, осознанного, правильного  чтения.

2. Коррекционно – развивающие:

 – Развивать память, внимание, мышление учащихся.

 -  Развивать аналитико-синтетическую деятельность при чтении и разборе текста.

- Развивать общую и артикуляционную моторику.

- Пополнять словарный запас учащихся.

3. Воспитательные:

    – Воспитывать самостоятельность, самодисциплину и самоконтроль.

    - Воспитывать доброжелательное отношение к живым предметам.

    - Воспитывать чувство радости, удовлетворённости результатами работы.

    - воспитывать любовь к птицам, насекомым и ко всему живому; любовь к природе.

    - Способствовать сохранению здоровья учащихся.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика

а) сказка «Весёлый язычок».

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение темы урока.

5. Физкультминутка.

6. Работа над новым материалом

а) введение в тему

б) чтение рассказа учителем

в) словарная работа

г) игра «летает – не летает»

д) чтение чистоговорки

е) чтение текста детьми

7. Физкультминутка.

8. Продолжение работы над рассказом.

а) чтение по цепочке

б) работа с картинкой

в) хоровое чтение

г) физкультминутка для глаз

д) выборочное чтение

е) выразительное чтение

9. Итог урока.

10. Оценки.

11. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. 8 зеркал.
  2. Картинка жука
  3. Картинка соловья
  4. Музыкальный центр (для физкультминуток).
  5. Карточки со словарными словами.
  6. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и

Н. Ю. Шведова.

  1. Диск с пением соловья и жужжанием жука.
  2. Информация о соловье.
  3. Информация о жуке.

Подробное содержание урока:

1. Организационный момент.

 Цель: создание рабочего настроения.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

- Ребята, а чтобы вам сесть за парты нужно назвать любимого животного, птицу или насекомого (на выбор).

- Итак, называем и садимся.

- Молодцы! Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор на эту тему.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а чтобы сегодня на уроке хорошо читать; правильно и красиво говорить, давайте разомнём наш язычок и губки.

а) Давайте вспомним с вами «Сказку о Весёлом язычке».

Жил – был весёлый язычок в своём домике. Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (вот так: рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык широкий и расслабленный на нижней губе). Потом спрятался в свой домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать; рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, он улыбался (губы растянуть) и решил попить чай с трубочками (вытягивание губ вперёд длинной трубочкой). Потом сладко зевнул (рот широко открыт) и подумал: «Пора мне идти спать».

- Молодцы, ребята!

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, что вам было задано на дом? Кто вспомнил, поднимаем руку.

(Нужно читать выразительно рассказ «Мальчик в лесу» страница 25 – 26).

- Но сначала, давайте вспомним кто действующие лица в этом  рассказе?

(мальчик Вильборик, его отец, бурундук, мыши).

- Где происходили все действия?

(на берегу лесной реки, в лесу)

- Молодцы! А теперь открыли учебники на странице 25, глазками минутку пробежали, повторили.

- Рассказ нам прочитают 3 человека.

- Молодцы, ребята!

- Оценки!

- Ребята, каких животных мы встретили в рассказе?

(мыши, бурундук)

- Как по – другому можно назвать бурундука?

(земляная белка)

- что сделал Вильборик?

(отнял у бурундука орехи)

- Хороший поступок ли совершил мальчик?

(нет)

- Почему отец осудил Вильборика за его поступок?

(потому что мальчик совершил плохой поступок, он отнял у животного его запасы и оставил его без еды, а без еды животных не выживут и умрут)

- Ребята, можно сказать, что мальчик любит и заботится о животных?

(нет)

4. Сообщение темы урока.

- Напомните мне раздел, который мы изучаем?

(«Люби всё живое»)

- Правильно, молодцы! Вот поэтому автор данным рассказом нам показывает, то, что мальчик поступил плохо, что нужно наоборот помогать, подкармливать животных. А ещё я думаю, автор написал для нас данный рассказ для того, чтобы никто из вас не совершил такой плохой поступок, как мальчик.

- Ребята, а сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним рассказом из данного раздела.

5. Физкультминутка.

- Но сначала немного отдохнём.

 Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке

Ой, упал, упал мой жук

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук.

Улетел на крыльях.

6. Работа над новым материалом.

 

а) введение в тему.

- Сегодня мы с вами будем работать над рассказом В. Сухомлинского, а как называется данный рассказ, и кого мы с вами там встретим, вы узнаете, отгадав загадки:

1. Шесть ног без копыт,

    Летит – жужжит.

   Упадёт – землю роет   (жук)       (на доску вывесить картинку жука)

2. Настолько здорово поёт,

    Что каждый сразу узнаёт.

    А с виду – маленькая птичка:

    Невзрачная и невеличка.

    Но, запоёт – дыши ровней,

    Чтоб не вспугнуть… Он - ….. (соловей)  

                   (на доску вывесить картинку соловья)

- Молодцы, ребята, отгадали мои загадки. Ребята, скажите, пожалуйста, соловей это кто?   (птица), а жук?   (насекомое).

- Молодцы!

- А что у них общего, как вы думаете?

(соловей и жук – живые существа, у которых имеются крылья)

- А чем они отличаются?

(соловей поёт, а жук жужжит)

- Правильно, ребята, молодцы! И сейчас мы с вами прочитаем рассказ, который называется «Пусть будут и соловей и жук».

б) чтение рассказа учителем.

- Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ, а вы подумайте:

1. Где происходят действия?

- Итак, где же происходят действия?

(ответы детей)

2.  Кто является главными действующими лицами в рассказе? (вопрос задать после прочтения)

(ответы детей)

- Молодцы!

в) словарная работа.

- Ребята, а сейчас давайте, почитаем труднопроизносимые слова с доски, которые нам встретятся при чтении

ДОС – ТО – ИНСТ – ВО

(сначала читаю я, а затем хором по слогам)

- Ребята, а как вы думаете, что значит  «с достоинством ответил»? Это как он ответил?

(ответы детей)

- Молодцы!

- А сейчас, давайте посмотрим значение данного слова в толковом словаре Ожегова (стр 173).

Достоинство – 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. 3. Стоимость, ценность денежного знака. 4. То же, что титул.

- Ребята, в рассказе есть ещё два слова, значение которых давайте найдём и прочитаем в словаре:

- Первое слово гордость.

- Ребята, что значит «смотрел с гордостью»?

(ответы детей)

- Почитаем значение данного слова в словаре:

Гордость – 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от чего – нибудь. 3. О том, кем (чем) гордятся. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

- Молодцы!

- Второе слово мудрость.

- Ребята, что такое мудрость?

(ответы детей)

- Прочитаем значение данного слова в словаре:

Мудрость – 1. Обладающий большим умом. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

- Молодцы, ребята! Словарь нам с вами очень помог найти значение непонятных слов, поэтому запомните, что словарь очень важная книга в библиотеке.

г)  Игра «Летает – не летает»

Учитель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу. Слова могут быть такими: стрекоза, парта, дом, воробей, белка, книга, самолёт, грач, мяч, бабочка, лебеди, вертолёт.

д) Чтение чистоговорок

 А теперь посмотрите все на доску, мы сейчас с вами почитаем слоги и слова. Сначала прочитаю я, а потом будем читать хором.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Жи – жи – жи – здесь живут ежи.

Ужу – жу – жу – молоко дадим ежу.

(Последнюю строчку читаем выделяя голосом сначала первый слог, потом второй слог, потом третий слог, а потом последнее слово).

г) чтение текста детьми.

- Ребята, а сейчас вы должны прочитать текст жужжащим чтением, читая, подумайте над вопросом:

1. Что делал соловей в саду?

(смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую девочку и пел)

Сообщение о соловье (читает Даша)

2. Кого в саду встретил соловей?

(рядом с соловьём летал большой рогатый жук)

Сообщение о жуке (читает Илья)

- Ребята, а сейчас давайте послушаем с вами жужжание жука и пение соловья.

Слушание диска.

- Ребята, что вам больше всего понравилось: пение соловья или жужжание жука? Почему?

(ответы детей)

- Молодцы, ребята!

7. Физкультминутка.

- А сейчас немного отдохнём:

«Вы, наверное, устали?»

«Вы, наверное, устали?»

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Тихо сели!

8. Продолжение работы над рассказом.

а) чтение по цепочке.

- А сейчас, мы с вами будем читать этот рассказ по цепочке: Даша начинает, я говорю «стоп», продолжает Илья и так далее.

Вопросы:

1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чём спорили соловей, и жук когда встретились?

(о том, что важнее: пение соловья или жужжание жука; и о том кто нужнее людям и миру: соловей или жук).

- Молодцы!

б) работа с картинкой.

- Ребята, посмотрите, что изображено на картинке?

(сидит на ветке соловей и поёт, к нему подлетел жук, и они начали спорить).

1. Ребята, а к кому обратились соловей и жук за помощью?

(к девочке)

2. Как она разрешила их спор?

(ответ детей)

- Правильно, молодцы!

в) хоровое чтение.

- Ребята, найдите в тексте предложения, которые относятся к данной картинке.

- Давайте прочитаем их хором (стр. 27 – 2 предложения).

- Молодцы, ребята!

г) физкультминутка для глаз.

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки в стороны, посмотреть на левую руку, а затем на правую).

Взвился вверх и полетел (потрясти кистами, посмотреть вверх).

д) выборочное чтение.

1. Ребята, найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что соловей утверждает, что жужжание жука никому не нужно?

- Зачитайте мне его.

- Ребята, подумайте, как нужно читать данное обращение соловья к жуку?

(с досадой, с недовольствием, громко, требовательно).

- Правильно, молодцы! Сейчас я прочитаю вам данный отрывок, выразительно, а затем попробуем вместе.

- чтение учителем выразительно.

- Чтение детьми.

- Молодцы, ребята!

2. Ребята, а сейчас найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что жук отвечает в ответ соловью?

- Зачитайте мне его.

- Ребята, давайте подумаем, как нужно читать слова жука?

(с достоинством, громко, с гордостью, не уступая соловью).

- Правильно, молодцы!

- Сейчас я прочитаю вам слова жука выразительно, а затем попробуем вместе.

- Чтение учителем.

- Чтение детьми.

3. Ребята, что на это жуку ответил соловей?

- Найдите в тексте и зачитайте.

- Ребята, посмотрите, в первом предложении стоит (!), значит, как его нужно читать?

(с восторгом, с удивлением, громко, с восклицанием).

- В конце второго предложения стоит (?), как его нужно читать?

(спрашивая, задавая вопрос и выделить главное слово «ты тоже»).

- Давайте попробуем прочитать данные слова соловья, сначала я, а затем вместе.

- Чтение учителем.

- Чтение детьми.

4. Ребята, к кому же обратились соловей и жук за решением данного спора?

(к девочке)

- Найдите и зачитайте данное обращение.

- Молодцы!

5. Что на это им ответила девочка?

(пусть будут и соловей и жук).

- Найдите и зачитайте данные слова в тексте.

- Попробуем прочитать данные слова выразительно, соблюдая знаки препинания и паузы, сначала я, а затем вместе.

- Чтение учителем.

- Чтение детьми.

- Молодцы, ребята!

6. Ребята, решила ли Девочка спор соловья и жука?

(да)

7. Правильное ли решение она нашла?

(да, она никого не обидела ни соловья, ни жука, нашла всем место в данном мире)

8. Как вы думаете, остались ли,  довольны соловей и жук?

(да)

- Молодцы, ребята!

е) Выразительное чтение всего рассказа, если останется время.

9. Итог урока.

- Ребята, а сейчас тихо встали.

- Улыбнулись друг другу.

- Сделали глубокий вдох, руки подняли вверх!

- Сделали выдох, опустили руки.

- Тихо сели!

Вопросы:

  1. Итак, ребята, какой рассказ мы с вами сегодня читали?
  2. Кто действующие лица в этом рассказе?
  3. О чём он?

- Молодцы!

10. Оценки.

 - Ребята, вы все сегодня были молодцы, очень хорошо все работали и читали. Оценки я поставлю……………..

11. Домашнее задание.

Страница 26 – 27, читать выразительно.

- Молодцы!

- Урок закончен!

Соловей

Соловей – это маленькая птичка с коричнево – кремовым оперением. Соловьи поют от рассвета до наступления темноты. Его песню можно услышать даже ночью. Соловьиная трель отличается красивой мелодией. Живут соловьи в густых зарослях и питаются червями, насекомыми и ягодами, которые находят на земле. Для выведения птенцов соловьи строят гнездо из листьев и выстилают его травой и перьями.

Жук

Жуков в природе много видов: майский жук, колорадский жук, жук – скарабей, чёрный еловый усач, жук – олень и другие.

Майский жук: а вы знаете, что он съедобен? И не только съедобен, но в ряде стран считается лакомым блюдом. Недавно во Франции на конкурсе кулинаров получил специальную премию пирог с личинками майского жука.

 Весной 1958 года на картофельных полях нашей страны появился полосатый жук. С годами он широко распространился и стал причинять большой вред. Жука называют картофельным или колорадским. Полосатые колорадские жуки очень плодовиты. Одна самка может отложить до 2400 яиц. К концу лета потомство только одной самки может составить 30 миллионов жуков.

Если в тёплый июльский день поискать в дубраве деревья с трещинами на коре, можно встретить рыцарей. Неуклюжие, огромные, в блестящей чёрной и тёмно – коричневой броне, они будут бросаться друг на друга. И здесь победу приносит сила, ловкость и упорство. Это поединок жуков – оленей. Из – за своей привлекательности жуки – олени становятся всё более и более редкими насекомыми. Их надо охранять.

Самоанализ урока.

Тема: «Пусть будут и соловей, и жук» В. Сухомлинский.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Это предпоследний урок из раздела «Люби всё живое». Исходя из того, что класс по своему интеллектуальному развитию можно назвать разноуровневым:

1 группа – дети со средними способностями:

Ерёмин Владислав

Голышев Никита

Пичугина Дарья

Федотова Вероника

2 группа – дети со способностями ниже среднего:

Куликов Дмитрий

Кумакшин Илья

Жулина  Люба

3 группа – очень низкие способности:

Козлов Илья

При планировании урока были учтены особенности этих групп и поставлены следующие цели и задачи:

Цель урока:

Совершенствование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения пользоваться толковым словарём.

Задачи урока:

1. Обучающие:

- Формировать навык выразительного, осознанного, правильного  чтения.

2. Коррекционно – развивающие:

 – Развивать память, внимание, мышление учащихся.

 -  Развивать аналитико-синтетическую деятельность при чтении и разборе текста.

- Развивать общую и артикуляционную моторику.

- Пополнять словарный запас учащихся.

3. Воспитательные:

    – Воспитывать самостоятельность, самодисциплину и самоконтроль.

    - Воспитывать доброжелательное отношение к живым предметам.

    - Воспитывать чувство радости, удовлетворённости результатами работы.

    - воспитывать любовь к птицам, насекомым и ко всему живому; любовь к природе.

    - Способствовать сохранению здоровья учащихся.

Оргмомент: был проведён с целью организации детей, настроя их на серьёзную работу, повторение ранее изученного материала. Детям была сообщена тема урока. Учитель привлёк внимание учащихся, заинтересовал их.

Артикуляционная гимнастика: была проведена с целью разминки губ, языка, всего речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика состояла из:

  1. Сказки «Весёлый язычок»
  2. Чистоговорки

Проверка домашнего задания: с помощью проверки знаний и умений должны выявляться особенности познавательной деятельности школьников, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции. Устный опрос учащихся позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, вместе с тем во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.

Работа над новым материалом включала в себя различные виды чтения:

- жужжащее чтение, - чтение по цепочке, - выборочное чтение, - хоровое чтение.

А также:

- беседа по содержанию прочитанного

- словарная работа (смысловая и словарная работа труднопроизносимых слов)

- работа по картинке.

При работе над новым материалом присутствовала наглядность.

Итог: были подведены итоги урока, деятельность учащихся оценена учителем.

Вывод: считаю, что цели урока достигнуты, намеченный план, и структкру урока реализованы полностью. Все этапы урока соблюдены. Учебный материал соответствовал программе, знаниям, умениям и навыкам учащихся. Соблюдены гигиенические требования, проведены физкультминутки, помещение хорошо освещено, проветрено.

Урок оснащён наглядностью, которая способствовала более успешному усвоению материала, заинтересовывала учащихся, оживляла урок.

Урок проведен в спокойной, доброжелательной обстановке. Чётко распределено время на уроке.

Урок носил коррекционную направленность. Виды чтения помогали развивать мышление, память, воображение, внимание. Осуществлялся индивидуальный подход к учащимся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»

Мы   так каждый урок говорим   о словах, об их использовании, и о  роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове - солнце.    Погружаясь в мир ...

Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе "Пусть всегда будет солнце"

Презентация позволяет усилить  эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидет...

Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

Конспект урока по чтению во 2 классе "Моя мама пахнет хлебом" В.Сухомлинский.

Конспект урока по чтению для 2 класса школы 8 вида.Цель: познакомить учеников с творчеством В. Сухомлинского; учить выразительному, послоговому, осмысленному чтению.Задачи:Образовательные:- Познакомит...

урок по литературе в 5 классе Оскар Уайльд "Соловей и роза".Герои сказки

дана разработка урока по русской литературе по теме  Оскар Уальд "Соловей и роза". Герои сказки....

Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога:  методические труды, исследования, р...

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...