Урок - исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

Мы   так каждый урок говорим   о словах, об их использовании, и о  роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове - солнце.    Погружаясь в мир слова, исследуя его, мы сделаем поразительные открытия.На уроке мы будем исследователями слова,художниками, поэтами и писателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Урок - исследование слова в 5 классе.

                « Пусть всегда будет солнце…»

 Цели:

1) развивать связную речь учащихся,  умение анализировать текст, отдельные языковые явления;

2) вырабатывать  умение самостоятельно находить новое, исследуя дополнительные источники информации;

3) вызывать  эмоциональное отношение к слову через восприятие литературных, музыкальных и живописных произведений;

4) воспитывать внимательное отношение к слову.

                                 ХОД УРОКА

  1. Сегодня поговорим о слове. Вы скажете, что мы и так каждый урок говорим и о словах, их использовании, роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове, и оно вам хорошо знакомо. Отгадай те загадку и узнаете, о каком слове пойдёт речь.

 Встаёт рано, ложится поздно, 
Светит ярко, греет жарко. (слайд 1)

(Звучит отрывок из песни Пусть всегда будет солнце)

– Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов.  К нему многие ребята готовились заранее, подбирали материал, проводили исследовательскую работу. И сегодня мы все на время станем исследователями, постараемся как можно больше узнать о слове «Солнце».  

 Произнесите его про себя и прислушаетесь к своим ощущениям.

2.   Эмоциональное отношение к слову.

- Прислушайтесь к слову. Какие ассоциации вызывает у вас оно?   

- Какие воспоминания пробуждает это слово?

- Почему ассоциации возникают разные?

  Запишите их в дневник наблюдений.

Солнце …Я очень люблю солнце. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное.

Таинственное, непостоянное, необъятное – оно греет душу, не оставляет равнодушным сердце. Сегодня мы с вами будем всматриваться, вслушиваться в слово «Солнце». (слайд 3,4)

  3.  ЧТО ТАКОЕ СОЛНЦЕ? (слайд 5)   

Толкование слова в различных словарях и энциклопедиях:

 1гр. Толковый словарь 1. (как астрономический термин с прописной буквы).

Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло (слайд 6)

2гр.   `Словарь эпитетов`

 О размере, высоте над горизонтом, времени, появления; о цвете, температуре, яркости:
  багровое, багрово-красное, багряное,  ), белое, бледное, блестящее, большое,   восходящее, высокое, горячее, громадное,   дымное, жаркое, жгучее, желтое, крупное, закатное, заходящее, златоглавое (устар. поэт.), златое (устар.), золотистое, золотисто-огненное, золотое, испепеляющее,  красное (нар.-поэт.), кровавое, крупное, лимонное, лимонно-желтое, литое, лучезарное (устар. поэт), лучистое, малиновое, мглистое, медное, медно-красное, молодое, морозное, нежаркое, нестерпимое, нещадное, низкое, огневое, огненное, огненно-красное, огнистое, огромное, оранжевое, ослепительное, ослепительно-желтое, палящее, пламенное, полуденное, пунцовое..

3гр.  Солнце `Русская энциклопедия`

небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.  

 4 гр. Этимологический  словарь.

Слово солнце общеславянское, образовано с помощью суффиксов ьце, ько СЪЛНЬ сочетание нь исчезло.

 Диалектное ПОСОЛОНЬ — по солнцу, УСОЛОНЬ — тень, СОЛНЦЕПЕК — добавлен суффикс нь

5 гр. Определение мифологического значения слова(слайд7)

4. Заполните свой  дневник, ответив на вопросы:

1. Какого цвета слово?

2. Из какого материала его можно сделать?

3. Каким шрифтом хочется написать?

4. На что похоже звучание слова?

5. Какой у слова характер?

5. А что вы знаете о грамматических признаках слова солнце?

        - В чём особенность его написания?

        - Какие прилагательные можно подобрать к слову солнце?

  (теплое, ласковое, жаркое, июньское, зимнее, улыбающееся, тусклое, палящее и т.д.)

 6. А есть ли родственники у нашего слова? Выясним это, ответив на вопросы: (слайд 8)

    Слово, произносится ласково, отвечает на вопрос  «что?».

                        СОЛНЫШКО

 Обозначает качество дня, характеризует настроение, отвечает

«какой?»

                        СОЛНЕЧНЫЙ

Очки тёмного цвета, носят летом.

СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ

Растение, которое поворачивает свой цветок всегда в сторону солнца. ПОДСОЛНУХ

Масло, сделанное из семечек этого растения.

ПОДСОЛНЕЧНОЕ

 Место, где сильно печёт солнце.

СОЛНЦЕПЁК

Растения, которые любят расти на солнышке

                СОЛНЦЕЛЮБИВЫЙ

-Вот сколько родственников у слова, большая семья! И само слово и его родственники несут свет, тепло, радость.

 7. Использование слова «солнце» в  художественном  тексте (слайд 9)

Таким увидел солнце писатель И.С.Тургенев.

Проследите по тексту, каким бывает солнце. Запишите в дневник   словесный ряд, используя имена прилагательные из текста, при  помощи которых можно доказать, что солнце всегда разное. 

  Отметьте значками :

! – слово привлекло внимание, затронуло

? – лексическое значение слова вызывает затруднения

 А) Солнце — не огнистое, не раскаленное как во время знойной засухи не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

  - Попытайтесь определить тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

  -Какие картины возникали у вас при чтении текста?

- Рядом с какими словами у вас появился знак вопроса?  

- Определите лексическое значение этих слов: огнистое, лучезарное, светило)

(Работа с толковым словарём группы  уч-ся)

Б) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары, жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

 8. Конструирование предложений.

Попытайтесь описать солнце  в 3-4 предложениях,

используя в своем тексте выписанные  имена прилагательные. 

Чтение предложений.

9.  Работа в группах.

Ребята каждой группы нашли  примеры, где употребляется  слово  «солнце».  (слушаем  ответы детей; слайды 18-20)

   10.  Определение символического значения.

  Какие символы вы можете вспомнить с использованием слова солнце?

(Свет, тепло, радость, лето, доброта, щедрость…)

 11.  Интересное  о  слове «солнце»(слайд 10)

А) Хорошую подсказку в познании тайны русского языка дает нам древняя наука нумерология и простая арифметика.
Слово и число. В чем же они объединяют и дополняют друг друга. Для дальнейших рассуждений и подсчетов воспользуемся следующим алгоритмом:

       1    2    3    4    5    6    7    8   9
        а    б     в    г     д    е    ё    ж    з
        и    й     к    л     м    н    о    п    р
        с    т      у    ф    х    ц    ч    ш   щ
        ъ    ы     ь    э     ю   я

Каждой букве алфавита соответствует своя цифра. Возьмем любое слово, сложим  все цифры, соответствующие буквам в этом слове и получаем число. Слов, которые имеют одно и то же число достаточно много. И вот здесь начинается самое загадочное, таинственное и интересное.

Одним и тем  же числом обозначены слова:
ДОБРО (30), СОЛНЦЕ (30), ИДЕАЛЬНЫЙ (30), СЕМЕЙНЫЙ (30), КЛАДОВАЯ (30).
Отец – опора семьи, защита, продолжатель рода, добывает хлеб, хозяин в доме. И здесь полное соответствие числа и смысла.
МАМА (12) + ПАПА (18) = ВДВОЕМ(30) 

-  Какой вывод мы можем сделать из приведённых фактов?

  (Это не случайно, так как под солнцем увеличивается с количество добрых дел и людей, совершающих их. Под солнцем теплее и уютнее жить детям вместе с родителями)

Б) У Сергея Прокофьева был альбом, который назывался «Что вы думаете о солнце?» В нём на этот вопрос ответили поэт В. Маяковский, певец Ф.Шаляпин, шахматист Капабланка и много других великих и замечательных людей. Вот некоторые ответы:

«Самая широкая тропа на солнечной стороне и к солнцу» - Шаляпин;  «Солнце – это жизнь, мы счастливы, когда видим его; когда же оно остаётся скрытым в облаках, уныние поселяется в моём сердце» - Капабланка (Звучит отрывок из Концерта №3 для фортепьяно с оркестром С. Прокофьева)(слайд 11,12)

        В) В эталонном кабинете Каслинского завода архитектурного и художественного литья »  хранится ряд уникальных произведений, выполненных для особого исторического случая. К числу таких произведений относятся три композиции, которые предназначались для подарка американскому президенту Рональду Рейгану.

        За несколько месяцев до официального визита Рейгана в Москву в июне 1988 года группа скульпторов Каслинского завода получила ответственное творческое задание: разработать эскизы скульптурного подарка американскому гостю. Во всех работах должна звучать тема сохранения мира на планете. Приезд Рейгана в СССР мог существенно повлиять на характер взаимоотношений двух крупнейших мировых держав и улучшить обстановку в мире. Поэтому подготовке визита придавалось особое значение. Тогда творческая группа Каслинского завода насчитывала восемь человек. Из множества эскизов, подготовленных по заданию, было выбрано три наиболее удачных. Тема сохранения мира трактовалась в них в символическом ключе.

У Разифы Гниятуллиной композиция называлась «Пусть всегда будет солнце!». На земном шаре с рельефным изображением континентов стояла стройная фигурка девушки. В поднятых вверх руках она держала солнце — сферу с расходящимися в разные стороны тонкими стержнями — лучами. Лента с пятью — по числу континентов — голубями спирально опоясывала земной шар. Символично, что солнце для всех одно, а значит согревает своим теплом всех людей на планете и заботится о том, чтобы они жили в мире и согласии. (слайд  13)

Разифа Гниятуллина родилась в 1951 году в селе Тюбук Каслинского района Челябинской области. В 1980 году окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. С 1981 года скульптор Каслинского завода. Автор нескольких десятков моделей для художественного литья.

12.Послушайте стихотворение «Солнышко» и скажите, какое настроение создаёт солнце? Какой художественный приём использовал поэт, говоря: «Обронило солнышко улыбку!»

Обронило солнышко улыбку

На краю ромашкового луга.

Обронило солнышко улыбку

На опушке белоснежной рощи.

Обронило солнышко улыбку…

И с тех пор глазастые ромашки

Солнце в лепестках своих качают;        

 И с тех пор берёзы, словно птицы,

 Крыльями зелёными полощут.

 Ничего на свете не случилось

От чего же нежностью просвечен

Каждый лист и каждая травинка?  

Оттого, что поутру однажды

Обронило солнышко улыбку!

- Понравилось ли стихотворение?

- Чем понравилось?

 -Подумайте, какую улыбку обронило солнышко?

        Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся  добрее, ласковее, внимательнее.   У доброго человека  лучистая, солнечная улыбка. Давайте и мы   подарим   улыбки друг другу.

 

13..Прием «Синквейн»(слайд 14,15)

Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Солнце.

Ясное, ласковое.

Светит, греет, радует.

Дарит людям лучистую улыбку.

Восхищение!

Итог урока: сегодня на уроке мы убедились, насколько интересным может оказаться мир слова, если присмотреться к нему внимательнее. Слово – величайшая ценность языка, оно красиво и своеобразно. Слово прекрасно само по себе!   Погружаясь в мир слова, исследуя его, мы делаем поразительные открытия. 

Домашнее задание:

Написать  мини-сочинения о солнце. Вы можете использовать все записи,  что есть у вас в дневнике наблюдений, добавить  строки из художественных  произведений. (слайд 16)

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-поэтической композиции «Пусть всегда будет солнце»

Внеклассное мероприятиеСценарий музыкально-поэтической композиции«Пусть всегда будет солнце»...

Эскиз проекта "Пусть всегда будет солнце!"

Эскиз проекта по озелению щкольной плошадки....

Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе "Пусть всегда будет солнце"

Презентация позволяет усилить  эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидет...

Литературный вечер, посвященный юным героям-антифашистам. «Пусть всегда будет солнце!»

Памяти юных мальчишек и девчонок, всех стран мира, тем, кто боролся и умирал, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе, имена у них разные, но старшие дали им общее имя – ОРЛЯТА. Орлята –...

"Пусть всегда будет СОЛНЦЕ!!!"

Этот материал я использовала во время проведения недели иностранного языка в школе. Дети с удовольствием пели песню. Надеюсь вам тоже пригодится....

"Пусть всегда будет солнце"

годовщина победы в вов...

Мастер - класс "Пусть всегда будет солнце", 2017 г.

Разучивание флешмоба «Пусть всегда будет солнце!» ко Дню защитника Отечества....