духовность и нравственность
план-конспект урока (5 класс) на тему

Абрамова Татьяна Александровна

конспект урока по основам провославной культкуры(духовность и нравственность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnost_i_nravstvennost.docx201.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Безымянская средняя общеобразовательная школа»

Михайловского городского округа город Михайловка

« Духовность и нравственность»

ИКОНА

                                                                             Абрамова Татьяна Александровна

                                                                 учитель начальных классов

        89608847519(сот); 6-18-52(раб)

Волгоградская область, г. Михайловка

  Урок  №15 Икона

Цель урока: сформировать представление о живописном образе, воплотивший слово Божие.                        

Задачи:

               - познакомить учащихся с особым языком православной  иконы;

               - познакомить с историей развития древнерусской иконописи;

               - научить отличать икону от живописной картины;

               - развивать умения выявлять причинно-следственные связи, умения доказывать, сравнивать

               и обобщать материал;  

               - воспитывать уважительное отношение к православной иконе как святыне.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

                                             знать/ понимать:

                                        - основные понятия урока ( икона, иконостас);

                                        - процесс создания иконы;      

                                        - отличия иконы от живописной картины;

                                        - известных иконописцев;

                                        - умение связно, культурно излагать свое мнение.

Основные понятия: икона, иконостас.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Ресурсы:

               - учебное пособие «Основы православной культуры»;

              - презентационное сопровождение;

              - карточки-задания.

Виды деятельности: беседа, заполнение таблицы, работа в группах.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организация деятельности учащихся

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний

4.Изучение нового материала

Работа с текстом.

5.Физкультминутка

6. Первичное закрепление нового материала.

(стр.54-55)

7. Самостоятельная работа.

8. Итог урока. Рефлексия.

9.Домашнее задание.

Приветствие учащихся. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

-Прежде чем мы начнем наш урок, давайте определим, каким вы хотели бы его видеть.

-Что вы ждете от урока?

- Как вы думаете, что поможет нам сделать урок таким?

- На прошлом уроке мы познакомились с православным храмом. Как же устроен православный храм? Давайте вспомним, что мы узнали о храме.

Задание: вставить пропущенные слова в текст.

Придя в_______ - это здание,  построенное для молитвенных собраний, вы обязательно встретите______, который служит в храме. Вместе с людьми он молится Богу. Верующие люди, которые приходят в храм называются________. Священник с кадилом подходит к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей. Этот столик называется___________. Православные ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из жизни. Молитвенная память называется______. Во всех других местах храма, кроме кануна, люди, молясь, ставят свечки за  себя и за живых людей. Православные люди молятся _________, ангелам и святым. В церкви повсюду_________, это картины, на которых изображено то или иное лицо или событие из Библии. Впереди вы можете видеть целую стену из икон, это-_____. За ним находится_______,  без  благословения никто не имеет права туда входить. Запрет на вход и многие другие ограничения, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Надо  уметь служить Богу, людям и Родине.

- Обсуждение результатов выполнения.

- Ребята, что вы видите, когда заходите в храм?

- Правильно, храм заполнен иконами. Одни из них помещены на стенах, а другие стоят на полу.

- А у кого дома есть иконы?

- Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы. А перед ними лампада или свечка- символ света и огня, освещающего лик святой иконы. Самое красивое место в храме- иконостас.

- А кто изображается на иконах?

-Сегодня на уроке мы будем говорить об иконах, о том, когда  они появились, каковы их особенности, как и почему относятся к иконам православные люди, научимся «читать» икону.

Слайд № 1 ( изображение иконы, портрета)

- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о данных изображениях?

-Как вы думаете, есть ли отличия иконы от картины?

-Давайте вместе попробуем разобраться.

- Войдя в храм, вы можете увидеть множество икон.

- Что такое икона?

- Слово икона- греческое и по-русски означает «образ», «изображение».

Слайд №2 ( Нерукотворный образ Господа )

-Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ. Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжело болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии

Божьем  и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного  живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря  с просьбой о исцелениии и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, но сделать портрет не смог « по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ- первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление. За этим чудотворным образом закрепилось название « Спас Нерукотворный».

Слайд № 3 ( определение слову икона из толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова)

Икона- это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан.  

- А что такое картина?                                                                            

Слайд № 4(Икона Божьей Матери «Одигитрия» и картина Леонардо да Винчи « Мадонна Бенуа»)

- Одигитрия-Указующая Путь, Путеводительница- один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Христом. По преданию, первый образ Богоматери Одигитрии был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой.

-Картина « Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа- наименование картины произошло от имени последнего владельца картины) была написана молодым художником Леонардо да Винчи во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия

- Заметили, что икона сильно отличается от картины, хотя сюжет один и тот же. Младенец Христос на руках Богородицы. Если мысленно с картины убрать нимбы, то увидим обычную маму с ребенком. Младенец на ее руках обычный пухленький малыш. Мама ребенком любуется, умиляется. Обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистическое, все изображается так, как видим в действительности. На иконе мы видим нечто другое. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики- измененные и преображенные. Мы не можем сказать , что перед нами обычная женщина. Взгляд младенца не детский, а очень мудрый, серьезный, так как перед нами не просто ребенок, а перед нами Бог. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.

- Может ли художник на картине приукрасить?

-Может, значит, картина-это художественный образ.

-Можно ли сказать что икона –это образ.

- Икона-это святой образ. Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно изображать ее сюжеты.

-Итак, первое отличие иконы от картины-это соблюдение канона. Канон- это система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот-мелкими, глаза большими. Внешность всех святых, одежда строго определена.

-Кто пишет иконы? Назовите известных вам иконописцев?

-А так же Симон Ушаков, Федор Зубов. А первым иконописцем был Святой евангелист Лука. (слайд № 5)

-Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, в которых приведен точный схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды.  

-Второе отличие: на иконе свет проступает через лицо и фигуру, а на картине-свет падает из вне.

-Третье отличие: на иконе –отсутствует задний план и горизонт, а на картине-присутствует.

-Четвертое отличие: на иконе- действие происходит снаружи, а на картине- внутри помещения.

-Пятое отличие: на иконе-фон только золотой- это свет, это символ божественного света, на картине –различный фон.

-Шестое отличие: на иконе линии не сходятся вдали, а расходятся, а на картине- чем дальше предмет, тем он меньше.

-Седьмое отличие: не иконе –особое написание лика и глаз, голова святого окружена золотым кругом-нимбом, а на картине нимб отсутствует.  В иконах мы встречаем несколько основных цвета: синий, красный, зеленый, золотой, белый. Каждый цвет на иконе символизирует: синий-означает чистоту, непорочность; красный- цвет крови и жертвы; зеленый-это цвет травы, юности, цветения, надежды; золотой- символизирует Божественную энергию и благодать, красоту иного мира. Это были внешние отличия. Есть также внутренние отличия иконы и картины.

-Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.     - Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона- творение соборное, иконопись- не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

- Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства- это утверждение своего взгляда на мир.

-Иконописец, завершая икону, подписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения.

- Картина должна быть эмоциональна, так как искусство-форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности.

- Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций -восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне.

-Картина-средство для общения с автором, с его идеями, переживаниями.

- Икона-средство для общения с Богом и святыми Его.

-Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.

- Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии.

- Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории- прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.

-Житийные иконы, изображающие житие и чудеса, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении.

-Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности.

- Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.

- Ребята, перед вами  статья из энциклопедии (см. Приложение №1-для 1 варианта; см. Приложение № 2- для 2 варианта). Ваша задача внимательно прочитать текст и ответить на вопрос:

-1 вариант: Как писали иконы в Древней Руси?

-2 вариант: Как пишутся современные иконы?

-Ребята, при чтении текста встретили затруднения? Все ли понятно из прочитанного?

-Расскажите технику написания иконы в Древней Руси?

- Отличается ли техника написания современных икон?

-Давайте сделаем вывод: В иконописи с давних пор существует определенная последовательность в процессе написания икон. Весь технологический процесс создания иконы разделен на несколько этапов: подготовка основания- иконной доски и приготовление красок; грунтование доски левкасом; золочение; нанесение красочного слоя-живопись; покрытие иконы олифой.

-Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, Влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

(Чтение статьи учебника)

-Кому молятся православные христиане?

- Правильно, в своих молитвах православные христиане молятся не иконе, а кто изображен  на иконе. В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой матери - нашей Заступнице и Помощнице, к святым людям-угодникам Божьим.

- О чем молятся православные христиане?

- Для выполнения задания разделимся на три группы. Задача каждой группы- распределить репродукции на картины и иконы. Подготовьте свои аргументы.

-Что такое икона?

- В чем состоит отличие иконы от живописной картины?

-Что на уроке было самым интересным?

- Какие задания вызвали затруднения?

-Какое настроение у вас в конце урока?

-Как вы оцениваете свою работу и работу класса?

- Прочитать статью учебника: стр.52-55; устно ответить на вопросы.

Приветствие детей.

Организация рабочего места.

Предположения детей: интересным, увлекательным.

Доброжелательное отношение друг к другу; иметь желание учиться.

Повторяют домашнее задание.

Работают по карточкам. Выполняют задание: вставляют правильные ответы в карточках.

(храм)

(священника)

( прихожанами)

( канун)

( поминание)

(Христу)

(иконы)

(иконостас)

(алтарь)

Прослушивание ответов учащихся.

Иконы

Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории.

- На слайде изображена икона и портрет человека.

- Отличия есть, но ребята затрудняются ответить.

- Изображения Бога, святых.

-Дети читают определение.

- Картина-это изображение предметов, людей и каких-либо событий.

-Может.

-Икона –это не картина.

-Иконописцы. Андрей Рублев,

Феофан Грек.

До начала урока на парты следует разложить раздаточный материал.

Самостоятельное чтение детей.

Дети отвечают.

-Практически не отличается. Техника написания современной иконы восходит к древним иконописным традициям, сложившимся в течение двух тысячелетий.

-Христиане молятся тому, кого видят на иконе.

- Что-то просят, молятся за кого-то.

( за близких, друзей)

-Работа в группах.

-Ответы учащихся.

Дети записывают задание в дневники.

Приложение № 1.

            Иконопись в Древней Руси была делом священным. При написании применяли краски, в которых была эмульсия из воды и яичного желтка-темпера. Иконы писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, лиственницы, ели и сосны. Доску вытесывали из бревна, выбирая крепкий внутренний слой древесного ствола. Доски для икон делали древоделы, редко сами иконописцы. На лицевой стороне доски делалась неглубокая выемка-ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, а затем наносили левкас  (мел, рыбий клей) в несколько приемов. На подготовленный грунт делался рисунок. После этого начиналась письмо. Сначала золотили: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем писались одежды, строения, пейзаж. На последнем этапе писались лики. Затем покрывали масляным лаком (проолифливали). К сожалению, олифа со временем темнеет, и примерно через восемьдесят лет после нанесения пленка лака на иконе становится черной. Иконы приходилось « поновлять». 

     1)Икона                                                               Портрет

C:\Users\4класс\Downloads\св.бл.Матрона Московская.jpg                            https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=fe9947578189dad569bce530761c07a8&n=21     

2)Нерукотворный  образ   Господа  (Спас Нерукотворный)

C:\Users\4класс\Downloads\Спас Нерукотворный.jpg

3)Икона-это живописное изображение Бога или святых, являющиеся предметом почитания у христиан.

4)Икона Божией Матери «Одигитрия»             Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»

   C:\Users\4класс\Downloads\Одигитрия.jpg                                                             https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=ffbce424f16c48207536dd412b3b4974&n=21 

5) Святитель Лука Войно-Ясенецкий

  C:\Users\4класс\Downloads\Святитель Лука.jpg   

Приложение № 2.

             Иконные доски делаются из определенных пород хорошо высушенной древесины, таких пород как: липа, ель, кипарис. Доска для иконы, если она не цельная, должна быть собрана из однородных досок и хорошо склеена. После склеивания и высыхания в доску врезаются шпонки. На лицевой стороне доски в среднике иконы делается небольшое углубление называемое –ковчег. Оно выделяет центральную, наиболее важную, часть изображения. После подготовки основы приступают к грунтовки доски-левкашению. Левкас- это натуральный мел и осетровый клей, который варят на водяной бане  при температуре 60-70С, чтобы молекулы глютина не разрушились. Для предохранения левкаса наклеивается кусок льняной или хлопчатой ткани-паволока. Затем делается рисунок. Современные иконописцы прибегают к способу нанесения рисунка на доску с помощью прориси, такого рисунка, который выполняется на бумаге или кальке для последующего переноса изображения на доску. Для золочения используются листки сусального золота. Золото может иметь различные оттенки от зеленоватых до красноватых. Перед нанесением золота поверхность смачивается разбавленным спиртом. Олифление-завершающий этап. Икона слегка нагревается и покрывается льняной олифой. Это покрытие защищает икону от влаги и пыли и укрепляет живописный слой, придавая ему значительную прочность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

Духовное и нравственное в рассказе Т. Толстой "Смотри на обороте".

Часть 1 - презентация "Путешествие в Равенну" позволит прогуляться по улицам этого старинного города. А "экскурсоводом" будет сам А. А. Блок. Часть 2 - слайды к презентации для работы над текстом рас...

Статья "Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы"

Размышление о специфике нравственного воздействия литературы  на формирование нравственности и духовности современного школьника....

Значение слов "духовность" и "нравственность"

В статье прослежено изменение терминов "духовность" и "нравственность", начиная с первого словаря - "Словаря Российской Академии" (1783-1793гг.) и заканчивая википедией (2011г.)....

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют акт...