Развитие самостоятельного мышления у школьников с ОНР
материал на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyat.myshleniya.sozdanie_probl._situatsiy.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности мышления современных школьников.

        (выступление  воспитателя  И.Н.Сазоновой на м/о школы и

                                     педсовете  в 2012-2013 уч.году)

    Одна из главных задач    воспитания подрастающего поколения  является  формирование самостоятельности мышления,подготовка  к творческой деятельности.

   В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники,способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.Это требование времени-социальная задача,которую призвана решать прежде всего школа.

    Развитие творческих способностей  и формирование умений самостоятельной  работы происходит на основе знаний,приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин,в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта.

    Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию самообразованию,вырабатывать у них стремление самостоятельно пополнять   свои знания,умело ориентироваться в потоке научной информации,что особенно актуально для наших детей,обучающихся по программе 5 вида.

   Недостатки развития мышления,речи,познавательной деятельности,внима

ния ,памяти,мотивации к обучению –все это создает серьезные препятствия

 для успешного усвоения программного материала школы,развития творческих способностей,формирование самостоятельности мышления у наших воспитанников.

  В то же время коррекционная направленность обучения  воспитания требует активного использования целого ряда достижений в области   современной педагогической науки  для полноценного развития детей.

   Самостоятельносьт мышления всегда связана  с решением какой –то задачи  и сопровождается определенными волевыми  усилиями со стороны человека.Там,где нет цели,вызванной некоторой насущной потребностью,отсутствует проблемная ситуация для ее решения.Отсутствие проблемной ситуации  приближает мыслительный процесс у стереотипному   поведению.Таким образом,в целях приобретения обучающимися опыта преодоления  сложностей и найденных решений,догадок  и озарений ,а следовательно, и поддеожания постоянного интереса к изучаемому,применяют технологию проблемного обучения.(в учебном процессе),а создание проблемный ситуации(в учебном и в воспитательном  процессе).И  так как я являюсь воспитателем остановлюсь  на технологии «создание проблемной ситуации».

                             Приемы,методы и средства создания проблемной ситуации:

-подвести  детей к противоречию и преложить им самим найти способ его разрешения;

-изложение различных точек зрения на один и тот же  вопрос;

-побуждение к сравнительной,обобщающей деятельности,сопоставление фактов,выводы из ситуации.

-постановка конкретных вопросов(на обобщение,обоснование,конкретизацию,логику,рассуждение…)

-постановка проблемных задач.

       Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе?

-привлечь внимание ребенка,возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

-поставить его перед таким познавательным  затруднением,продолжение поиска которого активизировало бы мыслительную деятельность;

-помочь ребенку  определить в познавательной задаче,вопросе,задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода  из возникшего

затруднения;

-побудить ребенка к активной поисковой,экспериментальной деятельности;

-помочь ребенку определить и указать направление поиска,наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

                  Характерные признаки проблемной ситуации:

-возникает состояние интеллектуального затруднения;

-возникает противоречивая ситуация;

-появляется  осознание того,что ребенок знает и умеет и того,что ему  необ

ходимо узнать для решения задачи.

   Рубенштейн С.Л. говорил: «Человек подлинно владеет лишь тем,что добывает собственным трудом.Мышление   обычно начинается с проблемы  или вопроса,с противоречия.Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неиз

вестные,как бы незаполненные места.Для их заполнения,превращения  неиз вестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности,которые у человека поначалу отсутствуют».

   Из выше сказанного ясно,что проблемная ситуация-это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи,но ему не хватает

данных и он должен сам их искать.

    Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную,но и мотивационную,личностную сторону(интересы,желания,потребности,возможности).

    Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1.Поиск средств анализа условий  проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализацией прежних знаний(что надо вспомнить для решения

нашего вопроса?)(что мы можем использовать для решения проблемы?)

2.Процесс решения проблемы.Он состоит в открытии новых,ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы,т.е выдвижение гитотез,поиска ключа,идеи решения.Воспитанник  ищет решение «во внеш

них условиях»,в различных источниках знаний.

3.Доказательство и проверка  гипотезы,реализация идей найденого решения.Это может еще и означать выполнения  некоторых операций ,связанных с практической деятельностью.

  Педагог не стремится переубедиь воспитанника  и навязать   новое решение ( в этом приципиальное отличие проблемной ситуации):

-он внимательно выслушает все возражения;

-поощряет самостоятельность суждений,активность в обсуждении,что очень важно,выслушает все предложения детей,благадарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «что же можно сделать,чтобы убедиться в этом».

    Темы проблемных ситуаций выбираются   исходя из возрастных и интеллектуальных  возможностей ребенка.Так ,например,тема для группы 1 класса «Фрукты»(Путешествуя по пустыне дети захотели пить.Но с собой оказались только фрукты.Можно ли напиться?).Для 4 класса «Часы»(Золушке надо вовремя уйти с бала,а дворцовые часы вдруг остановились).6 класс

«Объем»(Необходимо определить уровень жидкости  в кувшине,но он непрозрачный и с узким горлышком).

  Подводя итог вышеизложенному,следует  подчеркнуть,что создание проблемных ситуаций в образовательном и в воспитательном  процессе развивает речь детей,активизирует мыслительную деятельность,познавательные  и творческие возможности,воспитывает инициативную личность ,развивает мотивацию у обучению,способствует стойкому ,качественному усвоению знаний,побуждает к активной поисковой и экспериментальной деятельности.

     Постановка перед воспитанниками проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами,а стремится их разрешить,тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

   Технология создания проблемной ситуции,по моему мнению ,сродни таким видам деятельности как:

-самостоятельная деятельность на уроках и во внеурочное время;

-работа самоуправления в школе;

-самоподготовка;

-работа с книгой;

-игровая деятельность;

-проектная деятельность.

    Все вышеперечисленное также способствует стойкому развитию самостоятельности мышления наших школьников.

      Выступление приготовила  воспитатель       И.Н.Сазонова  

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие композиционного мышления у школьников 1-3 классов

Работа посвящена развитию композиционного мышления, недостаток которого не позволяет учащимся более широко познать изобразительное искусство, как неотъемлемую часть гармонично развитой личности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выступление на РМО учителей математики по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮ...

Развитие самостоятельности мышления учащихся при решении текстовых задач по математике

Развитие самостоятельности мышления учащихся при решении текстовых задач по математике...

Развитие самостоятельности мышления и творчества на занятиях и уроках изобразительного искусства

Возможности самостоятельной изобразительной деятельности в развитии личности ребёнка. Специфика самостоятельной изо деятельности. Основные мотивы самостоятельной творческой деятельности. Формы самосто...

Развитие самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделяется нестандартной технологии уроков-мастерских, которые мо...

Методический доклад на тему "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов ДМШ и ДШИ"

Методический доклад на тему "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов ДМШ и ДШИ"...

«Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»

laquo;Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»...