Проект "Лечебные травы и растения"
проект на тему

Лотфуллина Лейля Шайхулловна

Проект экологической  тропинки "Лечебные травы и растения" (старший дошкольный возраст) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropinka.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад МЗ2 комбинированного вида» Приволжского района города Казани

Проект

Экологическая тропинка

«Лечебные травы и растения»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Лотфуллина Л.Ш.

2013 год.

Актуальность:

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают' нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей; их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные' позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения, и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8°/о зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы: г

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные

растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили

узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе

с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект

«Лекарственные растения».

Введение:

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида Х32 «Пчелка» г. Казань

Сроки выполнения проекта: октябрь-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи:

«Познание» Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)

«Коммуникация» Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по ,теме

« Социализация» Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)

«Чтение художественной литературы» Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности

«Художественное творчество» Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки

«Здоровье» Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия : вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца) «Труд» Формировать умения и навыки по уходу за растениями

«Безопасность» Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.

Привлечение родителей к реализации проекта.

Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные        `

переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

Условия разбивки аптекарского огорода

1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).

2. Наличие естественного ландшафта (на участке уже произрастала яблоня, обеспечивая легкую тень пряновкусовым растениям, что помогало им не выгореть

на солнце и дольше сохранять сочную зелень).

3. Водообеспечение участка.

4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).

5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки) Экологическое воспитание дошкольников

Этапы работы на аптекарском огороде

1. Планировка огорода.

2. Перекопка почвы.

3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.

4. Разбивка грядок.

5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.

б. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.

7. Декоративное оформление огорода.

8. Сбор лекарственного сырья.

Организация деятельности детей

Познавательная деятельность: 

1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.

2. Наблюдение за всходами. З. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)

4. Знакомство с условиями произрастания.

5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)

Трудовая деятельность:.

1. Рыхление земли.

2. Утаптывание междурядий.

З. Посев семян

4. Полив, прополка.

5. Сбор сырья.

Творческая деятельность:

1. Совместное декорирование участка.

2. Художественное творчество.

Правила поведения на аптекарском огороде

1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.

3. Собирать' только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки

4. Нельзя вырывать растения с корнем

5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста

6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Методы исследования;

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкций;

слушание музыки.

Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.

Проектная идея: Создать на территории детского сада огород лекарственных трав.

Ожидаемый результат:

Сформированные знания о лекарственных растениях.

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. обучение детей постановке и решению экологических задач;

проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми.

 Способы оценки: Наблюдения, беседы, опыты.

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1 .Групповое обсуждение

2. Самостоятельная деятельность

3. Консультация с воспитателем

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов

5. Чтение художественной литературы

б. Тематическое занятие «Растения в жизни людей»

7. Экскурсии в парк

$. Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций о лекарственных растениях

9. Организация, совместно с родителями, выставки « Ароматизированные подушечки»

Материалы и оборудование:

Справочная и художественная литература.

-Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды). -Разработать модели: «Дневник наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».

Таблички-указатели с названиями растений.

-Контёйнеры для рассады и хранения лекарственных трав. -Папки для гербариев.

-Оборудование для труда.

Риски:

1 .Приживаемость растений.

2 .Погодные условия.

План реализации проекта:

Подготовительный этап (октябрь- февраль .)

1. Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта.

2. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. .

3. Изготовление й приобретение необходимого оборудования. Определяем перечень лекарственных растений для посадки на территории ДОУ.

Основной этап (март - июнь)        т

1. Изготовление табличек - указателей с названиями растений

2. Разбивка огорода лекарственных трав.

З. Ведёние дневника наблюдений..

4. Экскурсии по экологической тропе.

5. Оформление гербария лекарственных трав.

6. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «От какого растения часть?».

7. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.

Заключительный этап; (июль-август)

1.Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» .

2. Проведение КВН «Острый глаз и чуткое ухо» (дети, родители).

 З. Подведение итогов реализации проекта.

Работа с детьми

Октябрь:

1 .Беседа « Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним,

заинтересовать проблемой. (презентация)

2.«О чём рассказал цветок мать-и-мачехи?»

Цель: познакомить детей с растением, воспитывать бережное отношение к первоцветам.

3. «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Цель: познакомить детей с разными видами мяты .

4.Рисовние «Наш друг - мать-и-мачеха» .

Ноябрь:

1. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения»

2. Создание в группе мини-музея «Зеленая аптека»

3.«Великий путешественник»

Цель: учить детей на практике использовать знания о лечебных свойствах подорожника.

4 .Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

5 .Рисование ,«Чудо- растения»

Декабрь:

1. «Могучий доктор»Цель: познакомить детей с растением, использовать полученные знания на

практике.

2. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

З. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением чистотелом, сего внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

4. «Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

Январь:

1 .«Обыкновенная календула»

Цель: рассказать детям о целебных свойствах календулы, вызвать желание выращивать её.

2. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы,

закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать

бережное и доброе отношение к природе.

3. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях

Февраль:

1 «Экскурсия в уголок лекарственных растений»

Цель: научить детей изготавливать тару для хранения лекарственных растений и правильному их сбору.

2.Слушание музыки: Ю. Антонов « Не рвите цветы», Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

3. Декоративное рисование "Цветочная дорожка"

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

4.«Целебный отвар» Цель: рассказать детям о целебных свойствах растений и вызвать желание выращивать их на огороде.

Март

1 .Посадка семян, лука в горшочки.

2.Лепка .Коллективная работа "Лекарственных трав хоровод" Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

3. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях. Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

4. Рассказ- беседа о целебных свойствах мяты. Цель: заинтересовать детей рассказом о лечебном растении - мяте; вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о мяте.

Апрель

1: Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, лука». «Как заварить целебный чай»

2. Аппликация. « Мой любимый цветок» Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов •

3. Наблюдаем как растет лук (зарисовать). ель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Май

1 .Опыты и исследовательно -поисковая деятельность: .«На участке ищем полезные .растения»

2.Викторина "Растения- помощники человека" ель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

З. Посев семян и рассады на грядки. Цель: прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений, уходу и наблюдению за ними.

4. Наблюдение за ростом растений и уход за ними. Цель: учить детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдения»

Июнь

1.Опыт «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

2.Опыт «Пыльца ромашки». Цель: познакомить детей с особенностями пыльцы ромашки: (Необходимо заранее выяснить, нет ли у кого из детей аллергии на пыльцу). Пыльца - это еда бабочкам, шмелям, осам. Они сыты. А у ромашки будут семена.

З. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его

назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания

дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

Июль

1. Аппликация: Коллективная работа «Домики для семян»

ель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

2. Акция «Недбычное семечко» Цель: учить детей заготавливать и сортировать семена для дальнейшего его выращивания.

3.Экскурсия по территории детского сада.

Цели:; познакомить детей с природным окружением нашей территории детского сада

рассказать о многообразии трав произрастающих на нашей территории детского сада

познакомить с тем какие лекарственные растения растут на участке(крапива, одуванчик подорожник, ромашка, !лопух, чистотел .). Воспитывать любовь к природе и бережное к нем отношение

Август.

1. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственны растительных чаёв (из опыта родителей)•

2. Сбор листьев мать-и-мачехи, заготовка корней девясила, сбор мяты, заготовка листьев подорожника; сбор цветков календулы. Цель: учить детей применять полученные знания на практике при"заготовке растений , их сушке, сортировке и хранении:

З. КВН «Острый глаз и чуткое ухо»

Работа с родителями

1 .Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

2.Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

З .Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

4.Оформление альбома «Зеленая аптека»

5.Экскурсия в аптеку, в сквер.

6.Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

7.Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений

8.Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях

 9. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв

Работа с педагогами

Цель - знакомство педагогов ДОУ с формами и приемами работы по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями.

Темы консультаций:

1. «Лекарственные растения детям». (Приложение 12).

Цель Познакомить с фитотерапией, как одним из методов лечения народной

медицины.

2. « Охрана растений».

Цель _- знакомство с правилами охраны растений в окружающем мире. З. «Биологические особенности лекарственных растений».

Цель . обогатить знания педагогов о богатейших лечебных свойствах лекарственных растении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Травы жизни

Учебный проект  для 7-8 классов. Предполагается размещение в ВикиВики....

Волшебные травы на Руси

Данная презентация рассказывает о магических и целебных свойствах растений, которые использовались на Руси....

Волшебные травы на Руси

Данная презентация рассказывает о магических и целебных свойствах растений, которые использовались на Руси....

Магия трав.

Данная презентация может пригодиться для проведения классных часов, внеклассных мероприятий. Информация занимательная, содержит в себе как магическое применение трав разными народами, так и их совреме...

презентация"Лекарственные травы Смоленской области".

Данная презентация является хорошим наглядным материалом.Внеклассное занятие проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего заняти...

Учебно-методический материал. Конспекты занятий "Золотые травы Хохломы", "Хохломская роспись" для дистанционного обучения

Материал для педагогов дополнительного образования по организации и проведению занятий к разделу "Художественная культура" дополнительной образовательной программы "ДПТ"...