Программа «Совершенствование эмоциональной сферы дошкольников через использование музыкально-ритмических упражнений"
методическая разработка по теме

Булгакова Елена Васильевна

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться.  К этому приводит  неумение детей  самостоятельно справляться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. А ведь у детей c угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям и ,в дальнейшем,  сформирует у  детей различные формы отклоняющегося поведения. Существуют различные средства и методы для эмоционального развития детей дошкольного возраста. Но наиболее эффективным средством  по решению данной проблемы, на мой взгляд,  является сочетание  музыкально-ритмических упражнений в повседневной жизни ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                            Программа

      «Совершенствование  эмоциональной сферы    

            дошкольников через использование          

          музыкально-ритмических упражнений»

                                                                

                                                                                Автор-составитель:

                                                                                Булгакова Елена                  

                                                                                Васильевна,

                                                                                музыкальный руководитель

                                                                                СП № 1 ГБОУ СОШ № 10            

                                                                                "ОЦ "ЛИК" г.о. Отрадный

                                               

                                                Актуальность

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. У детей проявляется эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности.      

На протяжении всего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. А для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать близким людям - родителям, воспитателю, сверстникам.

 Именно умение взрослого передавать свои чувства, вызывать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.         

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться.  К этому приводит  неумение детей  самостоятельно справляться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. А ведь у детей c угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям и ,в дальнейшем,  сформирует у  детей различные формы отклоняющегося поведения.

Существуют различные средства и методы для эмоционального развития детей дошкольного возраста. Но наиболее эффективным средством  по решению данной проблемы, на мой взгляд,  является сочетание  музыкально-ритмических упражнений в повседневной жизни ребенка. Физические упражнения, несомненно, способствуют  улучшению построения и бодрости духа, а  музыкальное сопровождение влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, на активизацию  энергетических процессов организма. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.  

Представленный программа так же является  вариантом  развития и совершенствования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Цель данной программы: 

Совершенствование  эмоциональной сферы дошкольников через использование музыкально- ритмических упражнений.

Задачи:

-  формирование и развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями

- обучение средствами музыки ауторелаксации;

- развитие нравственно-коммуникативных качеств у дошкольников.

Основные направления работы.

1. Подготовительные упражнения используются для физической подготовки детей. Они способствуют развитию двигательных способностей, овладению основами координации движений, формированию осанки.

2. Музыкально-ритмические упражнения:

-упражнения из хореографии (тренаж, музыкальные игры, упражнения на согласованность);

-упражнения без предмета (специальные виды ходьбы или бега, пружинные движения, "волна", взмах, равновесие, повороты, наклоны, прыжки, упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом) .

3. Игры на общение (коммуникативные, хороводные, подвижные с правилами).

4.Музыкотерапия (профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия в деятельности нервной системы).

5.Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкально-двигательных показов.

6. Участие в праздниках, миниконцертах.

Работа по программе строится на принципах:

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.

2. Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания.

5. Принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и обучении.

6. Принцип художественно-коррекционного воздействия.

Условия реализации:

1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Установление сотрудничества  с педагогами ДОУ.

4. Взаимосвязь с семьей.

Форма обучения

Обучение детей проходит на специально организованной дополнительной образовательной  деятельности во второй половине дня.

Способ организации – группа, количественный состав до 15 человек. Деятельность проводится

1 раз в неделю продолжительностью в 20 минут.

Ожидаемые результаты:

Формирование:

- эмоциональной отзывчивости на музыку;

- лёгкости, пластичности, выразительности движений;

- дети овладеют средствами ауторелаксации под музыку;

- умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития

музыкального образа.

        Новизна разработанной программы  заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию.

        Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания) так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях, а так же  развитие координации движений и  умение ориентироваться в пространстве.

        Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные проблемы.

Наличие продукта на продажу:

Брошюра и электронный носитель, содержащие следующие разделы: пояснительная записка, перспективный план, подборка музыкально-ритмических упражнений, подборка музыкальных произведений.

Музыкально-ритмические занятия с детьми оказывают благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей, так как музыкальные игры, музыкально-ритмические движения со словом и музыкальные песни-игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Научные исследования подтверждают, что на положительных реакциях, в атмосфере эмоциональной радости и успеха дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно, а также становятся разносторонне развитой и творческой личностью.

                                                                   

                                             

                                          Сентябрь-октябрь.

Программное содержание

Репертуар

Музыкальный пример

1.Ритмическая разминка

Развивать мышцы плечевого пояса,плеча,ног.

Учить  чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса.

Развивать мышцы рук

«Поднимать и опускать плечи» «Маятник»,

«Наклон головы вперёд-назад» «Сгибание кистей вверх-вниз» «Пружинка»

«Выставление ноги на носок в сторону и вперёд»,

 «Ёлочка»

« Оттягивание носочков и пяток».

2.Элементы психогимнастики.

Учить выражать радость,внимание,печаль.

Формировать умение преодолевать двигательный автоматизм.

Успокаиваться и самостоятельно организовываться на следующий вид деятельности.

Развивать выразительность жеста.

Учить расслаблять мыщцы.

«Встреча с другом»

«Слушай команду»

«Запретное движение»

«Зеваки»

«Слушай команду»

«Насос и мяч»

«Собачка принюхивается»

«Я не знаю»
«Старый гриб»

3.Музыкально-ритмические задания и игры.

Учить определять темп(умеренный,быстрый).

Ощущать музыкальные фразы,отмечать окончание чётким прыжком.

Чувствовать окончание музыкального произведения.

Выполнять движения в соответсвии со строением музыкального произведения.(предложения фразы).

Переходить с медленного,плавного движения на быстрое,отрывистое в соответствии с характером и ритмическим рисунком мелодии.Уметь менять движения в соответствии с изменением регистра.

«Слушай музыку»

«Хлопни в ладоши»

«Подпрыгни легко»

«Игра с воображаемым мячом»

«Прыжки через воображаемое препятствие»

«Мыши  и мышеловка»

“Колобок”.(Приложение №1)

“Гори, гори ясно” (Приложение №2)

«Неаполитанская песенка»П.И. Чайковский

«Немецкий танец» Ф.Шуберта

Английская народная мелодия.

«Этюд» С.Майкапара

Венгерская народная мелодия.

«Вальс»Ф.Шуберта

“Каравай” с нарастанием темпа.

Предложенный музыкальный материал может быть использован для проведения игры с целью развития музыкальной выразительности, где важна динамика (выше – ниже, уже – шире, громче – тише).

“Гори, гори ясно” русская народная мелодия с ускорением темпа.

4.Упражнения.

Обучать различным видам основных движений в соответствии с содержанием и формой музыкального произведения.Развивать ритмическую чёткость  и ловкость движений.

Развивать плавность рук.

Развивать чёткость движений голено-стопного сустава,необходимую при исполнении плясовых и танцевальных движений.

«Бодрый шаг»

«Марш», «Пехота»

«Маршируем»

«Регулировщик движения»

«Шагают Петрушки»

«Подпрыгивай легко»

«Учитесь плясать по-русски»

«Весёлые ножки»

Музыка В.Витлина.

Музыка Т.Ломовой.

Музыка Н.Леви

Музыка Л.Вишкарёва

Французская народная мелодия

Английская народная мелодия

Вариации на тему р.н.п. «Из-под дуба,из-под вяза» С.Вальфензона.

Русская народная мелодия «Полянка».

5.Музыкально-дидактические игры.

«Осенний танцующий лес»

«Музыкальные листочки»

«Мелодия» И. Челнокова

«Вальс» А. Жилина

6.Игровое и танцевальное творчество.

Развивать воображение и фантазию.Совершенствовать навык творческой передачи действий различных персонажей.

Побуждать детей к поискам выразительных движений.

Учить передавать образ важной птицы,обратить внимание на осанку.

Танец розы.Исполняется этюд на развитие пластики рук, или танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается – это порыв северного ветра “заморозил прекрасную розу”. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза “застывшей, замерзшей розы”.

Музыка для игрушки.Перед детьми находятся разные игрушки. Начинает звучать музыка, ребенок выбирает игрушку. Он должен объяснить свой выбор и исполнить танец или отдельные движения под музыку, которые бы соответствовали выбранной игрушке и музыке. 

«Журавль с журавлятами»

Вальс из балета “Щелкунчик”П.И. Чайковского

Музыка выбирается по характеру игрушки.

Русская народная мелодия «Журавль» Е.Макшанцевой.

                                                 Ноябрь-декабрь.

Программное содержание

Репертуар

Музыкальный пример

1.Ритмическая разминка

Развивать мышцы плечевого пояса,плеча,рук.

Учить  чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса.

Развивать мышцы рук.

«Ронять руки»

«Мельница»

«Паровозик»

«Отведение кистей вправо-влево»

«Круговое движение ступней»

«Круговое вращение двумя стопами и двумя ногами»

«Гармошка»

2.Элементы психогимнастики.

Развивать внимание.

Преодолевать двигательный автоматизм.

Учить расслаблять мышцы.

Учить выражать удивление,радость,

различные эмоции.Отображать положительные черты характера.

«Три подружки»

«Капитан»

«Четыре стихии»

«Замри»

 «Спать хочется»

«Круглые глаза»

«Два клоуна»

3.Музыкально-ритмические задания и игры.

Уметь следить за развитием мелодии и вовремя включаться в движение с началом музыкальной фразы, реагируя на динамические оттенки.

Развивать чувство формы музыкального произведения, уметь различать две неконтрастные части.

Ощущать ритм музыкального произведения.

«Ходьба в шеренгах-бег цепочкой»

«Вовремя вступай»

«На улице дождь»(русская народная мелодия в обработке М.Раухвергера)

Музыка Е.Бекман-Щербины)

«Гавот» из сюиты А.Корелли

«Яблонька»музка Е.Тиличеевой

Отрывок из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

4.Упражнения.

Совершенствовать все виды движений. Воспринимать и учить самостоятельно находить движения, отображающие характер музыки, разбираться в форме музыкального произведения.

Развивать плавность движения рук.

Совершенствовать танцевальные движения.

«Ходьба пружинящим шагом»

«Змейка»

«Стройте круг»

«Приставной шаг в сторону»

«Выставление ноги на носок»

«Выставление ноги на пятку»

«Большие крылья»

«Ветерок и ветер»

«Скакать и кружиться»

«Бегать и кружиться»

«Танец кошки»(Приложение №3)

«Прогулка»

Т.Ломовой.

«Куранты»

Музыка В.Щербачёва

«Галопада»

М.И. Глинки

Немецкая народная мелодия.

Эстонская народная мелодия.

Эстонская народная мелодия.

«Ласточка» Армянская народная мелодия.

«Лендлер» Л.Бетховена

«Этюд» Л.Шитте

«Этюд» М.Геллер

5.Музыкально-дидактические игры.

Развивать у детей представление о регистрах(высокий,средний,низкий).

Передавать регистровое изменение в движении.

«Кого встретил колобок»

(«Заяц»,»Волк»,»Лиса»,

«Медведь»)

Музыка Г.Левдокимова

6.Игровое и танцевальное творчество.

Побуждать детей выразительно передавать в движении образы персонажей:переваливающегося медведя;вкрадчивую лису;скачущего зайца;весёлых забавных мышат.

Подбирать разнообразные движения в соответствии с характером музыки.

Будить фантазию у детей.

Развивать их творчество.

Танец «Котятки»(Приложение №4)

«Новогодняя»(Приложение №5)

«Рождественская песенка» музыка.Г.Гладкова,слова Ю.Вронского.

                                           

                                      Январь-февраль-март.

Программное содержание

Репертуар

Музыкальный пример

1.Ритмическая разминка

Учить  чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса.

Развивать кисти рук.

Развивать мышцы плечевого пояса,шеи,плеча,ног.

«Твёрдые и мягкие руки»

«Ронять корпус»

«Маятник»

«Расстягивать резину»

«Медленное  круговое движение направо-налево»

«Вращение кистями»

«Кошка выпускает когти»

«Напряжённое полуприседание»,

«Перелезать через сцепленные руки»

«Ножницы»

«Резкий подъём на полупальцах»

2.Элементы психогимнастики.

Учить расслаблять мышцы.

Учить выражать радость,печаль,отвращение,различные эмоции.

Отображать положительные и отрицательные черты характера.

«Разведчик»

«Фея сна»

«Негаданная радость»

«Гадкий утёнок»

«Остров плакс»

«Карабас-Барабас»

«Два рыболова»

«Монетка на мороженое»

3.Музыкально-ритмические задания и игры.

Находить движение в связи с динамическим и ритмическим построением музыкальных фраз.

Развивать ощущение музыкальной фразы,отмечать её окончание чёткой остановкой.

Отвечать движением на музыкальные фразы.

Развивать чувство формы (двухчастная ,неконтрастная) и музыкальной фразы.

Воспринимать затактовое построение музыкальных фраз.

Определять сильную долю в трёхдольном размере.

«Собираем камушки»

«Упражнение с лентой»

«Рыбки»(Приложение №6)

«На берегу»Т.Ломовой

«Вальс»Ф.Шуберта

«Галоп»Ф.Шуберта

Шведская народная мелодия в обработке Л.Вишкарёва

«Аквариум» К.Сен-Санса

4.Упражнения.

Учить менять движения с изменением характера музыки,динамических оттенков.Переходить от движений с большим напряжением к спокойному движению.

Упражнять в правильном выполнении основных движений.

Вовремя включаться в движение и заканчивать его.

Развивать плавность движений рук,уметь сменять плавное движение на  быстрое и резкое в соответствии с изменением характера музыки.

Развивать ритмичность движений.

Учить детей правильно исполнять танцевальные движения и изменять их характер с изменением силы звучания музыки в соответствии со строением музыкального произведения.

«Выворачивание круга»

«Перестроение из шеренги в круг»

«Кружки и цепочки»

«Бег лёгкий и сильный»

«Бежать на место ведущего»

«Мячики»

«Разучивание шага польки»

Венгерская народная мелодия.

«Дедушкин рассказ»Н.Любарского

«Танец»

С.Затеплинского

«Экосез»Ф.Шуберта

«Детская песенка»А.Моффата

«Этюд»Л.Шитте

«Печь упала»Чешская народная мелодия в обработке А.Шебестика

5.Музыкально-дидактические игры.

Развивать у детей представление о танцевальных жанрах,умение различать плясовую,польку,вальс.

«Три танца»(«Полька»,»Вальс»,»Плясовая»)

Варежковый театр  «Ёлочка стояла»

(Приложение №7)

Музыка Г.Левдокимова

Музыка и слова Н.Караваевой,

аранжировка

6.Игровое и танцевальное творчество.

Побуждать детей к поискам различных выразительных движений для передачи характерных особенностей образов.

Развивать воображение,выразительность подражательных движений.

Учить подбирать соответствующие движения для определённого вида танца.

«Мы сидели у окна»(Приложение № 8)

Русская народная мелодия «барашеньки-крутороженьки»

«Летите,голуби» И Дунаевского.

                                                                       

                                                                   

                                                     Апрель-май

Программное содержание

Репертуар

Музыкальный пример

1.Ритмическая разминка

Учить  чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса

Развивать кисти рук.

Развивать мышцы плечевого пояса,шеи,плеча,ног.

«Стряхнуть воду со всей руки,

с пальцев и с кончиков пальцев»

«Деревянные и тряпичные куклы»

«Рисуем головой, носом ,подбородком»

«Змейка»

«Рисуем одной большой кисточкой»

2.Элементы психогимнастики.

Развивать память.

Учить выражать печаль,страх,различные эмоции.

Развивать выразительность жеста.

Учить сопоставлять различные черты характера.

«Тень»

«Веретено»

«Золушка»

«Ночные звуки»

«Змей-Горыныч»

«Три подружки»

«Игра с камушками»

3.Музыкально-ритмические задания и игры.

Учить  постепенно менять темп движения в соответствии с характером музыки.

Направлять внимание детей на строение музыкального произведения.

Учить различать музыкальные фразы.

Определять регистры и окончание музыкального произведения.

Определять лад музыкального произведения.

(Мажор,минор)

«Ускоряй и замедляй»

«Упражнение с лентой»

«Не будь зевакой»

«Всадники»

«Лепёшки»(Приложение №9)

Музыка Т.Ломовой

«Игровая» И.Кишко

«Пьеса»Е.Тиличеевой

«Смелый наездник»Р.Шумана

Русская народная попевка «Лепешки»

 4.Упражнения.

Учить с помощью движений передавать различный характер музыки.

Начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальными фразами.

Совершенствовать навыки основных движений.

Развивать плавность движения рук.

Осваивать танцевальные движения.

«Смелые наездики»

«Упражнения с флажками»

«Упражнения с лентой»

«Проверка шага польки»

«Две лягушки»( (Приложение №10)

«Смелый наездник»Р.Шумана

Немецкая народная песня

«Игровая» И.Кишко

Чешская народная песня в обработке Н.Френкеля

«Заплетися,плетень.Русская народная мелодия ы обработке Н.Римского-Корсакова.

5.Музыкально-дидактические игры.

Развивать у детей представление о характере музыки(весёлая,

спокойная,грустная);попытаться в движении передать характер музыки и попробовать объяснить свои действия.

«Три настроения»

(«Грустно», «Спокойно»,

«Весело»)

 

Музыка Г.Левдокимова

6.Игровое и танцевальное творчество.

Побуждать детей творчески передавать в движении характерные черты образа.

Импровизировать игровые и танцевальные движения.

Побуждать к поиску выразительных движений.

«Куклы веселятся»

«Цирковые лошадки»

«Кто лучше пляшет?»

«Черепаха»(Приложение № 11)

«Кукляндия»

Музыка П.Овсянникова,слова М.Пляцковского

«Лошадки» М.Красева

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

Список приложений.

Приложение №1

“Колобок”.

Дети стоят по кругу, внутри круга “Колобок”  на корточках.1-2 такты – сужают круг;3-4 такты – отходят назад5-8 такты – повторяются движение 1-4 такта;9-12 такты – идут по кругу вправо, К. поднимается – “растет”;13-21 такты – К. прыгает на двух ногах. Все хлопают.С окончанием музыки:Дети: “Колобок, колобок, ты от бабушки ушел, ты от дедушки ушел!”Выходит заяц (волк, медведь, лиса) и говорит: “А, от меня, ты не уйдешь!”Колобок: “Нет, уйду”.Продолжает звучать музыка. Колобок убегает, заяц его догоняет. Если колобок будет пойман, то его меняет другой ребенок.

Приложение №2

“Гори, гори ясно”

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, проговаривая текст:Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят.Дети идут по кругу, одновременно ведущий исполняет подскоки внутри круга, машет платком.Раз, два, три – музыка заканчивается Дети останавливаются, хлопают в ладоши .Ведущий останавливается возле двух ребят, вытягивая руку с платком между ними. Двое детей разбегаютсяв разные стороны по внешней стороне круга. Тот, кто первый выхватит у ведущего платок, становится ведущим.

Приложение №3

«Танец Кошки»

Я – кошка, хвост пушистый, мяу, мяу. (перебирать лапками, с поворотом)

Умею бегать быстро, мяу, мяу.             (побегать)

Люблю поспать на крыше, мяу, мяу,    («потягушки»)

Меня бояться мыши, мяу, мяу.              (выпустить коготки)

Приложение №4

Танец «Котятки»

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Все котятки мыли лапки: «Вот так! Вот так»!

Мыли ушки, мыли брюшки: «Вот так! Вот так»!

А потом они устали: «Вот так! Вот так»!

Сладко, сладко засыпали: «Вот так! Вот так»!

Приложение №5

«Новогодняя»

Тук, да тук, стучат часы.   кулачок об кулачок

Подкрутил Мороз усы.      указательными пальцами подкручиваем усы

Расчесал  он бороду,          движения поочерёдно руками вниз

И пошёл по городу.            шагаем

       Припев:  Сто игрушек за спиной   раскрытые ладошки 10 и ещё раз 10

                       Всем ребятам по одной   указательным пальцем показываем

                                                                  на всех ребят по очереди

Скрип, да скрип, скрипит снежок,   идём по кругу

За спиной большой мешок               «несём» мешок

С бусами, хлопушками,

С разными игрушками.                     «фонарики» вверх – вниз

Приложение №6

«Рыбки»

Рыбки плавают в воде, вот так, вот так,   плавники вверх - вниз

Рыбки плавают в воде, вот так, вот так,   вправо - влево

То сойдутся, разойдутся,                           плавники соединяются и расходятся

То зароются в песке (2 раза)                     опускаются вниз

Приложение №7

Варежковый театр  «Ёлочка стояла»

Ёлочка стояла, стройной вырастала (постепенно поднимают левую руку

                                                              с варежкой «ёлочкой»

Вот такой, вот такой, стройной вырастала (2 раза) («пружинка» с поворотом)

                      На проигрыш после каждого куплета – кружатся

2. Жил под ёлкой Зайка, Зайка-побегайка. (поднимают варежку «зайца»,

                                                                         скачут вверх и вниз)

    Вот такой, вот такой Зайка-побегайка.   (прыгают на месте)

3. Как увидел Волка, спрятался за ёлку. (прячут варежку-зайца за варежку-

ёлку)

 Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку. (зайка дрожит за ёлкой)

4. Как увидел Мишку, выглянул Зайчишка. (показывают зайку из-за ёлки)

  В прятки будет играть Зайка вместе с Мишкой. (закрывают варежками

глаза)

5. К ёлочке Лисичка как-то подбежала (выбегает Лисичка-девочка

                                                                      и встаёт к детям боком)

    И зайчишку она тут же увидала. (прячут варежку-ёлку за спину,

                                                             оставляя впереди Зайку)

6. Я, Лиса-плутовка, зайчиков поймаю,

   Но не буду их есть, только поиграю. (Лиса ловит ребят, они бегут на места.)

Приложение №8

«Мы сидели у окна»

Мы сидели у окна,                       «пружинка» с поворотом

Постучалась к нам весна,            «стучим» правой рукой

Зайчик солнечный блеснул,        правая наверху раскрытая ладошка - «зайчик»

Солнца в лужицы плеснул.         две руки выбросить вверх и сбросить вниз

 

Прыгнул с ветки воробей,          прыжки

Закричал скорей, скорей,           жест «зовём к себе»

Торопитесь все за мной,             шагаем

Поздороваться с весной.            двумя руками жест «к себе – от себя»

Если нас гулять зовут,               «пружинка» с поворотом

Мы готовы в пять минут,           раскрытая ладонь выбрасывается вверх

Солнцем улица полна,               разводим руки в сторону

Здравствуй, милая весна.          двумя руками жест «к себе – от себя»

Приложение №9

«Лепёшки»

Педагог: «Давайте испечем лепешки».

Первый этап.

Дети поют, показывая высоту звука. Левая ладонь перед собой, большой палец смотрит вверх. Указательным пальцем правой руки на высокий звук дотрагиваются до кончика большого пальца левой руки, а на низкий звук — до кончика указательного пальца левой руки.

Принесу мучицы,

Подолью водицы,

Испеку лепешек,

Для ребяток-крошек.

Второй этап.

Попевка исполняется в парах. Педагог сопровождает пение игрой на металлофоне. Дети стоят напротив друг друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. При пении они поочередно меняют положение рук. Первый ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх. Затем второй ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх.

Приложение №10

«Две лягушки»

На болоте две подружки,   две зеленые лягушки
Утром рано умывались,       (имитировать умывание)

Полотенцем растирались.    (имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,  ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.     (имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!  (резко поднять руки вверх)

Приложение № 11

«Черепаха»

Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.

Шла купаться черепаха                  Похлопывание по спине собранными

                                                             пальцами (чашечка) сверху вниз.

И кусала всех со страха:                   Энергичное пощипывание от

                                                             поясницы вверх по спине.

         «Кусь-кусь-кусь,                                Медленные вибрирующие движения

Кусь-кусь-кусь,                                  слегка согнутыми пальцами.

Никого я не боюсь. У-У!»                 быстро повернуться и испугать

                                                             партнера. Изобразить испуг

                                                             (откинуться назад).

Библиографический список

 

1. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. –

Ярославль: Академия развития.2005.- 96с.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. , Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.:

Просвещение, 1983.- 207 с.

3. Бодраченко И.В. Речевые игры //Музыкальный руководитель.2007.№1

с.13

4. Боровик Т. Ритмодикламация //Музыкальный руководитель.2004.№5. с. 3

 5.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным

сопровождением. - С - пб.: Детство Пресс. – 1999. – 63с.

6. Буренина А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей. - С - пб.:

Музыкальная палитра . – 2004. – 35 с.

7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – С - пб.: - 2000. – 217.с.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.-М.:

Просвещение, 1981.-240 с.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Психология: Классические

труды – М.: Просвещение, 1996.

10. Галиченко И.Г., Михайлова М.А.Танцуем, играем, всех приглашаем. –

Ярославль, Академия развития. – 2006.-159 с.

11. Зимина А.Н. Большой хоровод. -М.: Издательское объединение

«Композитор», 1993.- 47 с.

12. Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Зимние забавы. - Санкт-

Петербург: Издательство «Композитор», 2006 .-40 с.

13. Картушина М.Ю. Народные праздники. – М.: ТЦ Сфера. 2006. – 319 с.

14. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. –М.:ТЦ Сфера. – 2008. – 95с.

15. Макшанцева Е.Д. Скворушка Аркти. – М.: ИЛЕКСА.1998. - 103 с.

16. Метлов Н.А. Музыка детям.- М.: Просвещение, 1985.-144 с.

17. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого

движения. – Спб.: Музыкальная палитра.2004. – 110с.

18. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. –

Ярославль: Академия развития, 1996. – 234 с.

19. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –

Ярославль: Академия развития, 1996. - 131 – 178 с.

20. Попцова Р. Пальчиковые игры //Музыкальный руководитель.2006 №1

с.80

21. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Просвещение, 1987.

22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Просвещение,

1986.

23. Шаламонова Е.Ю. Веселая гимнастика //Музыкальный руководитель.

2007. №1. с.27

24. Эльконин Д.Б. Психология игры . – М: Просвещение, 1986. 

Диагностика музыкально-ритмического развития

ребенка дошкольного возраста

         Диагностика музыкально-ритмического развития ребенка дошкольного возраста является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики — выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития.
        Диагностические занятия рекомендуется проводить в сентябре и мае (2 раза в год) (детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года), используя для сравнения данные предыдущего тестирования).

         По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют типовым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7-9 человек (с целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий).

         Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал прилагается, замена возможна только соответствующим по сложности материалом).

          Оценка музыкально-ритмических проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по трехбальной системе (высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкально-ритмической деятельности) определяется уровень  развития каждого ребенка.

Высокий уровень: от 57 до 72 баллов.

Средний уровень: от 40 до 56 баллов.

Низкий уровень: от 24 до 39 баллов.

 

ФАМИЛИЯ

ИМЯ

РЕБЁНКА

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

ПЕНИЕ

СУММА БАЛЛОВ

УРОВЕНЬ

1.

2.

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Музыкально-ритмические движения

Высокий уровень:
1) проявляет интерес к движениям под музыку, любит танцевать, стремится импровизировать, сочинять и инсценировать сюжеты игр и тексты песен;

2) называет любимые танцы, игры, пляски, хороводы, обосновывает свой выбор в связи с характеристикой музыкального образа;
3) танцевальные и образно-игровые движения выразительны, пластичны и соответствуют смене настроения в музыке с малоконтрастными частями;
4) воспроизводит в хлопках и притопах ритмический рисунок мелодии, точность движений соответствует ритму музыки и его изменениям;
5) свободно импровизирует под музыку, самостоятельно придумывает композиции музыкальных игр и танцев;
6) в танцах, хороводах, упражнениях, играх согласует свои движения с движениями других детей (ориентируется в композиции танца, в пространстве, соблюдает дистанцию, не нарушает ритма общего движения, чувствует партнера).

Средний уровень:
1) эмоциональная увлеченность, интерес к движениям под музыку проявляются при дополнительной активизации со стороны взрослого (ведущая роль, новый атрибут, индивидуальные побуждения и другое);
2) выбор любимых игр, танцев, движений под музыку случаен, ребенок затрудняется в обосновании своих предпочтений;
3) двигается под музыку недостаточно выразительно, движения не всегда пластичны и изящны и не соответствуют смене настроений музыки с малоконтрастными частями;
4) неточно воспроизводит ритмический рисунок мелодии (в хлопках и притопах), соответствие движений ритму музыки и его изменениям появляется при активной поддержке педагога (движения в паре, по показу и т.д.);

5) в творческих импровизациях использует только знакомые танцевальные или образно-игровые движения;

6)  в танцах, хороводах, музыкально-ритмических упражнениях затрудняется согласовывать свои действия с движениями других детей

Низкий уровень:

1) не проявляет интереса к движениям под музыку, не любит танцевать, отрицательно реагирует на предложение взрослого, в играх чаще пассивен и неэмоционален;
2) не называет любимых танцев, игр, затрудняется или отказывается отвечать на вопросы;
3) движения угловаты, невыразительны, не соответствуют характеру музыки;
4) не может воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии, допускает ошибки при совместном выполнении движений с педагогом;
5) творческие проявления однотипны, однообразны или отсутствуют;
6) в совместном исполнительстве (танцах, хороводах и прочем) не согласовывает свои движения с движениями других детей (не ориентируется в пространстве, двигается с опозданием, не соблюдает дистанцию, общий темп выполнения движений).

                                          Восприятие музыки

Высокий уровень:
1) внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);
2) самостоятельно называет любимые произведения, обосновывает свои предпочтения, высказывается об их характере;
3) определяет характер музыкального произведения, выделяет смену настроения (форма), используя разнообразные определения, речь богатая и образная;
4) оркестровка и движения соответствуют характеру, строению произведения;
5) выделяет выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп), отображает взаимосвязь средств музыкальной выразительности и особенностей музыкального образа;
6) определяет жанры и их разновидности (песня: колыбельная, хороводная; танец: вальс, полька, народная пляска; марш: спортивный, военный и др.).

Средний уровень:
1) слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;
2) затрудняется в выборе любимых произведений, называет их с помощью наводящих вопросов взрослого, не может обосновать свой выбор;
3) характер произведения и его форму (смену настроения) определяет с помощью педагога, при характеристике использует 1-2 определения;
4) движения и оркестровка однотипны, невыразительны, проявляются с помощью активизации педагога;
5) называет некоторые средства выразительности (1-2), не отображает взаимосвязь настроения и выразительных средств;
6) определяет жанр произведения с незначительной подсказкой педагога.

Низкий уровень:
1) слушает музыку без интереса, часто отвлекается;
2) затрудняется в выборе любимых произведений или отказывается отвечать;
3) не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом (весело, грустно);
4) двигательная активность отсутствует, оркестровка не соответствует характеру произведения (выбор инструмента неадекватен, игра однотипна, невыразительна, неритмична);
5) не может назвать ни одного средства музыкальной выразительности или ошибается в их определении;
6) неверно называет жанр музыкального произведения или отказывается выполнять задание.

Пение

Высокий уровень:

1) ребенок увлечен, внимателен, не отвлекается во врем

я звучания новой песни, высказывает желание петь;
2) выразительно, эмоционально исполняет песню на этапе ее разучивания (богатая мимика, логические ударения и прочее.);
3) чисто интонирует мелодию малознакомой песни без музыкального сопровождения (на этапе первоначального разучивания), исправляет неточное пение других детей;
4) точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии малознакомой песни;

5) самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст (умеет вести певческую перекличку, самостоятельно закончить мелодию);
6) в хоровом пении согласует свое пение с пением других детей (стремится создать художественный ансамбль).

Средний уровень
1) интерес к новому музыкальному произведению и его исполнению неустойчив, привлечь внимание и активизировать деятельность можно с помощью дополнительного педагогического воздействия;
2) недостаточно выразительное пение (отсутствие динамических нюансов, логических ударений);
3) точно передает мелодию знакомой песни при поддержке голосом педагога, допускает неточности в исполнении малознакомой песни;
4) допускает неточности в воспроизведении ритмического рисунка песни;
5) сочиняет несложные мелодии с помощью взрослого, используя предложенный образец;
6) в хоровом пении не всегда согласует свое исполнительство с пением других детей.

Низкий уровень:
1) интерес к новой песне и пению не проявляет;
2) поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно;
3) интонирует неточно;
4) исполнение ритмического рисунка мелодии вызывает затруднение;
5) сочиняет вариант мелодии, мало отличающийся от образца;
6) в хоровом исполнении не согласует свое пение с пением других.

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физической культуре с использованием музыкально- ритмических подвижных игр во 2 классе "Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу!"

Описание схемы проведения открытого урока по физической культуре с использованием музыкально- ритмических подвижных игр во 2 классе....

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"

В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития  коммуникативных способностей  у детей с р...

Использование музыкально-ритмического сопровождения в физическом развитии дошкольников

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Организация познавательного развития дошкольников через использование приемов моделирования-мастер-класс

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач совр...

Психолого – педагогический проект «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ младших дошкольников через использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Актуальность проектаобусловлена построением новой модели ДОУ:• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;• Желание родителей поднять уровень...