Использование музыкально-ритмического сопровождения в физическом развитии дошкольников
методическая разработка по физкультуре по теме

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья и физического состояния. Поэтому задача, стоящая, сегодня перед воспитателями по ФИЗО, плаванию в детских садах заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.

Одной из таких методик является использование музыкально-ритмического сопровождения и (условно названных) «игровых» танцев, направленных на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека. С позиций физической культуры игровые танцы должны рассматриваются функциональными инновационными методами с широким технологическим спектром воздействия.

Более того, ввиду отсутствия в большинстве садов хореографов, музыкально-эстетическое воспитание отчасти ложится не только на плечи музыкальных руководителей, но и на воспитателей по ФИЗО. Это связано с тем, что именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая детям взамен - радость, удовольствие. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Дети  нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

Таким образом, использование музыкально-ритмического сопровождения способствует:

·                  коррекции личности, ее раскрепощению.

·                  овладению ОРУ и ОВД.

·                  развитию чувства координации и ориентировки в пространстве (особенно танцы с использованием перестроения)

·                  созданию благоприятных условий для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата.

·                  индивидуальному творческому проявлению детей в движении (при использовании детьми импровизаций) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №60 «Крепышок» г. Ставрополь

Методические разработки

«Использование музыкально-ритмического сопровождения в физическом развитии дошкольников»

                                                                Разработала: воспитатель по ФИЗО

                                                                Никитина Людмила Михайловна

г. Ставрополь, 2015 г

Введение

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья и физического состояния. Поэтому задача, стоящая, сегодня перед воспитателями по ФИЗО, плаванию в детских садах заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.

Одной из таких методик является использование музыкально-ритмического сопровождения и (условно названных) «игровых» танцев, направленных на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека. С позиций физической культуры игровые танцы должны рассматриваются функциональными инновационными методами с широким технологическим спектром воздействия.

Более того, ввиду отсутствия в большинстве садов хореографов, музыкально-эстетическое воспитание отчасти ложится не только на плечи музыкальных руководителей, но и на воспитателей по ФИЗО. Это связано с тем, что именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая детям взамен - радость, удовольствие. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Дети  нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

Таким образом, использование музыкально-ритмического сопровождения способствует:

  • коррекции личности, ее раскрепощению.
  • овладению ОРУ и ОВД.
  • развитию чувства координации и ориентировки в пространстве (особенно танцы с использованием перестроения)
  • созданию благоприятных условий для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата.
  • индивидуальному творческому проявлению детей в движении (при использовании детьми импровизаций)

  1. Использование музыкального сопровождения в водной части физкультурного занятия

Применение музыкального сопровождения способствует развитию чувства ритма и повышению эмоционального настроя вначале занятия физической культурой. Для различных видов ходьбы подбирается музыка (марш) со средним темпом, для беговой части более быстрая. Движения составляются в соответствии с музыкальными тактами.  Хорошую музыкальную подборку можно позаимствовать у музыкальных руководителей с дисков, прилагаемых к программе «Праздник каждый день» (И. Каплунова, И. Новоскольцева), а так же со сборника «Марши и Вальсы».

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика

В области ОРУ упражнений игровой танец практически доступен каждому, и потому он должен стать важным компонентом массовой физической культуры, отвечающим, согласно природе танца, за психофизическое и социальное становление личности воспитанника. Такой тип танца применяется на утренней зарядке и вводной части занятия вместо стандартных ОРУ.

В  качестве музыкального материала необходима достаточно весёлая эмоциональную песня, состоящая из трёх куплетов. Изначально танец выполняется по показу воспитателя, но затем роль демонстратора могут выполнять наиболее одаренные дети.  Движения показываются в зеркальном отражении к воспитанникам.

В первом куплете делаются упражнения для головы и рук (наклоны, повороты и др.), во втором – для туловища (наклоны, повороты  и др. с использованием рук и без), в третьем – ноги (махи, приседания и др., так же допустимо использованием рук для усложнения). В припеве и проигрышах выполняются танцевальные, прыжковые и беговые движения.

  1. Утренняя зарядка

         Утренняя зарядка в ДОО проводится по возрастным группам, с учетом возрастных особенностей воспитанником. Начинается она с точечного массажа, который сопровождается красивыми мелодиями мировой классики из сборников «Музыка для души», «Лучшая инструментальная музыка». Затем проводятся различные виды ходьбы и бега по кругу, по принципу вводной части физкультурного занятия. После этого целесообразно проведение ОРУ в форме танцевально-ритмической гимнастики, о чем речь шла выше. Затем воспитанники делают дыхательное упражнение и в старшем дошкольном возрасте упражнения на координацию, под медленную красивую мелодию. В конце утренней зарядке дети поют первый куплет и припев песни, с учетом программы образовательной области «Музыка».  При использовании музыки и песен в утренней зарядке нам необходимы не целые произведения, а только их определённые части, при этом сами эти композиции нужно записывать без пауз между собой. Для этого я использую специальные компьютерные программы, для нарезки, склеивания и редактирования музыкальных файлов, такие как  Adobe Audition, Audacity, Sound Forge.

  1. Танцминутка

Танцминутки используются на занятиях ФИЗО и соревнованиях, они небольшие по времени и  направлены на раскрепощение личности ребенка, на снятие физического перенапряжения, на предупреждение утомления.

Так же воспитатели по ФИЗО должны проводить мастер-классы для воспитателей групп, выступая на педагогических советах, пропагандируя использование танцминуток в качестве физкультурных пауз. Существующий «сидячем» режим детей на занятиях, приводит организм ребенка к физиологическому утомлению и  переутомлению. Даже тогда, когда ребенок, сидя за столом, поглощен очень интересным занятием длительное время, в его организме происходит рассогласование таких важных систем жизнеобеспечения, как дыхание и кровообращение. В сидячей позе ребенок, наклоняясь над столом, сжимается, что приводит к задержке и изменению частоты дыхания, учащению пульса. Подобное напряжение организма проявляется во всем, даже пальцы ног ребенка сжимаются. Игровые же танцминутки способны восстанавливать его оптимальную мышечную деятельность.

  1. «Игровые» танцы

Обладая собственной природой и выразительными средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам - музыкальному воспитанию.

Танец - это вид творческой человеческой деятельности, в которой обязательно используются особые ритмические сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим единством. Существуют зрелищные, эстетические танцы, предназначенные для выступления на утренниках, выступлениях, концертах, т.е. исполняемый для зрителей и игровые танцы. Привлечение этого типа танца в массовую физическую культуру может быть, но в весьма ограниченных и неразвернутых формах. Так же существует другой вид танца, условно назовем их, «игровыми», т.е. проводимый непосредственно в интересах самих участников.

В физкультуры на улице, когда проводится ряд подвижных игр для закрепления двигательных действий, для развития физических качеств и способностей, а так же в летне-оздоровительный период, необходимо использование танцев по показу воспитателя на занятиях.

К сожалению русскоязычных песен, которые можно использовать в работе не так много, а те, что есть, уже давно вызывают чувство пресыщенности, с учетом того, что неоднократно используются во всех направлениях дошкольного воспитания. Поэтому необходимо отказаться от национализма и использовать иностранные песни.

В реализации образовательной области «Физическая культура» в ДОУ применяются современные поп.песни, которые имеют большую популярность среди детей, и золотые хиты Абба, Бони-М, Рики и Повери и т.д. Например, по мнению британских учёных, песни Абба благоприятно воздействуют на психоэмоциональное состояние людей всех возрастов. А мы знаем, что одно из составляющих понятия «здоровья» - это психический баланс и чувство внутреннего счастья. Так же в старших группах можно использовать танцы, которые уже давно известны мировой общественности, такие как «Ламбада» или «Макарена», необходимо лишь их слегка подкорректировать, с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Подвижные игры и игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Подвижные игры по типу «Пустое место» или «Космонавты» можно проводить с использованием музыкального сопровождения, когда при окончании музыки дети должны выполнить определённое задание.

Так же можно проводить игры, при которых задания выполняются с началом музыкального сопровождения. Например, игра (условно назовём её) «Не ошибись». Дети бегают в рассыпную по залу, если заиграет красивая музыка – то бегут к корзине с цветами и делают вокруг неё круг, если будет композиция имитирующая звук дождя и грома, то становятся вокруг зонта, если пение птиц – то залезают на «шведскую» стенку. Естественно перед началом игры дети знакомятся с правилами и слушают предлагаемые варианты музыкальных композиций (или звуки природы).

   Интересными для детей представляются имитационные игровые упражнения, когда они должны прочувствовать характер, эмоциональное составляющее музыкальной композиции и изобразить динамичное движение (ходьба на внешней стороне стопы – медведь, прыжки с продвижением вперёд – зайцы) или статическую позу.

  1. Релаксация

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в ДОУ в заключительной части занятия физической культуры воспитатель должен обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности детей, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и перехода к последующей деятельности. С этой целью обычно используются различные варианты упражнения на расслабление, равновесие, дыхательные упражнения и т.п. Для использования музыкального сопровождения здесь складываются весьма благоприятные условия, должны использоваться мелодии успокаивающей музыки характеризуются медленным, ровным темпом, плавным, уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, повторяющимися интонационными фразами, успокаивающим ритмическим рисунком, отсутствием резких изменений громкости звука. Весьма эффективно использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке звуков природы: шума листвы, пения птиц, журчания ручья и т.д.

Вывод

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Благоприятно воздействовать этому процессу может использование танцы, ОРУ, различные задания, исполняемые под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение, способствует их активизации к занятиям физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг физического развития дошкольников

В помощь инструкторам по физ-ре....

Открытый урок по физической культуре с использованием музыкально- ритмических подвижных игр во 2 классе "Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу!"

Описание схемы проведения открытого урока по физической культуре с использованием музыкально- ритмических подвижных игр во 2 классе....

Физическое развитие дошкольников в соответствии с требованиями стандартов.

Статья о применении ФГОС  в ДОУ, на занятиях по физической культуре....

Программа «Совершенствование эмоциональной сферы дошкольников через использование музыкально-ритмических упражнений"

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться.  К этому приводит  неумение детей  самостоятельно справляться с нервно-психическими нагрузками и пер...