Организация опытнической работы как формы сельскохозяйственной профилизации в школе сельского типа
учебно-методический материал на тему

В статье описывается организация опытнической работы на трех ступенях общеобразовательной школы.

1 ступень: предлагается тематика наблюдений в 1, 2, 3 классах  и тема первой опытнической работы в 4 классе

2 ступень: предлагаются темы опытов;  описываются организация опытнической работы и  положения об опытнической деятельности учащихся.

3 ступень: организация работ в ученической бригаде; предлагаются темы опытов, которые увязываются с экономическим эффектом результатов этих опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация опытнической работы как формы сельскохозяйственной  профилизации в школе сельского типа

Из всех отраслей экономики страны, сельское хозяйство, пожалуй, наиболее чувствительно к работе общеобразовательной школы. Есть на селе школа – значит живёт станица, уверенно трудятся взрослые. Но станица со своей инфраструктурой не будет развиваться, если большая часть молодёжи после окончания школы будет уезжать. Поэтому одной из приоритетных целей работы педагогического коллектива является создание жизнеспособной, успешно функционирующей школы, способной не только эффективно учить и воспитывать детей, но и улучшать окружающую действительность. А поэтому, мы считаем, что наши сельские ребята должны быть  широко информированы о развитии сельскохозяйственного производства, новой технике и оборудовании, достижениях науки и передовой практики. Именно это позволит ненавязчиво ориентировать подрастающую молодёжь на профессии  сельскохозяйственного цикла. Практика школы показала, что именно опытничество служит важной основой трудового воспитания учащихся, воспитывает уважение к сельскохозяйственному труду.

Начиная с  1 ступени, в школе уделяется внимание ранней с/х профилизации. Опытническая работа ведётся круглый год. Под руководством учителей начальных классов в зимний период ребята занимаются выращиванием комнатных растений, ведением наблюдений за ними, обучению приемам вегетативного размножения. На сегодняшний день в школе имеется 12 гибридов узамбарской фиалки, размещённых в 180 горшках.

В осенне-весенний период организуется работа на УОУ.

Тематика наблюдений.

1 класс

  • Ученики получают  представление о весеннем севе и посадке и чётко усваивают  разницу между ними.
  • Семена разных культур различаются по форме и величине. Ребята дают сравнительную характеристику семенам: гороха, подсолнечника, пшеницы, томатов, редиса по форме и величине.
  • Семена одной культуры могут быть крупными и мелкими. Они сравнивают их  по размерам, проранжировав в две кучки: семена крупные, семена мелкие. Делают вывод.
  • Высевают семена крупные и мелкие и проводят наблюдения за сроками всходов и силой роста растений в рядке с мелкими и крупными семенами.
  • Рассортировывают  клубни, высеяв в один рядок мелкие, в другой крупные. Сравнивают урожай мелких с крупными.

2 класс

  • В связи с трудностью распознавания всходов ученики  проводят наблюдения: высевают  в один рядок семена моркови, во второй рядок семена моркови с салатом. Всходы салата – маячная культура.
  • Замачивают семян гороха. Высевают сухие семена (контроль) и заранее проращенные.

                                                            3 класс

  • Дети ведут наблюдения за ростом и развитием растений, выращиваемых рассадой и из семян.

                                                           4 класс

  • Начало опытнической работы «Ускоренное размножение картофеля путём резки и подреза (контроль: целые клубни без подреза).

      На УОУ дублируются опыты, заложенные на полях УПБ базового хозяйства колхоза  «Россия»,  а они в последнее время  связаны с сортоиспытанием пшеницы  различных сортоиспытательных станций нашей страны. Поэтому все дети начальных классов знакомятся с осенним севом озимых, биологическими особенностями этих культур, постепенно овладевая основами опытнической работы.

      На 2 ступени продолжается активная работа на УОУ. Темы опытов прошлого и нынешнего годов: «Влияние сроков высева сои на ее урожайность»  и  «Влияние густоты посева семян свеклы на размеры растений» , «Сортовые технологии – залог высокой урожайности зерновых культур»  Ученики  проводят биометрические измерения, метеорологические и фенологические наблюдения. Но не менее важным основополагающим принципом организации опытнической работы является систематическое разъяснение учащимся ее экономической, хозяйственной значимости и формирование на этой основе высоконравственных мотивов трудовой деятельности. Понимание учащимися практической значимости опытнической работы помогает им осознать нравственную ценность своей работы, почувствовать свою социальную весомость, авторитет. Важное место здесь занимает знакомство учащихся с производственными успехами базового хозяйства колхоза «Россия»

       Организация опытнической деятельности осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы с детьми; создание разновозрастных звеньев. Педагогическая практика показывает, что групповая опытническая работа в разновозрастном звене достигает высоких результатов при проведении следующих практических работ: «Механический состав почвы. Полевое и органолептическое определение механического состава почвы» , «Определение чистоты и массы 1000 семян», «Определение всхожести и энергии прорастания», «Определение pH водной вытяжки почвы». Необходимость преемственности состоит в установлении необходимой связи в выполнении практических работ средним и старшим звеньями.

Примером является работа  «Сортовые технологии – залог высокой урожайности зерновых культур».

Сортоиспытание проводилось по 7 сортам пшеницы двух ведущих селекционных станций Юга России: (Зерноградской  (Ростовская обл.) и  Краснодарской (Краснодарский кр.)

Старшее звено

Младшее звено

Опыт заложен на поле №4 (УПБ) базового хозяйства колхоза «Россия»

Опыт дублируется на УОУ

1. Знания биологических особенностей зерновых культур.

1. Знания биологических особенностей  пшеницы.

2. Почва:

 Механический состав.

 pH водной вытяжки.

Определение гидролитической кислотности почвы.

Определение доз внесения минеральных удобрений.

2. Почва:

Механический состав.

pH водной вытяжки.

Необходимость внесения органических и минеральных удобрений.

3. Изучение и обобщение опыта о технологиях возделывания сортов озимой пшеницы.

4. Мониторинг фитосанитарного состояния поля.

4. Изучение сорных культур .

5. Проведение биометрических измерений. При анализе хорошо высушенного снопа.

А) кол-во стеблей

Б) кол-во колосьев

В) средняя длина колоса

Г) общая масса зерна в снопе

Д) масса 1000 зерен

5. Проведение биометрических наблюдений.

Длина колоса

Масса 1000 зерен.

6. Проведение фенологических наблюдений от посева , глубины заделки семян,  всходов до восковой спелости (фазы развития растения)

6. Проведение фенологических наблюдений от всходов до восковой спелости.

7. Проведение метеонаблюдений (с помощью агрохимической лаборатории колхоза «Россия»)

7. Проведение метеонаблюдений. ( визуально)

     В процессе закладки опытов учащиеся приучаются по плану работать, наблюдать, выяснять, анализировать, нести ответственность за правильность сделанных выводов. Таким образом, будучи еще в стенах школы, ребята на практике убеждаются в том, что в колхозе при правильном сочетании индивидуального и коллективного труда возникают широкие возможности для проявления у каждого труженика всех своих сил и способностей. У учащихся формируется чувство гордости за свой колхоз, за свою школу. Но самое важное, что удачная  коллективная  работа ребят, побуждает отдельных школьников заняться индивидуальной исследовательской деятельностью.

При проведении исследовательских работ осуществляется  связь : ученик  – учитель – наставник(ведущий специалист колхоза) – научный работник (преподаватель ВУЗа)

С базовым хозяйством колхозом «Россия» заключен «Договор о совместной деятельности». Ведущие специалисты колхоза оказывают помощь в организации детской исследовательской деятельности, ребята посещают агрохимическую лабораторию колхоза «Россия». Нашими помощниками являются преподаватели Ставропольского государственного аграрного университета и Ставропольского  краевого биологического центра.

                             

Темы некоторых исследовательских работ.

1. «Выявление  преимущества гибридов подсолнечника перед сортами. Изучение масличности гибридов и их урожайности».

Шорова  Д., 10 кл

Учитель:  Сотникова Э.С.

Наставники: Жидков Н.И – агроном-агрохимик к-за «Россия»,

 

2. «Проблемы защиты урожая бобовых культур от вредителей».

Михайлова Е., 11кл.

Учитель:  Князева И.Н.

Наставники: Иванов А.А. – агроном-агрохимик к-за «Россия»,

3. «Экономически эффективное выращивание свинины»

Казакова В., 9 кл.

Учитель:  Багринцев А.В.

Наставники: Юрченко К.А. – гл. зоотехник

                      к-за «Россия»

4 «Влияние биологически активного жирового концентрата
на липидный метаболизм, рост и развитие телят»

Логинова Л.,11 кл.

Учитель: Сотникова Э.С.

Наставник: Гринев А.В. – зав. маслоцехом колхоза «Россия»

В результате такой работы в школе разработаны положения об опытнической деятельности учащихся.

1. Общие положения:

1.1 Опытническая работа учащихся – процесс совместной деятельности учащихся и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описанию, объяснению.                

 1.2 Целью опытнической работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ё самоопределения и самореализации.

1.3 Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:  

а) Формировать интересы, склонности учащихся к опытнической деятельности;

б) Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений в природе;

в) Развивать умения самостоятельно и использовать их на практике ;

г) Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

2. Организация опытнической работы учащихся .

2.1 Научными руководителями учащихся являются:

учитель – наставник колхоза – преподаватели вузов.

 2.2 Направление и содержание опытнической работы определяется запросами базового хозяйства.

2.3 Форма организации детей – разновозрастное звено в количестве 10-12 человек.                        

3. Критерии опытнической деятельности.

3.1 Актуальность выбранного исследования.

3.2 Умение использовать известные результаты и факты, знания сверхшкольной программы.

3.3 Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

3.4 Чёткость выводов, обобщающих исследования.

3.5 Грамотность оформления и защиты  результатов исследований.

Так организованная опытническая работа обогащает учащихся интеллектуальным и политехническим образованием. Способствует целенаправленной и всесторонней увязке содержания опытнической работы с изучаемыми в школе основами наук (биологии, химии, физики, математики)

Практика показала, что из организационных форм  сельскохозяйственного труда  на 3 ступени  наибольшими возможностями обладает ученическая производственная бригада.  В прошлом (2014 г) наша УПБ «Юность»  отметила 60-летний юбилей. Важным принципом организации опытнической работы на этой ступени является привлечение учащихся к экономическому анализу результатов своего труда.

Опытническая работа составляет весомую часть дохода ученической бригады.  Общий, доход складывается из дохода базового хозяйства от реализации полученной продукции растениеводства и животноводства. Согласно договора №5 от 25.01.2013 года на расчетный счет УПБ поступают денежные средства в количестве 0,5% от общей суммы реализованной продукции. Условия договора: члены УПБ проводят опытническую работу и все виды работ, связанные с производством  с/х продукции (продукция растениеводства и животноводства) Приведу примеры. Из года в год хозяйство сотрудничает с Всероссийским научно-исследовательским институтом масличных культур им. В.С. Пустовойта, а последние три года еще и с Бельгийской фирмой «Сенгента»  В  опытническом деле по выявлению лучших гибридов подсолнечника по урожайности и масличности  принимают участие члены ученической бригады. Звено опытников провело наблюдение за окраской, высотой растений, формой корзинки, диаметром корзинки, массой семян (100 шт.), панцирностью семянок, провели наблюдения за  вегетативным периодом разных гибридов.

Из четырех гибридов: «НК Брио», «НК Неома», «ПР-63 А-90», «Альбатер». Самая большая урожайность у гибрида «НК Брио»  Она составила 41 ц/га. «Брио» являлся контролем. Этот гибрид возделывается в колхозе уже более пяти лет. Его урожайность составила всего 31 ц/га . Сравнение дает ответ на вопрос.

Самая высокая масличность семян гибрида ««ПР-63А-90»» - 47 %. Масличность ребята определяют с помощью инфракрасного анализатора качества, установленного в с/х лаборатории базового хозяйства колхоза «Россия». Современный инфракрасный анализатор включает оптическую сканирующую систему модели 4500, новейшее поколение программного и математического обеспечения  ЭВМ. Для выполнения массового анализа необходимо лишь измельчить высушенный образец, заполнить кювету и ввести её в соответствующее  устройство ИК – анализатора. Результаты измерений отображаются на дисплее компьютера и выводятся на печать. Все операции опытники осуществляют  с помощью лаборанта агрохимической лаборатории.  Для того, чтобы работать в лаборатории,  необходимы знания персонального компьютера. Их ребята получают в школе на уроках информатики.

Так как цена реализации одного килограмма подсолнечника составляет 11 рублей, а 1 кг растительного масла 32 рубля, то выгоднее производить масло. Возделывать экономически выгодно сорт ««ПР-63 А-90»

Рентабельность  производства подсолнечного масла в 2013 году составила 129% (то есть на каждый вложенный рубль затрат было получено 29 коп. прибыли)

В сезон 2013 года звено полеводов в составе 80 человек (в два потока) провело прополку и фитосанитарную прочистку подсолнечника на площади 250 га. Фонд заработной платы составил 63 тыс 579 руб.  

Одной из приоритетных  направлений работы ученической производственной бригады является система мероприятий по природоохранительной и экологической деятельности.

Базовое хозяйство имеет свой цех по переработке подсолнечника. Осадок, образующийся от растительного масла, чаще всего сливают и этим загрязняют почву. А может его использовать как биологическую добавку молодняку КРС? Ребята провели исследования по использованию БАЖК и выявили его возможности по ускоренному набору веса телят, а так же ограничениях в его использовании. Предположили экономический эффект.

Опыты проводились на телятах черно-пестрой породы в возрасте 2–3 месяцев.

Полученные результаты исследования позволили сделать следующее заключение.

Биологический активный комплекс (БАЖК), можно использовать для кормления телят в ранний постнатальный период как источник жира и других физиологически важных компонентов. Более эффективным является добавление препарата в дозе 20 г на 100 г перевариемого протеина, о чем свидетельствует высокая интенсивность энергетического и липидного обменов в организме и повышение привесов у телят на 9,1%.

На основании выше изложенного можно рекомендовать использование отходов масложировой промышленности в качестве ценной биологической активной добавки, стимулирующей рост и  развитие животных.

Чтобы сократить статью расходов на биодобавки молодняку КРС, мы предлагаем использовать БАЖК, что приведет к снижению себестоимости продукции. В этом году этот проект был внедрен в производство.

Два года подряд  члены опытнического звена являются представителями тендерной площадки (internet)  по продаже зерна пшеницы.

 Введение трудовых книжек, оплачиваемого производительного  труда школьников при его правильной организации способствует формированию должного отношения к деньгам, заработку, как мерилу трудовой деятельности.

Считаем, что именно так поставленная  работа по опытничеству в школе, будет  способствовать  сельскохозяйственной  профилизации, поступлению учеников в сельскохозяйственные учебные заведения и закреплению новых кадров на селе.  А школа обретет свое лицо -   лицо сельской школы.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в младших классах коррекционной школы.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных) домах - интернатах...

Из опыта организации внеклассной работы по английскому языку в школе

Из опыта моей работы в школе, я пришла к вводу, что во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учеб...

Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Статья: Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  п...

Методические рекомендации по организации опытнической работы по выгонке (из опыта работы)

В данном методическом пособии  даны  рекомендации по проведению практических мероприятий по выгонке таких луковичных как гиппеаструм, пролеска, мускари, даурские лилии и нарциссы. Такж...

Планирование и организация внеурочной работы в форме классного проекта "Литературный Петербург".

Методическая разработка содержит описание работы над классным проектом....