Формирование гражданско-патриотической идентичности в общеобразовательных учреждениях Чистопольского муниципального района
статья на тему

Кашапова Миляуша Хусаиновна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdansko.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданско-патриотической идентичности в общеобразовательных учреждениях Чистопольского муниципального района

Кашапова М.Х., методист по воспитательной работе

МКУ «Управление образования Исполнительного комитета

Чистопольского муниципального района РТ»

В конце 20 начале 21 веков российская молодежь пережила духовный кризис, за которым последовали утрата общественных и нравственных идеалов, крах механизма преемственности поколений. Причиной всего этого считают кризис идентичности, который проявляется в безразличии к прошлому и в отсутствие веры в будущее, в неспособность самостоятельно преодолевать жизненные трудности и самоопределяться в социальной, духовной и нравственной сфере, и правильно ориентироваться в координатах добра и зла. Для исправления сложившейся ситуации в образовательном пространстве общеобразовательных учреждений ведется активная работа по приобщению молодого поколения к гражданско-патриотическим ценностям, воспитывать чувство патриотизма, активно участвовать в жизни общества, повышать уровень гражданско-патриотической идентичности (как групповой, так и индивидуальной).

Под гражданско-патриотической идентичностью понимается воспитание в себе особых патриотических чувств: осознание себя гражданином России, патриотом, который готов защищать ее; развитие толерантности и уважения к своим соотечественникам и людям других национальностей; знание национальных культур (родной и других, живущих на территории района).

В общеобразовательных учреждениях Чистопольского муниципального района над развитием патриотического воспитания (и гражданского, и военного) ведется активная работа.  Разработаны Программа патриотического воспитания и совместный план МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района» и  МБУ «Центр военно-патриотической работы и подготовки допризывной молодежи «Ватан» Чистопольского муниципального района», согласно которым ведется работа.

Военно-патриотическая работа с учащимися – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в Чистопольском муниципальном районе ведется по трем системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. 

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула на братском захоронении, над которым шефствует наша школа; выставление почетного караула у памятника генерал-лейтенанту Ефремову; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).
  2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
  3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
  4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

Все мероприятия, запланированные в образовательных учреждениях, проходят  при участии представителей военного комиссариата, Совета ветеранов, участников локальных действий в Афганистане, Чечне.

II направление. Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это “Зарница”, которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

Не исключая роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом.

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех образовательных учреждениях нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удается и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята занимаются с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вода удивительная и удивляющая» Творческая работа Сагдеева Рустема,ученика 7 класса МБОУ "Гимназия №3" Чистопольского муниципального района. .

          Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь  плавно текущей реки или озера. Другое дело - огромные просторы морей и...

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2» Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности Учитель: Фролов Владимир

Пояснительная записка  Основная  образовательная программа основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании») Елань-Коленовской школы №2 предназначена для удовлетворени...

Торжественное закрытие соревнований среди команд общеобразовательных учреждений Таймырского муниципального района «Школьная Спортивная Лига Таймыра»

Сценарий торжественного закрытия соревнований среди команд общеобразовательных учреждений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района  «Школьная Спортивная Лига Таймыра»....

Методическая разработка. Сценарий муниципального конкурса юных инспекторов движения среди учащихся общеобразовательных учреждений МО Туапсинский район «ЮИД-2018»

Сценарий  муниципального конкурса юных инспекторов движения  среди учащихся общеобразовательных учреждений....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районного творческого конкурса агитбригад отрядов «Юные друзья полиции» «В здоровом теле – здоровый дух!» среди учащихся 5 – 10 классов общеобразовательных учреждений Щёлковского муниципального района

ПОЛОЖЕНИЕо проведении районного творческого конкурса агитбригад отрядов «Юные друзья полиции»  «В здоровом теле – здоровый дух!» среди учащихся 5 – 10 классов ...