Проектная технология как способ социализации школьников.
статья на тему

Филоненко Ольга Васильевна

Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации.

Процесс социализации только тогда считается успешным, когда в результате мы получаем гражданина, уважающего закон, активного и ответственного, способного применять свои знания и умения на практике, имеющего сформированную систему ценностей.

В основу современного гражданского образования, являющегося неотъемлемой частью процесса социализации, положена идея участия личности в жизни общества.

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают возможность соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семья и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филоненко О.В. учитель истории и обществознания.

Проектная технология как способ социализации школьников.

 

Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о себе самом и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная система сменяет другую. Но во все времена задачей школы было не только повышение интеллектуального потенциала общества, но и успешная социализация будущих членов этого общества.

И сегодня во времена господства научно-технического прогресса, когда в людях ценится креативность, коммуникабельность, быстрота мышления, информационная грамотность, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В формировании мировоззрения нового поколения носителей новых-«старых» ценностей школе отводится ключевая роль.

Однако в истории образования всегда присутствовал вопрос отбора эффективных педагогических методов и приемов, адекватных для конкретного общества на конкретном этапе его развития.

Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации.

Процесс социализации только тогда считается успешным, когда в результате мы получаем гражданина, уважающего закон, активного и ответственного, способного применять свои знания и умения на практике, имеющего сформированную систему ценностей.

В основу современного гражданского образования, являющегося неотъемлемой частью процесса социализации, положена идея участия личности в жизни общества.

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают возможность соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семья и др.

В этом учебном году я являюсь руководителем двух таких проектов: «История моей семьи в истории моей школы», «Встреча с профессией».

Целью первого проекта является создание рукописной книги для музея истории школы. Это будет книга о школьных ученических династиях, где будут представлены фотографии разных лет, воспоминания бывших учеников о школе, учителях, их размышления о том какую роль в их жизни сыграла школа, была ли она им вторым домом,  почему они привели в эту школу своих детей, внуков и т.д.  

Актуальность данного проекта с точки зрения социализации  бесспорна, так как учащиеся приобщаются к таким ценностям как любовь к школе, своей малой родине, дружба, сплоченность класса, уважение старших, сближаются с родителями, что ведет к лучшему взаимопониманию.

 Проект отличается тем, что в его реализацию вовлечено большое количество детей на этапе сбора материала. Первоначально планировалось, что в основную проектную группу, которая будет работать над созданием книги, будут входить учащиеся старших классов, но  пятиклассники проявили больший интерес к этой работе и взяли инициативу в свои руки.

Этапы проектной деятельности

1 этап.  Подготовительный : создание проектной группы, постановка цели, задач, ожидаемого результата, распределение зон ответственности в группе.

2 этап. Подготовка к сбору материала: составление анкет, вопросов для интервью.

3 этап. Сбор материала: поиск школьных династий, интервью с родителями, сбор фотоматериалов.

4 этап. Систематизация собранных материалов.

5 этап. Изготовление книги: разработка дизайна, подбор материалов (бумага, картон и др.), оформление.

6 этап. Создание мультимедийной презентации.

7 этап. Презентация проекта. Передача книги в школьный музей.

Проект «Встреча с профессией» это совершенно иной проект, иного уровня сложности. Если аудиторией первого проекта являются все учащиеся школы, то здесь это старшеклассники, которым предстоит в скором времени сделать очень нелегкий выбор, выбор дальнейшего жизненного пути. Работают над проектом тоже учащиеся 10 класса.

Данный проект вырос из городского под названием «Времен связующая нить», реализованного ЦДО в рамках работы ГЭП «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса». В прошлом году несколько учащихся 9-х классов были участниками этого проекта, где они собирали материал о различных профессиях, а затем выкладывали его в специально созданном для этого блоге. Тогда же у этих учащихся родилась идея создания своего собственного блога, где они не только смогут представить информацию о каких-либо профессиях, но и узнать мнение своих сверстников, которые тоже стоят сейчас перед нелегким выбором, выяснить насколько престижна или востребована та или иная профессия.

Целью данного проекта является, безусловно, формирование информационной культуры, определенной гражданской позиции и умения быстро адаптироваться к требованиям современного общества.

Конечным итогом работы на проектом будет блог в интернете «Мой выбор».

этапы проектной деятельности

1 этап. Подготовительный: создание проектной группы, постановка цели, задач, ожидаемого результата, распределение зон ответственности в группе.

2 этап. Подготовка к сбору материала: составление анкет, вопросов для интервью, анкетирование старшеклассников, обработка полученной информации.

3 этап. Сбор материала: поиск сведений о различных профессиях в различных источниках, список учебных заведений, интервью с представителями данных профессий, экскурсии на предприятия.

4 этап. Систематизация собранных материалов.

5 этап. Создание блога, размещение информации в нем.

6 этап. Создание мультимедийной презентации, буклета.

7 этап. Презентация проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной технологии в правовой социализации обучающихся

В методической разработке предлагаются рекомендации для подготовки и проведения проектной деятельности на уроках обществознания....

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Особое место в данном виде деятельности занимает работа с художественным текстом, посредством чего ребенок приобщается к основам мировой художественной литературы. Это приобретает еще большую актуальн...

Проектная деятельность как способ социализации учащихся с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт работы по организации проектной деятельности прои обучении физике учащихся с ОВЗ как один из способов, непосредственно  влияющих на социализацию детей подросткового ...