ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
проект (6 класс) на тему

Редюга Екатерина Андреевна

Особое место в данном виде деятельности занимает работа с художественным текстом, посредством чего ребенок приобщается к основам мировой художественной литературы. Это приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что 2015 год объявлен годом литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Е.А. Редюга,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Александровской ООШ

Актуальность и педагогическая целесообразность проекта

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, одной из которых является успешная социализация школьников.

Программа ЮНЕСКО «Концепция образования XXI столетия» основной целью образования на современном этапе развития общества выделяет именно формирование социальных компетентностей.

Социализация - это практическое приобщение ко всем основным сферам жизни и деятельности в обществе. Работа по социализации поможет ребенку:

  • Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • научиться чувствовать и понимать других людей;
  • приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
  • увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

При этом согласно ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Кроме того, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое внимание уделяется созданию в школах «условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Школа - это один из первых социальных институтов ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт в контексте современного общества.

Большие возможности в решении данной проблемы открывает театральное искусство в целом и школьный театр, в частности.

Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое. Он способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра - непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.

Особое место в данном виде деятельности занимает работа с художественным текстом, посредством чего ребенок приобщается к основам мировой художественной литературы. Это приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что 2015 год объявлен годом литературы.

Проект основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Условия, необходимые для реализации данного проекта

Анализ современных условий организации образовательного и воспитательного процессов в МБОУ Александровской ООШ выявил ряд проблем в реализации данного проекта:

- низкий интерес к чтению со стороны школьников, который проявляется уже на начальной ступени обучения;

- отсутствие специализированных помещений для подготовки и проведения школьных спектаклей;

- отсутствие элементарных декораций, сценических костюмов и технических средств.

В связи с этим цель проекта заключается в создании интеллектуально-нравственной атмосферы, направленной на социализацию школьников, развитие их творческих способностей, а также формирование духовно-нравственной культуры посредством включения в образовательный и воспитательный процесс элементов театрального искусства.

Успешному достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- анкетирование учащихся 5-7 классов с целью выявления их творческих способностей и литературных предпочтений;

- разработка комплекса этюдных постановок и включение его в рабочую программу по литературе;

- изучение и выделение произведений художественной литературы для их дальнейшей инсценировки;

- отбор технологий для реализации содержания (игровых технологий, ИКТ и т.д.);

- создание программы внеурочной деятельности по данному направлению;

- установление взаимодействия с другими образовательными учреждениями (МБДОУ д/с №10 «Улыбка», училища культуры), а также учреждениями культуры (театры, библиотеки, музеи) и дополнительного образования района и области;

- непрерывное совершенствование своего педагогического мастерства.

Проект основывается на межпредметных связях русского языка, литературы, музыки и МХК.

Научное обоснование проекта

В педагогической литературе XIX-XX вв. неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Н.Н. Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании» он убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль театрального действия. Этот эффект связан с тем, что оно по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер К.С. Станиславский.

Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю - ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над произведением, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях». Участие детей в творческом процессе воплощения литературного произведения на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Некоторые психологи особо подчеркивают, что образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми в должной мере, а на сцене, благодаря звучащему слову и действию, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что постановки на уроках литературы, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, могут способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Так, например, выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка - логическому и образно-художественному, что позволяет создать каждому ученику оптимальные условия для познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Речь идет об органичном соединении и в процессе изучения каждой темы в предметной области, и в сценической практике двух различных методик - логической и ассоциативно-образной.  В результате такого соединения возникает качественно новая, адаптивная методика, позволяющая ребенку максимально включаться в учебный процесс во всех его проявлениях.

Основные идеи проекта

Основная идея данного проекта - создание условий для успешной социализации, а также воспитание полноценной, тонко чувствующей красоту личности.

Новизна проекта заключается в попытке создания системы, в которой будут реализованы возможности использования театрализованной игры, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Одно из направлений реализации проекта - использование этюдных постановок на уроках литературы.

На протяжении моей недолгой педагогической деятельности, я думала, как можно привлечь школьников к своему предмету - литературе. Нельзя не согласиться с тем, что нынешнее поколение мало читает. В век информационных технологий интерес к книге неумолимо снижается. Изучив труды известных психологов и педагогов, я пришла к следующему выводу - необходимо разнообразить учебное занятие путем непосредственного внедрения в литературное произведение.

Особо актуальной в данном контексте представляется работа обучающихся с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может стать внедрение в уроки литературы этюдных постановок, которые являются одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Особенно если учесть, что возраст учащихся имеет огромные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит о наличии определенных условий для дальнейшего развития.

Театральная игра является вводным компонентом, поскольку в процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.

Следует отметить, что театральная деятельность на уроках литературы дает мощный толчок для социализации личности. Социализация в самом общем ее определении - это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей.

Результат анализа образовательных программ показал, что, то количество часов по литературе, которое предусмотрено программой не позволяет в полной мере создать условия для формирования художественно-эстетического восприятия посредством театрализованной игры, поэтому считаю необходимым включить данный вид работы и во внеурочную деятельность. Это является другим направлением реализации проекта.

В рамках внеурочной деятельности предусматривается:

- посещение театров, музеев и выставок и т.д.

- реализация программы театрального кружка (студии, клуба и т.д.);

-проведение семинаров и мастер-классов приглашенными работниками учреждений культуры;

- постановка спектаклей и их показ на базе МБОУ Александровской ООШ, МБДОУ д/с №10 «Улыбка», а также ДК х. Александровка.

Внеурочная деятельность является дополнительной средой развития ребенка, так как наравне с основными предметами образования способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус.

На данном этапе важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать многие задачи воспитания, развития и обучения детей.

Этапы реализации проекта

        Проект рассчитан на 2015-2018гг:

  1. Подготовительный этап (2015-2016гг.)
  2. Инновационная практическая деятельность (2016-2017гг.)
  3. Завершающий (2017-2018)

На данный момент проект находится на первом этапе реализации.

Участниками проектной деятельности являются:

- администрация МБОУ Александровской ООШ; 

- учителя русского языка, музыки, литературы, МХК, учащиеся школы, их родители;

- воспитатели МБДОУ д/с №10 «Улыбка», работники ДК х. Александровка;

- работники учреждений культуры.

Результаты работы

Реализация проекта дает для его участников: 
преподавателю - возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ;

учащимся - повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков; 

родителям -  возможность участвовать не только в процессе обучения и воспитания, но и в совместных проектах. 

Ожидаемые результаты:

- создание условий для социализации посредством театрализованной игры;

- реализация идеи проекта как в урочной, так и во неурочной деятельности;

- повышение эффективности и качества образовательного процесса;

- углубление межпредметных связей;

- разработка и совершенствование учебных планов и учебных программ, с учетом поставленных задач;

- создание творческой атмосферы и развитие творческих способностей учащихся;

- продвижение творческих работ учащихся на различных творческих площадках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка".

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сцени...

Проектная технология как способ социализации школьников.

Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоко...

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

«Формирование экологической культуры школьников в условиях построения воспитательной системы, опирающейся на традиции народов Ямала» Инновационный образовательный проект

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.В школе накопилась определенная система воспитания. Накопл...

Театральное искусство в патриотическом воспитании школьников

Статья посвящена роли театральных постановок в проведении уроков мужества,мероприятий ,связанных с патриотическим воспитанием в школеОсвещена роль патриотического воспитания в школе и важность вовлече...