Театральное искусство в патриотическом воспитании школьников
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Муравьёва Людмила Вячеславовна

Статья посвящена роли театральных постановок в проведении уроков мужества,мероприятий ,связанных с патриотическим воспитанием в школеОсвещена роль патриотического воспитания в школе и важность вовлечения и сопричасности наших детей к мероприятиям,проводимым в этом направлении.В материале есть пример работы театральной студии в проведении дня "Пионеры-герои".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

    Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современных школах России является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском  и духовном  развитии личности ученика. В последнее время  в России активизировалась работа  по патриотическому воспитанию.  Гражданско-патриотическое воспитание всегда было актуальным  и занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, было обделено вниманием со стороны государства, хотя  и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. Ситуация позитивно изменилась с принятием правительством  Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Сейчас, в конце второго десятилетия XXI века, воспитание гражданина и патриота – одна из главных задач системы образования. Сегодня патриотизм  - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность(национальная и религиозная).

I

Патриотическое воспитание в современной системе образования охватывает и  урочную,  и внеурочную работу. Задачи развития  патриотизма и гражданского самоопределения  решаются на уроках истории Отечества, литературы, русского языка,  обществознания, основ безопасности жизнедеятельности, краеведения и др. Во внеурочной деятельности театр –это наиболее продуктивный метод наглядности.

 Известно, что Коменским было сформулировано золотое правило дидактики, где говорилось о вовлечении всех органов чувств для обучения. Театральная  постановка в этом случае намного интереснее , чем просто беседа или показ презентации.

Чтобы познавать окружающую реальность, человек использует все органы чувств в разной степени. Принцип наглядности говорит о формировании у детей понятий и представлений, на которых основываются все чувственные восприятия явлений и предметов. Эмоциональный диапазон и пропускная способность имеющихся органов чувств у каждого человека индивидуальны. Через орган слуха проходит около 10001000 условных единиц информации за определенный промежуток времени, орган осязания – 1000010000, орган зрения – 100000100000. Значит, около 80% информации об окружающем мире воспринимается посредством зрительного аппарата.

Принцип наглядности ставится на первое место. Еще Константин Ушинский обратил на это внимание . Он говорил о том, что при большем количестве задействованных органов чувств восприятие проходит быстрее, а информация прочно закрепляется в памяти. Это объясняется тесной связью человеческих органов чувств.

Таким образом, значительную помощь в развитии и укреплении задач патриотического воспитания может оказать театральная постановка(не каждая школа может гордиться своим театром) Еще с древних  времен  театр представляет собой универсальную образовательную модель.  Большое отличие театра от других форм  и методов воспитания - это условия игры, на которой построена вся  деятельность. Любая  пьеса, которую разыгрывают в театре, - это маленькая модель жизни. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру происходит знакомство с взаимоотношениями людей, с различными профессиями (ребенок пробует себя в различных социальных ролях). Любовь к Родине, гуманное отношение к окружающим, ощущение себя как полноценного и ответственного члена общества органично и естественно развиваются благодаря различным средствам театрального искусства. Различные формы театрального действия служат самым  наглядным  эмоциональным способом  передачи знаний и опыта человеческой деятельности.

 Наглядность для педагогического процесса базируется на законах развития мышления и познания окружающего мира. Известно, что еще с ранних этапов развития ребенок мыслит преимущественно образами, а не понятиями. Если при объяснении материала информация подкреплена сравнениями, аналогиями конкретных фактов, то усвоение происходит намного быстрее.

Педагоги знают, чтобы воспитать какое-нибудь качество, необходимо показать детям его образец, причем ярко и  привлекательно. Более сильный воспитательный эффект возникает, когда воспитанник, якобы самостоятельно, избирает образец для подражания, приходит к какому-нибудь выводу, намечает ориентиры поведения. Полезность не снижается из-за того, что эти выводы и ориентиры сложились на основе зрелого нравственного и эстетического опыта, а вследствие эмоционального воздействия велика сила влияния на ребенка этих самостоятельно добытых истин. Сильный воспитательный эффект возникает, когда ребенок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда ему дается возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. При этом следует отметить, что игра позволяет включать детей в воспитательный процесс исподволь, ненавязчиво, что способствует доверию и не вызывает противодействия у детей. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы театральной игры оказывать влияние на внутренний мир детей.

II

 Чудесные местные легенды, сказки, песни, обычаи, исторические повествования, биографии выдающихся людей той или иной местности, а так же многообразие различного краеведческого материала может стать основой замечательных спектаклей, театрализованных представлений, литературно-музыкальных композиций .

 Сбор различного материала должен осуществляться детьми-участниками и зрителями школьного театра, под чутким руководством педагога-воспитателя. Чем глубже, полнее, ярче, содержательнее будет данная работа, тем более действенно скажется она в формировании благородного нравственного чувства, интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма, патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

III

Школьная театральная деятельность, которую организует  педагог, подчинённая определенным воспитательным  задачам, -  правильное и положительное средство эмоционального воздействия. Занимаясь с детьми театральными постановками, мы можем обогатить социальный опыт ребенка, участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром  через образы, краски, звуки.

  Выбор и раскрытие темы  побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Театр открывает перед  подростком  возможности активного проявления себя  в самых различных видах деятельности и, возможно, повлияет на выбор будущей профессии. Проживая ту или иную роль, ребенок точнее, острее осмысливает нравственный смысл жизненных явлений, получает модели общественного поведения. Четкая организация коллектива в школьном театре воспитывает дисциплину, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам.

 Метод театрализации может быть более активно использован во всех школьных мероприятиях патриотической тематики, посвященных общероссийским праздникам (День победы, День защитников отечества, День космонавтики, День славянской письменности и культуры, День народного единства, День конституции РФ и др.).

IV

Любую биографию героя  или историческое событие можно рассказать или показать с помощью презентации или фильма. Для результативной работы системы патриотического воспитания  в российской школе необходимо вызывать интерес к различным формам, работающим в данной системе. А театр, несущий в себе функции нравственного, эстетического и патриотического воспитания, легко создает в душе ребенка ощущение праздника и чувство сопричастности  к чему-то великому. Сегодня очень популярны  реставрации  военных действий ,где важным аспектом является и антураж: форма, предметы эпохи и т.д.В этом  направлении очень полезно включить мини-постановки ,посвященные Блокаде ,Дню Победы. Как пример ,биография пионера-героя Саши Чекалина.Прочитав с детьми биографию мальчика, педагог с детьми выбрал основные факты и переработали в стихотворение,которое распределили  по ролям.

В 25- м году он родился,

В школе деревенской учился.

Очень физику любил

Сам приемник смастерил.

Травы в поле знал -

 Их  по латыни  называл.

«Ворошиловский стрелок»

Носил такой значок

В 15 лет он хорошо стрелял,

Оружие  умело разбирал…

И ГТО парнишка сдал,

В Тульской области он жил

До войны жил не тужил.

Папа ,мама,брат ---семья…

Но вот 41,но вот ВОЙНА

Такой простой парнишка был

Под откосы эшелоны пускал

Связь противника он нарушал.

В разведку часто  ходил,

Сведения важные он приносил…

В осеннем лесу в засадах сидел,

Там и простыл ,и заболел…

Командир парня жалел:

«Иди ,малой ,в деревню

Там отлежись

К тетке  моей  ты обратись…

Окрепнешь и снова в отряд воротись…»

А тетку ,что партизанам помогала,

 уж взяли враги…

Мальчишка подумал, куда же пойти???

«В деревню свою пойду,

 Отлежусь ,печь растоплю….»

Староста – дед там увидел дымок,

Врагу он продался ;не знал паренек…

Схватили, пытали …

но не узнали ,

Где был партизанский  отряд…

Не выдал Саша наших ребят……

 Пережитые на эмоциональном  уровне факты героической истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории своей Родины.

В заключении хочется отметить, что безусловно важным  представляется  вызвать у воспитанников не просто интерес к проводимому мероприятию, а непосредственное  их участие в выборе и подготовке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства

Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства." ВОВ в рисунках детей"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Великая Отечественная война в рисунках детей"...

Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...

Статья. "Патриотическое воспитание школьников через театральную деятельность"

Театр помогает школьникам максимально проникнуться патриотизмом. Именно театральная деятельность даёт возможность вызвать максимальный интерес школьников к этой теме....