Патриотическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Полина Любовь Николаевна

Методический материал для учителей ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoevospitanievmoutudovskoyoosh.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства

Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.                                                          (Ж.Ж.Руссо)

В нашей школе военно-патриотическое воспитание является одним из основных и ведущих  направлений деятельности.

Основные задачи военно-патриотического воспитания:

- утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим славным традициям;

- пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и старину, воспитание достойных тружеников и защитников Родины;

Основным каналом эффективного патриотического воспитательного воздействия на учащихся является учебный процесс, его богатый воспитательный потенциал. Содержание учебного материала и его идейно-политическая направленность, четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения, отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, отношения между самими обучаемыми, личные качества учителя, его педагогическое мастерство, общий  режим и атмосфера учебного процесса школы – вот те основные факторы, которые оказывают воспитательное влияние на детей в учебном процессе общеобразовательной школы.

Воспитание патриотизма в начальной школе происходит практически на каждом уроке изобразительного искусства. Мы говорим  о Родине, России, мире, защитниках Отечества и т.п. Перед рисованием дети объясняют значение этих понятий, или это делает учитель. Например, «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Родной край – край нашего детства. Где бы мы ни были, он всегда с нами», «Чтоб в мире не было войны, за мир бороться мы должны» и т.д.

Цель каждого урока: воспитывать любовь и уважение к своей стране, к её законам, символам; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны. На уроках должна проводиться беседа о нашей стране, о том, как её защищали русские воины в годы войны; звучали пословицы и поговорки о Родине.

На уроках также ставятся цели: прививать любовь к родной природе, родному краю, родителям, своим предкам, старшему поколению.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения: « Родная сторона - мать, чужая – мачеха»,  «Родина - мать, умей за неё постоять»,  «Своя земля и в горести мила», «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило», «Родина краше солнца, дороже золота», «Любовь к Родине сильнее смерти» и т.д.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя изобразительного искусства, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, художникам и музыкантам , создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Положительные эмоции и переживания побуждают обучающихся к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию патриотизма. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью. Любой урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом.      Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы. Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы.

В уроки мы включаем элементы краеведения, и считаем, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми.                                                                                                                                                                                                                                    

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители,  пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаём на дом задания, которые невозможно выполнить, не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит и нашей Родины.                                                                          

Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, пониманием воспитательных и образовательных задач .                                                                                                                                                                             

Самым благодарным материалом патриотического воспитания на уроках ИЗО, судя по опыту работы, является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами),  так и нравственных ( научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, На материале декоративно-прикладного искусства мы стараемся учить народному искусству не спеша, сохраняя наши корни, но настойчиво и ненавязчиво - всегда, чтобы оно вечно жило в человеческих душах и питало человечностью.

Внутри блока материал располагается следующим образом: сначала эмоциональный настрой в виде песен, стихов, загадок, былин о данном промысле, затем выставка подлинников или фотографий; затем технология создания произведения (хорошо бы с попутной демонстрацией); анализ материала, формы, декора, гаммы; затем работа по созданию своих произведений по мотивам данного промысла (непременно с практическим, утилитарным значением, например, работа по улучшению интерьера рекреации - роспись подcвечников, скамеек и т. д.); сбор дополнительного материала (рассказы о мастерах, их достижениях, подбор и продумывание игр, сказок, интересных заданий и конкурсов). Знакомство с несколькими промыслами завершается праздником, в котором участвуют несколько классов. Это ИЗО КВН, “Путешествие в страну Красоты”, “Поле ИЗОчудес”, “Следствие ведут ИЗОзнатоки” и т. д. На таких праздниках интересные, динамичные задания, требующие нестандартных решений (например, “оживить” картину, расписать блюдо только заданной росписью - аппликация и роспись и т. д.)Вторая ступень формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине, к природе. Без чувства любви к своему родному городу нет и большого патриотизма. Так на уроках после просмотра картин известных художников-пейзажистов, учащиеся отвечают на вопросы : «Отберите те картины, изображение которых соответствует ландшафту области, в которой вы проживаете. Как прекрасны места, в которых вы живете! И как важно сохранить эту красоту для тех людей, которые будут жить после нас». О бережном отношении к природе, родному городу говорится на уроках: « Мир природы» .                                                                                                                                    

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. На уроках, посвященных Дню защитника Отечества школьники знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, биографиями русских богатырей и полководцев( Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В.Суворов и др.) У учащихся формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству». Процесс формирования патриотизма начинается в семье, любовь к Родине – его апофеоз. Уроки патриотизма продолжаются и после звонка. Конечно, урок – важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе с учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе патриотического воспитания. Преимущества внеурочной деятельности заключается в том, что она не ограничена временем.

Ребята на занятиях по искусству должны  познакомиться с историей происхождения герба, изменениями, происходившими в его облике со временем, с историей происхождения государственного флага, узнать, что символизируют его цвета, прослушать гимн России и узнать об истории его создания и изменениях, которые с ним происходили. Обучающиеся должны сделать вывод, что государственные символы – это важные элементы жизни народа, они отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю, и  каждый из нас должен относиться к ним с почтением.

На внеурочных занятиях можно взять такую тему как  «Жизнь, ставшая легендой». Здесь можно взять имя любого русского человека, прославившего Россию. Например,  расширить представление детей о судьбе и личности А.В. Суворова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как целеустремленность, воля к победе, самоотверженность, патриотизм; побуждать детей к изучению истории России, к участию в патриотических мероприятиях. При проведении этого мероприятия дети узнают больше  о жизни и выдающихся достижениях великого полководца  А.В. Суворова, о качествах характера этого замечательного человека, о его любви к родине, к людям.

 Тема «Твоё русское имя» имеет задачи: расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа; способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры. Здесь дети познакомятся со значением и происхождением своего имени, узнают о том, что такое именины, послушаю рассказы о   именах, ставших знаменитыми благодаря деятельности человека, его носящего.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств суворовцев на уроках изобразительного искусства

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнен...

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства." ВОВ в рисунках детей"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Великая Отечественная война в рисунках детей"...

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....

Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...

Нравственно-патриотическое воспитание. "Воспитательный аспект урока изобразительного искусства и внеурочных занятий"

Уроки изобразительного искусства имеют большие возможности в реализации воспитательной направленности образования. Приобщение учащихся к мировому художественному наследию становится условием формирова...