Нравственно-патриотическое воспитание. "Воспитательный аспект урока изобразительного искусства и внеурочных занятий"
тест по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Лариса Юрьевна

Уроки изобразительного искусства имеют большие возможности в реализации воспитательной направленности образования. Приобщение учащихся к мировому художественному наследию становится условием формирования художественной культуры, являющейся неотъемлемой частью культуры духовной. Содержание уроков ИЗО, обращенное к художественному наследию прошлого воспитывает ценностное отношение к прекрасному, становясь основой эстетического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_aspekt_na_urokah_izo.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный аспект
урока изобразительного искусства и внеурочных занятий


       Уроки изобразительного искусства имеют большие возможности в реализации воспитательной направленности образования. Приобщение учащихся к мировому художественному наследию становится условием формирования художественной культуры, являющейся неотъемлемой частью культуры духовной. Содержание уроков ИЗО, обращенное к художественному наследию прошлого воспитывает ценностное отношение к прекрасному, становясь основой эстетического воспитания школьников.

Средствами уроков ИЗО реализуется идея поликультурного воспитания учащихся, ведь перед ними открывается художественные творения всех времен и народов.

Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности осуществляется посредством проектной деятельности.

Воспитательный аспект проектной деятельности:

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
  • чувства ответственности, самодисциплины;
  • способности к самоорганизации;
  • желания делать свою работу качественно.

        В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

         Результатом работы над проектом может быть: проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах, во внеурочной деятельности, участие в конкурсе и др.

         Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта. Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией .

           «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом ,о наших памятниках ,языке ,живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ ,а не только передачей знаний» писал Д.С.Лихачев.

            Именно поэтому родная культура, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

            2022 год посвящен культурному наследию народов России. Годом народного искусства России. Велико значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.

           Патриотическое воспитание   подрастающего поколения тесно  связано не только  с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира.

С чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился.

 Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

         Мы являемся ежегодными участниками Международного конкурса детского рисунка « Через искусство – к жизни». Тема этого года «Доброе дело» направлена на побуждение к проявлению активной жизненной позиции, привлечение внимания к проблемам экологии, помощи социально незащищенным слоям населения, укрепление связи поколений, формирование умений художественно видеть и выражать в рисунках ценностно-нравственный смысл факторов повседневности.

          Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное.

В процессе работы по восприятию произведений живописи  формируется и развивается словарный запас детей, связная речь, умения формулировать и доказывать свое мнение, образность речи, использование сравнения; умение вести диалог, слышать и понимать вопросы.

Примерные вопросы для анализа произведения искусства

• Какое впечатление производит произведение

• Какое настроение пытается передать автор?

• Какие ощущения может испытывать зритель?

• Что (или кто) изображено на картине?

• Выделите главное из того, что вы увидели.

• Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

• Какими средствами художник выделяет главное?

• Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом?

• Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?

В.Г. Белинский писал: «Воспитание - великое дело. Им решается участь человека».

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться                               Ф.И.Тютчев

Список литературы

  • Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1986.
  • Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах. 1981.
  • Костерин Н.П. Учебное рисование. - М., Просвещение. 1980.
  • Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1980.
  • Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М., Просвещение.1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности»

Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности".

На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы: 1. Произошедшие в последние годы изменения в практике оте...

Внеурочное занятие по изобразительному искусству , 1 класс. Тема: «Подсолнухи».

Внеурочное занятие по изобразительному искусству , 1 классИз цикла: виды изобразительного искусства/ живопись, ДПИ.Тема: «Подсолнухи».Цель: Познакомить учащихся с жанрами и видами изобрази...

Мини проект. Моделирование внеурочного занятия по изобразительному искусству для 6 класса.

Данная разработка внеурочного занятия была выполнена как итоговая на курсах в АСОУ....