Эстетическое воспитание школьников на уроке изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)

Александрова Елена Андреевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема эстетического воспитания в школе является одной из проблем современного мира. Наше общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, так как само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, утверждая это, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного. Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит большая роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Визуальный эстетический вкус развивается у человека в течение всей жизни, но немало важно, в момент становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коем случае не означает, что эстетические направленности не следует выявлять и развивать в младшем дошкольном возрасте. Напротив, эстетические знания в детском возрасте послужат фундаментом для будущего вкуса человека. Школьнику в детстве выпадает периодическое знакомство с проявлением искусства. Учителю не составляет труда объяснять учащимся значения эстетических качеств явлений окружающего мира и искусства. Итого, поэтапно у обучающегося формируются представления, характеризующие собственные интересы и предпочтения.

Развитие эстетических интересов у учащихся, как части их мировосприятия, долгий и нелегкий путь. Так считают все психологи и педагоги, о которых будем говорить далее. В процессе развития человеческие связи и ценности переплетаются. По другим понятиям, под влиянием друзей, родителей, попутных жизни переживаний, произведений искусства, представления могут изменять стоические понятия.

На пути детей имеет воспитательное влияние все: быт помещения, аккуратность наряда, формат собственных межличностных отношений и общения с людьми, условия труда и организация собственного свободного времени, хобби - все это либо увлекает ребенка, либо настораживает и не привлекает, а даже порой вызывает отвращение. Цель не в том, чтобы преподавателю придумать для ученика убранство помещений вокруг, в которых он обучается, живет, развлекается, трудится, а в том, чтобы заинтересовать ребенка вести незаурядную активность по воплощению и бережливому отношению к прекрасному.

Взрослые знают, как ценно соблюдать в процессе эстетического развития обобщенность разных форм деятельности, подталкивающих школьника к эстетическому наслаждению жизни, изучению искусству и литературе [4]. В учебном заведении большое внимание должно обращаться не только на суть школьных знаний, но и на средства возможностей, на причины, оказывающие влияние на эстетическое расширение личности.

Находясь наедине с природой, у человека раскрывается внутренняя сущность его эстетического восприятия. Изучение учащимися внутренних законов развития окружающего мира, желание созерцать различие его форм, постижение его прекрасного вида - это главное, чему должно научить учебное заведение.

Главное задача эстетики быта в эстетическом воспитании формулирует и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». Если обучающегося сначала обучения и до окончания школьной скамьи окружают предметы, отличающиеся красотой, целесообразностью, обыденностью, то в его жизнь подсознательно входят такие понятия, как устремленность, упорядоченность, умеренность, критерии, которые позже определят его взгляды и предпочтения.

Необычайности творчества в эстетическом развитии не вызывает сомнений, потому как являются обыкновенной ее истиной с самого развития. В источниках искусства и художественных произведениях человек выражает свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся окружению социальной адаптации и окружающей действительности мира. Искусство вступает огромным материалом для познания жизни. В этом и закладывается основная истина художественного творчества, что творец, подмечая ключевые тенденции развития жизни, взращивает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной нагрузкой действуют на каждого человека, заставляя его ежеминутно думать о своем положении и назначении в жизни.

Любой вид искусства и искусство в целом показан любой личности. Можно говорить о том, что человек может воспринять и попробовать познакомиться с любым видом искусства. Педагогический опыт показывает, что нельзя останавливаться на достигнутом воспитывая и развивая свой внутренний мир и личность. Обобщения различных творческих направлений может обеспечить достойное эстетическое воспитание. Это не значит, что человек должен полюбить все виды искусства одинаково, каждый поймёт, что ему ближе в ходе знакомства с творчеством. Эти положения хорошо видны в трудах А.И. Бурова.

В школе дети знакомятся с произведениями искусства в основном на уроках литературы, музыки и изобразительного искусства. Эти предметы помогают формированию у детей эстетических идеалов, художественного вкуса как к искусству, так и к действительности. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет знание самих художественных произведений, элементы искусствоведения, теории изобразительной деятельности, ознакомление с навыками практического изображения, изобразительной грамотности и творческого самовыражения.

«Изобразительное искусство» - является предметом художественного цикла в школе. Он знакомит учащихся с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой и декоративным искусством. Пять из них занимают особое место среди существующих искусств. Произведения декоративного, архитектурного искусства, ощущаемы, они создают эстетическую среду, сопутствующую человеку на работе, дома, на улице. Влияя с особой важностью на эстетическое воспитание человека.

Изобразительное искусство помогает детям в развитие психических свойств, умение творчески и с особенным подходом решать жизненные задачи.

Изобразительное искусство учит видеть, исследовать, наблюдать, анализировать и классово разбирать эстетические явления настоящего. Они делают человека художником, формирую эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности.

Программа диктует следующие требования преподавания изобразительного искусства: формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству; умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Главная задача изобразительного искусства в школе – это духовное обогащение ребенка.

Учитывая эстетическую роль самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития и воспитания ребенка, делаем вывод, что в рамках школьной программы изо является одним из главных средств эстетического воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Бабанский Н.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 198
  3. Бегак Б.А. Воспитание искусством: Для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.
  5. Брожик В. Эстетика на каждый день. – М.: Знание,1990.
  6. Забулис Г.К. Роль искусства в развитии личности. – М.: Педагогика, 1992.
  7. Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. / Составитель Рукасова А.М. – М.: Просвещение, 1981.
  8. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. – М.,1982.
  9. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение ,1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Эстетическое воспитание школьников на уроках английского языка.

Эта статья предназначена для учителей английского языка. В период глобального переосмысления исторических, художественных и этических ценностей, засилия жестокости и искажения общечеловеческих понятий...

Формирование эстетического воспитания школьников на уроках технологии посредством декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество -  мощный стимул для интеллектуального, эстетического и нравственного развития детей....

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства." ВОВ в рисунках детей"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Великая Отечественная война в рисунках детей"...

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....

Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...