Эстетическое воспитание школьников на уроках английского языка.
статья по английскому языку (5 класс) по теме

Федосова Татьяна Артуровна

Эта статья предназначена для учителей английского языка. В период глобального переосмысления исторических, художественных и этических ценностей, засилия жестокости и искажения общечеловеческих понятий на экранах телевизоров и в Интернете считаю эстетическое воспитание в школе особенно важным и значимым. Программа уроков английского языка в культуротворческой школе № 411 "Гармония"  дает возможность активизировать эстетическую оценку действительности ребенком, наряду с познавательной и интеллектуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx443.34 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание школьников на уроках английского языка


Автор статьи:

Учитель высшей категории,

Преподаватель английского языка

Федосова Татьяна Артуровна

Санкт-Петербург

2012


«Старайтесь присоединить к красоте прочные качества».

Эзоп

Что такое эстетическое образование человека, и когда оно начинается?

        Это та тонкая душевная грань, которая всегда способна отличить истинную красоту восприятия от всего наносного, уродливого и неестественного. Поэтому эстетическое образование начинается с рождения, с семьи, и продолжается в школе. В этой связи остановлюсь на уроках английского языка в культуротворческой школе. Для эстетического образования учащихся в процессе преподавания английского языка особое значение приобретают домашнее чтение, история Санкт-Петербурга на английском языке, использование музыкальных произведений, произведения изобразительного искусства, стихотворения, спектакли, поставленные самими ребятами, а также действующие на базе школы курсы, которые ведут носители языка. Я проработала в культуротворческой школе около 20 лет. Для меня использование всех этих аспектов преподавания – это прежде всего теплые отношения с  ребятами, возможность через раскрытие их творческих способностей именно на уроках английского языка усилить их коммуникативные способности. Я считаю, что раскрытие коммуникативных способностей может происходить разными способами, в том числе комплексным воздействием искусств на учащихся.

        Следует отметить, что эстетическая ориентация, выработанная в методической системе, активизирует эстетическое  отношение учащихся к действительности.

        Как осуществить преемственность начальной и средней школ, когда ученик отрывается от своей первой учительницы и знакомится с новыми предметами? В этом мне помогает сказка. Первую часть «Золушки» мы поставили, когда ребята учились в третьем классе, а вот вторую часть этой же сказки с конкурсами, играми, эстафетами, посвященными Рождеству, Новому году в разных странах, ребята инсценировали в пятом классе. Вел спектакль на английском языке мальчик-паж. Он радушно встречал гостей и провожал их во дворец, к доброй фее. Золушка, ее мачеха и сестры исполняли песни на английском языке и к концу вечера стали подругами, а ребята получили за новогодние костюмы призы. Чудеса свершаются.

        Рассматривая вопрос взаимоотношения театра и юного зрителя, необходимо подчеркнуть его диалектический характер. Это процесс двусторонний. При этом оценочное отношение каждого зрителя разное, а вот доля участия всего класса была практически одинаковой. Дать правильную эстетическую оценку спектакля могут только учащиеся, которые любят разные виды искусства, увлечены художественной литературой, музыкой и живописью. Для таких учащихся театральный спектакль с обучающими компонентами является интересным и желанным зрелищем. Для них такой спектакль является, своего рода, возрастным якорем или ступенью в самопознании. Почему? Ребята могли оценить себя на разных ступенях развития. Они посмотрели старый видеофильм, где они играли «Золушку» в третьем классе, и сравнили его со спектаклем в пятом классе, они почувствовали себя намного взрослее.

        А как нескучно и по-новому повторить фонетику в пятом классе? Для меня этот вопрос оказался решенным после прочтения книги Т.И. Смоляр «Волшебный английский». Веселые стихи и картинки для каждого звука сделают обучение приятным и увлекательным.

        А как обстоит дело с буквами? Ребятам было предложено самим увидеть в предметах, окружающих их, образы английских букв и запечатлеть их. А затем представить их на уроках и создать их образы через прилагательные, начинающиеся с этой буквы. Вот, что получилось. Мир букв и слов ожил, и ребята по-новому взглянули на английский алфавит.

Детское восприятие носит специфический характер. Некоторые ученые считают, что основным способом рационального и объективного выделения свойств объектов детьми является выработка особых эталонов и мер, определяющих отношение ребенка к вещам, то есть в какой-то мере преодолеть поверхностность начального восприятия. На мой взгляд, особенно важным в этом задании является то, что ребята начали творчески подходить к определенным особенностям формы и стали трактовать буквы, как способ образного освоения реальной действительности. После таких уроков улучшился почерк, и отношение к написанию слов стало осознанным.

Для широкого внедрения разработанной системы эстетического воспитания в процессе преподавания английского языка особую роль играют уроки истории Санкт-Петербурга в 9 классах. Основным учебным пособием по данному предмету в нашей школе является книга Marina Gatskevich “Saint-Petersburg (texts & exercises). На базе школы работает клуб юных краеведов, своего рода модель практика-ориентированного взаимодействия учащихся и преподавателей. В культуротворческой гуманитарной модели основным является становящаяся личность – ученик, а само образование становится способом передачи культурного опыта поколений. За этим стоит успешность общества и гордость за свою историю.

 Большая часть ребят нашей школы живет в Старом Петергофе, в 23 квартале. Но мало кто из них знал, что этот район Старого Петергофа, расположенный к югу от железной дороги и Английского парка, является бывшей Егерской слободой. Слобода возникла в 1826 году, и ее название было связано с тем, что при императоре Николае I эта местность предназначалась для придворных егерских охот. Петр I был к охоте равнодушен, а его племянница, императрица Анна Иоанновна, была заядлой охотницей.

Наша 411 школа «Гармония» находится на улице Ботанической. Улица была задумана как ботанический сад, ведущий к корпусам университета. К сожалению, проект остался только на бумаге. Ребята с радостью сделали для себя новое открытие, завуч нашей школы Щигарева М.В., работая когда-то в школе 567 на улице Ботанической, сама создала в этой школе сад, который насчитывает несколько сотен видов диковинных растений. Этот чудесный сад может посетить каждый гость этой школы.

Что же такое эстетическое воспитание и в чем задача учителя?

Эстетическое воспитание – это сама жизнь в ее естественных, добрых, гуманных и красивых проявлениях. Ребенок растет, его мировоззрение меняется и расширяется.  Эстетическое отношение к искусству приобретает эмоционально-оценочный характер. И если мы хотим у школьников развить художественный вкус, необходимо учителю и ученику совместно уяснить сущность эстетической оценки, учитывая особенности возрастных групп.

В отличие от познавательной, интеллектуальной оценки действительности, эстетическая оценка активна, она подразумевает изобилие эмоционально-чувственных моментов.


Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Валицкая А.П.  Образование в Росси: стратегия выбора// СПб, Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
  2. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Книга для чтения к учебнику английского языка для III класса школ с углубленным изучением английского языка // М., «Просвещение», 1994
  3. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке // Москва, «ВАКО», 2007
  4. Смоляр Т.И. Волшебный английский // М., «Владос», 1999
  5. Эстетическое воспитание школьников / Под. Ред. Таборидзе М.Д. // М., «Педагогика», 1988
  6. Marina Gatskevich Saint-Petersburg (texts & exercises) // СПб, «Каро», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,тот больше отстает, чем успевает».Я. А. Коменский...

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка

В статье рассматривается возможность духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка, а также приводятся конкретные методы такого воспитания....

статья "Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка"

Статья посвящена актуальной проблеме загрязнения окружающей среды и экологическому воспитанию обучающихся....

Доклад на тему: Эколого-эстетическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, направляемых на...

Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Выступление на педсовете "Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка"...

Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка и в международных проектах

В статье представлен опыт работы в международных проектах и программах....