Методы и приемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

В статье рассматривается возможность духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка, а также приводятся конкретные методы такого воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка

Урок как основная форма организации учебного процесса призван  влиять на становление многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для формирования и развития  нравственных качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Каждый школьный предмет является инструментом формирования личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Но учебный предмет «Иностранный язык» всё же имеет существенную особенность: цель изучения предмета - это овладение языком как средством общения, а тематика и речевые ситуации привносятся извне. Поэтому иностранный язык – это предмет, открытый для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения английского языка в школе, можно выделить темы отношений в семье, в школе, отношения к природе, вопросы национальной культуры и истории.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, относятся коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми у учеников складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы.

При этом важно, чтобы работа не заканчивалась одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения проблемы, презентуется всему классу. Ученики должны иметь возможность творчески поучаствовать в определённых этапах работы. Например, самостоятельно принять решение по оформлению результатов работы.

Следующим эффективным приемом в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Она также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В ходе использования каждого приема работы необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы ученики смогли проанализировать и эмоционально оценить проделанную ими работу. Задача учителя при использовании метода ролевой игры – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не только учитель, но и сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

Важную роль в реализации воспитательной функции учебной деятельности играют тематические уроки и уроки-праздники.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Сравнивая страны, культуру, зарубежного сверстника и самих себя ученики выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Они могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках английского языка

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,тот больше отстает, чем успевает».Я. А. Коменский...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...

"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...