учебная программа кружка ,,Мото".
рабочая программа по теме

Илькаев Фархат Масхутович

Учебная программа технического кружка дополнительного образования, рассчитанная на 3 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_moto.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Бардымского муниципального района

Рекомендовано:                                                        Утверждаю:

Постановлением педсовета                                                Директор СЮТ

Протокол №____                                                        ________Э.Р. Баширов

От «___» ________2012 г.                                                «___»_________2012 г.

Программа дополнительного образования

объединения

«Мото»

                                                                   Срок реализации программы

                                                                          3 года обучения

                                                                          Возраст детей 8-18 лет

                                                                          Автор:

                                                                                                     Илькаев Фархат Масхутович

                                                                          педагог дополнительного

                                                                                                     образования

                                                                     

Барда, 2012.

Пояснительная записка

Актуальность и  ценность программы

         Ценность программы для развития личности подростка содержится в изучении предметов  и приобретении  навыков ,необходимых современному школьнику в условиях высокого уровня автомобилизации нашей жизни, и, как  следствие возрастающее число пострадавших на дорогах , рост детского травматизма.

       Актуальность программы состоит в том , что само по себе направление мото  является не только  полезным но и желанным для многих подростков.

       Программа прививает первичные навыки обращения , навыки вождения мототранспорта,

Учит правилам поведения на дорогах.

Цель программы:

Социализация личности подростка через освоение им мототехники и участие его в деятельности кружка мото.

Задачи программы:

Организация досуга и обучение учащихся навыкам вождения мототехнике, правилам дорожного движения.

Создание предпосылок для адаптации и самоутверждения подростка  в сложных дорожных условиях.

Повышения уровня технической грамотности.

Адаптация к работе в коллективе.

Удовлетворять запросы и потребности учащихся и родителей.

Содержание курса и методика

Программа рассчитана на три года, в  течении которых в объединении занимаются ребята от 8 до 18 лет.

Моторизованная техника для детей изготавливается для эксплуатации детьми, обычно, с 8 лет, исходя из этого, практические занятия можно проводить с детьми этого возраста и целесообразно подгонять программу под эту возрастную категорию. Дети в этом возрасте быстро усваивают предложенный им материал и реакция детей в этом возрасте вполне хорошая.

По окончании курса многие остаются в составе объединения, эти воспитанники занимаются ремонтом, техническим обслуживанием  техники, помогают осваивать технику  воспитанникам 1-ого года обучения.

Многие дети, посещавшие этот кружок, в дальнейшем выбирают себе жизненный путь, связанный с техническим направлением дальнейшей деятельности.

Программа курса рассчитана  на 3 года и включает в себя:

Общее устройство мотоциклов.

Назначение и устройство деталей и механизмов.

Основы безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения.

Техническое обслуживание и ремонт деталей и узлов.

Оказание первой медицинской помощи.

Вождение мототехники в разных дорожных условиях.

Учащиеся первого года обучения изучают:

                          Общее устройство мототехники.

                          Системы управления и контроля.

                          Правила дорожного движения.

                          Учебная езда.

 Учащиеся второго года обучения изучают:

                         Основы безопасности движения.

                         Правовые аспекты деятельности водителя.

                         Устройство и техобслуживание мотоцикла.

                         Основы первой медицинской помощи.

                          Учебная езда

                   

Учащиеся третьего года обучения изучают:

повторяют тот же материал и дополнительно учатся ремонту узлов и деталей  конструированию мототранспорта.

Учебная езда

Задачи первого года обучения:

  • Образовательные:

Дать понятие общего устройства мотоциклов, его основных узлов.

Знакомить с техническим обслуживанием и ремонтом, формировать навыки работы с инструментами.

Формировать навыки вождения мототехники.

Обучить правилам дорожного движения.

  • Развивающие:
  1. Выявление и развитие природных задатков способностей детей и подростков, проявляющих интерес к мото автомобильной технике.
  • Воспитательные:
  1. Мотивация интереса школьников к занятиям техническими видами спорта, к освоению теории и практики повышения спортивно-технического мастерства обучающихся.

                                   Учебный план

1 года обучения (4 часа в неделю)

Тема

всего

теория

практика

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

1. Вводное занятие

2

2

2. Беседа о мототранспорте

2

2

дискуссия

3. Общее устройство мотоциклов и квадроциклов

14

4

10

4. Двигатели для мотоциклов

14

4

10

5. Система управления и контроля

8

6

2

6. Правила обслуживания техники

8

2

6

7. Правила дорожного движения

38

10

28

8. Учебная езда

34

4

52

Внутрикружковые соревнования каждое полугодие

9. Итоговое занятие

2

2

итого

144

36

108

Тематический план

Наименование темы

теория

практика

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

  1. Вводное занятие. Регистрация членов кружка, инструктаж по технике безопасности.
  2. Классификация мотоциклов, квадроциклов. История мотоциклов. Основные технические характеристики велосипеда, мопеда, мотороллера, мотоцикла и квадроциклов. Общее устройство мототехники. Цели, задачи и содержание работы в кружке. Правила внутреннего распорядка, требования техники безопасности и правила санитарной гигиены.
  3. Общее устройство мотоциклов и квадроциклов. Характеристика двигателей как силовой установки по преобразованию тепловой энергии в механическую. Кривошипно-шатунный механизм. Принцип действия двухтактного, четырехтактного двигателя. Его преимущества и недостатки. Принцип устройства силовой передачи.
  4. Устройство двигателей применяемых на мототехнике.
  5. Понятие о принципах управления и контроля за работой транспортных машин. Устройство и работа рулевого механизма, управления подачи топлива. Трогание с места и торможение.
  6. Техобслуживание и ремонт мототехники. Правила обслуживания и ремонт мототехники.
  7. Правила дорожного движения. Назначение дорожных знаков, их место установки и зона действия.
  8. Учебная езда на тренажере
  9. Правила трогания с места и остановка
  10. Учебная езда по прямой.
  11. Езда по извилистой трассе.
  12. Езда на скорость.
  13. Прохождение восьмерки.
  14. Езда парами.
  15. Прохождение трассы и восьмерки на время.
  16. Итоговое занятие.

2

2

4

4

6

2

10

4

2

10

10

2

6

28

2

12

8

8

14

4

4

Дискуссия

соревнования

соревнования

Содержание изучаемого курса  1 года обучения

  1. Вводное занятие. История создания и развития объединения. Основные цели и задачи обучения членов коллектива в предстоящем учебном году.

Порядок работы объединения. Правила поведения в процессе обучения (в теоретических, практических занятиях)

Знакомство с материально-технической базой объединения парк техники, оборудование учебно-наглядные пособия, инструменты и противопожарный инвентарь.

Пути эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Вводные инструктажи противопожарной безопасности и по технике безопасности при эксплуатации мототехники во время занятий.

  1. Беседа о мототранспорте.

Мотоциклы вчера, сегодня, завтра.

Достижения современных мотогонщиков.

Техническая эстетика мототранспорта.

Физическая подготовка кроссмена.

  1. Общее устройство мотоциклов и квадроциклов. Основные части моторанспорта, принцип работы, устройство и правила эксплуатации.

Практическая работа, знакомство работы различных механизмов. Их разборка, сборка, проверка креплений узлов и механизмов.

  1. Двигатели для мотоцикла. Классификация двигателей. Регулировка оборотов, расхода топлива.

Практическая работа. Знакомство с устройством и работой двигателя, основных его механизмов. Заправка топливом, контроль уровня масла, устранение мелких неисправностей. Изучение регулировочных данных.

  1. Система управления и контроля. Устройство, работа, рулевого механизма, тормозной системы, муфты сцепления, приборы контроля и сигнализации.

Практическая работа. Выполнение регулировочных ремонтных работ изучаемой техники. Дозаправка, замена, горюче-смазочных материалов.

  1. Правила обслуживания техники. Виды и периодичность технического обслуживания, ремонт мототехники.

Практическая работа. Выполнение регулировочных, профилактических и ремонтных работ используемой техники.

  1. Правила дорожного движения. Изучение ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи, дорожные знаки и их назначение.

Практическая работа. Изучение ПДД в практических занятиях по вождению.

  1. Учебная езда.

Трогание с места и остановка.

Езда по прямой.

Езда по извилистой трассе.

Прохождение восьмерки.

Езда в группах.

Езда в сложных дорожных условиях.

Объезд препятствии.

Езда на скорость.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка, награждение лучших за учебный год. Ознакомление планом работы кружка на следующий учебный год.

Прогнозируемый  результат первого года обучения.

В конце первого года обучения учащиеся должны знать:

Общее устройство мотоциклов, квадроциклов;

Принцип и устройство двигателя внутреннего сгорания;

Общее устройство двигателя;

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Проводить ежедневное техническое обслуживание мототранспорта;

Заправлять топливом;

Проверять наличие и уровень масла на двигателе;

Заводить двигатель;

Трогаться и управлять, выполнять несложные маневры по практической  езде.

Второй год обучения

Задача второго года обучения

Образовательные -   изучить устройство мотоцикла

                                   формировать первичные навыки ремонта

Развивающие -       развивать самостоятельность и активность

Воспитательные –  воспитать общественную активность

Учебный план

2 год обучения (6 часов в неделю)

Предметы обучения

всего

теория

практика

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

  1. Вводное занятие

2

2

  1. Повторение материала 1 года обучения

12

6

6

семинар

  1. Устройство и техническое обслуживание

18

9

9

  1. Правила дорожного движения

32

27

5

соревнования

  1. Основы управления мототранспортными средствами

14

6

8

  1. Безопасность  движения

8

8

  1. Правовые основы

3

3

  1. Первая помощь пострадавшим

2

2

  1. Учебная езда

115

3

122

соревнования

  1. Правила по технике безопасности

2

2

  1. Экзамен внутренний

6

3

3

  1. Итоговое занятие

2

2

                           итого

    216

73

143

Тематический план

Наименование темы

теория

практика

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

  1. Классификация мототранспортных средств общее устройство
  2. Двигатель. Общее устройство и работа двигателя
  3. Смазочная система и охлаждение двигателя.
  4. Топливо и горючие смеси. Система питания.
  5. Обслуживание механизмов и система двигателя.
  6. Электрооборудование. Источники тока. Система зажигания.
  7. Приборы освещения с сигнализации.
  8. Обслуживание электрооборудования.
  9. Трансмиссия. Устройство и работа трансмиссии. Обслуживание трансмиссии.
  10. Несущая система. Ходовая часть. Органы управления.
  11. Особенности эксплуатации мототранспорта зимой и летом, в период обкатки.
  12. Правила дорожного движения. Общие положения. Основные понятия термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
  13. Дорожные знаки.
  14. Дорожная разметка.
  15. Регулирование дорожного движения. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
  16. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспортных средств общего пользования и железнодорожных переездов.
  17. Особые условия движения. Перевозка людей и грузов. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
  18. Основы управления мототранспортными средствами. Основы движения мототранспорта. основы движения мототранспорта. управление мототранспортом на площадке учебной езды, в ограниченном пространстве на перекрестках, на дороге с интенсивным движением, в сложных дорожных условиях, в темное время суток.
  19. Безопасность движения. Дорожно-транспортные происшествия. Эксплуатационные свойства мототранспорта. основы психофизиологической деятельности водителя. Этика водителя.
  20. Правовые основы. Право собственности на мототранспортные средства, страхование. Административная и дисциплинарная ответственность водителя за нарушение ПДД. Уголовная ответственность за автотранспортное преступление.
  21. Первая помощь пострадавшим.  Основы анатомии и физиологии человека. Состояния опасные для жизни.
  22. Последовательность действия при оказании первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
  23. Учебная езда.
  24. Правила по технике безопасности. Работа с электроинструментами. Правила противопожарной безопасности. Санитарно-гигиенические требования. Правила пользования инструментами.
  25. Экзамен внутренний. Устройство мототранспорта, правило дорожного движения и фигурное вождение.
  26. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка.

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

2

4

13

3

3

3

1

5

8

3

1

1

3

1

3

2

1

2

2

4

1

1

6

1

2

8

122

3

семинар

соревнования

соревнования

Содержание курса  второго года обучения

  1. Вводное занятие.  История мотоцикла. Основные технические  характеристики велосипеда, мопеда,  мотороллера, мотоцикла и квадроциклов. цели и задачи, содержание работы кружка.  Правила внутреннего  распорядка, инструктаж по технике безопасности и  правил санитарной гигиены.
  2. Повторение материала первого года обучения.
  3. Устройство и техническое обслуживание мототранспорта.  Общее устройство техники: мотоциклов, квадроциклов  и багги. Двигатель.  Устройство и работа двигателя. Система охлаждения и смазочная  система. Горюче - смазочные материалы. Система питания.  Электрооборудование. Устройство силовой передачи от двигателя до колеса. Органы контроля и управления. Порядок проведения технического обслуживания. Особенности эксплуатации мототранспорта в разных климатических  и погодных условиях.
  4. Правила дорожного движения. Общие положения. Дорожные знаки и их назначение. Правила   регулирования дорожного движения.
  5. Основы управления мототранспортом . Техника  пользования  органами контроля и управления. Управление мототранспортом в разных дорожных условиях. Объезд препятствий разной  сложности.
  6. Безопасность движения. Этика вождения мототранспорта. Выбор оптимальной скорости по состоянию дорожного полотна и рельефа  местности и изучение поведения мототехники в разных дорожных условиях.
  7. Правовые основы. Административная и дисциплинарная ответственность за нарушение правил дорожного движения. Уголовная ответственность за автотранспортные преступления.
  8. Первая помощь пострадавшим при ДТП и ЧС. Правила оказания первой помощи пострадавшим . Последовательность  действий при оказании помощи, определение состояния пострадавших.

         9 .  Учебная езда.

  1.     Восстановление навыков вождения.
  2.     Начало движения, разгон, торможение.
  3.     Фигурная езда.
  4.     Групповое и парное движение.
  5.     Движение при наличии пассажира.
  6.     Отработка экстренного торможения  при наличии пассажира.
  7.     Приемы прохождения труднопроходимых  участков дорог.
  8.     Приемы прохождения  труднопроходимых участков с пассажиром.
  9.     Отработка взаимодействия водителя и пассажира при прохождении  труднопроходимых       участков.
  10.     Проезд  узких  участков.
  11.     Проезд узких участков с пассажиром.

10 .   Правила    техники  безопасности при эксплуатации транспортных средств.         ТБ при техническом  обслуживании  и ремонте техники.  Правила личной гигиены. Правила противопожарной  безопасности.        

11.    Экзамен внутренний. Устройство мототехники.  Правила дорожного движения . Фигурное вождение.          

12.    Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка. Ознакомление ребят с планом работы  летнего профильного лагеря. Планы работ на следующий учебный год.  

Прогнозируемый результат второго года обучения

      В конце второго года обучения, обучающиеся должны знать:

Ремонтировать основные узлы и детали мотоциклов;

Общее утройство двигателя внутреннего сгорания;

Правила эксплуатации мототехники.

Должны уметь:

Устранить неполадки и неисправности двигателя;

Пользоваться инструментами для ремонта и техобслуживания.      

Третий год обучения

Задачи третьего года обучения

Образовательные     - изучение определения состояния используемой в кружке техники;

                                     - формирование навыков вождения в неблагоприятных условиях;

                                     - совершенствовать навыки нахождения и устранения

                                       неисправностей

Развивающие      - обеспечивать развитие индивидуальных способностей.

Воспитательные  - воспитание  чувства ответственности, самостоятельности в работе.

Учебный план

3 года обучения (8 часов в неделю)

Тема

всего

теория

практика

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

  1. Вводное занятие

2

2

  1. Определение технического состояния мототехники

12

4

8

дискуссия

  1. Подготовка к ремонту

8

4

4

  1. Основные неисправности агрегатов и способы их устранения

18

6

12

  1. Разборка-сборка двигателя

24

2

22

  1. Ремонт коробки передач

16

2

14

  1. Ремонт главной передачи с дифферинциалом

16

4

12

  1. Ремонт экипажной части и электрооборудования

10

4

6

  1. Шиномонтаж

4

4

  1. Техника безопасности

2

2

  1. Учебная езда

174

4

170

соревнования

  1. Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

288

36

252

Тематический план

Тема

теория

практика

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

1 Определение технического состояния мотоциклов квадроциклов.

2 Подготовка  техники к ремонту.

3 Определения вида ремонта.

4 Чистка,  мойка.

5 Основные неисправности агрегатов.

6 Способы устранения неисправностей агрегатов.

7  Разборка  деталей и узлов.

8 Восстановление  деталей.

9 Сборочные работы.

10 Ремонт агрегатов.

11 Ремонт двигателя .

12 Ремонт электрооборудования.

13 Ремонт кривошипно-шатунного механизма.

14 Ремонт муфты сцепления.

15 Ремонт коробки передач.

16 Ремонт главной передачи.

17 Техника безопасности.

18 Учебная езда.

19 Итоговое занятие.

4

1

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

4

2

5

2

8

1

2

1

4

2

6

10

12

2

2

2

2

1

1

14

170

Дискуссия

соревнования

Содержание изучаемого курса 3 года обучения

  1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание работ в кружке. Правила внутреннего распорядка. Требования по технике безопасности и правилам санитарной гигиены. Регистрация членов кружка.
  2. Определение технического состояния учебного транспорта. Внешний осмотр, проверка механизмов управления, состояние электрооборудования, ходовой части. Проверка изношенности основных и второстепенных деталей. Проверка техники в работе.
  3. Подготовка к ремонту. Чистка, мойка, деталей и механизмов. Проверка состояния разных узлов и деталей на изношенность.
  4. Определение вида ремонта. Какие части, насколько изношены и какой ремонт потребуется для приведения в рабочее состояние.
  5. Основные неисправности агрегатов и механизмов. Изучение статистики поломок и узлов, выяснение причин поломок.
  6. Способы устранения неисправностей агрегатов.   

Восстановление изношенных деталей.

Замена.

Напайка, сварка.

Регулировка зазоров

Подкачка колес.

  1. Разборка деталей и узлов. Порядок проведения разборки деталей.

Применяемые инструменты и механизмы.

Порядок размещения разобранных деталей.

  1. Восстановление  деталей. Изучение возможности восстановления.

                                                   Инструменты, применяемые для восстановления.

                                                   Восстановление деталей.

  1. Сборочные работы.             Порядок сборки.

                                                   Регулировка.

                                                   Проверка.

  1. Ремонт агрегатов. Устранение поломок и неисправностей.
  2. Ремонт двигателя. Замена поршневых колес. Замена уплотнительных прокладок и сальников.
  3. Ремонт электрооборудования. Поиск неисправностей в электропроводке, замена или ремонт проводки. Восстановление нормального состояния свечи.
  4. Ремонт кривошипно-шатунного механизма. Замена поршневых пальцев.
  5. Ремонт муфты сцепления. Замена ведомых дисков. Регулировка.
  6. Ремонт коробки передач. Замена шестерен, у которых износ выше нормы.
  7. Ремонт главной передачи. Замена цепной передачи, регулировка, затяжка креплений.
  8. Техника безопасности. Правила техники, противопожарной безопасности, электрической безпасности, этика езды на мототранспорте.
  9. Учебная езда.   Повторение пройденного материала второго года обучения.

Плавное трогание с места, ускорение и замедление по замкнутой кривой (восьмерка) с чередованием правых и левых поворотов, остановка в заданном месте(те же действия в присутствии пассажира).

Трогание с места, разгон, движение по прямой и в поворотах, экстренное торможение (те же действия в присутствии пассажира).

Движение в паре, с соблюдением безопасной дистанции (те же действия в присутствии пассажира).

Движение по учебному маршруту, при наличие встречной техники (те же действия в присутствии пассажира).

Закрепление умения и навыков полученных при разработке упражнении.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов прохождения курса.

Прогнозируемый результат третьего года обучения

В конце третьего года обучения, обучающиеся должны знать:

Находить неисправности деталей и узлов мототехники;

Оказание первой медицинской  помощи пострадавшим в ДТП;

Правила дорожного движения.

Должны уметь:

 Определять устранять неисправности мототехники;

Производить ремонт мототехники;

Водить мототранспорт в неблагоприятных погодных условиях.

Условия реализации программы

Условиями  успешной реализации программы являются  снабжение объединения:

  • Подвижным составом, отвечающим современным требованиям .
  • Помещением для хранения, технического обслуживания и ремонта техники.
  • Помещением для теоретических и лабораторно - практических занятии.
  • Комплектами плакатов по правилам дорожного движения, устройству и техобслуживания транспорта, правилам оказания доврачебной медицинской помощи.
  • Разрезными макетами частей мототранспорта.
  • Топливо смазочными материалами и запасными частями.
  • Средствами защиты детей от  травматизма во время практических занятии.
  • Трассой для занятий по практическому вождению имеющейся техники.

Материально – техническое обеспечение

Программы курса внеурочной деятельности

Условия проведения

(место проведения, аудиторный фонд)

Средства технического оснащения

Учебный класс

Теоретический класс

Площадка для практических занятий

Экзаменационные билеты правил дорожного движения

Теоретические билеты проверки знаний по устройству мототехники

Площадка, оборудованная для проверки навыков вождения

Плакаты

Стенды

Макеты

Компьютер

Учебная техника

Запчасти, материалы для ремонта, обновления техники

Фрагмент мониторинговой карты

Личностных результатов освоения

        Программы внеурочной деятельности        

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

Освоение образовательной программы

Успешность обучающихся

Высокий уровень

Средний

Низкий

участие и достижения в соревнованиях муниципального, межрайонного и краевого  уровня; участие в конференциях;

1) интеллектуально-познавательные игры, ролевые игры, свободный выбор задания, проекты и др.;

2) познавательные методы: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий;

3) предъявление учебных требований: зачёт, тестирование, итоговое занятие;

4) опросные методы (открытые «Знаю, умею, делаю», закрытые анкеты, )

статистические методы; ранжирование

Сентябрь

Январь

Май

май

Литература для педагога

  1. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» под редакцией Горского В.А., Кротова И.В. – М., «Просвещение», 1988 г.
  2. Сборник учебных планов и программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств категорий «А». – М., «Патриот», 1989 г.
  3. Учебный план и программы подготовки водителей индивидуальных транспортных средств категорий «В». – М., «ДОСААФ СССР», 1989 г.
  4. Гинцбург М.Г. «Устройство и обслуживание мотоциклов». – М., «машиностроение», 1966 г.
  5. Врубель Ю.А. «Минские мотоциклы». – Минск, «Полымя», 1978 г.
  6. Чиняев В.Г. «Устройство и техничское обслуживание мотоциклов». – М, «ДОСААФ», 1961 г.
  7. Силкин А.Н. «Техничское обслуживание и ремонт мотоцикла». – М, «ДОСААФ», 1961 г.
  8. http://avto-russia.ru/pdd/
  9. http://www.pddrussia.com/
  10. http://www.пдд-онлайн.com/

Литература для обучающихся

  1. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. Пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Горский В.А. Техническое конструирование / В.А. Горский. – М., 2010.
  3.  Ежегодник автомобильного спорта РАФ, 1993-2007 г.г..
  4. Журналы «Мото», «За рулем».
  5. Иллюстрированные правила дорожного движения с новыми дорожными
    знаками. М: «Мартин», 2010.
  6. Мастерство вождения (видеоролик «Примеры аварийных ситуаций на
    дороге).
     
  7. Прутченков А.С. Шаг за шагом: технология разработки и реализации социального проекта. – М., 2001.
  8. Правила дорожного движения Российской Федерации. М: Астрель+АСТ,
    2010.
  9. Правила дорожного движения Российской Федерации (официальный текст
    с иллюстрациями). М: 2007.
  10. Правила соревнований по автоспорту, М., ДОСААФ.
  11. Разумков В.Д., Семенов В.М.  Упражнения по правилам движения авто-мотоспорта. - М: «Высшая школа», 1986 г.
  12. Рихтер Т., Картинг (перевод с польского), - М., Машиностроение,1988г. 
  13. Светенко Т.В., Галковская И.В. Путеводитель по дебатам для школьников и студентов. – Псков: 2001.
  14. Сингуринди Э.Г., Автомобильный спорт. - М., ДОСААФ, 1986 г.
  15. Технические требования к гоночным автомобилям «Запорожец». Омская
    автомобильная федерация, 2005 г.
  16. Уриханян Х.П. Картинг - спорт юных. - М., ДОСААФ, 1988 г.
  17. Фучаджи К.С, Стрюк Н.Н., Автомобиль ЗАЗ - 968А «Запорожец». - М:
    «Транспорт», 1978 г.
  18. Человек и машина: популярная энциклопедия/ под ред. Л.Н. Расторгуева. – М.     1986.
  19. Экзаменационные билеты, тематические задачи категории «А» и «В»
    (учебное пособие, компьютерные тесты)
  20. Энциклопедия юного техника. – М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Программа кружка для сельской малокомплектной школы с малой наполняемостью классов. Данная программа расчитана на организацию работы на занятии одновременно в нескольких направлениях, учитывая интерес...

Учебная программа кружка “Мои первые исследования” для учащихся 2 классов

Учебная программа кружка “Мои первые исследования”для учащихся 2 классов  Ю. В. Тесникучитель химииМБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Пояснительная записка...

Учебная программа кружка «Здоровый образ жизни» на 2012-2013 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.             В последнее время чаще стали говорить о здоровье. И это понятно всем. Плохая экология, перегрузки, стрессы - всё это негативно ска...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка по математике «Эксперименты в математике» для обучающихся 9 класса

Рабочая программа предназначена для более глубокого  в изучения математики в  9 классе и подготовке к сдаче ОГЭ....