Вокальные упражнения. Постановка дыхания
учебно-методический материал на тему

Батыршина Эльвира Равилевна

Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся лишь немногие, и многие об этом жалеют, когда "садится" голос, "пересыхает" во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу. Чтобы научиться правильно дышать, необходимо выполнять специальные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyh.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание – это очень сложный, очень слабо поддающийся контролю сознания процесс. Особенно хорошо это становится заметно, когда у человека возникают проблемы с дыханием или даже заболевания (например, астма).
Руководить работой непосредственно диафрагмы, мышц бронхов, также как и всех остальных внутренних органов тела, очень трудно. А вот следить за тем как во время дыхания работают мышцы спины и брюшного пресса намного легче. И если задать некоторые обязательно очень простые, легко выполнимые и легко контролируемые сознанием ограничительные правила, то это приводит к тому, что дыхание практически самопроизвольно развивается в заданном направлении.
Например, если при беге использовать только произвольное (не на счет) дыхание и только через нос, то это самопроизвольно формирует при беге очищающее дыхательную и кровеносную систему дыхание.
Если при пении усилиями мышц удерживать плечи в их низком положении (при сохранении безупречной осанки), то в большинстве случаев это самопроизвольно формирует у певца брюшное дыхание.
А если постоянно подтягивать живот (как это делают танцоры) – разовьется грудное дыхание.
Поэтому из всех упражнений для развития дыхания я рекомендую выбирать те виды упражнений, которые концентрируют внимание певца на работе только тех из принимающих участие в дыхании мышц, которые легко поддаются контролю сознания.

  • Начнём с упражнения «собачка». Удобно садимся на стул, облокачиваемся на спинку, расслабляем мышцы плеч и шеи, высовываем язык и стараемся более точно изобразить собачку. Следите за тем, чтоб плечи не шевелились, а работали исключительно лёгкие и грудная клетка в целом.
  • Во время упражнений желательно на живот надеть корректирующий пояс. Это нужно для того, чтоб пресс живота работал правильно. Он выполняет нагрузку на мышцы и служит неким тренажером. Вы почувствуете те мышцы, которые в обычной жизни функционируют не часто, и в этом поможет как раз пояс. Кстати, некоторые думают, что если подкачать пресс, то всезвукоизвлечения будут даваться легко. На самом деле мнение ошибочное, специально ходить в тренажерный зал и усиленно заниматься спортом не нужно. Дело в том, что на тренажерах организация мышц будет направлена не на координацию выхода чистого вокала, а на нечто другое. Но если вы всё-таки поддерживаете мнение о пользе физических нагрузкок, то лучше всего заняться йогой, плаванием или лечебной гимнастикой. Стараться войти в гармонию со своим телом, почувствовать каждую клеточку своего организма.
  • Позаботьтесь о своей осанке. Она должна быть правильная: спина прямая, плечи выпрямлены, голова в ровном положении. Сровнять положение можно встав в дверной проём, распрямившись в дверном косяке. Именно в ровном положении, ненапрягаясь, голосовые связки работают правильно.
  • Расслабляем мышцы шеи и не спеша поворачиваем голову: влево-право влево-право.. и так 10-15 раз.
  • Опускаем осторожно нижнюю часть челюсти вниз, затем также аккуратно возвращаем её на место, находя правильное положение. И так: 10-15 раз.
  • Вытягиваем губы трубочкой и начинаем их двигать влево-право влево-право круговое движение по часовой стрелке, против часовой стрелки и так 10-15 раз.
  • Ослабеваем трубочку из губ и набираем в лёгкие воздух. Воздухом из лёгких губами, а не горловыми связками, поём «Бррррр»
  • Следующее упражнение называется «обезьянка». Берем маленькое зеркальце и начинаем «обезьянничать». Сворачиваемгубы трубочкой, вытягиваем и улыбаемся, растягиваем ванночкой и оскаливаемся, показывая два ряда своих зубов.Открываем рот как можно шире и рассматриваем все прелести языка. Язык вытягиваем и придаём форму паруса, затем втягиваем, сворачивая вовнутрь. Притягиваем язык к левой стенки щеки, после - к правой, сворачиваем в трубочку и загибаем за верхние зубы, после за нижние. Если хорошо «поиграть» языком у вас не получается, не расстраивайтесь, выполняйте то, что можете не надрываясь.
  • Откройте как можно шире рот, теперь резко выбросите язык, доставая им подбородок, и также резко втяните назад. Представьте лягушку, ловящую мух. Упражнение делайте до ощущения усталости. Следите чтобы работали нужные мышцы, при правильных позициях вы сами почувствуете какие мышцы нужны для вокала, а какие нет.
  • Следующим упражнением мы определяем вокальный зевок. Обследуйте свою шею и найдите на ней кадык. Аккуратно обхватите его и проследите за его движением. Во время разговора или когда вы сглатываете слюну, он двигается. Мысленно зафиксируйте нижнее положение, запомните и после спроецируйте его в вокале. Ни в коем случае не держите его руками! Вы должны им управлять, а не заставлять с помощью физической силы повиноваться. Найти правильное ощущение зевкалучше всего в упражнении «осмотр у врача», т.е. открываете рот, как при осмотре и говорите «Ааа», показывая и открывая маленький язычок.
  • Слегка приоткройте удивлённо рот, при этом делая вдох. Вы должны почувствовать свежий воздух в полости рта. Зафиксируйте нижнее положение кадыка. Это упражнение выполняется 10-15 раз. Желательно контролируйте весь процессперед зеркалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Вокальные упражнения. Постановка дыхания

Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. П...

"Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение"

Открытое занятие по вокалу        «Вокальные упражнения на дыхание и звуковедение» Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги ВалерьевныДата провед...

«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»

Наглядный показ  приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...