Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Свойства тканей.
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей."  Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученных знаний на практике. На уроке создаются проблемные ситуации, которые позволяют учащимся самостоятельно решать возникшие проблемы. Новые полученные знания  закрепляются в ходе деловой игры "Ателье". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2a.litsev_i_iznan_storona._svoystva.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №22  г. Владивостока»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА

Тема:   Определение лицевой и изнаночной стороны материала.

Свойства тканей.

                                               Выполнили:     учитель  «Технологии»

                                                                     МБОУ  «СОШ № 22»

                                                           г. Владивостока

                                             Моспан  И.В.

Владивосток  2015г.

План   урока.

   Тема. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.

Пр.работа: Исследование свойств  тканей. Делова игра «Ателье»

Цели урока: 

  • познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
  • развивать пространственное представление, исполнительские умения;
  • прививать навыки аккуратности;
  • коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и инструменты: учебник, рабочая тетрадь, образцы тканей, клей, ножницы, ручная иголка, нитки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Проверка присутствующих;

Б) Проверка готовности к уроку

  1. Повторение пройденного материала.
  1. Какой раздел мы с вами изучаем сейчас?
  2. Что называется шерстью?
  3. Что называется руном?
  4. Что называется шелком-сырцом?
  5. Как определить лицевую сторону ткани с печатным рисунком?
  6. Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани ?
  1. Изучение нового материала.

Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Какими способами можно еще определить лицевую сторону ткани.

-Возникли у вас затруднения?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний  и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока      «Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей

(вопрос классу)

- Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?

           (учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

 Сообщение нового материала (+ П/Р)

Лицевая и изнаночная сторона.

Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке.

Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком.

Поверхность ткани зависит от особенностей отделки тканей.

А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…

Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани ( §3, стр.15-16)

  • По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
  • По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. Для определения пушистости ее нужно рассматривать на уровне глаз.
  • По рисунку ткацкого переплетения. В тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева на право.
  • По блеску. К примеру атласная ткань более блестящая, чем сатиновая.  
  • Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
  • По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах ворс располагается более упорядоченно нм лицевой стороне, а изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.
  • По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.
  • Смешанные ткани. Отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например,  в парче блестящая металлизированная нить- люрекс выведена на лицевую сторону.

Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.

В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.

Вопрос. На что влияет правильность определения лицевой стороны материала?

От характера лицевой стороны ткани зависят:

 -назначение;

-внешний вид изделия;

-обработка при изготовлении изделия

Свойства тканей.

Девочки, на прошлом уроке мы выполняли с вами работу по созданию моделей одежды из различных материалов.  

Вопрос. При выполнении работы вы столкнулись с какими-либо трудностями?   Какие вопросы возникли?

Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми они обладают. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия.

К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.

Таблица2.

Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей

Название свойства тканей

Характеристика свойств тканей

Из шелка

Из шерсти

Механические свойства 

1

Прочность

2

Сминаемость

3

Драпируемость

4

Износостойкость

Физические свойства

1

Теплазащитные

2

Гигроскопичность

3

Пылеемкость

Технологические свойства

1

Скольжение

2

Осыпаемость

3

Усадка

Таблица заполняется используя материал ( §3, стр.16-17 и пр.раб.стр. 18-19)

  • Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.

Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.

Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

  • Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

  • Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.

Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.

А теперь получив новые знания  продолжим работу дальше по созданию моделей одежды.

  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ  

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ

Учитель

Я  предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению  свойств шёлка и шерсти

Учитель  знакомит учащихся с оборудованием, с которым они  будут работать на уроке

Учитель

На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование:

  • лупы - для исследования внешнего вида,
  • фарфоровая чашечка- для сжигания,
  • щипцы, для взятия горячей посуды или горячих материалов,
  • иголка с ниткой, ножницы, игла.

Поэтому необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.

   

     1. Опасности в работе:

· повреждение пальцев иглой

· травма руки ножницами;

· травма глаз.

     

      2. Что нужно сделать до начала работы:

· положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

 

   3. Что нужно делать во время работы:

- Запрещается начинать работу без разрешения учителя. 
- Внимательно слушать все указания учителя при проведении исследований. 
- Рабочее место содержать в порядке. 

· быть внимательной;

. вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

. класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

. передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

        . убрать рабочее место

Учитель

Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в тетрадь, чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе.

Раздаются инструкции по выполнению работы.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.

   1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.» (урок №1)

   2.Заполнить табл.2 «Изучение свойств шерстяных и шелковых      тканей»

  Лабораторная работа №2. Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей

Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки.

Вводный инструктаж учителя:

Последовательность выполнения работы.

  • Определите прочность тканей.
  • Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка
  • Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
  • Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении
  • Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе и т.д.
    Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей.

 Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу.
Не осыпается - одну нить вынули с трудом.

  • Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.

   3. Определить лицевую сторону ткани.

   4. Деловая игра «Ателье»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

Ход работы:

  1. Придумать название ателье.
  2. Распределить роли:

-заказчик-приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.

  • По виду: платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
  • По назначению: повседневная  или нарядная,

            спортивная, зрелищная (для участников карнавала,      артистов театра) или др…..

-технолог-определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань  для желаемого изделия»

-модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.

        3. Защита работы ( представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).

  1. Включение нового знания в систему знаний (7 мин)

Учитель

Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.  

Ребята. Представляют сообщения по уходу за одеждой. (домашнее задание)

  1.    Анализ и оценка урока.

-Что нового вы узнали на уроке.

- Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

Дополните фразу:

- Я поняла, что….

-Я научилась…

-Меня удивило….

-Мне захотелось….

  1. Итоги и оценка выполненной работы.

Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь урок вам понравился.

Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования. Вы провели взаимоконтроль и самоконтроль выполненных работ, проанализировали свои ошибки.

Каждый увидел насколько усвоил тему сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание.
  • § 3, с. 15-20;
  • Творческое задание – Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях.

Оформить на альбомных листах желательно с рисунками..

  • Повторить устройство швейной машины (5 класс)
  •  Принести: ткань х/б 15*15 см, нитки, ножницы,  машинную иголку №90

  1. Уборка рабочих мест

Урок «Свойства тканей»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.

   1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.»

   2.Заполнить табл.2 «Изучение свойств шерстяных и шелковых      тканей»

   3. Определить лицевую сторону ткани.

   4. Деловая игра «Ателье»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

Ход работы:

  1. Придумать название ателье.
  2. Распределить роли:

-заказчик-приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.

  • По виду: платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
  • По назначению: повседневная  или нарядная,

            спортивная, зрелищная (для участников карнавала,      артистов театра) или др…..

-технолог-определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань  для желаемого изделия»

-модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.

        3. Защита работы ( представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).