Главные вкладки

    Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Свойства тканей.
    методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

    Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей."  Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученных знаний на практике. На уроке создаются проблемные ситуации, которые позволяют учащимся самостоятельно решать возникшие проблемы. Новые полученные знания  закрепляются в ходе деловой игры "Ателье". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_2a.litsev_i_iznan_storona._svoystva.docx47.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Средняя общеобразовательная школа №22  г. Владивостока»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА

    Тема:   Определение лицевой и изнаночной стороны материала.

    Свойства тканей.

                                                   Выполнили:     учитель  «Технологии»

                                                                         МБОУ  «СОШ № 22»

                                                               г. Владивостока

                                                 Моспан  И.В.

    Владивосток  2015г.

    План   урока.

       Тема. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.

    Пр.работа: Исследование свойств  тканей. Делова игра «Ателье»

    Цели урока: 

    • познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
    • развивать пространственное представление, исполнительские умения;
    • прививать навыки аккуратности;
    • коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.

    Тип урока: комбинированный.

    Материалы и инструменты: учебник, рабочая тетрадь, образцы тканей, клей, ножницы, ручная иголка, нитки.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    А) Проверка присутствующих;

    Б) Проверка готовности к уроку

    1. Повторение пройденного материала.
    1. Какой раздел мы с вами изучаем сейчас?
    2. Что называется шерстью?
    3. Что называется руном?
    4. Что называется шелком-сырцом?
    5. Как определить лицевую сторону ткани с печатным рисунком?
    6. Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани ?
    1. Изучение нового материала.

    Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Какими способами можно еще определить лицевую сторону ткани.

    -Возникли у вас затруднения?

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

    -- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний  и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока      «Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей

    (вопрос классу)

    - Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?

               (учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

     Сообщение нового материала (+ П/Р)

    Лицевая и изнаночная сторона.

    Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке.

    Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком.

    Поверхность ткани зависит от особенностей отделки тканей.

    А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…

    Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани ( §3, стр.15-16)

    • По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
    • По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. Для определения пушистости ее нужно рассматривать на уровне глаз.
    • По рисунку ткацкого переплетения. В тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева на право.
    • По блеску. К примеру атласная ткань более блестящая, чем сатиновая.  
    • Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
    • По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах ворс располагается более упорядоченно нм лицевой стороне, а изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.
    • По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.
    • Смешанные ткани. Отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например,  в парче блестящая металлизированная нить- люрекс выведена на лицевую сторону.

    Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.

    В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.

    Вопрос. На что влияет правильность определения лицевой стороны материала?

    От характера лицевой стороны ткани зависят:

     -назначение;

    -внешний вид изделия;

    -обработка при изготовлении изделия

    Свойства тканей.

    Девочки, на прошлом уроке мы выполняли с вами работу по созданию моделей одежды из различных материалов.  

    Вопрос. При выполнении работы вы столкнулись с какими-либо трудностями?   Какие вопросы возникли?

    Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми они обладают. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия.

    К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.

    Таблица2.

    Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей

    Название свойства тканей

    Характеристика свойств тканей

    Из шелка

    Из шерсти

    Механические свойства 

    1

    Прочность

    2

    Сминаемость

    3

    Драпируемость

    4

    Износостойкость

    Физические свойства

    1

    Теплазащитные

    2

    Гигроскопичность

    3

    Пылеемкость

    Технологические свойства

    1

    Скольжение

    2

    Осыпаемость

    3

    Усадка

    Таблица заполняется используя материал ( §3, стр.16-17 и пр.раб.стр. 18-19)

    • Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

    Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.

    Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.

    Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

    Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

    • Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

    Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

    Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

    Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

    • Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

    Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

    Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.

    Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.

    А теперь получив новые знания  продолжим работу дальше по созданию моделей одежды.

    1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ  

    ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ

    Учитель

    Я  предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению  свойств шёлка и шерсти

    Учитель  знакомит учащихся с оборудованием, с которым они  будут работать на уроке

    Учитель

    На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование:

    • лупы - для исследования внешнего вида,
    • фарфоровая чашечка- для сжигания,
    • щипцы, для взятия горячей посуды или горячих материалов,
    • иголка с ниткой, ножницы, игла.

    Поэтому необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.

       

         1. Опасности в работе:

    · повреждение пальцев иглой

    · травма руки ножницами;

    · травма глаз.

         

          2. Что нужно сделать до начала работы:

    · положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

     

       3. Что нужно делать во время работы:

    - Запрещается начинать работу без разрешения учителя. 
    - Внимательно слушать все указания учителя при проведении исследований. 
    - Рабочее место содержать в порядке. 

    · быть внимательной;

    . вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

    . класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

    . передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

    4. Что нужно сделать по окончании работы:

            . убрать рабочее место

    Учитель

    Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в тетрадь, чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе.

    Раздаются инструкции по выполнению работы.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

    Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.

       1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.» (урок №1)

       2.Заполнить табл.2 «Изучение свойств шерстяных и шелковых      тканей»

      Лабораторная работа №2. Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей

    Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки.

    Вводный инструктаж учителя:

    Последовательность выполнения работы.

    • Определите прочность тканей.
    • Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка
    • Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
    • Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении
    • Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе и т.д.
      Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей.

     Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу.
    Не осыпается - одну нить вынули с трудом.

    • Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.

       3. Определить лицевую сторону ткани.

       4. Деловая игра «Ателье»

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

    Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

    Ход работы:

    1. Придумать название ателье.
    2. Распределить роли:

    -заказчик-приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.

    • По виду: платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
    • По назначению: повседневная  или нарядная,

                спортивная, зрелищная (для участников карнавала,      артистов театра) или др…..

    -технолог-определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань  для желаемого изделия»

    -модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.

            3. Защита работы ( представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).

    1. Включение нового знания в систему знаний (7 мин)

    Учитель

    Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.  

    Ребята. Представляют сообщения по уходу за одеждой. (домашнее задание)

    1.    Анализ и оценка урока.

    -Что нового вы узнали на уроке.

    - Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

    Дополните фразу:

    - Я поняла, что….

    -Я научилась…

    -Меня удивило….

    -Мне захотелось….

    1. Итоги и оценка выполненной работы.

    Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь урок вам понравился.

    Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования. Вы провели взаимоконтроль и самоконтроль выполненных работ, проанализировали свои ошибки.

    Каждый увидел насколько усвоил тему сегодняшнего урока.

    1. Домашнее задание.
    • § 3, с. 15-20;
    • Творческое задание – Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях.

    Оформить на альбомных листах желательно с рисунками..

    • Повторить устройство швейной машины (5 класс)
    •  Принести: ткань х/б 15*15 см, нитки, ножницы,  машинную иголку №90

    1. Уборка рабочих мест

    Урок «Свойства тканей»

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.

       1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.»

       2.Заполнить табл.2 «Изучение свойств шерстяных и шелковых      тканей»

       3. Определить лицевую сторону ткани.

       4. Деловая игра «Ателье»

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

    Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

    Ход работы:

    1. Придумать название ателье.
    2. Распределить роли:

    -заказчик-приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.

    • По виду: платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
    • По назначению: повседневная  или нарядная,

                спортивная, зрелищная (для участников карнавала,      артистов театра) или др…..

    -технолог-определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань  для желаемого изделия»

    -модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.

            3. Защита работы ( представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материаловедение, 5 класс. "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны"

    Поурочный план. Урок №4 "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны", 5 класс...

    Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

    Цели урока. Познакомить учащихся с признаками определения лицевой и изнаночной сторон ткани; ...

    Методическая разработка урока 6 класс Тема: "Вязание спицами. Набор петель, вязание лицевых и изнаночных петель"

    Разработка урока по технологии 6 класс ФГОС Тема: "Вязание спицами. Набор  петель, вязание лицевых и изнаночных петель"...

    Разработка урока по технологии "Вязание на спицах. Лицевые и изнаночные петли. Плотность вязки"

    Разработка урока по технологии "Вязание на спицах. Лицевые и изнаночные петли. Плотность вязки"...

    Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."

    Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."...

    Лицевые и изнаночные стороны ткани. Дефекты ткани.

    Презентация предназначена для демонстрации на уроке 5 классе...

    Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

    Материаловедение. Классификация текстильных волокон.  Лицевая и изнаночная сторона ткани....