Главные вкладки

    Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."
    план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

    Багрий Оксана Борисовна

    Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологии: обслуживающий труд.

    Технологическая карта урока

                 Багрий Оксана Борисовна, учитель технологии, МБОУ школа №13.

          Предмет: технология    

          Класс:5; Дата: 18.01.2017

          Учебник: «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

    Тема урока: Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани.

          Тип урока: комбинированный.

          Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы ткани, раздаточный материал, набор увеличительных инструментов (луп), ножницы клей.      

            Планируемые результаты         

    1. Предметные - обучающиеся научатся определять вид отделки ткани, лицевую и изнаночную сторону, характер и направление рисунка в ткани.
    2. Метапредметные (УУД): регулятивные – планирование и организация контроля труда, принятие учебной цели.
    3. Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.
    4. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать знания о видах отделки тканей, способствовать развитию эстетического вкуса при выборе тканей для изготовления швейных изделий.

    №  этапа урока

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Мотивация

     к учебной деятельности.

    Включение в учебную деятельность.

    Организовать деятельность по установке тематических рамок.

    Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Сфокусировать внимание учеников на теме урока. Задать несколько предварительных вопросов относящихся к теме урока.

    Анализ ситуации и темы урока.

    Самоопределение, самоорганизация. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

    Способность прогнозировать деятельность на уроке

    Ознакомление с темой урока.

    Ознакомить учеников с темой урока. Обсудить виды отделки ткани.

    Отделка ткани – совокупность процессов физической и химической обработки ткани для улучшения ее свойств и придания ей товарного вида. Всего существует 4 вида отделки ткани:

    • Предварительная;
    • Колористическая;
    • Заключительная;
    • Специальная;

    Получение новых знаний. Подгонка имеющихся знаний и умений к полученным.

    Планирование совместного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Прогнозирование дальнейшей деятельности на уроке.

    Актуализация знаний.

    Установка задачи. Систематизировать имеющиеся у обучающихся знания, мотивировать к учебному действию. Организовать самостоятельное выполнение задания.

    Выявить затруднения в организации работы.

    Предварительная отделка ткани:
    1. Опаливание – удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон.
    2. Расшлихтовка – замачивание ткани с целью удаления из нее шлихты (пропитки нанесенной на нити основы в процессе ткачества).
    3. Отваривание – полная очистка от примесей.
    4. Мерсеризация (название от имени англ. изобретателя Дж. Мерсера) – обработка и промывание для получения блеска, гигроскопичности, прочности.
    5. Беление – обесцвечивание ткани.
    6. Ворсование (от ср.-перс. «варс» — волос) – создание на поверхности ткани ворса с целью мягкости, теплозащитности.

    Колористическая отделка ткани:

    Во время крашения ткань поглощает из раствора красящее вещество.

    Заключительная отделка тканей

    Ткани после предварительной отделки, крашения и печатания не имеют товарного вида. Для окончательного внешнего оформления тканей и улучшения их эстетических свойств необходима заключительная отделка.

    Основные виды заключительных отделок:

    1.Аппретирование — нанесение на ткань аппрета, в состав которого входят клеящие вещества (крахмал, декстрин и др.) для придания ткани наполненности и жесткости. В зависимости от количества нанесенного аппрета получают ткани с мягкой — муслиновой (1—3 % аппрета), средней (5—6 %) и жесткой (до 10 %) отделкой;

    2.Ширение производят на сушильно-ширильной машине увлажненной ткани для ее выравнивания и получения стандартной ширины;

    3.Каландрирование — пропускание ткани через горячий каландр. После этого ткань становится гладкой, мягкой и приятной на ощупь.

    Формирование вопросов для учителя. Формирование умений. Систематизация полученных знаний.

    Организация рабочего места. Выбор способов деятельности. Планирование и организация контроля труда. Повторение правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.

    Изучение нового материала

    Преподнести ученикам новый материал. Составить план работы.

    Определение лицевой и изнаночной поверхностей:

    Лицевую сторону ткани отличают:

    - четкий и яркий рисунок, гладкая поверхность;

    - поверхность с длинным ворсом (ворсовая ткань);

    - поверхность с блеском;

    Изнаночную сторону ткани отличают:

    - нечеткий и бледный рисунок;

    -поверхность с узелками и ворсинками;

    -матовая поверхность;

    Определение лицевой и изнаночной сторон тканей, систематизация полученных знаний. Формирование вопросов для учителя. Формирование навыков.

    Организация рабочего места. Выбор способов деятельности. Планирование и организация контроля труда. Выполнение правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.

    Работа со справочной и дополнительной литературой.

    Закрепление нового материала

    Проверка усвоенного фактического материала.

    Учитель предоставляет варианты закрепления нового материала.

    Ученики в результате работы с учебником закрепляют полученные знания.

    Выполнение практической работы. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

    Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать действия. Умение выделять главное из прочитанного. Систематизация полученных знаний. Работа со справочной и дополнительной литературой.

    Итог урока.

    Организовать повторение учебного материала данного урока. Фиксация изученного на уроке. Оценить работу учеников.

    Заострить внимание на особенностях изученной темы.

    Подведение итогов урока. Оценивание работы учеников. Сообщение домашнего задания.

     

    Ученики получили необходимые знания о видах отделки ткани, научились определять лицевую и изнаночную сторону ткани.

    Самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата выполненной работы. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материаловедение, 5 класс. "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны"

    Поурочный план. Урок №4 "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны", 5 класс...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

    Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту открытого урока английского языка по теме:" Закрепление навыков использования предлогов места и направления."

    Продуктивность интерактивных методов на уроках английского языка трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию планирование  групповой и парной работы по закреплению навыков использования предлог...

    Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

    Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

    Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

    Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

    Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

    Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...