уроки словесности как средство языкового развития учащихся
статья на тему

захарова татьяна геннадьевна

В данной статье отражены возможности уроков словесности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_slovesnosti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Уроки словесности как средство языкового развития учащихся»

Процессы, происходящие в современном обществе, оказывают влияние на все институты жизни. Эти изменения охватывают и современную систему школьного образования. Сегодня в нее активно проникают инновации, диктуя необходимость осознания современных целей, пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми, выбора более эффективных средств обучения и воспитания школьников.

Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский  язык любимым предметом. Немало и учителей-филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка и литературы.

Что же необходимо для того, чтобы эти уроки превратились в увлекательные и интересные, создали условия учащимся для осуществления процессов саморазвития и самореализации?

Ответ я нашла в программе А.И.Власенкова «Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе». Это – уроки словесности. Уроки словесности направлены на качественное овладение содержанием и формой изучаемых в школе произведений художественной литературы и одновременно – на овладение русским языком, функциональным, речевым аспектом.

Цель урока словесности – создание условий для проявления потребности и готовности ученика не просто грамотно писать, что немаловажно для современного человека, но и правильно излагать свои мысли.

Урок словесности включает в себя развитие связной речи учащихся на основе работы с художественным текстом, предполагает организацию исследовательской лингвистической работы на текстовом материале, который выступает как объект изучения. В центре такого урока будет слово, которое рассматривается во взаимосвязи всех его сторон: эстетической, семантической, грамматической.

Урок словесности, урок работы с текстом – одна из возможностей научить школьников мыслить самостоятельно, что подразумевает необходимость наблюдать, анализировать, обобщать, проводить различного рода параллели – и чем доказательнее, глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее мышление. Конечно же, способность мыслить нестандартно дается не сразу и не каждому, что, однако, совсем не возможно без овладения богатствами и тайнами языка.

Уроки словесности дают возможность изучать произведения наших северных авторов, изучать быт и культуру Вилегодского края.

Противопоставления «литературный язык – диалект» заставляют шире смотреть на язык как на общественное явление.

Основной особенностью урока словесности является то, что в ходе работы учащиеся наблюдают и исследуют «поведение» языковой единицы в авторском тексте.

В зависимости от изучаемого языкового явления задачи урока варьируются, но общими для всех являются следующие:

- сформировать умение обнаруживать изученное языковое явление в авторском тексте;

- выявить особенности функционирования его в художественном произведении;

- понаблюдать, как автор, используя семантические возможности слова, создает художественный образ.

Учащиеся понимают, как писатели работают над языком своих произведений, как отбирают слова, строят фразы, и это побуждает их к собственным размышлениям и ориентирует на создание собственных высказываний, оперируя изученным языковым явлением.

Безусловно, это серьезные лингвистические задачи, но они решаемы, как показывает мой опыт, уже на уроках словесности в 5 классе.

Например, при изучении темы «Признаки текста. Абзац» учащимся предлагается работа со следующим текстом:

Капель

К середине апреля на Пинеге зачернела дорога уставле(н,нн)ая еловыми ветками, засинели (за)береги в темных далях мелк(о,а)лесья прогл…нули розовые рощи берез.

С крыш(?) капало. Из осевших сугробов за одну неделю выр…сли дома – большие, (по)северному громоздкие с мокрыми почерневшими бревенчатыми стенами. Днем когда пр…гревало на кос…горе вскипали ручьи и по деревне волнующе ра(с,сс)тилался горьковатый душок оттаявших кустарников. (Ф.Абрамов)

Полученный текст учащиеся записывают в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, расставляют знаки препинания, указывают виды связи. Проводятся наблюдения за абзацем: ученики выясняют, из чего состоит абзац, проводят практическую работу (указывают строение абзаца, признаки текста), определяют стиль и тип речи. Текст анализируется с точки зрения информативности, смысловой цельности, связности, интонационной выразительности. Ученики находят в тексте диалектные слова, объясняют их лексическое значение. Включение учащихся в собирание диалектных материалов развивает у них любознательность, обостренное чувство слова, способствует углубленному пониманию литературной нормы, повышает культуру речи.

Такая работа развивает внимание ученика, умение записывать замечания по ходу анализа, приучает слушать и слышать выступающего.

 Тексты о быте  и миросозерцании русского народа, национальных традициях во многом способствуют формированию положительной мотивации к изучению русского языка. Они оказывают эстетическое воздействие, находят отклик в душе у детей, заставляют по-другому воспринимать окружающую жизнь и самих себя.

Уроки словесности помогают решать еще одну проблему – проблему культуры речи. Чем чаще ученик задерживает свое внимание на авторском слове, тем требовательнее он будет относиться к слову, сказанному им самим.

Ведущее место на уроке занимает лингвистический анализ текста, исследовательские, проектные и творческие работы.

Тематическая направленность уроков словесности подскажет и выбор жанра урока: урок-путешествие, практикумы, семинары, лабораторные работы.

На уроках словесности повышается роль письменных работ творческого характера, увеличивается их количество, что оказывает положительное воздействие на выработку как речевых умений и навыков, так и навыков правописания.

Основными жанрами литературного творчества являются миниатюра, очерк, рецензия, эссе.

Темы даются непривычные, неожиданные, такие, чтобы у детей не было возможностей переписывать критические статьи, методические пособия.

Например, при изучении темы «Текст» дается задание: по дороге из школы понаблюдайте за осенней природой. Что вам понравилось больше всего? С помощью каких языковых средств вы передали бы состояние осенней природы? Напишите миниатюру об осени.

При изучении темы «Наречие» учащимся предлагается написать сочинение, используя в тексте наречия, о том, куда смотрят ваши окна и какое настроение они создают.

Темы могут быть и такие: «Однажды мне приснился сон», «Мой самый замечательный поступок», «Красота и незаурядность», «Недостатки моего характера» и т.д.

На уроках словесности могут быть и такие задания: выберите любое литературное произведение, которое  произвело на вас впечатление.  Напишите рассуждение, обосновав ваше впечатление. Употребите ряды однородных членов предложения.

Таким образом, уроки словесности позволяют решить следующие задачи:

  • Дают возможность сделать урок интересным и активизировать деятельность учащихся;
  • Развивают коммуникативно-эстетические возможности учащихся   через активизацию их речи;
  • Дают возможность ощутить радость открытия, воспитывают потребность узнавать все больше и больше.

Для решения поставленных задач на уроке словесности создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса:

- использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся;

- стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы;

- создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

Уроки словесности помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, являются средством языкового развития учащихся, способствуют достижению положительных результатов.

В течение нескольких лет мои ученики успешно сдают единый государственный экзамен, принимают активное участие в олимпиадах, различных районных и областных конкурсах и показывают хорошие результаты.

Описанная мною система работы дает положительные результаты. Она нацелена на реализацию все возрастающих требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом.

Уроки словесности являются эффективным средством развития учащихся. Я считаю, что именно за такими уроками будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся

Это материал был представлен на Всероссийской научно-практической конференции г. Белгород, 15 сентября  - 15 октября 2010г. и вошел в сборник (научное издание)"Дидактическая система преподавателя...

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО.

Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести пос...

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, ...

Языковое развитие учащихся

Сценарии уроков по развитию речи....

Уроки словесности как средство осуществления функционального подхода к изучению русского языка в 5 – 7 классах

В работе показаны преимущества функционального подхода к изучению русского языка по сравнению с традиционной системой образования....

Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"

Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ  музки и  небольших пье...

Родной язык. Урок-исследование «Лексические средства языкового выражения в прозе К.Д. Воробьева как отражение культурного кода родного языка»

урок родного языка, на котором исследуется самобытность лексики произведений К.Д.воробьева,  своеобразие художественного текста с точки зрения использования средств языкового выражения....