Основное о Федеральном государственном стандарте (ФГОС) для детей с ОВЗ Нормативную базу разработки ФГОС составляет: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3). Цель введения ФГОС: - введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем; - оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы; - развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции». Варианты специального стандарта образования: Существуют четыре основных варианта специального стандарта образования, отвечающие особым образовательным потребностям всех детей с ОВЗ. Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательное условие - систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка. Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень) Организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях. Третий вариант специального стандарта Не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации (АООП ОО) обучающимися составляют 12 лет. Четвертый вариант специального стандарта (индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования) Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции Определение варианта основной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учебный план (Вариант 1) Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Обязательная часть Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Формируемая часть В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено коррекционно-разивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия) и ритмикой. Результаты освоения программы Два вида результатов: личностные и предметные В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения (минимальный и достаточный уровень усвоения). Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Организация обучения Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый); Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5дней. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1-м классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Четвертый вариант специального стандарта Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которых не позволяет им освоить АООП (вариант 3), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту 4 адаптированной основной образовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. АООП (вариант 4) обучающихся с умственной отсталостью направлена на овладение общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Организация обучения Наполняемость класса детей с ТМНР не должна превышать пяти человек. Возможно объединение классов (по два), в этом случае, за счет увеличения количества персонала (не менее 4-х педагогов на 10 обучающихся). Содержание образования Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Общение», «Самообслуживание»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий, и др.) Учебный план Примерный учебный план организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу, включает три части: I – восемь образовательных областей, представленных одиннадцатью учебными предметами, II - пять коррекционных курсов, III - внеурочную деятельность и максимально допустимую недельную нагрузку. С учетом примерного учебного плана организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся по варианту 4, составляет индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов, коррекционных курсов и объем учебной нагрузки. Продолжительность образования по варианту 4 Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с ТМНР по основной образовательной программе происходит в течение 11 лет, как правило, в возрастной период от 7 до 18 лет. Процесс образования может происходить, как в классах с 1 по 11 (по одному году обучения в каждом), так и в разновозрастных классах, рассчитанных на 3 года обучения. В последнем случае обучающийся проходит 4 ступени обучения: I ступень - от 7 до 9 лет (включительно), II ступень - от 10 до 12 лет (включительно), III ступень – от 13 до 15 лет (включительно), IV ступень - от 16 до 18 лет. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс, со ступени на ступень является его возраст. Выпуск происходит в конце учебного года, в котором обучающийся достиг 18-ти летнего возраста. Сроки освоения АООП ОО (вариант 4) составляют 12 лет (I - IV ступени обучения). Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома. Организация обучения Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок либо для всего класса, либо для группы учащихся, либо для одного ученика (индивидуально). Урок длится, как правило, от 30 до 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Установленное количество часов занятий по предметам для различных возрастных групп отражает потребность в них «среднего» ученика». Часы по некоторым предметам увеличиваются по мере взросления детей, расширения их знаний, опыта (окружающий социальный мир, домоводство, труд), по другим сокращаются по этой же причине (человек, самообслуживание). Коррекционные курсы реализуются, как правило, в индивидуальной и групповой форме. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия зависит от психофизического состояния ребенка (от 10 до 30 минут). Стандарт должен гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, характера и тяжести нарушения психологического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения. |