Трудолюбие - нравственное качество Якутов
статья на тему

Стержневым нравственным качеством якутов является их трудолюбие, что сегодня выступает в самой тесной связи с самоорганизацией. Высоконравственным, в народном понимании, мог быть только человек, живущий своим трудом. Народ всегда осуждал леность и безделье: «Лентяй смекалист на отговорки»; «У ленивого сто отговорок».

Глубокое уважение к труду отражалось в пословицах, поговорках, скороговорках: «Работающий человек никогда не пропадет»; «Лиса - мехом, человек - трудом» и др. Традиции воспитывать детей в совместном труде со взрослыми, готовить их к трудовой деятельности прививать трудолюбие занимали и занимают главное место, хотя реальное положение вещей по питанию добросовестного отношения к труду сегодня нас тревожит.

Лучшие традиции прошлого из области трудового воспитания якутов следует широко внедрять в современную систему воспитания. В содержании традиций и обычаев объективно присутствует определенный национальный компонент. Например, для якутского народа это традиция коллективных выходов: куулэй (гуляние), кыдама бырааЬынньыга (праздник окончания сезонных работ на сенокосе), мунхалааЬын (неводьба), куобах курэтиитэ (охота на зайцев), муус ылыыта (заготовка льда для питьевой оды) и т.д. Общность действий в этих видах труда, присущих якутскому народу, рассматривается определенный воспитывающий фактор нравственного и сознательного становления личности, что находит отражение и в трактовке образов героев произведений устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudolyubie_-nravstvennoe_kachestvo_yakutov.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя якутского языка и литературы МКОУ СОШ №9 им.  Р.В. Лонкунова

 Симоновой Эмилии Семеновны.

Трудолюбие -нравственное качество Якутов

Стержневым нравственным качеством якутов является их трудолюбие, что сегодня выступает в самой тесной связи с самоорганизацией. Высоконравственным, в народном понимании, мог быть только человек, живущий своим трудом. Народ всегда осуждал леность и безделье: «Лентяй смекалист на отговорки»; «У ленивого сто отговорок».

Глубокое уважение к труду отражалось в пословицах, поговорках, скороговорках: «Работающий человек никогда не пропадет»; «Лиса - мехом, человек - трудом» и др. Традиции воспитывать детей в совместном труде со взрослыми, готовить их к трудовой деятельности прививать трудолюбие занимали и занимают главное место, хотя реальное положение вещей по питанию добросовестного отношения к труду сегодня нас тревожит.

Лучшие традиции прошлого из области трудового воспитания якутов следует широко внедрять в современную систему воспитания. В содержании традиций и обычаев объективно присутствует определенный национальный компонент. Например, для якутского народа это традиция коллективных выходов: куулэй (гуляние), кыдама бырааЬынньыга (праздник окончания сезонных работ на сенокосе), мунхалааЬын (неводьба), куобах курэтиитэ (охота на зайцев), муус ылыыта (заготовка льда для питьевой оды) и т.д. Общность действий в этих видах труда, присущих якутскому народу, рассматривается определенный воспитывающий фактор нравственного и сознательного становления личности, что находит отражение и в трактовке образов героев произведений устного народного творчества.

Зачатки любви к труду у ребенка формировались в якутской семье в процессе ее жизнедеятельности к посильной работе детей начинали приобщать с семилетнего возраста. Девочку даже несколько раньше посылали с поручениями к соседям, за водой, за хворостом, поручали накормить молодняк, пригреть за младшими, прибрать по дому. Таким образом, девочка рано овладевала многочисленными женскими видами домашних дел: ремеслами, рукоделием, способом вкусного приготовления пищи. С шести лет мальчиков начинали учить верховой езде, немного позже - навыкам владения орудия- гуда на сенокосе, охоте, а затем и всем традиционным занятиям. Помимо этого мальчики учились ориентироваться в тайге, делать дальние переходы. С семи восьми лет мальчики учились ухаживать за скотом в летнее время, с одиннадцати-двенадцати - помогали на сенокосе косить траву, сгребать сено, делать копны, стоговать. Параллельно подростки учились мужскому ремеслу, прежде всего способам обработки кожи и дерева (изготовление деревянной посуды, сооружение изгороди для скота и др.).

В семье у детей вкладываются основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следует организовать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.

                Когда же умения сформированы, и ребенок может выполнить порученную работу, самостоятельно, взрослым остается, лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без помощи детей. укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.

Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, жизненная многовековая практика показали, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями, навыками и переносить их на любой вид деятельности, свойственной данному народу, так как дети воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.

Воспитание детей в процессе домашнего, общественно-полезного и производственного труда относится к лучшим традициям народа саха. Но на современном этапе развития общества прогрессивные традиции народа саха утрачивают свою значимость. В связи с этим использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью.

Воспитание трудолюбия всегда было в центре внимания педагогики. По утверждению ряда путешественников, этнографов, краеведов, населяющие Север народы отличаются большим трудолюбием.

Народные традиции, пронизывая жизнь народа как важное средство воспитания, четко вырисовываются в нравственных качествах людей, их трудовых умениях. Трудовой народ, привлекая своих детей ежедневному труду с малых лет, помогал им постигать жизнь взрослых многие старые семейно-бытовые традиции, обычаи имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиционной особенностью всех народов было раннее включение детей в трудовую жизнь семьи. Трудовые семейные традиции формировались под влиянием экономической необходимости, являлась действенным началом воспитания трудолюбия, влияния его на физическое развитие и закалку детей.

В нашей жизни постепенно исчезнут четко обозначившиеся в обществе с изменением социальных условий, деформации, когда в результате которых трудовая традиция стала увядать, когда явно прослеживалась тенденция снижения трудолюбия у детей, разделение труда на престижный и не престижный, неуважительное отношение к так называемым малооплачиваемым профессиям. В условиях надвигающейся безработицы подобные представления о труде должны исчезнуть.

Трудовые семейные династии в современных условиях рассматриваются как устойчивое социальное явление, обеспечивающее наследование в семье от поколения к поколению содержания труда, трудовые семейные традиции, приверженность к определенному виду труда и конкретному трудовому месту. Осуществление такого отношения к труду в жизни должно оказывать позитивное влияние на формирование общества, на способствование решению социальных и экономических задач, стоящих перед ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

Нравственные качества

Выступление к родительскому лекторию...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.

Влияние эмоционально-волевой сферы ребёнка на развитие нравственных качеств ребёнка....

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

Морально-нравственные качества тренера-преподавателя. Развитие данных качеств у обучающихся

Современный мир с развивающейся рыночной экономикой, как правило, ориентирует на приоритет материальных ценностей в жизни человека. Потребности общества подводят к необходимости прилагать все усилия н...

Методическая разработка урока "Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие"

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное...