Из педагогического опыта
материал по теме

Из педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_pedagogicheskogo_opyta.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, навязывая своё видение и логику учебного материала, определяя последовательность действий своих учеников. Современная школа должна подготовить ученика как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Это возможно осуществить только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий хочется подробнее остановиться на технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которую я использую на своих уроках.

Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

В основу технологии положен базовый цикл, состоящий из трех стадий (этапов): «Вызов – Осмысление – Рефлексия». С точки зрения традиционного урока эти этапы не являются чем-то новым. Стадия «вызова» – это актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся, «осмысление» – изучение нового материала, «рефлексия» в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Что же нового в технологии критического мышления?

Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Технология РКМЧП располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.

На стадии «вызов» используются приемы целеполагания, прогноза, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание учащихся к теме урока. Например, при изучении творчества Л.Н.Толстого в 8 классе можно использовать прием «Ключевые слова». На доске слова: Ясная Поляна, «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», школы и книги для крестьянских детей, дневники, «После бала», самосовершенствование, мечта о «зелёной палочке». Учащиеся должны определить, о каком писателе будет идти речь на уроке.

Эффективным приемом фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой, является стратегия "Знаете ли вы, что…?". Она предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока. Например, при изучении темы «Подлежащее» спрашиваю: «Знаете ли вы, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным?»

Прием "Верите ли вы?" может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Например, при изучении темы «Причастие»: «Верите ли вы, что одни лингвисты относят причастия к самостоятельным частям речи, а другие утверждают, что причастие – особая форма глагола?» Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную интригу.

На стадии «осмысление» часто использую стратегию «инсерт» – чтение текста с помощью помет. Это очень эффективный прием, целью которого является обучение вдумчивому чтению, формирование собственной точки зрения на информацию, содержащуюся в тексте. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 

"V" – уже знал        "+" – новое                "-"– думал иначе                "?" – не понял, есть вопрос.

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся "прочитать параграф учебника".

Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» используется на любой фазе урока, для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Очень простым и эффективным приемом стадии «рефлексия» является «синквейн». Он прост в овладении, но вместе с тем его возможности огромны. С помощью этого приема формируется способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн является быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.

Приемы ТРКМЧП ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока. Их многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, а работу обучающихся – деятельностной, интересной, приносящей удовлетворение.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность, повышает качество знаний. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся в условиях введения ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...