Внеклассные занятия по физической культуре
методическая разработка (5 класс) на тему

Денисова Ольга Андреевна

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о космонавтике.
  2. Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов.
  3. Организовать соревновательную деятельность между командами.
  4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx20.27 КБ
Файл urok_2.docx385.51 КБ
Файл urok_3.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

«По следам Вселенной»

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о космонавтике.
  2. Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов.
  3. Организовать соревновательную деятельность между командами.
  4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ручки, листы бумаги, макеты с названиями команд, звездочки, медальки для награждения.

Подготовка. Для игры организуются команды по 3 - 5 человек в зависимости от числа учащихся в группах и степени их подготовки. Перед игрой желательно провести беседы в группах, посвящённые астрономии, Дню Космонавтики. Игра проводиться в виде соревнования, выбирается жюри, ведущий (учитель).

Для проведения игры используется презентация (или на доске таблица). 

Ход мероприятия

Учитель. Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам. Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полёт в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос. История навсегда сохранит день 12 апреля 1961 года.

Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и героизма, символом космической эры. И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие подвига, совершенного народом.

Ученик. Космонавтом хочешь стать - 
Должен много-много знать! 
Любой космический маршрут 
Открыт для тех, кто любит труд. 
Только дружных звездолет 
Может взять с собой в полет. 
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты. 
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты. 
На какую захотим, 
На такую полетим.
Если в космос мы хотим, 
Значит, скоро полетим! 
Самым дружным будет наш, 
Наш веселый экипаж.
(Д.Чибисов)

Правила игры. Проводится жеребьевка, затем каждая команда выбирает тему и балл вопроса. На обсуждение не больше минуты.

ТЕМА №1. СКОЛЬКО?

  1. За какое время Земля обращается вокруг Солнца? (365 дней).
  2. Сколько длился полет Юрия Гагарина в космосе? (108 мин.).
  3. В 1922 г был окончательно утвержден список созвездий. Сколько названий он содержит? (88).
  4. Сколько лет прослужила в космосе орбитальная станция «Мир»? (15 лет).
  5. Количество планет в Солнечной системе? (8).
  6. Сколько спутников у Сатурна? (более 22).

ТЕМА №2. ТЕХНИКА. НАЗВАНИЕ КОРАБЛЕЙ.

  1. Название этого прибора в переводе с греческого «далеко смотрю» (телескоп).
  2. «Это инструмент, с помощью которого можно разделить сутки на маленькие промежутки времени и сделать эти промежутки видимыми» (часы).
  3. Как называется первый советский многоместный космический корабль? («Восход»).
  4. Как называется аппарат, сконструированный для изучения поверхности Луны? («Луноход»).
  5. Как назывался корабль Юрия Гагарина? (Восток-1).
  6. Пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс? (МКС – международная космическая станция).

ТЕМА №3. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

  1. Назовите планеты солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
  2. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер).
  3. Назовите самую удаленную планету? (Нептун).
  4. Планет с кольцами (Сатурн).
  5. Что такое астероид? (Малая планета).
  6. Естественный спутник земли? (Луна).

ТЕМА №4. СОЗВЕЗДИЯ. ЗВЕЗДЫ

  1. Космическое тело, которое излучает свет и является источником энергии (звезда).
  2. Через какие созвездия проходит солнце, совершая свой видимы годичный путь? (Овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыба).
  3. Звезды какого цвета имеют самую низкую температуру? (красные).
  4. Солнце – это звезда или планета? (звезда).
  5. Навигационные звезды. Сколько их? (26).
  6. Так называемые маленькие, но тяжелые звезды (с большой массой). (Черные дыры)

ТЕМА №5. БЛИЦ-ОПРОС

  1. Гигантское скопление звезд и звездная система? (Галактика).
  2. Расстояние, которое свет проходит за один земной год. (Световой год)
  3. Небесные путешественницы, состоящие из ядра, головы и хвоста (Кометы).
  4. Как называется граница дня и ночи на Луне? (терминатор).
  5. Остатки разрушившихся комет (метеоры).
  6. Что произошло со станцией «МИР» в 2001 году (она была затоплена).


Предварительный просмотр:

Урок № 2

«Солнечная система.  Дорога в космос»

Цель: организация отдыха (внеурочной деятельности) детей средствами игровой деятельности.

Задачи: - воспитывать культуру общения; умение работать в команде.

-способствовать формированию и сплочению коллектива через совместную деятельность детей; 

- создать дружескую обстановку, хорошее настроение.

Ход мероприятия

1. Приветствие.

Доброе утро дорогие путешественники.

Не удивляйтесь, что я именно так вас называю, но это правда. Ведь каждый из вас ежедневно совершает незапланированные путешествия, будь то дорога в школу или по стране знаний, прогулка с друзьями или сон, все это путешествия.

Ведь самое главное, чтобы стать путешественникам это – это маршрут и желание его пройти.

Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие по станциям солнечной системы. Вы готовы???

Тогда мы отправляемся, по маршруту, которого нет ни на одной карте, но пройдя, его вы сможете положить в свой багаж самые замечательные знания о солнечной системе.

  1. Станция «Меркурий»

Необходимо ответить на вопросы викторины:

  •  Какая планета Солнечной системы весит больше прочих планет и лун вместе взятых? (Юпитер)
  • Назовите самую яркую туманность звездного неба. (Туманность Ориона — ярчайшая туманность на небе, ее видимая величина — четыре. Невооруженным глазом видна только самая яркая центральная часть этого облака газа и небесной пыли. Она расположена в «мече» созвездия Орион)
  • Какая планета, кроме Венеры, вращается вокруг Солнца в сторону, противоположную вращению всех других планет? (Уран)
  • На какой из планет Солнечной системы астрономы наблюдают ярчайшие полярные сияния? (На Юпитере. Они в тысячу раз ярче, чем на Земле)
  • Какая планета Солнечной системы названа именем дедушки верховного бога римлян? (Уран)
  • На поверхности какого небесного тела встречаются такие названия: море Спокойствия, океан Бурь, болото Сна, озеро Смерти? (Луна)
  • Чем отличается метеор от метеорита? (Метеорит — это небесное тело, упавшее на поверхность Земли. Метеоры сгорают, не долетая до Земли, в плотных слоях атмосферы)
  • Как по-научному называется звездопад? (Метеоритный дождь)

  1. «Венера»

Исполнить музыкальные композиции о космосе, звездах и т.д.:

  1. «Земля»

Волчок, волчок, 
Покажи другой бочок, 
Другой бок не покажу, 
Я привязанный хожу.

(ответ: Луна)

Из какого ковша 
Не пьют, не едят, 
А только на него глядят? 
(Большая Медведица)

Желтая тарелка на небе висит. 
Желтая тарелка всем тепло дарит. 
(Солнце)

В дверь, в окно 
Стучать не будет, 
А взойдет 
И всех разбудит. 
(Солнце)

У бабушки над избушкой 
Висит хлеба краюшка. 
Собаки лают, достать не могут. 
(Месяц)

Чудо-птица, алый хвост, 
Прилетела в стаю звезд. 
(Ракета)

В космосе сквозь толщу лет 
Ледяной летит объект. 
Хвост его – полоска света, 
А зовут объект… 
(Комета)

  1. «Марс»

Построить ракету (Космическая мастерская):

Как сделать ракету из картона

http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/22c/22c28da815364bbb0170c1d42c2a1f48.jpg

Очень хорошая ракета может получиться, если вы используете картонный цилиндр от пищевой пленки, фольги или туалетной бумаги.

Просто приготовьте: картонную трубку, цветную бумагу и ножницы.

1. Приготовьте цветную бумагу и вырежьте из нее четверть круга.

http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/7d7/7d74287ed7ca9f7da020b9ffbfd4c94c.jpghttp://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/383/383aaa6d47f7bfe42d061dba2af0f969.jpg

2. Из заготовки склейте цилиндр. Если необходимо, подровняйте его по размеру. Также нанесите по краю несколько надрезов.

3. Пора приклеить цилиндр к трубке.

http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/9f5/9f51a468da2734431fa7d2d50ccfcd78.jpghttp://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/163/1636627af125cd8ab56f147cca5e5bd7.jpg


4. Украсьте ракету. Можете использовать цветную бумагу, наклейки или фломастеры.

5. Ракете вашей нужны крылья. Их нужно вырезать и приклеить. Также не стоит забывать про клапаны для склейки, которые надо заранее оставить.

6. Все крылья приклейте к ракете.

http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/8f8/8f8396a0a1483b4ad4110d6c89b840b6.jpghttp://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/4bc/4bcc52d08cbe979aaa6f013d64e719c5.jpghttp://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/66b/66b2d2a7485854e951faf43a708d5832.jpg


  1. «Юпитер»

Соединить созвездия. Один ученик вытягивает карточку, на которой написано созвездие и картинка. Остальные ученики должны выстроиться в созвездие, как показано на картинке.

  1. Большая медведица

Большая Медведица (созвездие)

  1. Большой пес

Большой Пёс (созвездие)

  1. Ворон

Ворон (созвездие)

  1. Дельфин

Дельфин (созвездие)

  1. Лев

Лев (созвездие)



Предварительный просмотр:

Урок №3

Веселые эстафеты

Задачи:

  • Повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями среди детей;
  • Предоставить возможность реализовать свои двигательные умения и навыки на положительно-эмоциональном фоне в нестандартной обстановке;
  • Воспитывать целеустремленность в достижении результата, чувства товарищества и ответственности перед командой;

Содержание:

Дети строятся в одну колонну. Под марш торжественно входят в зал, делают круг почета и встают в две команды.

Ведущий: здравствуйте, ребята! Сегодня наш спортивный досуг посвящен важному празднику: Дню космонавтики.

Представление команд.

Эстафета «Не опоздай на поезд»

По сигналу «Марш!» первые участники бегут до стойки и садятся на пол лицом к команде. Как только сел первый участник, бежит следующий и садится за первым и  так далее. Как только все дети сели на пол друг за другом, они берутся за пояс соседа и начинают передвигаться к линии старта. Задание выполнено, если вся команда дружно пересекла линию старт-финиш.

Эстафета «К полету готов»

По сигналу «Марш!» первые участники команд бегут к тоннелю, пролазят в тоннель, перепрыгивают через препятствие, подбегают к макету посмотреть в окошко и крикнуть «К полету готов!». Обратно бежать к команде и передать эстафету следующему.

Эстафета «Шар Земной».(Передача большого мяча над головой).

Все дети садятся на пол, ноги «елочкой». По команде «Марш!» начинается передача мяча над головой. Как только последний участник получает мяч, он встает, бежит вперед колонны и садится. Передача мяча начинается снова. Эстафета считается законченной, когда впереди команды снова оказывается первый участник.

Эстафета: «Большая Медведица!» 

Как одинаково  называется и животное и созвездие? (Большая Медведица) Ребята, сегодня у вас есть уникальная возможность достать Звезду для созвездия Большая Медведица. Первые участники по команде бегут змейкой, огибая ориентиры, берут Звезду из бумаги с доски, бегом возвращаются обратно. Передают эстафету следующему участнику и встают в конец колонны. Как только последний участник принесет звезду, команда начинает выкладывать на полу созвездие Большой Медведицы.

Эстафета: Невесомость.

Первый член команды берёт в руки теннисную ракетку и располагает на ней надутый воздушный шар. Необходимо пронести этот шарик на ракетке, не уронив его.

Эстафета: Эрудиты

Командам даются буквы, из которых за определённый период времени они должны составить как можно больше названий планет Солнечной системы. Побеждает команда, составившая больше слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное занятие по физической культуре

Внеклассное мероприятие, проводимое с целью познакомить учащихся с историей появления первого мяча; развивать фантазию, внимание учеников, их двигательную активность; воспитывать бережное отноше...

Внеклассное занятие по физической культуре в 5 классе

Внеклассное занятие по физической культуре в 5 классе на тему: «Военно-спортивная игра «Марш-бросок».[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16706425","attributes":...

Формирование ЗОЖ на уроках физической культуры и внеклассной работе по физической культуре

Одной из составляющих ЗОЖ является занятие физической культуры...

Внеклассное занятие по физической культуре разработка урока для учащихся 5 класса Тема: «Здоровым быть здорово!»

Конспект внеклассного мероприятия по физической культуре.Цель  сформировать представление  детей о здоровье, как одной из ценностей человека!...