Исследовательская работа-проект "Мы будем помнить"
проект на тему

Данная исследоваттельская работа-проект "Мы будем помнить"  была реализована. Благодаря работе поисковой группы к сельскому памятнику-мемориалу воинам родного села была добавлена плита с именами 27 односельчанами. которых раннее не было в списке. В работе указаны поэтапные шаги реализации проекта, а также рассказывается и о других поисковых действиях нашего отряда "Возвращение к истокам".  Я думаю, что многим ученикам и руководителям наш опыт поможет в начале поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovat._rabota_my_budem_pomnit.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

  Всероссийский  проект «Вахта памяти»

Исследовательская работа-проект

«Мы будем помнить»

по результатам исследования семейных документов и фотоархивов односельчан, рассказов родственников, друзей, результатов работы на сайтах ОБД мемориал, Подвиг народа, архивов школьного музея; результатам поисковой  деятельности учащихся

МБОУ В-Ханжоновской СОШ

 

 

 Работу выполнила:                                       Саенко Валерия Александровна

                                                                Ученица   10  класса

                                                                  МБОУ В-Ханжоновской СОШ

                                                                          Неклиновского района                                

Руководитель:                                                                   Саенко Майя Владимировна

                                                                Учитель истории

                                                        МБОУ В-Ханжоновской СОШ

                                                                

                                                                                  346860

                                                                 Неклиновский район

                                                                хутор.Николаево-Козловский

                                                 улица Шолохова 22

                                    Телефон: + 7 928 13 73 152

с. В-Ханжоновка

        2016г

План работы:

I.     Введение

II.   Мы будем помнить

1. Знамена Победы и Стена Памяти

2.   Поиск

3.  Земляки

4. Мы помним! Мы гордимся!  

5.  Памятники нашего села

   Заключение.

III. Список литературы.

IV. Приложения (ксерокопии документов, фотографий  и др.)  

Введение.

          Каждый год весной проходит Вахта памяти. Мы встречаемся с ветеранами, возлагаем цветы к памятникам  воинам,  погибшим в годы Великой Отечественной войны. Но не всегда, глядя на памятники, мы задумываемся над тем,  что  фамилии, написанные на плитах – это фамилии людей, живших, любивших, мечтавших, растивших детей. Они вынуждены были сменить эту мирную жизнь на военную и  встать на защиту Отечества. Их жизнь прервалась безвременно. Когда и как они погибли? Сколько  им было лет? В какой земле они похоронены? Победа в Великой Отечественной войне нам досталась  дорогой ценой. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. С целью организации работы по увековечению памяти павших защитников Отечества и реализации на практике лозунга "Никто не забыт, ничто не забыто" Президент Российской Федерации издал ряд поручений и Указов. В соответствии с этим Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Почему же нам там близка эта тема?  В следующем году я оканчиваю школу, с 8 класса я занимаюсь исследовательской работой,  вместе с активом школьного музея «Возвращение к истокам» начали  поисковую деятельность.  Мы проделали  огромную работу. Нам помогали учителя и ученики нашей школы, но работа не окончена, пока не установлено имя  последнего   солдата, ушедшего на войну с нашего поселения, она будет продолжаться.

Главная цель исследовательской работы- проекта -   рассказать о поисковой работе учащихся  нашей школы, чтобы на нашем примере   учащиеся других школ могли  начать поисковую работу  по   установлению судьбы или нахождении информации о  погибших или пропавших без вести родных и близких, односельчанах, определить место их захоронения.

I. 1.  «Знамена Победы и Стена Памяти…»

В нашем школьном музее «Возвращение к истокам» хранятся знамена. И каждый раз, приводя первоклассников и гостей школы в музей, мы с гордостью делимся историей их появления (Приложение 1). И не все понимают, какая должна была быть проделана работа, чтобы они появились.           А начиналось все с подготовки к празднованию 65-ой годовщины Великой победы, когда школе предложили  принять участие в районной акции  «Знамя Победы», на котором должны быть указаны имена ветеранов и их данные.   Актив музея предложил учащимся школы собрать информацию о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Директор школы Безуглова В.А. обратилась с такой же просьбой к учителям и сотрудникам школы. Каждый ученик и взрослый приносили сведение на маленьких красных флажках, (приложение 2) из которых  потом  сшивали знамена. Сведения были собраны. Но учащимся и учителям стало обидно: «Как же так? Вроде мы делали работу, а вроде бы и нет?» И тогда решили, что каждый класс сошьет себе знамя,  напишет имена своих ветеранов и с этим знаменем выйдет на парад  9 мая. (Приложение 3-4). Так у каждого класса появилось свое знамя. Но на этом мы не остановились.

Вместе с руководителем музея Саенко М.В. наш актив решил оформить в школе Стену памяти Мы украсили стену Георгиевской лентой, которую сшили сами, Орденом Победы, который нам нарисовал местный художник Саенко В.И., а каждый ученик, учитель, сотрудник школы прикрепил к Стене уголок с данными своего родственника-ветерана  (приложение 5).   

 А 9 Мая 2010 года  школа  вышла на парад. Мэры городов с 1- по 11 класс с гордостью несли свои Знамена Победы (видео-приложение). А теперь это стало нашей доброй традицией. Свои знамена мы выносим, когда проходят митинги посвященные Дням воинской славы России, когда участвуем в автопробеге «Миусские рубежи», ну и конечно на парад 9 мая мы идем с ними (приложение 6).

II. 2.  Поиск

Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами!

В каждом городе, в каждом посёлке, в каждой деревне, даже самой малонаселённой, есть мемориал, посвящённый воинам – героям, отдавшим свою жизнь для этой Победы.  Ежегодно каждый житель нашей страны и старый и молодой, хотя бы раз приходит к этому монументу, чтобы поклониться тем, кто не пожалел своей жизни ради своей Родины, своей семьи, своих жён, детей, матерей и отцов… В нашем селе тоже есть две такие святыни: памятник освободителям села «Клятва у знамени» (приложение 7), и Памятник-мемориал  погибшим односельчанам (приложение 8).

 Вот и я стояла    у обелиска.  На мемориальных  плитах  на монументе  высечены списки  жителей села, погибших за свободу и независимость нашей Родины. На одной из них я встречаю имя дорогого и родного мне человека, моего прадедушку Бережного Ефима Тихоновича.    Он – слава, гордость и боль нашей семьи. Это – незабываемая скорбь о погибшем прадедушке, который навсегда останется героем в сознании нашей семьи как образец служения своему Отечеству (приложение 9).

 Как-то  у обелиска я увидела  пожилую жительницу нашего села Синчук М.И. , она остановилась у плиты с фамилией Куликов. Я спросила у нее: «А у вас кто погиб?» Она ответила «Папа (приложение 10). Да и не знаем, погиб ли он или нет. Пропал без вести  и сколько не искали его, найти не смогли. Хотя бы  на могилку съездить пред смертью». Женщина заплакала. А мне почему-то стало неловко от своего бессилия помочь ей. А сколько таких женщин, чьих-то сыновей, дочерей, кто до сих пор не знает, а где-то в душе и ждет, что их солдат вернется с фронта. Об этом эпизоде я рассказала  нашему руководителю  музея и активу. И тогда мы решили, что надо заняться поисками своих погибших  односельчан. Свою работу мы строили поэтапно:

  1. Попросили у главы нашего В-Ханжоновского поселения Зацарной С.Н. списки солдат, которые выбиты на плитах обелиска их 315 человек. (Приложение 11)
  2. Составили анкету и вместе с ней отправились по селам нашего В-Ханжоновского поселения. К сожалению, большинство родственников погибших покинули село, другие не помнили важных сведений о своем ветеране. Нашлось немного односельчан, кто смог нам дать нужную информацию, но и это было успехом (приложение 12)
  3. Параллельно мы раздали анкеты учащимся и сотрудникам школы с просьбой написать о своем ветеране. В поиске своих ветеранов, учащимся начальной школы  помогли классные руководители . они, по нашей просьбе,  написали родителям, чтобы те помогли своим детям в поисковой работе (приложение 13).
  4. Воспользовались электронной и  бумажной версией Книги памяти Неклиновского района и попытались найти своих односельчан в Книге памяти, что было нелегко сделать. Иногда под одними инициалами было 3 человека. На плитах нашего мемориала у некоторых погибших лишь инициалы, либо одно имя, фамилии некоторых неправильно написаны. По спискам была установлена лишь треть наших односельчан. Да и то информация в Книге памяти была неполная.  
  5. Затем мы побывали на районной конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, где встретились с представителем нашего районного поискового отряда «Звезда» Валуховой Ларисой Николаевной (приложение 14).  Рассказали о своей работе. Она предложила нам совместно поработать по сбору информации о погибших воинам и посоветовала   обратиться к  сети интернет. А вскоре приехала к нам в школу и подробно объяснила, как работать с данными материалами.
  6. Начав работать  в ОБД Мемориал и др.(приложение 15) мы столкнулись с проблемой: находишь ветерана а место проживания не наше, так например наше с.В-Ханжоновка трактовалось в документах как Выхжоновка, Вожонковка, Вхнженково, Ханжиновка и пр. А некоторые села были не указаны, а указывались колхозы. Пришлось  у старожилов  села уточнять, как назывались колхозы и деревни до и во время войны (приложение 16-17)
  7. Находя в банке данных сведения о погибших, мы сформировали свой банк данных из документов и записей, фотографий, сведений родственников (приложение 18-32).
  8. Параллельно   вносили   данные о наших  воинах в электронную Книгу памяти, согласно требованиям поиска (электронное приложение). Занимаясь поиском, мы обнаружили что имена 32 воинов нашего поселения не высечены на сельском памятнике-мемориале, но у нас о них есть сведения, что они действительно являются нашими  односельчанами  (приложение 33).
  9. Работая в тесном сотрудничестве с районным поисковым отрядом, мы обнаружили имена нескольких наших односельчан погибших на Украине (приложение 34) установили их место гибели. А районный поисковый отряд через отряд украинских поисковиков установил их точное место захоронения.
  10. Из всего списка мы нашли троих родственников Мироненко и Гущенко, Бирюковы, Мироненко знали о захоронении своего родственника, ездили на могилу. А у Гущенко родная сестра Жирная А.Я. и у Бирюкова сын  Бирюков В.П. до сих пор считали родных пропавшими без вести и о захоронении не знали.  Мы сразу и не решились сказать, возраст у людей не тот, чтобы сообщать такие новости. Но нужно было видеть реакцию родных. Прошло 67-лет, а память еще жива, а душа ещё болит.  

II. 3. Земляки

Но я скажу, товарищ, поклонись
Защитникам отечества – России,
И постарайся лучше сделать жизнь
Для тех, кто в жертву жизни приносили!

Сегодня мы продолжаем поисковую работу. Мы определили, в каком селе проживал каждый ветеран,  и составили списки по селам (приложение 35). На каждого ветерана мы собираем досье. Причем,  мы собираем досье не только на погибших в войне воинов, но и   на пришедших с войны ветеранов, параллельно разыскивая и наших живых односельчан-ветеранов.

 Однажды в беседе со старшеклассником Дергачевым Александром мы узнали, что его дедушка Дергачев Александр Петрович, ветеран Великой Отечественной войны, наш односельчанин, написал книгу о своей малой Родине с.Петро-Ханжоновка (ныне не существующем) (приложение 35-36). Мы прочитали книгу, хотели уточнить некоторые подробности, оказалось, что Дергачев А.П. живет в г. Таллине в Эстонии. А затем  наша директор Безуглова В.А. позвонила в Таллин. Надо сказать, что Варваре Александровне тоже нравиться поисковая деятельность. Она всегда поддерживает и помогает нам в нашей работе.

Было слышно, как несказанно был рад ветеран, что его на Родине не забыли. Начал спрашивать об односельчанах, о своих друзьях, которых было трое и о которых он после войны не знает ничего. Об Алесине Андрее Николаевиче  мы сообщили, что он погиб и стоит первым в списке наших односельчан. А Жмайлов  Николай Александрович - мой сосед, живет в х.Н-Козловском,  и мы часто с ним общаемся. (приложение 37). О том, что мы связались с Дергачевым А.П..  мы сказали и дедушке Коле (мы его так называем). Он написал ему письмо. Мы, правда, заполняли адрес. Здесь посыпались вопросы: как он. Что с ним, кто с ним? В канун 65-летия Победы   устроили им обоим праздник. Директор школы совместно с главой поселения Зацарной С.Н. заказали им переговоры, и они разговаривали по телефону. Вначале просто плакали (и мы с ними), затем перебивая  друг друга, задавали вопросы, потом рассказывали друг другу о своей послевоенной жизни и вспоминали о друзьях. Впечатлений от этого события было много,  как у ветеранов, так и  у нас.

        С другим ветераном-односельчанином Жирным Василием Егоровичем мы встречаемся чаще, он проживает в г. Таганроге (приложение 38). Участник войны, участник парада Победы в Москве, он каждое 9 мая вместе с сыном  приезжает к нам  село, чтобы почтить память своих земляков. У него ясная  ум, связная речь, он хороший рассказчик и ему есть, что рассказать. Мы попросили его делать записи о своем прошлом, о прошлом наших сел, потому что в беседе часто что-то можно упустить. Он согласился. (приложение 39)   

            Перебирая  архивы школы,  директор школы нашла  личное дело Зеленковой Александры Дмитриевны и принесла нам.  Зеленкова А.Д. (приложение 40) ветеран войны, разведчица, связная партизанского отряда «Отважный-2». А еще она бывший учитель и директор нашей В-Ханжоновской школы (приложение 41). Она проживает в с.Покровском Неклиновского района. В свою очередь мы связались с ней. Живет одна, всех учеников своих помнит. Много рассказывает интересного.  

        Наших ветеранов стараемся не забывать. Мы посещаем их, поздравляем с праздниками. А они  в свою очередь звонят нам и поздравляют с Юбилеем школы, учителей с Днем учителя.  Их, наших земляков, осталось так мало - 5 человек: Жмайлов Н.А, Ступак Г.И., (приложение 42) Зеленкова А.Д, Жирный В.Е., Дергачев А.П.,   (приложение 43)  Но надеемся на лучшее, мы разыскиваем и других. А может быть, где-то еще живет наш односельчанин-ветеран?

 Учащиеся школы и наш актив  являются постоянными участниками всех мероприятий связанных с  чествованием ветеранов.    У каждого класса есть свои ветераны войны, ветераны трудового фронта, вдовы, над которыми учащиеся шефствуют.  Участники Великой войны — это живая история, у них есть что перенять, есть чему поучиться — бескорыстию, любви к Родине, чувству собственного достоинства.

 

II.4  Памятники  нашего села

Что теперь осталось от войны на территории нашего села? Это   гильзы от винтовок, автоматов, которые мы находим на территории своих огородов и участков (приложение 44). Это дома, в которых находились немецкие штабы. Это памятники, которые поставили благодарные потомки своим воинам.  

Дорогой ценой -  ценой собственных жизней, заплатили  наши односельчане.   Как символ их бессмертия в памяти народной и вечной благодарности потомков стоит в центре села В-Ханжоновка 18-метровый Обелиск, так вначале называли этот памятник.

Таким он был в 60-70х годах, когда только его воздвигли. Сама стела была черного цвета, на ней   с каждой стороны на специальных плитах были высечены золотом имена погибших односельчан. (Приложение 45 )

Наверху также как и сейчас была красная звезда. Старожилы до сих пор спорят: одни говорят, что она раньше горела и только после реконструкции обелиска перестала гореть, другие наоборот, утверждают, что это так отражалось в ней солнце. В 80-х годах обелиск подвергся реконструкции. Сама стела теперь выложена разноцветной плиткой-мозаикой. А имена павших односельчан высечены на плитах, которые  располагаются с двух сторон   при подходе к памятнику и вечному огню, который зажигается в селе в Дни воинской славы и во время торжественных мероприятий, посвященных  военным событиям. (Приложение 46 ) 

 Другой памятник тоже имеет   свою историю. Вначале это была Братская могила, где были похоронены останки борцов за Советскую власть в селах нашего нынешнего  В-Ханжоновского сельского поселения. Вот их имена:  Самохвалов И.Н., Серенко С.Д. Скрипников А.И. Колесников А.С., Моисеенко Т. Все они были повешены белоказаками весной 1919 года. После окончания гражданской войны на месте Братской могилы был поставлен Обелиск  с серпом и молотом – символами союза рабочих и крестьян.

В 1957-1958гг. сюда были перенесены останки воинов, погибших во время великой Отечественной войны в селе Щербаково, х.Н-Козловском, х. Б-Егоровском,  с.В-Ханжоновка.

При перезахоронении в х. Н-Иловайском были обнаружены документы: партийный билет № 54856844, красноармейская книжка Охрименко Федора Петровича.  В  1958 году на месте Обелиска был поставлен памятник-скульптура солдата, целующего знамя и дающего клятву Родине. А с 1962 года в документах памятник стал называться Памятник-скульптура «Клятва у знамени» (приложение 47 )

Высота памятника 5 м, на братской могиле установлена плита, на которой высечены имена героев:  

Лейтенант Галухин Иван Георгиевич – 1913 г.р., погиб 9 сентября 1943 года

Лейтенант Никитин Иван Михайлович  - 1913 г.р.,

погиб 9 сентября 1943 года.

 Старший сержант Горшков Виктор Васильевич – 1918г.р.,

погиб 10 сентября 1943 года.

 Рядовой Бердюгин Сергей Иванович – 1906 г.р.,

погиб 1 сентября 1943 года.

Рядовой Зацепин Константин Кузьмич -  1911 г.р.,

погиб 19 августа 1943 года.

Рядовой Мирошников Андрей Михайлович – 1905 г.р,

погиб  1 сентября 1943 года

Рядовой Мирочко Егор Егорович –

погиб 10 сентября 1943 года

 Рядовой Куликушин Владимир Михайлович –

 погиб 6 сентября 1943 года

Эти имена установлены учащимися В-Ханжоновской, тогда еще 8-летней школы. Школьники сообщили также родственникам место захоронения близких и пригласили их к себе в гости 9 мая 1968 года.

        Все село встречало родственников павших героев за  освобождение нашего родного села. Некоторое время ученики вели переписку с  родственниками, но, к сожалению, письма не сохранились. Осталось лишь одно – письмо школьникам от мамы лейтенанта Галухина Ивана Георгиевича, которое храниться в школьном музее «Возвращение к истокам» (Приложение 48).

Учащиеся вместе с преподавателями шефствуют над памятниками «Клятва у знамени», Памятником-мемориалом погибшим односельчанам следят за чистотой на площади, прилегающей к монументу.  Учащиеся 5-7 классов в День Победы несут вахту памяти у обелисков (приложение 49).

                

II. 5. Мы помним! Мы гордимся!

Долго пишется Книга войны —

через годы, опять, понемногу…
Снова дымную вижу дорогу,
снова дальние залпы слышны…

Вижу пляску зловещих огней —
этот отсвет  когда мы потушим?
Дымный след  протянула по душам —
вот и пишем, и пишем о ней…

 Некоторые люди  относятся к нашим поискам с пониманием:  кто-то не доверяет, кто-то боится за фото, кто-то просто считает, что это пустая трата времени, потому не все давали сведения о своих родственниках. В 2010  году мы праздновали юбилей 65 лет Великой Победы и когда к 9 Мая мы сделали три презентации: «Мы помним! Мы гордимся!», «Ветераны, вернувшиеся с войны», «Погибшие воины односельчане». (электронное приложение – 3 презентации) о ветеранах,  погибших на войне; ветеранах, вернувшихся с войны и ветеранах, ныне здравствующих. Затем показали их в СДК на Торжественном  мероприятии, посвященном 65-летию великой Победы.   Многие  люди после просмотра  изменили свое мнение: «Почему о моем родственнике нет у вас сведений? А почему моего деда  не включили в список? А когда вам можно фото принести  ветерана? А другие спрашивали: «Где вы фото деда отыскали – у нас его нет?»  И многие другие вопросы возникали. И мы поняли, что не зря занимались поиском, что это нужно не только нам, но и другим.  

 Я пишу от имени учеников и учителей нашей школы, но главное я должна сказать о своем активе, в котором являюсь старостой. Это ребята,  кто   вместе со мной занимался и  продолжает заниматься поисковой работой: Дяченко С, Боцман Е., Уваров А., Синчук Д., Комашня К., Шевченко Ю, Курочка В, Горбанева В. в большей степени это их заслуга (приложение 50). От их целеустремленности, терпения, желания зависела эта работа. Но в большей степени от того, что у каждого из нас  прадеды воевали и  наша работа – это долг памяти.

О своей деятельности мы писали в газете «Приазовская степь», (приложение 51) о поисковой деятельности и о работе нашего руководителя Саенко М.В. писала  Валухова Л.Н.

К 70-летию Великой Победы мы планируем обновить и пополнить сведениями наши презентации, уточнить и  пополнить сведения в электронной Книге памяти и создать свою Книгу памяти по В-Ханжоновскому сельскому поселению.Так же мы хотим начать поисковую деятельность родственников солдат, похороненных в братской могиле нашего села.

А еще мы готовим проект письма к главе администрации нашего В-Ханжоновского сельского поселения Зацарной С.Н. Мы хотим попросить ее рассмотреть возможность о добавлении дополнительных плит к памятнику-мемориалу погибших воинов, на которых будут высечены имена ветеранов, которые были найдены нами.

 Заключение.

В заключении нам хотелось бы сказать,  что выбор именно такой  темы исторического исследования весьма актуален и нужен сегодня, так как помнить о павших защитниках Отечества – наш нравственный долг. Мы должны знать подлинную цену, последствия и уроки войны, сохранить память о героях, быть достойными их памяти. Вот почему мы решили избрать именно такую форму исследовательской работы.

Конечно, здесь не полный перечень архивных документов, потому что их много и потому что мы продолжаем поиск. Но нам хотелось, чтобы узнав о нашей работе,  другие учащиеся школ подключились к ней. Или начали заниматься поисковой деятельностью.  Это нужно, это важно, это того стоит.

 Нам думается, что подлинный перелом в развитии нашей страны произойдёт тогда, когда каждый гражданин спросит себя, что он лично может сделать для нашей России. А формированию активной гражданской позиции помогает  поисковая, краеведческая  и  исследовательская деятельности.

Список литературы:

  1. www.nvgaseta.ru
  2. www.regnum.ru
  3. Воспоминания  родственников и односельчан
  4. Дергачев А.Г.Записки о прошлом. Нарва 1997г
  5. Документация краеведческого кружка и актива музея
  6.  Документы из   семейных архивов  
  7. Заметки из газеты «Приазовская степь»
  8. Источники информации:
  9. Казакова Р. Помню. www.litera.ru 
  10. Московская битва. www.pobeda.ru
  11. Неклиновский район: на огненной черте 1945-2010гг. Таганрог 2010г
  12. Неклиновский район: сквозь годы и испытаний 1941-1945гг. Таганрог 2005г
  13. Обобщенный банк данных «Мемориал».
  14.  www.obd-memorial.ru 
  15. Румата Д. Не смею говорить я о войне. www.clubochek.ru 
  16. Фотографии  жителей села
  17. Шевелев А.А. До первой звезды. Лениздат, 1975
  18. Шмидт Ю. Вечный огонь. www.clubochek.ru
  19. Экспонаты и архивы школьного музея «Возвращение к истокам»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий 9 мая "Мы будем помнить павших имена..."

Сценарий 65-летия Великой Победы. Много стихов, музыки....

Проект "Будем помнить"

Подростковый - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, закладываются основы...

Будем помнить?! (Уроки Холокоста - путь к толерантности)

Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню толерантности". Материал содержит краткие исторические сведения о В.О.в, термины -холокост, геноцид, толерантность, стихи о зверствах фашистов в Бабьем Яре и ...

Школьный проект "Будем помнить..."

Школьный проект, посвященный 70-летию Великой победы, созданный педагогическим коллективом совместно с  учащимися школы и родительской общественностью....

Мы будем помнить о войне!

Презентация посвещена к 70 летию Великой Отечественной Победы. Значение символов Победы. Информация об участниках войны нашего района. Их имена , награды. Встреча с Ветеранами ВОВ....

Я буду помнить всегда!

Это небольшое воспоминание об участнике Великой Отечественной войны Есине Михаиле Николаевиче....

Конспект занятия по рисованию, посвященный Великой Отечественной войне «Мы будем помнить, будем чтить, вашей победой дорожить»

Конспект занятия по рисованию, посвященный Великой Отечественной войне«Мы будем помнить, будем чтить, вашей победой дорожить»...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Валерия и все поисковики, вы вместе с руководителем Маей Владимировной занимаетесь очень нужной и серьезной работой - вы сохраняете память о людях, это святое дело. А почему вы не сделали приложение к работе? Можно было включить фотографии, наградные документы, фотографии памятников, данные с сайтов о ветеранах и др. Майя Владимировна, большое спасибо Вам за патриотическую работу с детьми, из работы видно, каких результатов Вы уже достигли, растет достойная смена героического поколения. Спасибо за участие в проекте "Вахта памяти"!