Пед. проект "Музыкальная экологическая комната в детском саду"
проект на тему

Волгушева Юлия Николаевна

Пед. проект "Музыкальная экологическая комната в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovo.docx32.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМНАТА в детском саду»

ШАГ 1. Ключевая проблема, ее актуальность

Музыка, музыка… Она сопровождает нас повсюду: дома, на работе. Мы её можем купить, услышать по радио, по телевизору, скачать в интернете. Она имеет множество направлений. Она существовала испокон веков.

А кто был родоначальником музыки? Я считаю, что создателем первых музыкальных звуков стала наша природа. Это и шум прибоя, и шелест листвы. Наверное, если собрать все музыкальные инструменты природы-дирижера в единый оркестр, получилась бы самая гармоничная симфония.А в последнее время становится все более популярной музыка природы. Например, музыка дождя, музыка реки, леса, моря, птиц. И действительно, все эти звуки простым шумом сложно назвать – все это музыка.

Но в настоящее время, к сожалению, самой актуальной проблемой человечества является  неблагоприятная экологическая обстановка. Вырубаются леса, повсюду свалки отходов, загрязняются реки, озера, моря, океаны. Окружающая природа на грани уничтожения. Причиной серьезных нарушений на планете является экологическая неграмотность человека, который относится к окружающему миру потребительски.

Поэтому очень важно развивать экологическую культуру детей уже в дошкольном возрасте. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру.

Наша задача - воспитать отзывчивых и добрых детей, научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманистическому отношению ко всему живому.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительного искусства, физического воспитания и, конечно, музыки. Опыт показывает, что уже в старшем, дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Именно в такой интересной, творческой форме решать задачи экологического образования помогает музыкальное искусство.

Музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. Дети очень тонко чувствуют музыку, через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, природе.

С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку». Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.

Очень важно правильно подбирать музыкальный материал. Опираться следует на шедевры классической музыки. Слушание музыки П. Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник”, “Жаворонок” вызывают эстетическое переживание весеннего пробуждения природы. Слушание пьес “Полет шмеля” муз. Римского-Корсакого и “Танец бабочек” муз. Красева напоминает детям о лете. Пьесы “Котик заболел” и “Котик выздоровел” муз. Гречанинова, прививают любовь к животным, способность к состраданию.

Использование музыки на занятиях по экологическому воспитанию приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.Именно поэтому я хочу представить вашему вниманию проект под названием «Экологическая музыкальная комната в детском саду», где объединятся воедино экологическое и музыкальное образование для детей, где в интересной обстановке, в игровой форме, в творческой атмосфере ребята смогут получить экологические представления через музыкальное искусство, и музыкальные знания через сравнение с явлениями окружающей среды. Этот проект является новым и единственным в своем роде.Изображение

Шаг 2. Цели и задачи.

Цель: создание специальной комнаты в детском саду, где дети смогут познакомиться с наукой экологией, используя музыкальный опыт; и с музыкой – используя экологические знания.

Задачи:

  1. Выбор места для будущей экологической музыкальной комнаты.
  2. Разработка дизайнерского проекта комнаты.
  3. Определение содержания комнаты: оборудования, материалов.
  4. Ремонтные работы (установка деревянных окон, отделка стен с использованием краски на безвредной водной основе), возможна перепланировка помещений, покупка экологической мебели из недорогой древесины (сосна, береза).
  5. Подбор экспонатов, обогащение пространства новыми обучающими материалами.
  6.  Приобретение комнатных растений (возможно, в дар), предметов дизайна.
  7. Рассмотрение возможности участия в работе комнаты родителей, всех педагогов детского сада.
  8. Выбор инициативной группы.

ШАГ 3. Разработка содержания проекта.

АВТОР: Волгушева Юлия Николаевна, музыкальный руководитель;

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: проект направлен на дошкольников 4-7 лет;

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 4 месяца: март 2013 – июнь 2013;

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Экологическая музыкальная комната в детском саду должна быть эмоционально комфортной для детей, поэтому в дизайне следует учитывать влияние цвета на психику детей.

Желтый цвет пробуждает к творчеству и активизирует желание общаться.

Зеленый цвет считается природным и помогает детям перенести нервное потрясение или стресс.

Оранжевый цвет всегда добавит энергию и вызовет интерес к новым заданиям педагога.

Голубой цвет активизирует мыслительные процессы детей.

Таким образом, в основу можно взять использовать теплых цветов в помещении, сочетание цветов также благоприятно будет действовать на самочувствие и здоровье ребенка.

Большую часть  пространства будет занимать зимний сад, зеленая витрина или цветочницы в зависимости от площади экологической комнаты. Комнатный сад требует много естественного освещения, поэтому следует располагать его вблизи больших окон. Цель разведения растений состоит в том, чтобы познакомить детей с видами и разнообразием растений, научить ухаживать за ними и привить ответственность за жизнь "зеленых". При озеленении комнаты нужно учитывать положительные и вредные свойства комнатных цветов. Например, не рекомендуется использовать монстеру, кипарис и тую - они несут отрицательную энергию, либо ядовиты. И, наоборот, одним из распространенных полезных растений является пеларгония, попросту герань. Это неприхотливое растение выделяет фитонциды, которые губительно действуют на микроорганизмы, в связи с чем риск карантина в детской группе снижается.

Следующее, что нужно учесть в дизайне - это творческие предметы в виде картинок или поделок на стене с изображением природы, животных, времен года, а также музыкальной тематики – инструменты из природного материала (дудочки, маракасы, барабаны), инструменты, имитирующие звуки природы (треугольник, металлофон, скрипка), самодельные шумовые инструменты Карла Орфа с использованием природного материала, портреты композиторов, писавших про природу (Чайковский, Дебюсси, Даргомыжский, Римский-Корсаков).

Картинки-сопоставления

В экологической музыкальной комнате должно быть несколько интересных развивающих центров:

Интерактивный мини-музей природы включает в себя КТ (мультимедийный проектор) с цифровым изображением редких природных экспонатов.

Музыкальный мини-музей – здесь расположены полки с инструментами, дидактические игры.

Центр коллекций -  замечательный источник и хранитель наглядного материала для многих видов занятий, коллекции плодов, семян, пород камней. Папка, в которой собраны изображения редких природных экспонатов. Звуки природы: лес, ветре, птицы.

Центр подводного мира – ребята познакомятся с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на           планете; диски или пластинки «Русалка» - Даргомыжский, «Лебединое озеро» - Чайковский, «Лебедь» - Сен-Санс, «У моря» - Римский-Корсаков, «Фонтан» - Рахманинов. Звуки природы: ручей, прибой, вода.

Центр русских традиций – расположены русские народные муз. инстр – ложки, трещотки… Русские народные сказки – «Курочка Ряба», «Репка».

Центр ароматерапии – ассоциации запаха и музыки (ассоциация запаха хвои с новогодними песнями-хороводами).

Центр сенсорики – ленточный дождь, сухой бассейн, песок…

Фитобар - во время отдыха от занятий детям предлагается отведать травяной полезный чай.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Ремонтные работы

1 месяц

Музыкальный руководитель, родители

2.

Сбор экспонатов, предметов дизайна

2 недели

Музыкальный руководитель

3.

Акция «Сбор аудио-, видео записей по тематическим направлениям – экология и музыка» - с родителями

2 недели

Музыкальный руководитель, родители, воспитатели

4.

Разработка перспективного плана работы экологической музыкальной комнаты

2 недели

Музыкальный руководитель

5.

Презентация Экологической музыкальной комнаты

3 дня – для средней, страшей, подготтовительной к школе групп

Музыкальный руководитель

6.

Экскурсии для детей средних, старших, подготовительных к школе групп – обзорные, тематические, научно-просветительские

2 недели

Музыкальный руководитель, воспитатели

7.

Индивидуальная работа с детьми.

2 недели

Музыкальный руководитель

8.

Мониторинг

2 недели

Музыкальный руководитель

Таким образом, экологическая комната обустраивается по стандартам экологичности строительных и отделочных материалов, с учетом разведения полезных для здоровья растений, за которыми легко ухаживать. Главная цель - привлечение интереса детей к живым организмам и получение положительных эмоций в ходе творческих музыкально-экологических занятий, развитие бережного отношения к животным и гуманизм.

Шаг 4. Смета проекта

Шаг 5. Определение ожидаемых результатов проекта, оценка эффективности.

В перспективе мы планируем получить комнату, способствующую формированию детей с новым экологическим мышлением, способных осознавать последствия своих действии по отношению к природе, с развитым восприятием прекрасного, с умением слышать музыку даже в звуках природы.

В этой комнате будет осуществляться интеграция образовательных областей с учетом ФГТ. Мы планируем ориентировать работу комнаты на тесное сотрудничество всех работников ДОУ, родителей, сотрудников ДДЮ, ДШИ, РДК.

 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

Планирование работы с детьми средней группы детского сада по экологическому воспитанию (мир растений)

В материале представлено планирование работы с детьми 4-5 лет по теме "Мир растений", направленное на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления, а также развитие исследов...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду

Экологическое образование и воспитание  дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...

Буклет для родителей "Экологические проекты в детском саду"

Документ знакомит с проектной деятельность в нашем детском саду...

Инновационный опыт «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством участия в экологической деятельности на опытном участке детского сада».

Актуальность проекта: Овощи имеют первостепенное значение в жизни человека, особенно в детском возрасте. Равноценных источников витаминов пока не найдено. Овощи имеют важное значение в обмене минераль...

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...