Главные вкладки

    Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры
    опыты и эксперименты (8 класс) на тему

    Кутьина Екатерина Владимировна

    Обычаи, традиции и обряды коренных народов  крайнего Севера как символ культурного наследия Югры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sots.proekt_obychai_traditsii_i_obryady_korennyh_narodov.docx218.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа № 3»

    ПРОЕКТ

    На тему: «Обычаи, традиции и обряды коренных народов

    крайнего Севера как символ культурного наследия Югры»

    Подготовили: Кадыкова Кристина

    Алексеева Наталья

    ученицы 8 А класса

                                                              Руководитель : Е.В Кутьина

    Нижневартовск

    2015

    ОГЛАВЛЕНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

        ГЛАВА  I . СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР ХАНТОВ И

        МАНСИ…………………………………………………………………………....4

    1. Обряды и праздники  в повседневной жизни и культуре коренных

    народов Севера ………………………………………………………….……....5-6

    1.2 Проблемы  сохранения этнических традиций………………………........7-8

         1.3 Сохранение и популяризация культурного наследия коренных народов        

          ХМАО-Югры………………………………………………………………..…..8-9

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....10

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…11

    ВВЕДЕНИЕ

    «Малочисленные Народы Севера тысячелетиями составляли коренную основу «сложения Русского народа». Россия и сегодня многолика, многоязычна! Это многоязычье в русском языке как многоцветье бриллианта, освященного мудростью генов коренных россиян… Коренные россияне из разных племен и родов тысячелетиями роднились,  вырабатывая Русский Дух стойкости и защиты… Берегите родные гены», дорогие земляки!

    Н.В Комарова

    Губернатор Ханты-Мансийского Автономного Округа -Югра

    Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра  живут коренные малочисленные народы Севера: ханты ,манси и ненцы.

    Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

    Цель: сохранение традиций малочисленных народов Севера как старейшее наследие Югорской земли

    Задачи: 

    1. Рассмотреть этнические традиции, культуру коренных малочисленных народов Севера  
    2. Исследовать проблемы  сохранения традиций народов
    3. Популяризировать культурное  наследие коренных народов  среди учащихся школ, а также  населения в целом.  
    4. Сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов

    Объект: сохранение традиций  коренных и  малочисленных народов

    Предмет: культурное наследие

    Практическая значимость: данная работа может быть использована классными руководителями при подготовке к классным часам, приуроченным к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югра

    ГЛАВА  I . СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР ХАНТОВ И МАНСИ

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является территорией преимущественного проживания таких коренных малочисленных народов Севера как ханты, манси и ненцы. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года о национальном составе населения ХМАО-Югры численность представителей КМНС на территории региона составляет:

    - ханты – 19068 человек (61,6% )

    - манси – 10977 человек (89,5% )

    - ненцы – 1438 человек (3,2% )

    В течение тысячелетий северяне развивали и доносили до наших дней своеобразную цивилизацию и вместе с тем и  первозданность северной природы. Их философия была простой, как и все гениальное. Они считали, во-первых, что все живое и неживое во вселенной едино и неразрывно связано единым началом и духом. Во-вторых, человек – маленькая песчинка во Вселенной, и окружающая его среда не простой субстрат, а чрево матери. Отсюда и постулат, что к Природе необходимо относиться, как к матери. В-третьих, все зло, нанесенное матери – природе, обратиться в трагедию для каждого человека и всего человеческого рода[2]. Эти простые истины закреплены в устных сводах эпических сказаний, неписанных правил и этноэкологических обрядах, которых придерживается до сих пор каждый истинный северянин. Согласно мировоззрениям народов севера, вся природа считается живой, одушевленной. Любой объект местности, тем более сама местность имеет свой «дух». Это духи цветущей травы, текущей воды, священного огня, гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, сделанных руками человека. Поэтому соблюдение обряда обращения к духам, задабривания славословием или заклинанием, проведение обряда кормления духов являются своеобразными нравственными уроками и правилами для всех[2].

    1.1 Обряды и праздники  в повседневной жизни и культуре коренных народов Севера

    Праздники и семейно-бытовые обряды коренных народов Севера и Сибири формировались на протяжении длительного исторического периода с учетом изменения экономических и общественных отношений. В основе праздничных обрядов, совершаемых по случаю добычи животных, лежали древнейшие мифы об умирающем и воскресающем животном. Поэтому северяне старались хорошо "встретить" убитого зверя и с почестями "проводить" его "домой".

    Каждый праздник имел культово-магическую окраску. Ритуальный смысл праздников заключался в "благодарении" животных: китов, моржей, оленей, позволивших себя убить. Особенно яркое отражение этот миф нашел в эскимосском "Празднике Кита". Чукчи совершали обряд около жирников, разжигали костры, готовили обрядовую пищу. Ритуальные действия имели религиозную и вместе с тем эстетическую направленность. Главными распорядителями праздников были шаманы и старые опытные промысловики. Принимали участие в праздниках все жители поселка, гости. Обязательной частью всех праздников были национальная борьба, спортивные состязания среди мужчин и женщин в беге, танце, таскании тяжестей, метании, прыжках, стрельбе из лука, ружья. В основе своей традиционные праздники чукчей, эскимосов, эвенов жизнеутверждающие: торжественность, красота, песни, танцы, символика вносили в их трудную жизнь разнообразие и радость.

    Праздники носили коллективный характер, в них участвовали все от мала до велика. Мероприятия, сопровождавшие праздник, были эмоциональны, имели воспитательный эффект, потому что являли собой образцы поведения, норм человеческих взаимоотношений, правил общения.

    Медвежий праздник

    Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

    Праздник возвращения солнца

    Этот праздник коряки отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться. Накануне праздника оленеводы обязательно совершали перекочевку и устанавливали стойбище на новом месте. Затем ждали приезда гостей. Это были обитатели других оленеводческих стойбищ, а также жители прибрежных поселков, морские охотники. Начинался праздник рано утром. Женщины с помощью деревянного огнива, имевшего вид человеческой фигурки, разжигали огонь. Мужчины забивали оленей. Считалось, что их приносят в жертву "тому, кто наверху" – солнцу. Голову самого крупного жертвенного оленя надевали на шест и поворачивали на восток. Кровыо оленей "кормили" огнива, а мясом угощали всех участников праздника. После обильной трапезы, которая сопровождалась пением и танцами, начинались спортивные состязания. Главным из них были гонки на оленьих упряжках.

    Прилет серой вороны

    Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
    В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.

    1.2 Проблемы  сохранения этнических традиций

    Жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера связана с суровыми климатическими условиями, поэтому проблемы сохранения традиционного уклада жизни, обычаев очень важны для составления прогнозов будущего северных народов. Поэтому проблема сохранения традиционной культуры коренных народов  привлекает к себе внимание учёных, исследователей, деятелей культуры, педагогов и др.

    Главные причины общего неблагополучия коренных малочисленных народов заключаются в том, что под влиянием рыночной экономики и нарастанием экологических проблем нарушаются основы традиционных условий хозяйствования. Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

    На сегодняшний день стоит огромная проблема  сохранности языков коренных народов. Сегодня сохранность того или иного языка рассматривают по употреблению его народом, этносом на практике: его функционирование в печати, на радио, развитием оригинальной литературы и степенью изученности (наличие академического словаря, грамматики).Сегодня на национальных языках малочисленных народностей по окружному национальному радиовещанию выходят страницы газет “Северная панорама” и “Наръяна нэрие”.

    К сожалению, сфера употребления родного языка ханты уменьшается. По переписи 1989 г., языком владели 62 % современных ханты. Языковая и экономическая политика сошлись клином: “неперспективные” деревни и школы-интернаты; закон о всеобуче и декрет о переводе на оседлый образ жизни... В поселке нового типа сошлись люди, не только говорящие на разных диалектах одного языка, но и различных национальностей; нарушилась единая языковая среда, нашелся новый язык общения - русский язык. И даже семья ханты, хранительница народного духа - заговорила между собой по-русски, так как вновь созданные институты - детские воспитательные учреждения, интернаты не жили духом народа, не хранили его язык.

    1.3 Сохранение и популяризация культурного наследия коренных народов

    ХМАО-Югры

    Ханты-Мансийский район является традиционной территорией проживания коренных малочисленных народов Севера – хантов и манси.

    Для создания условий для сохранения и дальнейшего социально-экономического и культурного развития данных народов, повышения уровня жизни коренного населения необходимо сохранение традиционного образа жизни, обрядов и традиций народов[3].

    Традиции коренных народов  являются неотъемлемой частью культуры нашего округа и представляют собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах культурного наследия.
    С целью поддержки, сохранения и популяризации культурного наследия коренных народов ХМАО-Югры необходимо:

    • сформировать систему методического и нормативно-правового обеспечения деятельности клубных формирований самодеятельного народного творчества нашего города с включением в творческие номера и постановки ритуалов, песен, традиций и обрядов народов Севера;[7]
    • создать единую базу из числа коренных жителей с творческим потенциалом с целью привлечения в организации досуговых центров с этническим уклоном;
    • провести мониторинг конкурсных мероприятий самодеятельного этнического творчества автономного округа с целью выявления базовых площадок для проведения окружных фестивалей и систематизации фестивального движения в Югре с участием коренных жителей; [11]
    • проведение в общеобразовательных организациях 11 апреля День коренных народов Севера «Мы дети Югры» с целью популяризации этнических взаимоотношений  народов;
    • возобновление туристических поездок от школьных образовательных организаций в такие места проживания коренных народов как поселок Варьеган, поселок Аган и Вампугол, с целью посещения национальных музеев[1], встречей с представителями этнической группы, участия в традиционных показательных обрядов;
    • создать совместные творческие и традиционные  проекты в рамках мероприятий проекта "Югра многоликая"
    • разработать и реализовать цикл мероприятий, способствующих созданию атмосферы взаимоуважения и межнационального согласия в Югре.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Хантыйская земля сегодня - это страна контрастов. Здесь есть такие места, где, как и много столетий назад, охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой прежний темп. Но в отдельных местах от хантыйской культуры не осталось и следа. Там на охотничьих угодьях высятся буровые вышки, а на местах рыболовных запоров установлены мощные дренажные системы. Многое из того, что являлось необходимой частью бытия, из чего состояла культура в целом, ушло безвозвратно[9]. Наша задача как детей, которые живут в Югре сохранить культуру коренных народов.

    Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Заселение Сибири и быт первых ее насельников : П. Н Буцинский, дис. д-ра наук. - Харьков, 1889.
    2. История Сибири. Г. Ф - Миллер  М,- Л., 1937.
    3. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера
    4. Народы Северо-Западной Сибири. Н. В Лукина . - Томск, 1994; Лукина, Н. В. Формирование материальной культуры ханты. - Томск, 1985
    5. Нижнее Приобье в I тыс. н. э. / Культура древних племен Приуралья и Западной Сибири. Чернецов В. Н -Томск, 1957.-С. 136-245.
    6. Новые материалы о духах-хозяевах манси / История , Н.И Новикова , археология и этнография Сибири. -Томск, 1979.
    7. Программа поддержки коренных народов Севера
    8. Путешествие в Западную Сибирь / О. Финш, А. Брэм; пер. с нем. - Репринт, изд. 1882 г. - СПб., 2009..
    9. Путешествие к хантам .  У. Т Сирелиус  - Томск, 2001.
    10. Свод мансийского фольклора. А. Регули - Б.м., 1905. Локальным особенностям в обрядности
    11. Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра до 2020 года и на период до 2030 года.

    ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

    1. Сайт поиска информации www.google.ru
    2. Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» http://torummaa.ru/ 
    3. Музей человек и природы http://www.ugramuseum.ru/ 
    4. Департамент культуры Ханты-Мансийского Автономного Округа –Югра  http://www.depcultura.admhmao.ru/wps/portal/cult/home/strategy 


    [1] Музей под открытым небом «Торум маа» в г.Ханты Мансийке ;Лянторский хантыйский этнографический музей; Музей природы и человека; Историко-художественный  музейный комплекс г.Нефтеюганск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

    Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

    Социальный проект на тему:«Ода матери»

    Формирование у детей уважительного отношения к своему дому, семье, матери и культуре взаимоотношений родителей и детей....

    Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс

    Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

    Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие", 9 класс

    Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

    Социальный проект к Юбилею Победы "Традиции моей семьи"

    Работа ученицы 7 класса Титовой Елизаветы,приуроченная к юбилею Победы. Интересна будет классным руководителям....