Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».
календарно-тематическое планирование по технологии (8 класс)
Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 класса и рассчитана на 17 учебных часов. Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства коренных народов севера Сахалина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название: Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».
ФИО автор: Заярная Татьяна Емельяновна.
Наименование образовательного учреждения: МАОУ СОШ «Синтез» пгт. Шахтерск.
Местонахождение образовательного учреждения: Сахалинская область, Углегорский район, улица Мира 15А
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 класса и рассчитана на 17 учебных часов. Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства коренных народов севера Сахалина. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою старину, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной».
Цель курса: приобщение учащихся к традициям и культуре коренных народов севера Сахалина.
Основные задачи курса:
- способствовать развитию личностной культуры учащихся;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на традициях народов севера Сахалина;
- расширить словарный запас учащихся;
- помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина» основана на единых подходах и принципах:
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
- Усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций, приготовлении пищи, изучение стихов и песен.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов.
Предполагаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по культуре коренных народов севера (нивхов) Сахалина;
- приобретут умения и навыки в процессе изготовления изделий;
- повысят интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, быту.
- выявится интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
Личностными результатами изучения курса:
− понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; − осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;
− освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами:
− способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
− владение умениями анализировать и обобщать факты, составлять простой план; − способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
− готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результатами:
− овладение основами знаний о природе, историческом пути и культурном развитии дальневосточного сообщества народов с древнейших времен до наших дней;
− развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе полученных знаний;
− преемственность исторической памяти и исторического опыта поколений, воспитание патриотизма;
− овладение опытом содружества народов в современных условиях, образцов толерантного поведения и межкультурного взаимодействия.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические | Практические |
I. | I. Культура дома коренных народов севера Сахалина. | 6 | ||
1.1. Места проживания. Быт и их основные занятия. | 1 | |||
1.2. Жилище нивхов: летнее на сваях (ке-раф) и зимнее – барак (то-раф). | 1 | |||
1.3. Изготовление зимнего жилища барака (то-раф) из бумаги (творческая работа). | 1 | |||
1.4. Обогрев жилища - железная печь (творческая работа). | 1 | |||
1.5.Обычаи и традиции. | 1 | |||
1.6.Изготовление сувенира (творческая работа). | 1 | |||
II. | II. История народного костюма нивхов. | 3 | ||
2.1. Одежда. | 1 | |||
2.2. Обувь и головные уборы. | 1 | |||
2.3. Значение вышивки на одежде. | 1 | |||
III. | III. Творчество коренных народов севера Сахалина. | 5 | ||
3.1.Стихи, писатели. | 1 | |||
3.2. Песни. | 1 | |||
3.3. Сказки, былины, предания. | 1 | |||
3.4. Приметы. | 1 | |||
3.5. Игрушки. | 1 | |||
IV. | IV. Кухня коренных народов севера Сахалина. | 3 | ||
4.1.Из истории кухни. | 1 | |||
4.2.Значение рыбы в питании. | 1 | |||
4.3. Блюда из рыбы. | 1 | |||
Итого: | 17 | 6 | 11 |
Календарно-тематическое планирование курса.
№п/п | Наименование разделов и тем
| Часы | Дата проведения | Внесение корректив |
I. Культура дома коренных народов севера Сахалина. | 6 | |||
1. | 1.1. Места проживания. Быт и их основные занятия. | 1 | ||
2 | 1.2. Жилище нивхов: летнее на сваях (ке-раф) и зимнее – барак (то-раф). | 1 | ||
3 | 1.3. Изготовление зимнего жилища барака (то-раф) из бумаги (творческая работа). | 1 | ||
4 | 1.4. Обогрев жилища - железная печь (творческая работа). | 1 | ||
5 | 1.5.Обычаи и традиции. | 1 | ||
6 | 1.6.Изготовление сувенира (творческая работа). | 1 | ||
II. История костюма нивхов. | 3 | |||
7 | 2.1. Одежда. | 1 | ||
8 | 2.2. Обувь и головные уборы. | 1 | ||
9 | 2.3. Значение вышивки на одежде. | 1 | ||
III. Творчество коренных народов севера Сахалина. | 5 | |||
10 | 3.1.Стихи, писатели. | 1 | ||
11 | 3.2. Песни. | 1 | ||
12 | 3.3. Сказки, былины, предания. | 1 | ||
13 | 3.4. Приметы. | 1 | ||
14 | 3.5. Игрушки. | 1 | ||
IV. Кухня коренных народов севера Сахалина. | 3 | |||
15 | 4.1.Из истории кухни. | 1 | ||
16 | 4.2.Значение рыбы в питании. | 1 | ||
17 | 4.3. Блюда из рыбы. | 1 | ||
Итого: | 17 |
Список учебной литературы:
1.Мир нивхов. Аавторы статьи: И. Глушакова, Е. Ниткук ; фот. С. Ковинько ; редактор О. Клокова Русский музей ; Сахалинский областной художественный музей. – Санкт-Петербург : PalaceEbitions, 2016. – 59, [1] с.
2.Национальные игры коренных малочисленных народов Севера Сахалина : практическое пособие / сост.: Н.В. Санги, Н.М. Савостин, С.Ю. Панкова, С.В. Курнаков ; Мин-во образования Сахалинской области ; ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области». – Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2016. – 52 с.
3.Черпакова, К.Я. Глубинные истоки. Современное искусство коренных народов Сахалина в собрании Сахалинского областного краеведческого музея / К.Я. Черпакова ; редкол.: Т.П. Роон, Е.А. Иконникова, Г.В. Матюшков [и др.] ; Мин-во культуры Сахалинской области ; ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». – Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2012. – 100 с..
4.Мультимедийные электронные издания 1. Жизнь лосося : мультимедийный сборник / Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг». – Южно-Сахалинск, 2010. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30547.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-432500-1420794489.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»
Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...
Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс
Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-809845-1521959323.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Зри в корень"
Повторение свойст арифметического квадратного корня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Мировая художественная культура»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-58217-1351654052.jpg)
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-740901-1701856972.jpg)
«Традиции и культура коренных народов Севера»
Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...